• Объявления

    • Виктор

      Telegram-канал   10.07.2017

      Публичный канал нашего портала в Telegram: введите @soc_rel в поиск мессенджера или в браузере перейдите по ссылке http://t.me/soc_rel
    • Serjio

      ВЫШЕЛ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ПО СОЦИОЛОГИИ РЕЛИГИИ!   06.11.2017

      ПОЗДРАВЛЯЕМ РОССИЙСКОЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ И РЕЛИГИОВЕДЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВА, КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ И ОСОБО - АВТОРА ИДЕИ И РЕДАКТОРА ПРОФЕССОРА МИХАИЛА ЮРЬЕВИЧА СМИРНОВА С ИЗДАНИЕМ! МЫ СДЕЛАЛИ ЕЩЁ ОДИН ВАЖНЕЙШИЙ ШАГ К ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИИ  НАШЕГО НАУЧНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ НАУКЕ. http://intelbook.org/2017-11-07-slovar-sotsiologii-religii/
    • Serjio

      250 пользователей нашего экспертного ресурса   02.12.2017

      Поздравляем пользователя @Roman , ставшего 250-м зарегистрированным пользователем портала!
    • Serjio

      День Рождения Ремира Александровича Лопаткина   08.12.2017

      Сегодня - День Рождения одного из старейших и авторитетнейших социологов религии в России Ремира Александровича Лопаткина! С 87-летием Вас, Мастер! Здоровья, бодрости духа и Вашей всегдашней энергии!

Serjio

Администраторы
  • Число публикаций

    3 180
  • Регистрация

  • Последнее посещение

  • Дней в топе

    314

Serjio последний раз побеждал 9 Декабря

Serjio - автор самых популярных публикаций!

Репутация

1 285 самый лучший

О Serjio

  • Звание
    Редактор
  • День рождения 13.11.1970

Контакты

  • Сайт
    http://www.socionavtika.narod.ru
  • ICQ
    0
  • Skype
    Serjio498

Информация

  • Пол
    Мужчина
  • Город
    Белгород
  • Интересы
    Социология, религия, человек.


    РИНЦ ID: 250950

    https://scholar.google.co.za/citations?user=S3mWD8YAAAAJ&hl=ru&oi=ao

    http://forel.idn.org.rs/slebedev-bio.html

    IstinaResearcherID (IRID): 22878271


    Дизайн заставки - Константин Битюгин (2000)

Недавние посетители профиля

2 477 просмотров профиля
  1. Михаила знаю. Юлия Юрьевна нас знакомила. Интересный человек, и высказывает интересные мысли.
  2. Библейско-богословский институт св. апостола Андрея приглашает на международную конференцию: "РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ В ПОСТСЕКУЛЯРНОМ ОБЩЕСТВЕ" (13-14 декабря, Москва, ул. Покровка, 27, стр. 1, КЦ "Покровские ворота") В ходе конференции будут рассмотрены различные аспекты современного религиозного сознания, а также место и роль религии в постсекулярном обществе. ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ 13 декабря, среда 09:30-09:45 Регистрация участников 09:45-10:15 Открытие конференции • Жан-Франсуа Тири, директор КЦ «Покровские ворота» • Алексей Бодров, ректор ББИ • Катя Толстая, директор INaSEC • Приветствия гостей Сессия 1. Ведущий: Алексей Бодров 10:15-11:00 Фаддей Барнас. Религиозное сознание: недавние исследования некоторых социологов в Европе и Северной Америке 11:00-11:30 Гайсберт ван ден Бринк. Дух Бога и природный мир: как теория эволюции влияет на наше религиозное сознание 11:30-12:00 Кофе Сессия 2. Ведущий: 12:00-12:30 Катя Толстая. Формирование религиозного сознания в постсекулярных обществах посредством выхода за пределы этического взгляда: крайняя дегуманизация как указатель необходимости начать с богословской антропологии и онтологии 12:30-13:00 Елена Степанова. Религия и мораль: столкновение дискурсов 13:00-13:20 Максим Переславцев. Христианская этика в постсекулярном обществе в интерпретации Джона Милбанка 13:30-15:00 Обед Сессия 3. Ведущий: 15:00-15:30 Светлана Коначева. Религия «по ту сторону», «до» и «после» религии: анатеизм в современной феноменологической герменевтике 15:30-15:50 Александр Кольцов. На пути к постсекулярному: философская феноменология религии как преодоление религиозного кризиса модерна 15:50-16:10 Дмитрий Коровин. Христос или «американский бог»? Критика протестантизма в США в работах Стэнли Хауэрваса 16:10-16:40 Кофе 16:40-17:40 Панельная дискуссия «Религиозное сознание в постсекулярном обществе»: Фаддей Барнас, Гайсберт ван ден Бринк, Катя Толстая, Светлана Коначева. Модератор: Елена Степанова 18:00 Презентация новых книг издательства ББИ 14 декабря, четверг Сессия 1. Ведущая: Ирина Языкова 10:00-10:30 Давор Джалто. Как быть христианином (в «постсекулярном» обществе)? 10:30-11:00 Роман Лункин. Религиозные институты в постсекулярном обществе: рост влияния в условиях демократии 11:00-11:30 Борис Кнорре, Татьяна Хариш. Этические и психологические основания современной православной диаконии как феномен постсекулярного самоопределения Русской православной церкви 11:30-12:00 Кофе Сессия 2. Ведущая: Катя Толстая 12:00-12:30 Виктор Шнирельман. Православие или смерть: православные фундаменталисты в действии 12:30-13:00 Сергей Чапнин. Радикализация православных: болезнь одиночек или системный кризис? 13:00-13:30 Алексей Зыгмонт. «Христианское государство»: обманчивая тень православного халифата 13:30-14:30 Обед Сессия 3. Ведущий: 14:30-15:00 Дмитрий Матвеев. Характерные типы обращения к религии в посттрадиционном урбанизированном обществе (на российских примерах) 15:00-15:30 Ольга Михельсон. Постсекуляризм и новые формы религиозности. К вопросу о сакрализации популярного 15:30-15:50 Николай Поляков. Рок-музыка как источник религиозности в постсекулярном обществе 15:50-16:10 Татьяна Фолиева. Религиозная деконверсия: концепция и стили 16:10-16:40 Кофе Сессия 4. Ведущий: 16:40-17:10 Джордж Харинк. Два голландских кальвинистских путешественника о культурном влиянии религиозного сознания в русском православии 17:10-17:40 Вера Поцци. Ключевые понятия традиционного христианского сознания в современном прочтении Ольги Седаковой 17:40-18:10 Олег Бреский. Преподавание права в духовных школах 18:10-18:30 Елена Федотова. Библия как объект религиозного сознания в период постсекуляризма 18:30-19:00 Кофе 19:00-20:00 Круглый стол «Радикализация православия». Модератор: Сергей Чапнин
  3. Нижегородская государственная медицинская академия Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского _________________________________ Всероссийская научная конференция с международным участием (21 апреля 2017 г. – Нижний Новгород – 22 апреля 2018 г.) ________________________________________________ ТЕМА: В МЫСЛЯХ О СВОЕВРЕМЕННОМ И ИНОМ (К 150-летию со дня рождения М. Горького) Основные направления конференции: 1. Мировоззренческие искания М. Горького в контексте отечественной и мировой культуры. 2. Горькая правда жизни и достоинство человека. 3. Маршрутами «буревестника революции»: исторические ретроспекции. 4. Социалистический реализм в спектре реалистических практик осмысления бытия. 5. Интеллигенция: от «наследственной» нерешительности к уверенности в себе. 6. Суверенность России в пограничье Запада и Востока. 7. М. Горький в культурной географии страны (столицы и провинция). Приглашаем в родной город великого Писателя и Гражданина историков, философов, филологов, культурологов, политологов, социологов и всех заинтересованных исследователей. Заявку на участие (Ф.И.О., ученая степень и звание, место работы, должность, почтовый адрес, телефон) и материалы доклада в электронном виде просим присылать до 16 февраля 2018 г. по электронному адресу rusokonfnn@yandex.ru В течение 5 дней Оргкомитет рассматривает Ваши материалы, информирует Вас и в случае их включения в Программу и Сборник высылает Вам предложение об оплате оргвзноса (600 руб.). Требования к оформлению доклада (в соответствии с правилами научной электронной библиотеки РИНЦ) Объем – до 7 страниц. Параметры страницы: шрифт Times New Roman, все поля по 2,5 см, междустрочный интервал – полуторный, размер шрифта – 14, абзацный отступ – 1,25 см, выравнивание – по ширине страницы. Указать перед текстом: Тематический рубрикатор статьи: УДК (в верхнем левом углу). Классификатор УДК см.: (http://teacode.com/online/udc/) Название материала (по центру, заглавными буквами на русском и английском языках). Ф.И.О., ученое звание, ученая степень, должность, название организации по центру (на русском и английском языках), E-mail. Краткая аннотация (не более 400 знаков) и ключевые слова (4–6 слов) (форматирование по ширине страницы) (на русском и английском языках). Номера страниц и переносы не ставятся. Оформлять ссылки следует в тексте в квадратных скобках на соответствующий источник из списка литературы [1, с. 252] в конце предложения перед точкой. Использование автоматических постраничных ссылок не допускается. Нумерованный список литературы приводится в конце статьи. Список литературы следует оформлять в алфавитном порядке в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1–2003. В списке должны быть только те источники, на которые есть ссылки в тексте. Сборнику материалов присваиваются международные индексы ISBN, УДК, ББК. Материалы сборника предполагается разместить в научной электронной библиотеке «Российский индекс научного цитирования» (РИНЦ). Образец оформления: УДК 908 НАЗВАНИЕ СТАТЬИ (на русском языке) Петров Иван Иванович Кандидат исторических наук, старший преподаватель, кафедра социально-гуманитарных наук, Нижегородская государственная медицинская академия (603005, Российская Федерация, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, пл. Минина и Пожарского, д. 10/1. Тел.: 8-831-419-98-20). E-mail: petrov@mail.ru [1 пустая строка] Аннотация (на русском языке). Ключевые слова (на русском языке). [1 пустая строка] НАЗВАНИЕ СТАТЬИ (на английском языке) Ivan Ivanovich Petrov PhD in History, Senior Lecturer, Social Science and Humanities Department, Nizhny Novgorod State Medical Academy 10/1, Minin Sq., Nizhny Novgorod 603005 RUSSIA [1 пустая строка] Аннотация (на английском языке). Ключевые слова (на английском языке). [1 пустая строка] Текст. Текст. Текст. Текст. Текст. Текст. Текст. Текст [3, с. 53]. Текст. Текст. Текст. Текст [2]. Текст. Текст. Текст. Текст. Текст [4, л. 11]. Текст. Текст. Текст [5, с. 9]. Текст. Текст. Текст. Текст. Текст. Текст [1, с. 104]. [1 пустая строка] Список литературы 1. Фатенков, А.Н. О социальной революции в ракурсе ее причин и оснований / А.Н. Фатенков // Русская революция и современный мир: материалы Всероссийской научной конференции с международным участием (Нижний Новгород, 22–23 апреля 2017 г.). В 2 ч. – Н.Новгород: Издательство Нижегородской государственной медицинской академии, 2017. – Ч. 1. С. 98–105. 2. Глазьев, С.Ю. Развитие российской экономики в условиях глобальных технологических сдвигов / С.Ю. Глазьев. – URL: http://spkurdyumov.ru/economy/razvitie-rossijskoj-ekonomiki/. – Дата обращения: 08.01.2018. 3. Панфилова, Т.В. Невеселые размышления по поводу проявлений постмодернизма в нашей жизни / Т.В. Панфилова // Философия и общество. – 2017. – № 1. – С. 48–60. 4. Центральный архив Нижегородской области (далее – ЦАНО). – Ф. 61. Оп. 1. Д. 21. 5. Суматохина, Л.В. М. Горький и писатели Сибири: монография / Л.В. Суматохина. – М.: Инфра-М, 2018. – 237 с. Оргкомитет оставляет за собой право отклонить материалы, присланные после 16 февраля, не отвечающие тематике, научному статусу конференции и требованиям к оформлению. Контакты: Нагорных Ольга Станиславовна (8 920 253 03 55, 8(831) 413 03 55), Грехов Александр Васильевич (8 (831) 465 47 40), Фатенков Алексей Николаевич ( ksf@fsn.unn.ru ). ОРГКОМИТЕТ P.S. Информационное письмо № 2 (об оплате оргвзноса), Информационное письмо № 3 (Рабочая программа конференции и официальное приглашение) будут высылаться дополнительно на Ваш электронный адрес.
  4. Учёные из России, Белоруссии и Германии обсудили «образ» религии в современной науке и образовании 30 ноября – 1 декабря 2017 г. на базе Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева состоялась Международная научно-практическая конференция «Образ религии: религиозное образование в многообразии религиозных культур». Соучредителями конференции выступили Фридрих-Александр-Университет Эрлангена-Нюрнберга (ФРГ), Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (г. Москва), Институт теологии имени св. Мефодия и Кирилла Белорусского государственного университета (г. Минск), Русская христианская гуманитарная академия (г. С.-Петербург) и АНО «Центр этнорелигиозных исследований» (г. С.-Петербург). Участниками конференции стали ученые из России, Белоруссии, Германии. Открыла конференцию зав. кафедрой религиоведения и теологии ОГУ им. И.С. Тургенева Человенко Т.Г., отметившая не только научную, но и социальную значимость предложенных для обсуждения проблем. С приветственными словами выступили проректор по научно-технологической деятельности и аттестации научных кадров ОГУ имени И.С. Тургенева Радченко С.Ю., член Комиссии Министерства образования и науки РФ по дополнительному профессиональному образованию, руководитель Управления развития образовательных программ ОЦАД Теплых Г.И., начальник отдела профессионального образования и науки Управления профессионального образования и воспитательной работы Департамента образования Орловской области Адаева Т.В., проректор по науке Института теологии Белорусского государственного университета Шатравский С.И. От Орловской митрополии с приветственным словом обратился зам. председателя отдела религиозного образования и катехизации, докторант ОЦАД прот. Марк Боронтов. Работа конференции строилась по трем проблемным блокам: образ религии в гуманитарных и общественных науках; настоящее и будущее религиозного образования в России и за рубежом; культурно-цивилизационное измерение религии, раскрывающее её образ в той или иной конфессии и культуре, межкультурном взаимодействии. В ходе рассмотрения вопросов первого проблемного блока с докладами выступили такие известные учёные-религиоведы, как Астапов С.Н., Смирнов М.Ю., Человенко Т.Г., Рупова Р.М., Петрунин В.В. и др., которые уделили особое внимание экспликации предметной области современного отечественного религиоведения, проблемам демаркации теологического и религиоведческого знания. Особо отмечалось, что современное религиоведение в силу трансформаций, происходящих в науке и обществе, становится пространством взаимодействия дискурсов, в том числе теологического и метафизического характера. Второй проблемный блок был представлен докладами Аринина Е.И., Шатравского С.И., Метлика И.В., Жданова В.В., Новикова Д.В., Лебедева С.Д. и др., которые были посвящены анализу отечественного опыта религиозного образования, а также вопросам преподавания религиозных дисциплин в Белоруссии и Германии. Докладчики отмечали большие возможности образования, изучающего религиозные культуры народов и цивилизаций, для формирования не только компетенций, но и для реализации личностного подхода к образованию, поскольку развитие последнего является сегодня актуальной проблемой и для профессиональной деятельности педагога, и для функционирования всей системы отечественного образования в целом. Третий проблемный блок, представленный докладами прот. А. Пелина, прот. М. Боронтова, Комовой М.А., Пашко М.Г., Королёва Ю.А., Сухорукова В.В. и др., был сфокусирован на образе религии в культурно-цивилизационном измерении, в рамках которого были рассмотрены вопросы межконфессионального диалога, проблемы экспертной оценки христианских реликвий, медийные аспекты присутствия религии в публичной сфере. Во второй день конференции состоялось обсуждение проекта резолюции научного форума, где были сформулированы рекомендации для успешного развития теологии и религиоведения в системе высшего образования России. В этот же день Метлик И.В., зав. лабораторией развития и воспитания и социализации детей Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, участвовал в работе круглого стола «Проблемы и перспективы развития духовно-нравственного образования в современном образовательном пространстве региона», организованном для учителей, преподающих в школах «Основы религиозных культур и светской этики». Круглый стол состоялся в Духовном Православном центре «Вятский Посад», в рамках которого с этого года начала свою работу Православная гимназия во имя преп. Алексия, Человека Божьего. Таким образом, Международная научно-практическая конференция «Образ религии: религиозное образование в многообразии религиозных культур», внесла большой вклад в осмысление парадигмы социального партнёрства государства и традиционных религий, стала значимым событием в научной – теолого-религиоведческой – жизни России. Конференция продолжила цикл научных мероприятий, проводимых кафедрой религиоведения и теологии ОГУ им. И.С. Тургенева на протяжении ряда лет, в числе которых Международная научно-практическая конференция «Социальное учение Церкви и современность» (2011 г.); Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Православие и современность: проблема секуляризма и постсекуляризма» (2012 г.); Всероссийский симпозиум «Религия как фактор этнокультурной и национально-государственной идентичности» (2016 г.). Конференция послужила развитию взаимопонимания различных культур и конфессий, прояснив сложные вопросы этноконфессионального характера, подняла вопросы образования и воспитания детей и молодёжи в духе любви, дружбы, милосердия и уважения друг к другу, т.е. в духе тех фундаментальных ценностей, которые имеют общечеловеческое нравственное значение и служат сохранению человеческой цивилизации. В тоже время этот международный форум послужил укреплению научных связей между ОГУ им. И.С. Тургенева и ОЦАД им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, направленных на межведомственное сотрудничество в деле развития университетского теологического образования в России. https://www.facebook.com/groups/1454086364661426/permalink/1727552730648120/?notif_id=1512342965860335&notif_t=tagged_with_story
  5. Энциклопедический словарь социологии религии Энциклопедический словарь социологии религии / Под редакцией М. Ю. Смирнова. — СПб.: Платоновское философское общество, 2017. — 508 с. ISBN 978-5-9909527-7-5 «Энциклопедический словарь социологии религии» является коллективным проектом большой группы российских и зарубежных исследователей религии, объединённых по инициативе Исследовательского комитета «Социология религии» Российского общества социологов. Среди участников специалисты в области социологии религии из 18 стран Европы, Азии и Северной Америки. Более 420 статей словаря содержат описание научных теорий и терминологии по социологии религии, представлен широкий диапазон дискуссий, отражена деятельность наиболее авторитетных зарубежных и отечественных ученых и исследовательских организаций в области социологического изучения религий. Показан основной спектр имеющихся подходов, включая полемические трактовки различных вопросов социологии религии. Статьи снабжены краткой библиографией. Особое внимание в словаре уделено методологии, методикам и практике эмпирических и прикладных социологических исследований религии, что делает энциклопедический словарь важным подспорьем в полевой работе социологов религии. Словарь является уникальным, не имеющим аналога в российской научной литературе специализированным изданием по социологии религии. Он предназначен для исследователей религии, может применяться в образовательном процессе высшей школы при изучении социологических и религиоведческих дисциплин, а также будет полезен для всех интересующихся проблемами религии и общества. Ответственный редактор: д-р соц. наук М. Ю. Смирнов Научный совет: д-р соц. наук И. Г. Каргина, канд. соц. наук С. Д. Лебедев, канд. филос. наук Р. А. Лопаткин, д-р полит. наук М. М. Мчедлова, канд. филос. наук Е. Д. Руткевич, д-р филос. наук Р. В. Светлов, д-р соц. наук М. Ю. Смирнов, д-р филос. наук И. Н. Яблоков Авторский коллектив: Россия: Антонова О. И., Аринин Е. И., Астахова А. С., Астахова Л. С., Белова Т. П., Богатова О. А., Бухараев Я. В., Васильева Е. Н., Веремчук В. И., Воробьёва М. В., Гараджа В. И., Гнатюк О. Л., Гришаева Е. И., Давыдов И. П., Давыдов О. Б., Данненберг А. Н., Дубограй Е. В., Жеребятьев М. А., Иванов Ю. Н., Игнатьев А. А., Каргина И. Г., Клинецкая Н. В., Колкунова К. А., Кублицкая Е. А., Кырлежев А. И., Латышева Ж. В., Лебедев С. Д., Лещинский А. Н., Лопаткин Р. А., Лункин Р. Н., Медведева К. С., Митрофанова А. В., Мирошникова Е. М., Мчедлова М. М., Орланов Г. Б., Островская Е. А., Паутова Л. А., Пахомов С. В., Пелевина О. В., Писманик М. Г., Пронина Т. С., Пруцкова Е. В., Руткевич Е. Д., Рыйгас Е. В., Рязанова С. В., Саватеев А. Д., Сафронов Р. О., Сгибнева О. И., Силаева З. В., Смирнов М. Ю., Сторчак В. М., Тощенко Ж. Т., Трофимов С. В., Узланер Д. А., Уфимцева Е. И., Фёдорова М. В., Фолиева Т. А., Хухарева О. Н., Шаронова С. А., Элбакян Е. С., Юрьев М. С., Яблоков И. Н. Азербайджан: Али-заде А. А., Самедов Э. Армения: Давтян А. В. Белоруссия: Алейникова С. М., Бреская О. Ю., Карасёва С. Г., Кутузова Н. А., Новик И. М., Русецкая В. И., Шкурова Е. В. Великобритания: Баркер А., Дэйви Г. Германия: Пикель Г. Грузия: Качкачишвили Я., Нижарадзе Г. Испания: Бойер П. К. Италия: Паче В., Феррари С. Казахстан: Байтенова Н. Ж., Демеуова А. А., Рысбекова Ш. С. Кыргызстан: Иванова И. И. Латвия: Круминя-Конькова С., Рунце И. Польша: Боровик И. США: Грим Б. Д., Дэвис Д. Украина: Богдан Е. В., Киселев О. С., Колодный А. Н., Филипович Л. А. Франция: Русселе К. Хорватия: Зринчак С. Япония: Такахаши С. Переводы: Медведева К. С., Мирошникова Е. М., Мчедлова М. М., Рахманин А. Ю., Руткевич Е. Д., Сафронов Р. О., Стрункина Е. С., Фолиева Т. А. Издание осуществлено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований по проекту № 17-03-16046, не подлежит продаже © Коллектив авторов, 2017 © МОО «Платоновское философское общество», 2017 УКАЗАТЕЛЬ СТАТЕЙ Агностик — 9 Адепт — 9 Аквавива (Acquaviva) Сабино (р. 1927) — 9 Аммерман (Ammerman) Нэнси Тэйтом (р. 1950) — 10 Антиклерикализм — 11 Антикультовое движение — 11 Асад (Asad) Талал (р. 1933) — 12 Атеизм — 13 Атеист — 16 Аудиторный культ — 16 Бабосов Евгений Михайлович (р. 1931) — 16 Байер (Beyer) Питер Фридрих (р. 1949) — 17 Байнбридж (Bainbridge) Уильям Симс (р. 1940) — 17 Балтанов Равиль Губайдуллович (1927–1998) — 18 Баркер (Barker) Айлин (р. 1938) — 18 Баума (Bouma) Гэри (р. 1942) — 19 Беккер (Becker) Говард Пол (1899–1960) — 19 Бекфорд (Beckford) Джеймс Артур (р. 1942) — 21 Белла (Bellah) Роберт Нилли (1927–2013) — 21 Белл (Bell) Даниел (1919–2011) — 23 Бергер (Berger) Питер Людвиг (1929–2017) —24 Блэйзи (Blasi) Энтони (р. 1946) — 27 Богардус (Bogardus) Стефен Эмори (1882–1973) — 27 Богослужение —28 Боровик (Borowik) Ирена (р. 1956) — 28 Бромли (Bromley) Дэвид (р. 1941) — 29 Булгаков Сергей Николаевич (1871–1944) —30 Бурдье (Bourdieu) Пьер (1930–2002) — 32 Бэйли (Bailey) Эдвард (р. 1935) — 33 Вах (Wach) Иоахим (1898–1955) — 34 Введенский Алексей Иванович (1861–1913) — 36 Вебер (Weber) Максимилиан (Макс) Карл Эмилий (1864–1920) — 37 Вера религиозная — 40 Вернакулярная религия —42 Верование — 43 Вероисповедание — 45 Веротерпимость — 47 Верующий — 47 Вершер (Verscheure) Жак (1913–1987) — 50 Виртуальные религиозные сообщества — 50 Власть религиозная — 51 Вольфсон Семён Яковлевич (1894–1941) — 51 Вуайе (Voye) Лилиан (р. 1938) — 53 Вуд (Wood) Джеймс (р. 1933) — 53 Галлахер (Gallagher) Ральф (1896–1965) — 53 Гараджа Виктор Иванович (р. 1929) — 54 Гарет (Garrett) Уильям (р. 1940) — 54 Гирц (Geertz) Клиффорд (р. 1926) — 55 Глобализация и религия — 56 Глобальные перспективы религии — 62 Глок (Glock) Чарльз (р. 1919) — 64 Государственная религия — 66 Гражданская религия — 67 Гражданское общество и религия — 71 Грили (Greeley) Эндрю Морэн (1928–2013) — 72 Группа религиозная — 74 22-й исследовательский комитет Международной социологической ассоциации — Социология религии(International Sociological Association’s Research Committee 22 — Sociology of Religion. 1970) — 76 Движение религиозное — 76 Девиация религиозная — 77 Действия религиозные — 78 Демерат (Demerath) Николас Джей (р. 1936) — 79 Деноминация — 79 Деприватизация религии — 80 Депривация и религия — 84 Дерош (Desroche) Анри (1914–1994) — 85 Десакрализация — 86 Десекуляризация — 86 Джонсон (Johnson) Гай Бентон мл. (р. 1928) — 87 Доббелер (Dobbelaere) Карел (р. 1933) — 87 Дэвидсон (Davidson) Джеймс (р. 1942) — 89 Дэйви (Davie) Грейс (р. 1946) — 90 Дюркгейм (Durkheim) Эмиль (1858–1917) — 90 Жертвоприношение в религиях — 92 Зарубежная научная периодика по социологии религии — 93 Зиммель (Simmel) Георг (1858–1918) — 84 Идентичность религиозная — 95 Иерархия религиозная — 102 Иерократия — 103 Иерофания — 103 Измерения религиозности — 103 Инглхарт (Inglehart) Рональд Франклин (р. 1934) —107 Индекс воцерковленности (В-индекс) — 108 Индекс государственного регулирования религиозного разнообразия — 109 Индексы религиозного разнообразия — 109 Индикаторы религиозности — 110 Индифферентизм в отношении к религии — 110 Институционализация религии — 110 ИНФОРМ (INFORM) — 113 Исследовательские организации социологии религии в России — 114 Исследовательские организации социологии религии за рубежом — 116 Йингер (Yinger) Джон Милтон (1916–2011) — 117 Казанова (Casanova) Хосе (р. 1951) — 118 Кайуа (Caillois) Роже (1913–1978) — 120 Карго-культ — 121 Кареев Николай Иванович (1850–1931) — 122 Квазирелигия — 123 Келли (Kelley) Дин (1926–1997) — 124 Киберрелигия — 124 Клерикализм — 125 Клибанов Александр Ильич (1911–1994) — 125 Клиентурный культ — 126 Кобецкий Владимир Дмитриевич (1934–2014) —127 Ковалевский Максим Максимович (1851–1916) —128 Кокс (Cox) Харви Галлахер (р. 1929) — 129 Колеблющийся в отношении к религии — 131 Колодный Анатолий Николаевич (р. 1937) — 133 Коллеж социологии (Le College de Sociologie) — 134 Коммуникативная функция религии — 135 Коммуникация религиозная — 135 Конверсия религиозная — 136 Конвертит — 139 Конт (Comte) Огюст (1798–1857) — 139 Конфессионализм — 141 Конфессиональный подход в социологии религии — 141 Конфессия — 141 Конфликт религиозный — 142 Концепции «веры без принадлежности» и «замещающей религии» — 144 Концепция «диффузной религии» — 146 Концепция «живой религии» — 146 Концепция «имплицитной религии» — 147 Концепция «лоскутной религии» — 148 Концепция «невидимой религии» — 148 Концепция «популярной религии» — 149 Концепция «публичной религии» — 150 Концепция религиозной ситуации — 150 Концепция «религиозных ниш» — 151 Концепция «светской религии» — 153 Крипторелигиозность — 153 Культ религиозный — 154 Культ святых — 157 Культовое движение — 158 Культура религиозная — 158 Лаицизм — 159 Ле Бра (Le Bras) Габриэль (1891–1970) — 160 Левада Юрий Александрович (1930–2006) — 163 Леви-Строс (Levy-Strauss) Клод (1908–2009) — 164 Лейн (Lane) Ральф (р. 1923) — 165 Леклерк (Leclercq) Жак (1891–1971) — 165 Леман (Lehman) Эдуард (р. 1931) — 165 Ленски (Lenski) Герхард (р. 1924) — 166 Лидерство религиозное — 167 Лискано (Lizcano) Мануэль (1921–2004) — 168 Лонг (Long) Теодор Эдуард (р. 1944) — 169 Лопаткин Ремир Александрович (р. 1930) — 169 Лофлэнд (Lofl and) Джон (р. 1936) — 170 Лукачевский Александр Тимофеевич (1893–1937) —171 Лукман (Luckmann) Томас (1927–2016) — 171 Луман (Luhmann) Никлас (1927–1998) — 173 Макгуайр (McGuire) Мередит (р. 1944) — 174 Макнамара (McNamara) Патрик (р. 1929) — 175 Макросоциология религии — 176 Максимов Сергей Васильевич (1831–1901) — 176 Манхейм (Mannheim) Карл (1893–1947) — 176 Маргинальные группы в религиозных объединениях — 178 Маркеры религиозные — 178 Маркс (Marx) Карл Генрих (1818–1883) — 179 Мартин (Martin) Дэвид (р. 1929) — 180 Маторин Николай Михайлович (1898–1936) — 181 Мегацеркви — 181 Медитация — 182 Международное общество социологии религии (Societe Internationale de Sociologue des Religions/The International Society for the Sociology of Religion (SISR/ISSR). 1948) — 182 Меншинг (Mensching) Густав (1901–1978) — 183 Меньшинство религиозное — 184 Места поклонения в религиях — 184 Методы исследования в социологии религии —185 Микросоциология религии — 188 Мирское — 188 Миссионерство — 188 Мистицизм — 189 Мистическое сообщество — 190 Митрохин Лев Николаевич (1930–2005) — 191 Мифология социальная — 192 Мифоритуальное сознание — 194 Михайловский Николай Константинович (1842– 1904) — 194 Модели отношений государства и религиозных объединений — 196 Модернизм религиозный — 198 Молитва — 198 Монашество — 200 Мосс (Mauss) Марсель (1872–1950) — 201 Мчедлов Михаил (Миран) Петрович (1928–2007) —203 Народная религия — 204 Неверующий — 204 Неденоминированные церкви — 204 Нельсен (Nelsen) Харт (р. 1938) — 205 Нельсон (Nelson) Бенджамин (1911–1977) — 206 Неофит — 207 Нести (Nesti) Арнальдо (р. 1932) — 207 Нетрадиционная религия — 208 Нибур (Niebuhr) Ричард Хельмут (1894–1962) —208 «Новая парадигма» в социологии религии — 209 Новые религиозные движения — 211 О’Ди (O’Dea) Томас (1915–1974) — 212 Оболенский Леонид Егорович (1845–1906) — 214 Обряд религиозный — 214 Обрядоверие — 215 Обряды перехода — 215 Община религиозная — 217 Обычай религиозный — 217 Оккультизм — 218 Операционализация понятий в социологии религии — 218 Опросы общественного мнения на темы религии в России — 219 Опросы общественного мнения на темы религии за рубежом — 221 Освящение — 222 Основные элементы религии — 222 Паломничество — 223 Парето (Pareto) Вильфредо (1848–1923) — 223 Парсонс (Parsons) Толкотт (1902–1979) — 225 Пацифизм религиозный — 226 Пивоваров Виктор Григорьевич (1932–1994) — 228 Пивоварский (Piwowarski) Владислав (1929– 2001) — 229 Пилларизация — 229 Писманик Матвей Григорьевич (р. 1930) — 230 Плюрализм религиозный — 230 Позитивизм в социологии религии — 231 Полевые исследования в социологии религии —232 Поликонфессиональность — 233 Политизация религии — 233 Последователь религии — 234 Пост в религиях — 234 Постулат о «консервативных церквях» — 236 Потребности религиозные — 236 Праздники религиозные — 237 Практикующий верующий — 237 Предписания религиозные — 237 Прелиминарий — 238 Приватизация веры — 238 Приватизация религии — 239 Прикладная социология религии — 239 Принцип исключенного трансцендентного — 241 Приход — 242 Прихожане — 243 Прозелитизм — 243 Прокошина Екатерина Сергеевна (1927–2006) —244 «Промывания мозгов» теория — 245 Проповедь в религиях — 245 Профанное — 246 Пругавин Александр Степанович (1850–1920) —246 Путинцев Фёдор Максимович (1899–1947) — 247 Пучков Павел Иванович (1930–2008) — 247 Радикализм религиозный — 248 Рейс (Reiss) Пол (р. 1930) — 249 Религиоведение — 249 Религиозная модель общества — 252 Религиозная общность — 252 Религиозная организация — 253 Религиозная принадлежность — 253 Религиозная ситуация — 254 Религиозная социология — 255 Религиозное взаимодействие (интеракция) — 256 Религиозное воспитание — 257 Религиозное образование — 258 Религиозное объединение — 260 Религиозное сознание — 261 Религиозное сообщество — 262 Религиозно-мифологический комплекс в общественном сознании — 262 Религиозность — 267 Религиозные институты — 273 Религиозные отношения — 275 Религиозные практики — 277 Религиозный инклюзивизм — 278 Религиозный образ жизни — 278 Религиозный опыт — 279 Религиозный фактор — 279 Религиозный эксклюзивизм — 280 Религия — 280 Религия в структурах повседневности — 284 Религия и военная служба — 286 Религия и гендер — 288 Религия и здравоохранение — 290 Религия и Интернет — 291 Религия и молодежь — 293 Религия и образование — 294 Религия и политика — 296 Религия и право — 298 Религия и семья — 300 Религия и социальная интеграция — 302 Религия и спорт — 302 Религия и труд — 304 Религия и экономика — 305 Религия как социальная подсистема — 306 Рендторф (Rendtorff ) Труц (р. 1931) — 307 Ритуал религиозный — 308 Рифф (Rieff ) Филипп (1922–2006) — 309 Рих (Rich) Артур (1910–1992) — 311 Ричардсон (Richardson) Джеймс (р. 1941) — 312 Роббинс (Robbins) Томас (р. 1943) — 313 Робертсон (Robertson) Роланд (р. 1938) — 314 Росс (Ross) Ева Дженни (1903–1970) — 315 Российская научная периодика по социологии религии — 315 Руткевич Елена Дмитриевна (р. 1949) — 317 Руф (Roof) Уэйд Кларк (р. 1939) — 318 Рэдклифф-Браун (Radcliff e-Brown) Альфред Реджинальд(1881–1955) — 319 Сакрализация — 320 Сакральная география — 320 Сакральное — 321 Сапрыкин Владимир Александрович (р. 1935) —322 Светское — 323 Светское государство — 323 Светскость — 324 Свидетельствование религиозное — 324 Свобода совести — 324 Свэнсон (Swanson) Гай (1922–1995) — 326 Священное — 327 Сектантство религиозное — 329 Секуляризация — 334 Секуляризм — 337 Секулярность — 337 Семёнов Валентин Евгеньевич (р. 1942) — 337 Синелина Юлия Юрьевна (1972–2013) — 338 Синкретизм религиозный — 338 Служители религиозного культа — 340 Смелзер (Smelser) Нейл (р. 1930) — 340 Сорокин Питирим Александрович (1889–1968) —341 Социализация религиозная — 343 Социальная деятельность религиозных объединений — 345 Социальная мобильность в религиях — 347 Социальность религии — 348 Социальное служение в религиях — 348 Социальные доктрины религиозных организаций — 350 Социография религии — 355 Социология духовности — 355 Социология и религия в дореволюционной России — 359 Социология религии в Австралии — 360 Социология религии в Великобритании — 361 Социология религии в Германии после 1945 г. —362 Социология религии в Испании — 364 Социология религии в Италии — 365 Социология религии в Китае — 367 Социология религии в Российской Федерации —368 Социология религии в Советском Союзе — 370 Социология религии в Соединенных Штатах Америки — 373 Социология религии в странах Африки — 379 Социология религии в странах Северной Европы — 383 Социология религии в странах Центральной и Восточной Европы после 1989 г. — 384 Социология религии в странах Центральной и Южной Америки — 386 Социология религии в Японии — 389 Социология религии во Франции после 1945 —391 Социология религии на постсоветском пространстве(Беларусь, Украина, страны Прибалтики, страны Закавказья, Казахстан, Кыргызстан) — 393 Социология свободомыслия и атеизма — 404 Спенсер (Spenser) Герберт (1820–1903) — 405 Старк (Stark) Родни (р. 1934) — 406 Статистика религий — 407 Стигматизация — 411 Струмилин Станислав Густавович (1877–1974) —411 Суеверие — 412 Танчер Владимир Карлович (1915–1998) — 413 Тауни (Tawney) Ричард Генри (1880–1962) — 413 «Тезис Вебера» — 414 Тейлор (Taylor) Чарльз Маргрейв (р. 1931) — 415 Теократия — 416 Теоретическая социология религии — 420 Теории постсекулярного общества — 421 Теории секуляризации — 422 Теория рационального выбора религии — 424 Теория религиозных сект (Р. Старк и У. Байнбридж) — 426 Тепляков Митрофан Кузьмич (1915–1981) — 426 Терроризм и религия — 427 Тённис (Tonnies) Фердинанд (1855–1936) — 428 Тимашев Николай Сергеевич (1886–1970) — 429 Типология отношения к религии — 431 Типология религий — 436 Типология религиозных объединений — 438 Толерантность религиозная — 442 Томни (Tamney) Джозеф Бернард (р. 1933) — 444 Тощенко Жан Терентьевич (р. 1935) — 444 Традиционная религия — 445 Традиция религиозная — 446 Транснациональные коммуникативные сети религиозных идеологий — 447 Трансформация религиозных сообществ — 449 Трёльч (Troeltsch) Эрнст (1865–1923) — 450 Туризм религиозный — 541 Угринович Дмитрий Модестович (1923–1990) —452 Уилсон (Wilson) Брайэн (1926–2004) — 452 Уитноу (Wuthnow) Роберт (р. 1946) — 453 Уоллис (Wallis) Рой (1945–1990) — 454 Уорнер (Warner) Стивен (р. 1941) — 455 Участие (членство) в религиозном объединении — 455 Уэйгерт (Weigert) Эндрю (р. 1934) — 456 «Фаззи»-религиозность — 457 Феномен религиозный — 458 Феноменологический подход в социологии религии — 459 Ферраротти (Ferrarotti) Франко (р. 1926) — 460 Фёрфи (Furfey) Пол Хэнли (1896–1992) — 461 Филатов Сергей Борисович (р. 1951) — 462 Филимонов Эдуард Геннадьевич (1934–2000) —463 Фичтер (Fichter) Джозеф Хенри (1908–1994) — 464 Францов Георгий (Юрий) Павлович (1903–1969) —465 Фригерио (Frigerio) Алехандро (р. 1956) — 465 Фромм (Fromm) Эрих (1900–1980) — 466 Фундаментализм религиозный — 467 Функции религии — 468 Функции религии социальные — 471 Функции религиозных организаций — 472 Функциональный подход в социологии религии — 473 Фурман Дмитрий Ефимович (1943–2011) — 475 Хабермас (Habermas) Юрген (р. 1929) — 476 Хальбвакс (Halbwachs) Морис (1877–1945) — 477 Харизма — 478 Харизматическое лидерство религиозное — 481 Херберг (Herberg) Уилл (1901–1977) — 482 Хлебцевич Евгений Иванович (1884–1953) — 482 Хэдден (Hadden) Джеффри (1937–2003) — 483 Хэммонд (Hammond) Филлип (р. 1931) — 483 Чеснокова Валентина Фёдоровна (1934–2010) — 484 Чиприани (Cipriani) Роберто (р. 1945) — 484 Шкала центральной религиозной тенденции — 485 Шнайдер (Schneider) Луис (1915–1978) — 485 Шринивас (Srinivas) Нарасимхачар Майсур (1916– 1999) — 486 Шюп (Shupe) Энсон (р. 1948) — 487 Эволюционистский подход в социологии религии — 487 Эволюция религии — 488 Эзотеризм — 490 Эйзенштадт (Eisenstadt) Шмуэль Ной (1923– 2010) — 491 Экология религий — 491 Экстремизм религиозный — 493 Экуменизм — 494 Эмпирическая социология религии — 496 Эрвьё-Леже (Hervieu-Leger) Даниэла (р. 1947) — 497 Эсхатология в массовом сознании — 498 Этнокультурная динамика в религиях — 498 Этнорелигиозное сообщество — 500 Яблоков Игорь Николаевич (р. 1936) — 500 Научное издание ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ СОЦИОЛОГИИ РЕЛИГИИ Директор издательства Р. В. Светлов Выпускающий редактор А. А. Галат Художник О. Д. Курта Корректор А. А. Борисенкова Верстка В. А. Смолянинова Подписано в печать 14.09.17. Формат 60×90 1/8. Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 63,5. Уч. изд. л. 68,00. Тираж 300 экз. Заказ № 505 191023, Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, 15 Межрегиональная общественная организация содействия изучению и распространению философского наследия Платона «Платоновское философское общество» Тел.: (812) 310-79-29; факс: (812) 571-30-75 e-mail: 9450922@gmail.com Отпечатано в типографии «Литография Принт» 191119 Санкт-Петербург, Днепропетровская ул., д. 8 http://intelbook.org/2017-11-07-slovar-sotsiologii-religii/
  6. Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева Фридрих-Александр Университет Эрланген-Нюрнберг Общецерковная аспирантура и докторантура имени свв. равноап. Кирилла и Мефодия (Москва) Институт теологии имени свв. Мефодия и Кирилла Белорусского государственного университета (Минск) Русская христианская гуманитарная академия (Санкт-Петербург) Автономная некоммерческая организация «Центр этнорелигиозных исследований» (Санкт-Петербург) Международная научно-практическая конференция «ОБРАЗ» РЕЛИГИИ: РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В МНОГООБРАЗИИ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР (статистические методы исследования в науках о религии) 30 ноября – 1 декабря 2017 г. г. Орёл, Россия Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева Архитектурно-строительный институт, ул. Московская, д. 77 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ Пилипенко Ольга Васильевна – председатель Оргкомитета, ректор Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева, профессор, доктор технических наук (г. Орёл, Россия); Человенко Татьяна Григорьевна – зам. председателя Оргкомитета конференции, зав. кафедрой религиоведения и теологии ОГУ им. И.С. Тургенева, доцент, кандидат педагогических наук, магистр религиоведения (г. Орёл, Россия); Бутримова Ирина Викторовна – зав. отделом начального общего образования Бюджетного учреждения Орловской области дополнительного профессионального образования «Институт развития образования», кандидат филологических наук (г. Орёл, Россия); Дудина Елена Федоровна – начальник отдела организации научных мероприятий и академического развития Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева, кандидат филологических наук (г. Орёл, Россия); Комова Марианна Александровна – доцент кафедры религиоведения и теологии ОГУ им. И.С. Тургенева, кандидат искусствоведения, магистр религиоведения (г. Орёл, Россия); Лебедев Сергей Дмитриевич – профессор кафедры социологии и организации работы с молодежью БелГУ, кандидат социологических наук (г. Белгород, Россия); Маркова Наталья Михайловна – доцент кафедры философии и религиоведения ВлГУ им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, кандидат философских наук (г. Владимир, Россия); Пелин Александр Александрович – директор АНО «Центр этнорелигиозных исследований», кандидат богословия (г. С.-Петербург, Россия); Петрунин Владимир Владимирович – доцент кафедры религиоведения и теологии ОГУ им. И.С. Тургенева, доцент, кандидат философских наук, магистр теологии (г. Орёл, Россия); Пузанкова Елена Николаевна – директор департамента научно-методической и издательской деятельности Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева, доктор педагогических наук, профессор (г. Орёл, Россия); Теплых Галина Ивановна – член Комиссии Министерства образования и науки РФ по развитию дополнительного профессионального образования, руководитель управления развития образовательных проектов Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв. равноап. Кирилла и Мефодия, кандидат экономических наук (г. Москва, Россия); Тришкин Андрей Викторович – ведущий инженер отдела организации научных мероприятий и академического развития Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева (г. Орёл, Россия); Хованская Елена Александровна – начальник отдела сопровождения научных публикаций Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева, кандидат педагогических наук, доцент (г. Орёл, Россия); Шатравский Сергей Иосифович - проректор по научной работе Института теологии имени свв. Мефодия и Кирилла Белорусского государственного университета, доцент кафедры религиоведения, кандидат богословия (г. Минск, Беларусь). ПРОГРАММНЫЙ КОМИТЕТ Астапов Сергей Николаевич – председатель программного комитета, профессор кафедры философии религии и религиоведения Института философии и социально-политических наук ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», доктор философских наук (г. Ростов-на-Дону, Россия); Вдовина Галина Владимировна – профессор кафедры богословия и литургики Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв. равноап. Кирилла и Мефодия, ведущий научный сотрудник Института философии РАН, доктор философских наук (г. Москва, Россия); Жданов Вадим Владимирович – научный сотрудник кафедры религиоведения и миссиологии Фридрих-Александр-Университета Эрланген-Нюрнберг, доктор философии (PhD), (г. Эрланген, Германия); Метлик Игорь Витальевич – зав. лабораторией развития воспитания и социализации детей ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» (ИИДСВ РАО), профессор кафедры общей и социальной педагогики ПСТГУ, зав. научно-методическим кабинетом Синодального Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, доктор педагогических наук, (г. Москва, Россия); Моравчикова Михаэла – директор Института правовых аспектов религиозной свободы Юридического факультета Трнавского университета, доктор теологии (г. Трнава, Словакия); Мчедлова Мария Мирановна – зав. кафедрой сравнительной политологии РУДН, главный научный сотрудник Центра «Религия в современном обществе» ИС РАН, профессор, доктор политических наук (г. Москва, Россия); Савосичев Андрей Юрьевич – доцент кафедры религиоведения и теологии ОГУ им. И.С. Тургенева, доктор исторических наук, магистр теологии (г. Орёл, Россия); Светлов Роман Викторович – декан факультета философии, богословия и религиоведения Русской христианской гуманитарной академии, профессор Института философии Санкт-Петербургского государственного университета, профессор, доктор философских наук (г. С.-Петербург, Россия). Смирнов Михаил Юрьевич – зав. кафедрой философии Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина, профессор, доктор социологических наук (г. С.-Петербург, Россия). ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ 30 ноября 2017 г. Первое пленарное заседание Архитектурно-строительный институт ОГУ имени И.С. Тургенева, актовый зал (ул. Московская, д. 77) спикер: доц. Человенко Т.Г. 9:00 – 9:50 – регистрация участников 10:00 – открытие: - приветствие управляющего Орловской Митрополией, Митрополита Орловского и Болховского Антония (Черемисова) - приветствие ректора Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева Пилипенко О.В. - приветствие Теплых Г.И., члена Комиссии Министерства образования и науки РФ по развитию дополнительного профессионального образования, руководителя управления развития образовательных проектов Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв. равноап. Кирилла и Мефодия, кандидата экономических наук, доцента (г. Москва, Россия) 10:20 – 11:20 «Образ» религии в гуманитарных и общественных науках: проблемы демаркации и методологии 1 часть Астапов Сергей Николаевич, доктор философских наук, доцент, заведующий кафедрой философии религии и религиоведения Института философии и социально-политических наук Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону, Россия) Предметная область современного религиоведения: российский контекст Человенко Татьяна Григорьевна, зав. кафедрой религиоведения и теологии Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева (г. Орёл, Россия) Теология и религиоведение: проблемы демаркации в гуманитарном образовательном пространстве Смирнов Михаил Юрьевич, доктор социологических наук, профессор, зав. кафедрой философии Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина (г. Санкт-Петербург, Россия) Некоторые аспекты образа религии в российском образовательном контексте Рупова Розалия Моисеевна, кандидат философских наук, доцент кафедры теологии Российского государственного социального университета (г. Москва, Россия) Восточно-христианская традиция как эпистема: на пути к новому диалогу с научным знанием Петрунин Владимир Владимирович, кандидат философских наук, доцент кафедры религиоведения и теологии Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева (г. Орёл, Россия) Религия и политика: религиоведческая перспектива Мчедлова Мария Мирановна, доктор политических наук, профессор, зав. кафедрой сравнительной политологии факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов (г. Москва, Россия) «Образ будущего» и религия: возможности и ограничения массовых исследований 11:20 – 12:00 Кофе-пауза 12:00 – 14:00 Религиозное образование: отечественный и зарубежный опыт 1 часть Аринин Евгений Игоревич, доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии и религиоведения Владимирского государственного университета имени А.Г. и Н.Г. Столетовых (г. Владимир, Россия) «Образ» религии в России: образовательные проекты и конструирование религиозной толерантности (2015-2017) Жданов Вадим Владимирович, научный сотрудник кафедры религиоведения и миссиологии Фридрих-Александр-Университета Эрланген-Нюрнберг, доктор философии (PhD) (г. Эрланген, Германия) Религия в школе: религиозное или гражданское образование Метлик Игорь Витальевич, зав. лабораторией развития воспитания и социализации детей Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, профессор кафедры общей и социальной педагогики ПСТГУ, зав. научно-методическим кабинетом Синодального Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ, доктор педагогических наук (г. Москва, Россия) Преподавание религиозной культуры в образовательном пространстве и общественном воспитании школьников в России: состояние, проблемы, перспективы развития Новиков Дмитрий Валерьевич, соискатель Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, священник Русской Православной Церкви Проблемы формирования нравственного идеала в системе современного образования и воспитания Шатравский Сергей Иосифович, кандидат богословия, доцент кафедры религиоведения, проректор по научной работе Института теологии имени свв. Мефодия и Кирилла Белорусского государственного университета (г. Минск, Беларусь) Религия и образование: опыт Беларуси (1991-2017) Лебедев Сергей Дмитриевич, кандидат социологических наук, профессор кафедры социологии и организации работы с молодёжью Института управления Белгородского государственного университета (г. Белгород, Россия) Уроки о религии в светской школе: к вопросу об образовательном эффекте (на материале Белгородской области) Макаров Дмитрий Анатольевич, кандидат исторических наук, начальник управления образования администрации города Мценска Роль Межведомственного координационного совета в организации деятельности по духовно-нравственному просвещению школьников на уровне муниципального образования Кульчицкая Нина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии обучения и методики преподавания предметов Института развития образования (г. Орёл, Россия) Образование как обеспечение чистоты духовного восприятия жизни Пастухова Екатерина Владимировна, магистр гуманитарных наук, начальник Учебно-методического отдела Минской духовной академии (г. Минск, Беларусь) Особенности организации образовательного процесса в высших духовных учреждениях Белорусской Православной Церкви на примере Минской Духовной Академии 14:00 – 15:00 Обед Второе пленарное заседание 15:00 – 17:30 , Архитектурно-строительный институт ОГУ имени И.С. Тургенева, актовый зал (ул. Московская, д. 77) спикер: доц. Человенко Т.Г. «Образ» религии в гуманитарных и общественных науках: проблемы демаркации и методологии 2 часть Краснова Алина Георгиевна, ассистент кафедры философии религии и религиоведения Института философии и социально-политических наук Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону, Россия) Понятие религиозности: религиоведение Vs религиозная философия Сухоруков Виктор Викторович, администратор сайта «Социология религии» (г. Белгород, Россия) Компьютерное моделирование композиционной валидности индекса воцерковлённости Буланова Ирина Сергеева, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Волгоградского государственного университета (г. Волгоград, Россия) Виды религиозных норм как контр-интуитивных репрезентаций Религиозное образование: отечественный и зарубежный опыт 2 часть Трофимова Зорина Павловна, доктор философских наук, профессор кафедры философии религии и религиоведения МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия) Джон Локк (1632-1704) о религиозном воспитании Ливцов Виктор Анатольевич, доктор исторических наук, профессор, заместитель директора Среднерусского института управления-филиала РАНХиГС (г. Орёл, Россия) Духовное образование в Российской империи: востребованность опыта в условиях современности (на материале Орловской семинарии) Савосичев Андрей Юрьевич, доктор исторических наук, доцент кафедры религиоведения и теологии Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева (г. Орёл, Россия) Преподавание теологических дисциплин в российских светских учебных заведениях синодальной эпохи Религия в культурно-цивилизационном измерении Пелин Александр Александрович, протоиерей, кандидат богословия, директор АНО «Центр этнорелигиозных исследований» (г. Санкт-Петербург, Россия) «Псевдохристианский перфоманс» как часть антихристианской медийной повестки: бенефициары, попутчики, исполнители Пашко Римма Геннадьевна, кандидат философских наук, профессор кафедры общенаучных дисциплин Института предпринимательской деятельности (г. Минск, Беларусь) Опыт межконфессионального диалога в Беларуси: парадигма примирения Королёв Юрий Алексеевич, кандидат философских наук, доцент кафедры религиоведения и теологии Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева (г. Орёл, Россия) Взаимоотношения русского православия и англиканства в свете диалога культур Комова Марианна Александровна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры религиоведения и теологии Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева (г. Орёл, Россия) Христианские реликвии как культурные ценности: проблемы изучения и сохранения Боронтов Марк Анатольевич, протоиерей, кандидат богословия, доцент кафедры религиоведения и теологии ОГУ имени И.С. Тургенева, докторант Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени свв. равноап. Кирилла и Мефодия (г. Орёл, Россия) Священное Писание: к вопросу о вербальных теориях богодухновенности в христианстве на примере текста Псалтири Плисов Евгений Владимирович, кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и практики немецкого языка Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова (г. Нижний Новгород, Россия) Концептуальная сеть частотной исламской лексики в современном немецком языке (на материале корпусов) 18:00 – фуршет 1 декабря 2017 г. 9.00 – 10.30 Обсуждение и принятие резолюции конференции Секционное заседание 10.30-15.00 Культурная программа -------------- Секционное заседание: круглый стол «Проблемы и перспективы развития духовно-нравственного образования в современном образовательном пространстве региона» Духовный Православный центр «Вятский Посад», Православная гимназия во имя преподобного Алексия, Человека Божьего, п. Вятский Посад, Орловский район Спикеры: Жиронкина Л.Н., кандидат исторических наук, заместитель директора Института развития образования; Метлик И.В., доктор педагогических наук, профессор, заведующий лабораторией развития воспитания и социализации детей Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования 9:45 – 10:00 Экскурсия по Православной гимназии во имя преподобного Алексия, Человека Божьего. Трошин Н.М., директор гимназии. 10:00 – 12:00 Выступления участников круглого стола: Иерей Роман Фаустов, настоятель храма Сретения Господня, п. Вятский Посад Орловского района Орловской области. Приветственное слово. Бутримова Ирина Викторовна, к.филол.н., заведующая отделом начального общего образования, БУ ОО ДПО «Институт развития образования». Совершенствование профессиональных компетенций педагогов, реализующих предметные области ОРКСЭ и ОДНКНР в образовательных организациях Орловской области. Золотухина Любовь Николаевна, старший методист, педагог организатор, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6» г. Ливны. Сетевое взаимодействие образовательных организаций как условие выявления и обмена инновационным опытом по духовно-нравственному образованию на муниципальном уровне. Быкова Анна Владимировна, заведующая МБДОУ «Центр развития ребенка - Детский сад № 19 д. Жилина» Орловского района. Проблемы и перспективы духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях сельского социума при реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Родина Надежда Ивановна, Заслуженный учитель РФ, учитель истории и ОРКСЭ, МБОУ - средняя общеобразовательная школа № 26 г. Орла. Построение модели духовно-нравственного образования в образовательной организации. Горбачева Тамара Михайловна, учитель ОДНКНР, МБОУ «Змиёвский лицей» Свердовского района. Изучение историко-культурного наследия малой родины как основа системы духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся (опыт разработки и реализации программы «Образовательные маршруты Свердловского района»). Булгаков Александр Игоревич, учитель истории и обществознания, МБОУ города Мценска «Средняя общеобразовательная школа № 3». Экскурсионный квест по православным местам города Мценска как одна из форм работы по духовно-нравственному воспитанию. Збинякова Елена Ивановна, учитель истории и обществознания, МБОУ города Мценска «Средняя общеобразовательная школа № 7». Военно-патриотическое воспитание школьников в современных условиях (опыт сотрудничества школы с храмом св. блгв. князя Александра Невского). Протоиерей Александр Кузнецов, настоятель Троицкого храма в г. Болхов. Особенности преподавания Основ Православной культуры в казачьем классе. 12:00 – 12:30 Кофе-пауза 12:30 – 13:20 Знакомство с деятельностью центра дополнительного образования и посещение внеурочных занятий Православной гимназии во имя преподобного Алексия, Человека Божия. Трошин Н.М., директор гимназии. 13:20 – 14:00 Экскурсия в храм Сретения Господня. Иерей Роман Фаустов, настоятель храма.
  7. Желтый ангел Александр Вертинский В вечерних ресторанах, В парижских балаганах, В дешевом электрическом раю. Всю ночь ломаю руки От ярости и муки И людям что-то жалобно пою. Гудят, звенят джаз-банды И злые обезьяны Мне скалят искалеченные рты. А я, кривой и пьяный, Зову их в океаны, И сыплю им в шампанское цветы. А когда настанет утро, я бреду бульваром сонным Где в испуге даже дети убегают от меня Я усталый старый клоун, я машу мечом картонным, И в лучах моей короны умирает светоч дня. На башне бьют куранты, Уходят музыканты, И елка догорела до конца. Лакеи тушат свечи, Уже замолкли речи, И я уж не могу поднять лица. И тогда с потухшей елки тихо-тихо желтый ангел Мне сказал: "Маэстро бедный, Вы устали, Вы больны. Говорят, что Вы в притонах по ночам поете танго Даже в нашем добром небе были все удивлены." И, закрыв лицо руками, я внимал жестокой речи Утирая фраком слезы, слезы горя и стыда. А высоко в синем небе догорали Божьи свечи И печальный желтый ангел тихо таял без следа. 1934
  8. "Твой вечер..."

    Твой вечер, бабушка... Сергей Лебедев 3 Твой вечер, бабушка… Уж год и девять дней, Как ты ушла от нас, а память все тревожит, И образ твой так ярок иногда, Как свет костра в ночи, когда внезапно Возникнет он над берегом реки За мостиком горбатым («Нас не встретят, – Ты пела,– Мы простимся на мосту»)… Как я давно не слышал эту песню, А ты с гитарой – будто бы вчера! Вчера мой старый друг был у меня, Которого не видел я так долго, Тебя мы вспоминали – он тебя Так уважал; он помнит, как могла Сказать ты – кратко, но о всем, что важно. Вы были так похожи в чем-то с ним – Поэты, путешественники, души, Рожденные огнем среди снегов Предновогодних, легких и искристых, Подобные вину и фейерверку, И россыпи синиц и снегирей, И Млечному Пути в морозном небе… Вы, музыканты, слышащие фальшь И звука, и сердец в мельчайшей капле До взрыва, до кипенья, до глубин – Но не до злобы и не до забвенья Живой души… И вас еще роднит Одно – служенье Языку и Слову, Которому всю жизнь ты отдала, Которые когда-то ты вложила В меня – за всех своих учеников, Всех тех, кого не доучила в школе, И за себя, и за своих родных – Недаром этот пламенный язык Так близок и созвучен душам нашим. Так близок этот ласковый огонь, Как шаль цыганская, карминово-вишневый, Что, обжигая, лечит и хранит, И не дает душе заснуть, застынуть, Покрыться коркой льда и зачерстветь – Меня хранит он и сейчас, я знаю, Я чувствую – а значит, существую, – Я жив, поскольку ты живешь во мне, И все живут во мне, с кем это пламя Мне выпало делить – мой род, очаг, И в глубине далекой, сокровенной – Пещера, где лампада и Звезда… Она одна сияет в отраженьи Бесчисленных огней, что светят в небе И тех, что повторяют на земле Их свет – огни свечей, костров и окон, Внутри хранящих душу, тайну, жизнь… Недаром с детства так меня манят Огни в ночи – свет города, свет неба, «Московских окон негасимый свет», Далекие костры и семафоры, И фар ночных ползущие жуки Вдали, или летящие навстречу, Чтоб через миг исчезнуть в темноте… Как много их исчезло в темноте – Тех слов, тех песен, лиц, порывов, взглядов, Которые я встретил на земле! Но только, безотчетно и наивно, Я верил, что они не исчезают, Но где-то остаются навсегда И лишь оттуда проникают в память! И виден за туманами пока И сумраком сгущающейся ночи Тот огонек далекий, голубой Огонь лампады, о котором пелось В забытой нынче песне о войне – Ты пела мне ее, и он остался, И, не погаснув, разгоревшись снова, Пророс он в сердце внука твоего. Так, помню я, лампаду зажигала Прабабушка моя и мать твоя, И перед нею истово молилась Отцу, и Сыну, и Святому Духу: «От всякого случаю сохрани их…» Молитвы эти до сих пор со мною, Как свет далекой звездочки в ночи. О звездочках, что пламенно горят В ночи, о чем-то говоря друг другу, Мой прадед пел и твой отец – и те Слова перекликаются с другими, Где «сквозь туман кремнистый путь блестит…» Он кремней в жизни знал своей не меньше, Чем видел звезд – но сердце он свое В кремень не превратил, хоть била страшно Его о камни жизнь… Он навсегда Со мной остался юмором и смехом, Своей любовью к делу рук своих – Какие это золотые руки! Своей душой, которая могла Вместить весь мир, качая на ладони, Как детскую игрушку-колыбель, Сама о том не думая, не зная, Но лишь любя и отдавая нам… Он долго жил, но сколько ни живи Такие люди – это слишком мало, И никогда не хватит жизни их Их близким, и утраты боль всегда Останется – до самой главной Встречи, Где будут вместе все, не разлучась… И верю я, что будем вместе мы, Когда сомкнется круг, и, возвернувшись, Исполнятся однажды времена – Растает смерть, как наважденье мира, И пелена спадет, и окунемся Мы в мир – такой, как он когда-то был, Каким его в глуби сердец хранили Все те, кто душу сохранить сумел, И передал его с душою вместе Своим родным, как лепесток свечи – Пусть он горит. Нет больше слов. Есть пламя. http://www.stihi.ru/2009/08/16/4453
  9. Я не специалист в этих вопросах, но мне кажется, что речь у Вас не о правовом регулировании робототехники, а о правовом регулировании в предполагаемом "обществе роботов". Робототехника всё-таки предполагает, что робот остаётся в статусе технического (т.е. инструментального)_ устройства, а правосубъектом остаётся человек.
  10.  Евгений Беляков 22 ноября в 9:38 · Виктор Шендерович, публицист "Юноша из Уренгоя высказал, в сущности, совершенно очевидную мысль. Даже банальную. Дважды два четыре, Волга впадает в Каспийское море, преступные армиии состоят из подневольных солдат, которые платят своими жизнями за амбиции вождей… Какой чудовищный ядовитый силос надо закачивать в мозг людям, чтобы делать из парня предателя Родины! Беда такой Родине, где совестливый мальчик, способный так остро почувствовать чужую беду, принужден будет оправдываться. Дай ему бог вынести это и выйти из этой ситуации сильным, а не сломленным". Вот что сказал Шендерович. Но при всей "очевидности" не надо забывать о том, что любой солдат немецкой армии (практически любой) убивал русских людей. Подневольный он был или нет, он пришел на нашу землю, чтобы убивать - такова работа любого солдата. В особенности солдата армии-агрессора. То есть солдат, которого пожалел "мальчик из Уренгоя" был убийцей (даже если случайно не убил никого, но это было бы странным случаем, редким, он не для этого сюда шел, как и все они). Вот в чем проблема. Да, их заставили идти на войну. Может быть, заставили под угрозой смерти. Но факт в том, что он пошел нас убивать. Пошел убивать пусть и не родителей, но дедов и бабок этого "мальчика из Уренгоя". Кого же ему надо было жалеть? И почему немецкого солдата, а не своих собственных дедов и бабок, которые ни на кого не нападали? Почему Шендерович не видит банального и очевидного предательства?