Виктор

Администраторы
  • Число публикаций

    14 091
  • Регистрация

  • Последнее посещение

  • Дней в топе

    336

Виктор последний раз побеждал 24 Июня

Виктор - автор самых популярных публикаций!

Репутация

2 072 самый лучший

2 подписчика

О Виктор

  • Звание
    Контент-менеджер
  • День рождения 13.10.1987

Информация

  • Пол
    Мужчина
  • Город
    Белгород
  • Интересы
    социология религии, математическая социология, религиоведение, теория игр, логика

Недавние посетители профиля

831 просмотр профиля
  1. Андрей Коротаев: мужчины без семьи склонны к радикализму Анатолий Кузичев ведущий программы "Главрадио" Борис Долгин ведущий программы "Наука 2.0" Андрей Коротаев Профессор Центра востоковедения НИУ… Ближний Восток - такой далёкий. Многие явления кажутся нам парадоксальными. Многие поступки - смелыми и необычными. Какие проблемы на Ближнем Востоке умеют решать, а какие до сих пор нет? Об этом рассказал востоковед Андрей Коротаев в совместной программе "Полит.ру" и радио "Вести ФМ" "Наука 2.0". Кузичев: Итак, друзья, вторая передача из цикла "Встречи с Андреем Витальевичем Коротаевым". Это так, спонтанно родившееся название цикла. А цикл потому, что это мы уже вторую программу подряд беседуем с Андреем Витальевичем. Очень интересно. Мы, так сказать, определили тему как современный социальный и политический процесс на арабском Востоке и в Турции и их истоки, так сказать, и источники. И вот по хронологии мы вот в прошлой программе спустились довольно-таки глубоко, в доисламские времена, и очень интересно об этом поговорили. Сегодня продолжим. Итак, Андрей Витальевич Коротаев - главный научный сотрудник Института востоковедения РАН, профессор факультета глобальных процессов МГУ, завкафедрой современного Востока РГГУ, завлабораторией мониторинга рисков дестабилизации научно-исследовательского университета Высшей школы экономики и ведущий научный сотрудник Института Африки РАН. Ведут программу Борис Долгин и Анатолий Кузичев. А на чем мы остановились, Андрей Витальевич, помните? Коротаев: Мы остановились на том, что таким цивилизационным фактором дестабилизации в зоне как раз арабо-исламской цивилизации явились некоторые как раз характерные брачные обычаи этого региона. Ну и при этом, значит, началось с того, что вроде маркером этого региона выступает состояние ортокузенного брака. Но как раз, видимо, основную дестабилизирующую роль сыграл не сам ортокузенный брак, а вот какие-то другие комплексы брачных обычаев. На самом деле это сочетание сложившегося закономерно в последние десятилетия очень высокого возраста, среднего возраста вступления в брак мужчин и строго запрета на внебрачные сексуальные связи. Ну что опять-таки происходило в сочетании с другими факторами, но это такой довольно мощный дополнительные ингредиент. Но при этом, значит, мы выяснили, что, с одной стороны, действительно у нас накануне "арабской весны" имелось как раз, при этом концентрировавшаяся в крупных городах, столицах колоссальные многомиллионные массы молодых мужчин безработных, имеющих высшее образование и сексуально неудовлетворенных соответственно. Но при этом здесь кроме сексуальной неудовлетворенности все-таки еще здесь есть момент - это просто действительно отсутствие семьи. Значит, мы пришли к выводу, что при любом варианте мужчины, не имеющие семьи, более склонны к экстремистскому радикальному поведению, чем мужчины, имеющие семью. Здесь надо сказать, что даже арабские власти это на самом деле заметили, даже пробовали, даже еще до "арабской весны" пробовали начать как-то реагировать. Но на самом деле, как водится, там в авангарде шли те власти, у которых денег больше, в Объединенных Арабских Эмиратах просто создали специальный фонд, но, правда, работавший только на эмиратцев, которые собирались жениться на эмиратках, который просто оплачивал большую часть свадебных расходов, чтобы просто позволить выходить замуж пораньше, не откладывать вступление в брак на более поздний срок. Долгин: То есть не накапливать социальное напряжение революционное. Коротаев: Ну да, чтобы как раз таким образом снимать социальное напряжение. Но это действительно могли себе позволить вот власти Эмиратов, у которых действительно денег очень и очень много. То есть, скажем, я боюсь, что египетские власти все-таки, даже если захотели бы, позволить не смогли бы. Кузичев: Даже если бы осознали и захотели бы, не смогли бы. Сейчас, извините, сейчас, секунду, давайте вернемся, просто чтобы все было всем понятно, давайте еще дополнительно доразжуем вот этот момент относительно повышения возраста вступления в брак, почему. Почему вы говорите, что это совершенно естественный и объективный процесс в этом регионе? Коротаев: Это связано со сложными брачными обычаями, которые предполагают очень дорогую свадьбу. На арабской свадьбе же речь идет именно о сотнях гостей, то есть это не десятки, это именно сотни гостей. Я даже видел такое, даже объявление в арабских газетах, когда объявление о свадьбе заканчивается "приглашаются все желающие" соответственно. Кузичев: А-а-а... Коротаев: Вот. Будет проходить там-то и там-то, приглашаются все желающие. Долгин: Тут уже понятнее становится 20 лет работы. Кузичев: Нет, непонятно, почему вдруг сейчас это стало проблемой. То есть еще 20 лет назад не было, а сейчас вдруг стало. Коротаев: Нет, вы знаете, это, видимо, момент какой, что, с одной стороны, наблюдается такая ситуация, значит, плюс еще все-таки у нас появление многоженства, но, конечно, очень здорово соответственно ограниченное в настоящее время, но они вот никуда не исчезли. Это в принципе все равно создает некий дисбаланс полов и, конечно, вот повышает ценность невест. То есть невеста - все-таки это дефицитный товар. Здесь момент какой еще? Что эти многоженцы - люди по определению богатые, которые как раз могут предложить там и более высокий магр, соответственно и более роскошную свадьбу и так далее. Вот это, видимо, в условиях именно... Ну вот, насколько я понимаю, в высокой степени рост пошел именно в 70-е годы, когда произошел вот этот нефтяной бум, появилась такая очень мощная прослойка, а потом пошла вот такая эскалация. Кузичев: А, понятно. А сейчас просто пожинаем плоды, так сказать. Коротаев: Опять-таки вне вопроса о том, все-таки насколько распространен реальный калым. Но все-таки родители заинтересованы, чтобы жених заплатил магр побольше. Кузичев: Естественно. Да, понятно. Долгин: То есть опять-таки, когда вот идет некая конкуренция между женихами за невесту, и вот вопрос о том, кто сможет... Кузичев: Все понятно, все понятно. Коротаев: То есть просто это именно модернизация, то есть это такой вполне закономерный продукт модернизации в условиях вот именно арабо-исламской цивилизации, что модернизация привела к очень резкому росту расходов на заключение брака. Кузичев: Понятно. А вот смотрите как удивительно, вот в Китае говорят, что если рождается девочка, так сказать, все начинают жутко переживать и пытаются, так сказать, каким-то образом не допустить этого, а на арабском Востоке... Долгин: Нет, конечно, в традиционных культурах действительно мальчик и девочка в этом смысле совершенно разную ценность имеют. Кузичев: Вот судя по тому, что Андрей Витальевич рассказывает, девочка имеет сейчас гораздо большую ценность для родителей. Коротаев: Нет, вы знаете, тем не менее, все-таки вот мальчики вроде, тем не менее, все равно более высоко ценятся, несмотря... Кузичев: Почему? Девочка гарантированно принесет тебе... Коротаев: Общество все-таки патрилинейное, помимо всего прочего, арабское, то есть традиционный счет родства все-таки по отцу, и род продолжают именно сыновья. Кузичев: По отцу, по мужчине. Коротаев: Поэтому все-таки традиционное представление, что если у мужчины нет сына, то он не вполне полноценную жизнь прожил. Мухаммед до конца жизни очень по этому поводу мучился, что вот дочка есть, но сына нету. Кузичев: А сына не было у Мухаммеда? Коротаев: То есть выжившего не было. Единственный погиб при загадочных обстоятельствах. На выходе у нас получается, что вот таким образом закономерно в целом ряде арабских стран вот возраст вступления в брак отодвинулся за 30 лет, есть уже и 32, и 33, это средний возраст вступления в брак, как повторяю, в условиях очень жестких ограничений на внебрачные сексуальные связи. Но момент какой? Да, здесь вот интересная история, я, кстати, ее в научной литературе же читал, хотя вот выглядит она скорее как журналистская. Это как раз было в статье по поводу всех этих факторов. Просто как в свое время, значит, палестинское руководство решило проблему с "Черным сентябрем"? Про террористическую организацию "Черный сентябрь", я думаю, знают все, такая действительно чрезвычайно известная палестинская террористическая организация соответственно. Но какое-то время сложилась такая ситуация, что "Черный сентябрь" стал уже представлять угрозу и для руководства Организации освобождения Палестины, и просто вот задача, перед руководством организации встал вопрос о том, как бы эту организацию бы помягче бы распустить бы. Но интересно, что вот вариант был выбран именно следующий, что организовали, в общем, серию знакомств членов организации соответственно "Черный сентябрь" с палестинками помоложе и покрасивее и просто, в общем, переженили. Переженили, и вот... Кузичев: Революцию на баб променяли... Коротаев: И вот практически организация распалась. То есть действительно вот это получается такой сверхмогучий фактор. Но я повторяю, что вот, тем не менее, он слабо модифицирован, кроме вот того случая, что мы обсудили применительно к Объединенным Арабским Эмиратам, и, в общем, конечно, это, видимо, такой потенциально мощный фактор дестабилизации на такие многие годы вперед, пока, видимо, как-то уже сама цивилизационная матрица этой цивилизации несколько не поменяется. Долгин: А как, как она может поменяться? Коротаев: Видимо, все-таки вот модернизация, и как ни страшно сказать, может быть, все-таки некая легализация добрачных и внебрачных сексуальных связей, которая, видимо, все-таки как-то идет, но будет как-то... Долгин: Ну да, может помочь. Коротаев: Хотя на самом деле вот эти масштабы легализации добрачных сексуальных связей не нужно преувеличивать, но все-таки, я думаю, процесс будет в ближайшие годы соответственно силу набирать все-таки, потому что некоторая все-таки деисламизация, видимо, достаточно вероятна. И в этом плане это, конечно, оказывало бы некоторое стабилизирующее влияние бы. Долгин: А вот этот фактор, связанный с дальнейшим удорожанием свадеб, он-то этим не снимается, все равно останется проблема. Коротаев: Видимо, в ближайшее время, здесь сложно сказать, просто вот сейчас как раз этот регион столкнулся с очень серьезными экономическими проблемами. И здесь вот как раз в высокой степени экономический бум, в высокой степени способствовал этому росту. Вот как раз сейчас, я думаю, эта цена брака, своеобразный рост, видимо, в ближайшее время прекратится именно в связи с экономическими сложностями, в которые весь этот регион вошел. Как мы знаем, они несколько даже более серьезные, чем... ну, сейчас в целом, конечно, кризис мировой, но в этом регионе он несколько более серьезный и в непосредственной связи с событиями "арабской весны". Кузичев: Понятно. Хотя, знаешь, Боря, просто я позволю себе такое предположение, что если действительно все больше и больше, как бы сказать, сквозь пальцы, все легче и легче будут смотреть на эти самые добрачные сексуальные контакты, а чем это заканчивается, мы же все прекрасно знаем, ну логика развития вот этих, как называется, послаблений, то люди будут просто жить в гражданском браке. Коротаев: Но что тоже было бы... Кузичев: Конечно. Коротаев: Я повторяю, что это оказывало бы некоторое стабилизирующее влияние. Долгин: Да, может быть. Коротаев: Но я думаю, что вот вопрос не очень близкого будущего. То есть я думаю, что это будет идти в этом направлении. Кузичев: Да, не близкого, конечно, но логика, безусловно, именно так. То есть развиваться будет именно в этом направлении, и всё, и вот этот, так сказать, довлеющий фактор дорогой свадьбы, он как бы вообще снивелируется. Долгин: Это, конечно, все очень хорошо, но эти процессы, это такие многодесятилетние. Коротаев: Это такой хороший процесс, ну то есть благоприятный. Долгин: А дестабилизация у нас пока идет всего лишь второй год, ну третий, будем считать. Коротаев: Масштабная такая. Долгин: Да. И что, вот все ближайшие десятилетия? Коротаев: Мощность этого фактора преувеличивать нельзя, потому что на самом деле он как, он же действовал-то, то есть уже присутствовал и там десять лет назад, но он сработал не сам по себе, а в сочетании с другими факторами, поэтому он не всесильный. Это не значит, что пока этот фактор не будет устранен, арабо-исламский мир будет трясти. То есть вот я надеюсь, что все-таки добиться некоторой стабилизации удастся. Долгин: А за счет чего? Вот в обозримом будущем, а не через сто лет. Коротаев: Отчасти, я подозреваю, что просто за счет выгорания горючего материала. Кузичев: Ну, конечно... Коротаев: Здесь у нас был недавний предшественник воспоминания о будущем - это алжирская гражданская война, которая ну просто вот бесконечно продолжаться не может, постепенно наступает усталость с обеих сторон. Да, но это нехороший на самом деле сценарий, все-таки будем надеяться, что это не будет продолжаться там больше десяти лет. Но вот, к сожалению, как все себе отдают отчет, вот такого рода сценариев исключать никак нельзя, вот это сверхсерьезная угроза, что вот это будет, стабилизация может занять там десять лет и больше. Но я надеюсь, что все-таки как-то народам этого региона удастся найти какие-то менее тяжкие решения. Но хотя действительно в текущей ситуации вот сейчас это никаких гарантий того, что удастся избежать такого развития событий, конечно, нет, к сожалению. Кузичев: Понятно. Давайте сейчас прервемся ненадолго, друзья, на короткие новости, а потом вернемся к нашей беседе. Полностью слушайте в аудиоверсии. Источник: https://radiovesti.ru/brand/60941/episode/1358901/
  2. В Италии девочка-веган убила родителей, спасая пасхального ягненка Трагедия, замешанная на борьбе за права животных и религиозном психозе, разыгралась на Пасху в итальянском Триесте. Готовить на Пасху свежезаколотого ягненка - старая итальянская традиция, которая давно вызывает споры между ее приверженцами и защитниками прав животных. Однако ни те, ни другие не могли предположить, что проблема может вылиться в настоящий семейный триллер. Чета Беппе из итальянского Триеста явно не совсем понимала, насколько их несовершеннолетняя дочь увлечена идеями веганизма (полного отказа от продуктов животного происхождения из соображений гуманного отношения к животным), замысловато смешавшимися в голове подростка с "христианскими" мыслями о защите невинных. Когда отец семейства отправился в сарай, чтобы заколоть ягненка, его дочь последовала за ним. Она ударила отца топором в голову и, оставив орудие торчать в теле жертвы, пошла обратно в дом. На кухне она напала на собственную мать и нанесла женщине 12 ножевых ранений, в результате которых та скончалась. Крики женщина услышали соседи, которые и вызывали полицию. Как cообщает Il Giornale Italiano, полицейскому психологу девочка объяснила, что хотела спасти невинную жизнь и тем самым обеспечить себе место в Царствие Небесном. Источник: http://tutitam.com/iz-zhizni/v-italii-devochka-vegan-ubila-roditeley-spasaya-pashalnogo-yagnenka
  3. Поздравления от администрации сайта принимает Элиза Камчыбековна Бийжанова! Пусть в этот день всё будет праздничным, ярким и памятным на весь год!
  4. Сегодня исполнилось 62 года Михаилу Юрьевичу Смирнову! Поздравляем коллегу и желаем научного вдохновения, жизненного творчества, приятных и полезных идей!
  5. Присоединяюсь к поздравлениям и жду встречи на конференции!
  6. Поздравляем Светлану Владимировну Рязанову с днём рождения! Желаем успехов в делах научных, удовольствия - в ненаучных, и, конечно, приятного летнего отдыха!
  7. Петербуржец «снес» пасхальное деревянное яйцо с помощью врачей В минувшие выходные бригада скорой помощи доставила в одну из клиник Петербурга 40-летнего мужчину. Оказалось, что у него в прямой кишке застряло пасхальное яйцо из дерева. Пострадавший не смог внятно объяснить медикам, как сувенир там оказался. Мужчина долго не решался обратиться за помощью. Дома вместе с супругой он шесть часов пытался достать инородный предмет. Началось сильное кровотечение. Фото: Пятый канал В результате несложной операции хирургам все же удалось извлечь яйцо. В данный момент пациент находится в удовлетворительном состоянии под наблюдением врачей. Ему уже назначили курс послеоперационной реабилитации. Источник: http://www.5-tv.ru/news/135277
  8. Поздравления принимает Владимир Сергеевич Глаголев! Пусть день рожденья радугой искрится, Звучат повсюду песни в Вашу честь! Пусть долго-долго жизнь Ваша продлится, И будет полон каждый день чудес! Хорошими пусть будут перемены, На всё хватает времени и сил, И остаётся в жизни неизменным Закон "Пришёл, увидел, изучил"!
  9. Андрей Коротаев: йеменцы не были арабами до ислама Анатолий Кузичев ведущий программы "Главрадио" Борис Долгин ведущий программы "Наука 2.0" Андрей Коротаев Профессор Центра востоковедения НИУ… Кровосмесительные браки практиковались с библейских времён. Но народы Ближнего Востока находят поводы для разногласий. Что сближает страны Ближнего Востока и что их разобщает? Об этом рассказал востоковед Андрей Коротаев в совместной программе "Полит.ру" и радио "Вести ФМ" "Наука 2.0". Кузичев: Итак, друзья, это проект "Наука 2.0", совместный проект радиостанции "Вести ФМ" и портала "Полит.ру". От "Полит.ру" сегодня Борис Долгин, от "Вестей ФМ" Анатолий Кузичев, от научного сообщества Андрей Витальевич Коротаев - главный научный сотрудник Института востоковедения РАН, профессор факультета глобальных процессов МГУ, завкафедрой современного Востока РГГУ, завлабораторией мониторинга рисков дестабилизации НИУВШЭ, ведущий научный сотрудник Института Африки РАН. Угадайте, друзья, о чем мы сегодня будем говорить? Правильный ответ: о ситуации на арабском востоке и в Турции. Примерно так. Долгин: Ну и вокруг арабского востока, ближнего, среднего. Кузичев: Естественно, вокруг, конечно. Коротаев: Ну и глубинные причины, глубинные факторы. Долгин: Да-да-да, конечно, о механизмах. Кузичев: А глубинные факторы, они... Очень популярно думать, что они внешние, а вовсе даже и не внутренние, эти самые глубинные факторы. Коротаев: Здесь, даже, наверное, и о хронологической глубине, то есть такие факторы, которые зародились там полторы тысячи лет назад, может, что-то и две тысячи лет назад, то есть о совсем уж глубинных факторах. Кузичев: Так, то есть о хронологических глубинных факторах. Коротаев: Скажем, еще до ислама. Даже когда полторы тысячи лет назад, даже не ислам имеется в виду, а такие еще доисламские корни некоторых современных проблем. Долгин: Хотя, я думаю, мы будем подниматься и до сегодняшнего дня тоже. Кузичев: Естественно. Коротаев: Ну да. Долгин: Но все-таки начинать будем с глубин. Кузичев: Давайте начнем. С хронологических, глубин, да? В этом смысле? Долгин: В том числе. Коротаев: Но здесь нужны какие-то все-таки переходные этапы, мостики. Но, видимо, начать имеет смысл с того, что вот сейчас явно существует четыре выраженные зоны социально-политической нестабильности. Вот одна - это Центральная Азия, куда надо включать и Афганистан, и Пакистан. Но, кстати, и Восточный Туркестан тоже сюда же попадает, Синьцзян, китайский Синьцзян. Значит, потом, очевидно, Ближний Восток, Северная Африка и вот Африка непосредственно к югу от Сахары - Сахель, то есть на слуху там Нигер, Мали, Центрально-Африканская Республика, вот эта вот часть, как раз которая непосредственно к Сахаре с юга примыкает. Ну, достаточно представить все это себе на карте, чтобы понять, что вообще-то это единая зона нестабильности, тянущаяся от Мали до Восточного Туркестана. Кузичев: А что такое Восточный Туркестан? Коротаев: Синеьцзян, соответственно самая западная часть Китая. Долгин: А помните, в такие еще времена Российской империи был Туркестан. Кузичев: Был Туркестан, помним, очень хорошо помним. Долгин: Совершенно верно. То есть у нас использовалось именно это название, никто не говорил, то есть обычно не говорили Средняя Азия, а говорили Туркестан, а плюс к нему там Хивинское ханство, Бухарский Эмират и так далее. И вот если мы посмотрим на этот Туркестан, понятно, что Западный Туркестан и Центральный - это то, что было в составе Российской империи, а Восточный - это немножко восточнее. Кузичев: Так. Долгин: А кто у нас к востоку? Собственно Китай. Кузичев: Китай. Ага. Коротаев: Туркестан, потому что там тюрки живут. Долгин: Тюрки. Синьцзян-Уйгурский автономный район. Коротаев: Да, это вот такой крайний восточный массив таких тюрков в великой степи. Долгин: Там собственно живут родственники отчасти тех, кто живет в Центральной Азии, а некоторые народы просто разделены. Там уйгуры есть и в той Центральной Азии, которая была еще недавно советской. Коротаев: Ну и казахи есть. Долгин: Да, и казахи есть и там, и там. Коротаев: И в Казахстане. Но казахов очень много и на территории Китая. Кузичев: Понятно, понятно. Хорошо, так. Итак, вы считаете, что это единая зона нестабильности, так сказать. Коротаев: Какая-то вот единая зона нестабильности. Но вот интересный момент, что вот эта зона нестабильности парадоксальным образом почти идеально совпадает с зоной распространения такой на первый взгляд экзотической вещи, как ортокузенный брак. Ну, опять-таки, действительно, вот говоришь "ортокузенный брак", никто сходу, конечно, не поймет, о чем идет речь. Ну, это такая форма брака, когда брак заключается, легко догадаться, между ортокузенами. Значит, возникает вопрос: кто такие ортокузены? Ну, это один из типов того, что мы называем двоюродные братья и двоюродные сестры. Вот для нас двоюродные братья и двоюродные сестры - это что-то единое. На самом деле большинство народов мира в принципе очень четко делят, подразделяют двоюродных братьев и сестер на две разные группы - это ортокузены и кросскузены. Значит, ортокузены и кросскузены. Научное определение короткое, но слово будет абсолютно непонятное, очень такое изящно короткое. Ортокузены - это дети однополых сиблингов, а кросскузены - это дети разнополых сиблингов. Сиблинг, наверное, - слово англоязычное, и те, кто знают английский, себе более-менее представляют, нечто родовое для братьев и сестер. Но, кстати, редкостный случай, когда слово совершенно научное, создали его культурные антропологи, придумали, а потом оно вошло в английский язык и сейчас стало в английском употребляться в том числе и в быту. Ну, если все-таки переводить это... Кузичев: На человеческий... Коротаев: На человеческий язык, однополые сиблинги - это значит либо два брата, либо две сестры, значит, дети братьев, либо дети сестер, это у нас будут ортокузены. Значит, дети брата и сестры - это кросскузены. Долгин: По отношению к другу. Кузичев: По отношению друг к другу. Коротаев: Друг к другу, ну да. То есть поэтому вот... Кузичев: Сейчас, секунду. Сейчас на примере. Значит, вот я своему двоюродному брату Саше, который является сыном маминого брата... Коротаев: Он кросскузен. Кузичев: Он мне кросскузен. А если бы Саша был бы сыном маминой сестры, был бы мне он ортокузеном. Коротаев: Да. Кузичев: Все понятно. Так, дальше. Коротаев: Значит, и почему вот все-таки большинство народов мира вот так четко отделяют ортокузенов от кросскузенов. Кузичев: Да, почему? Коротаев: Потому что на самом деле кросскузены принадлежат к разным родам, соответственно ортокузены принадлежат к одному роду. Значит, род у нас - это группа лиц, ведущих свое происхождение от одного предка по одной линии. Поэтому, значит, дети двух братьев принадлежат соответственно к отцовскому роду этих братьев, дети двух сестер принадлежат к материнскому роду этих сестер. Почему вот, собственно говоря, вот это разделение так четко проводится? Потому что в большинстве культур мира браки внутри рода строго запрещены. Тут такая деталь, что в большинство языков мира, не говоря о том, что, конечно, большинство языков мира - это очень малые языки, но их все-таки большинство, малых языков. Так вот, в большинстве языков мира сестра и дочь сестры матери будет обозначаться одним словом соответственно. И так же сестра и дочь брата отца будет обозначаться одним словом. Опять-таки почему? Потому что в большинстве языков мира мать и сестра матери будет обозначаться одним словом, и отец и брат отца будет обозначаться одним словом. Поэтому в принципе дочь сестры матери - это дочь моей матери, это моя сестра. Дочь брата отца - это дочь моего отца, это моя родная сестра. Естественно, вот браки с ортокузенами строго запрещены. Ну, жениться на ортокузене - это все равно что жениться на родной сестре, ну это вот какое-то чудовищное преступление, страшное, за которое грозят какие-то кары и на земле, и на небе, и так далее. Поэтому браки между ортокузенами строжайшим образом запрещены. Кузичев: А вы мне, пожалуйста, поясните, простите уж мою тупость, а вы мне скажите, а какое-нибудь подтверждение вот подобного подхода, какое-то медицинское, физиологическое, генетическое... Коротаев: С генетической точки зрения... это вот чисто такое народное поверье, с точки зрения генетической ортокузены и кросскузены - это одно и то же. Кузичев: Одно и то же. Коротаев: То есть браки имеют некоторые отрицательные последствия. Но их, правда, тут тоже не нужно преувеличивать, они не столь катастрофически, как это представляют себе во многих архаических культурах. Но на самом деле они с генетической точки зрения совершенно эквиваленты. Кузичев: Но в традициях культурных... Коротаев: Но в традиции культурной они очень четко жестко противопоставляются. Долгин: Собственно, обоснование этому идет и не медицинское совершенно. Кузичев: Да обоснование непонятное, да, конечно, конечно. Коротаев: Да-да-да. Значит, а вот как раз кросскузенные браки, они, как правило, приветствуются, потому что это вот самый хороший способ создания родовых союзов. Это вот как раз, вроде это и не родные, ну с точки зрения многих архаических культур это вообще не родственники, вот дети брата и сестры - это вообще не родственники, поэтому браки между ними соответственно не запрещены, а с другой стороны это только плюс, это просто вот способ двум группам породниться, это как раз вот через кросскузенные браки. Кузичев: Так. Подождите, стоп. Значит, давайте вернемся тогда к этой общей зоне нестабильности, которую, как ни странно, вы считаете, объединяет... Вот почему она единая зона? Долгин: Сейчас как раз к этому перейдем Коротаев: Нет, просто она... во-первых, я бы не сказал, что здесь есть какая-то причинно-следственная связь прямая. Кузичев: Нет, просто совпадение. Коротаев: Да. Но вот тем не менее, это не случайно, что зона распространения ортокузенного брака совпадает с этой зоной нестабильности. Значит, вот теперь ситуация у нас получается очень специфическая с распространением кросскузенных и ортокузенных браков. То есть кросскузенные браки засвидетельствованы, в общем, по всему миру, они там и в Южной Америке, среди традиционных культур Южной Америки и Северной, и в Африке, и в Азии, и там в Океании, то есть это очень широко распространенная форма брака. А вот ортокузенные браки, они образуют такую вот единую плотную зону, как раз совпадающую, как я сказал, более-менее с ядром этой вот зоны нестабильности, афразийской зоны нестабильности. Но практически здесь момент какой, что вот в центральных частях этой зоны, которая в высокой степени совпадает, это арабский мир, соответственно Ближний и Средний Восток, там ортокузенные браки традиционно просто доминировали, то есть были преобладающей формой брака, наиболее предпочтительной и преобладающей. На периферии они не то что уж так очень часто встречаются, но заметно встречаются. Но факт, что за пределами этой зоны ортокузенных браков не встречается вообще. И здесь момент какой, что когда у нас есть такая вот картина распространения, ну это ясно, что это диффузия. что это возникло не самостоятельно, а, видимо, все-таки возникло где-то вот едва ли не один раз и потом распространилось. Но то, что это вот действительно, видимо, возникло только один раз, это, видимо, не случайно, потому что в традиционных культурах есть очень мощный блок против появления ортокузенного брака соответственно. Долгин: Поэтому ожидать, что просто многожды будет вот этот запрет нарушаться... Коротаев: Да. И тем более если мы видим, что они все вот образуют одну сплошную зону, все случаи этого брака, видимо, где-то из одного источника это исходит. Ну, интересный момент, значит, где мы встречаем наиболее древнее упоминание об ортокузенном браке? Ответ очень простой: в Ветхом Завете. Все-таки изобретение, видимо, сделали, кажется, евреи. Ну, по крайней мере наиболее древнее упоминание, то есть еще до нашей Эры, это все-таки именно Ветхий Завет. Ну и, видимо, это вот было какой-то такой институт, который бытовал практически исключительно среди евреев, но потом ситуация существенно поменялась в 5-м веке н.э. Что произошло в 4-5 веках нашей Эры? Ну, в конце 4 века, значит, иудаизм становится государственной религией Йемена, то есть королевский двор Йемена, внутрихимеритский двор принимает идуадизм как государственную религию. Значит, вскоре после этого вассалами химеритов были киндиты, киндиты доминировали в Центральной Аравии. Ну, если синьоры приняли иудаизм, то вассалы, естественно, тоже, в общем, им ничего не остается как тоже иудаизм принимать, значит, иудаизм начинает господствовать и в Центральной Аравии. Кузичев: Вот! Это хорошая нота для того, чтобы прерваться на новости. Кузичев: Продолжаем разговор. Андрей Витальевич Коротаев сегодня у нас в гостях. Давайте, пока мы, так сказать, разгоряченные интересом к этому знанию, иудаизм стал господствующим... Долгин: В Центральной Аравии. Коротаев: По крайней мере, это вопрос, ну номинально, не номинально, то есть, здесь, понятное дело, что сказать, что в том же Йемене все йеменцы стали евреями, конечно, нельзя, то есть потому что все-таки классический иудаизм предполагает... Ну, это очень сложная на самом деле система, предполагающая множество правил, запретов и так далее. Поэтому, конечно, это была довольно поверхностная иудаизация, но тем не мене все-таки иудаизм был какое-то время государственной религией, то есть, естественно, пользовался высоким престижем. Значит, потом мы имеем в виду Центральную Аравию. Но потом мы знаем, что, в общем-то, в той же самой Медине, в Ястребе, в общем-то, в 5 веке доминировали именно еврейские племена, ну, в оазисах к северу от Ястреба, от Медины еще во время Мухаммеда доминировали еврейские племена. Ну, то есть, в принципе в 5 веке мы наблюдаем такую ситуацию, когда практически большая часть Аравии оказалась иудаизирована, то есть остались только какие-то отдельные очаги, которые иудаизацией захвачены не были. И вот как раз от предисламского периода мы имеем первые такие массовые свидетельства о распространении ортокузенного брака. Ну вот, видимо, хотя тут момент какой, что если иудаизм становится такой доминирующей религией, то вот он освящает какие-то такие соответственно практики, которые до этого были табуированы. Но тут вот, значит, табу нарушается. Но с другой стороны, это получается... ну вот киндиты практикуют ортокузенные браки, показывая тем, что они, в общем-то, ведут себя как настоящие евреи того времени. Но, значит, если ваши господа это практикуют, то, в общем-то, вам тоже... ну, если вы практикуете такой брак, вы повышаете свой статус. Соответственно вот как раз именно от предисламского периода мы имеем первые, довольно массовые свидетельства о том, что целый ряд арабских племен стал практиковать ортокузенный брак. Потом произошло что? А потом как раз вскоре после этого начинаются арабо-исламские завоевания. Значит, здесь нужно иметь в виду, вот следующее обстоятельство, что... Долгин: После этого все-таки возникает ислам. Коротаев: Да, но после. Что здесь надо иметь в виду следующие обстоятельства, что ислам не предписывает ортокузенного брака, то есть ислам не запрещает вообще кузенных браков никаких, но ни в Коране, ни в Хадисах нет четкого предписания о том, что вот ортокузенный брак... Поясню, что это в арабском контексте значит, то есть это когда мужчина соответственно женится на дочери брата отца. Ну, вот есть мужчина, у него есть отец, у него есть брат, у него есть дочь. Вот дочь является предпочтительным брачным партнером. Я могу сказать, это на самом деле во многих арабских странах, скажем, остается вплоть до настоящего времени. Я вот когда был в Йемене, у меня узнавали, что у меня есть отец, у отца есть брат, у брата есть сестра, и я женат на ком-то еще, интересовались: а почему, а как так? У брата отца есть дочь, а ты почему-то на ком-то женился... Ну, сразу какой-то подтекст был: а что, может, с ней что не так, может, она какая-то страшненькая, а что ты вот не на ней-то женился? Долгин: Такая естественная позиция по умолчанию. Коротаев: Это кажется, что вот естественно, если у отца есть брат, у брата дочь, естественно, надо на ней жениться, потому что это как бы понятное дело. Так вот, короче говоря, это никакой санкции исламской на самом деле не имеет. Но ислам не запрещает, в исламе не запрещены браки с двоюродными сестрами, но, значит, санкций нету. Поэтому, скажем, распространение ислама в Юго-Восточной Азии, в Малайзии, в Индонезии к распространению ортокузенного брака не привело. Ну, потому, что? Ну вот мы приняли ислам, и почему же нам, собственно говоря, нужно начинать жениться на двоюродных, соответственно на дочери брата отца, если это у нас вообще-то считается чем-то инцестуозным, вообще строго табуировано? Ну, ислам нам это не запрещает, но он и не предписывает нам этого делать, и поэтому, естественно, мы такую форму брака практиковать не будем, потому что а почему мы ее, собственно говоря, должны практиковать? А вот другая ситуация сложилась в Арабском халифате. Дело в том, что вплоть до аббасидской революции середины 8-го века арабы были доминирующим этносом в рамках халифата. То есть после аббасидской революции вот эта этническая дискриминация была ликвидирована, но до аббасидской революции это было полной реальностью. Но для того, чтобы получить полный социальный статус в Омейядском халифате, было недостаточно принять ислам. Чтобы иметь полный социальный статус, нужно было стать арабом, то есть по крайней мере вот одна исламизация не решала получение полного социального статуса. Кузичев: А как стать арабом? Коротаев: Йеменцы не были арабами до ислама, это совершенно надежно, четко, просто в древнейеменских надписях совершенно четко йеменцы отличаются от арабов. Арабы отдельно существуют, йеменцы отдельно, поэтому просто нет сомнения. А вот получилась такая ситуация в Омейядском халифате, что вообще-то надо быть арабом, чтобы быть полноправным, йеменцы как-то очень быстренько перестроились соответственно... Нет, например, вот там нужно было, один из факторов арабскости - это вот наличие генеалогии соответственно. Это вот тоже опять-таки не имеет никакого предписания в Коране и в Хадисах, но соответственно вот если у тебя нет нормальной генеалогии, то ты, в общем, не араб и ты не полноправный. Поэтому, значит, йеменцы очень быстро сфабриковали себе генеалогии, в общем, это можно довольно четко проследить, и стали... И вот йеменские ученые вообще перешли в контратаку, вообще выдвинули такую теорию, что на самом деле йеменцы - это настоящие арабы аль-ариба, а вот северные арабы, строго говоря реальные арбы, это аль-ариба аль-мустариба, это вот такие арабы, притворяющиеся арабами, то есть такие псевдоарабы, в общем. Но главное очень интересно, что атака была сверхудачная, до сих пор какие-то ученые и северные арабы про эту теорию знают и говорят: а вообще-то, знаете, есть такое мнение, что на самом деле йеменцы настоящие арабы, что мы-то арабы не настоящие, а настоящие они. Кузичев: Боря, учитывая, что мы в прошлой программе узнали, где настоящий Израиль, а он в Эфиопии, теперь мы знаем еще и где настоящие арабы. Ну и так далее. Коротаев: Да, это в Йемене, а северные арабы - это вообще-то такие, в общем... Кузичев: Фантастика! Коротаев: Ну вот. Поэтому в такой ситуации, конечно, как раз возникла ситуация, когда на территории арабского халифата всем сколько-нибудь влиятельным группам, которые претендовали на роль местных элит, имело смысл, ну вот которые принимали ислам и претендовали на то, чтобы доминировать в соответствующей области, имело смысл, вот кроме того, чтобы принимать ислам, принимать по максимуму вообще все возможные арабские институты и обычаи, вне зависимости от того, имели они исламскую санкцию или не имели. Поэтому, вот если мы нанесем опять-таки на карту зону, основную зону распространения ортокузенного брака, она почти идеально совпадет с зоной Омейядского халифата. Там на самом деле одно-единственное исключение реальное - это Испания. Но в Испании была Реконкиста соответственно, с арабами и с мусульманами на территории Испании покончили, и поэтому вот и с ортокузенным браком в Испании покончили. Вот кроме этого в остальном такая коренная зона ортокузенного брака совпадает с территорией Омейядского халифата. Ну и на самом деле, то есть вот Омейядский халифат и зона, непосредственно примыкающая к ней. Скажем, вот Россия здесь не исключение. Значит, потому что какую часть... ну, завоевали ли арабы какую-то часть суверенной территории России? Ну, на самом деле завоевали - это Дагестан, ну по крайней мере Дербент арабами был завоеван. То есть Дагестан - это единственная часть соответственно России, где практикуется ортокузенный брак соотвественно. Как раз традиционно ситуация была на Северном Кавказе именно четко такая, что на всем Северном Кавказе любые внутриродовые браки были запрещены, то есть была строжайшая родовая экзогамия, ну когда-то там до седьмого колена соответственно было запрещено на каких-то родственниках жениться, и вплоть до настоящего времени много у кого это соблюдается. И вот Дагестан находился в резком контрасте, в Дагестане было как раз все наоборот, была внутриродовая эндогамия, то есть браки внутри рода, при этом браки между, в общем-то, двоюродными братьями и сестрами. И здесь это опять-таки не случайно, это вот именно та часть Северного Кавказа, которая попала, хоть на какое-то время, под непосредственный контроль арабов. Кузичев: И удивительно, действительно это часть России, где есть некоторая нестабильность, опять же наблюдается. И поэтому ужасно хочется связать... Долгин: Ну, нестабильность там несколько шире, скажем честно, она не только в Дагестане. Кузичев: Она шире... Коротаев: Но как раз примыкает, в общем, как раз все-таки это скорее Восточный Кавказ, чем Западный Кавказ. Долгин: Ну да, скорее это буйнарский... Коротаев: Нет, ну и опять-таки это, я еще раз повторяю, это зона, ну она не идеально совпадает с границами, она вот несколько за границы выходит, и это вот доходит... Ну, то же самое с Восточным Туркестаном. Но Восточный Туркестан, он как раз... вот где-то на Восточном Туркестане экспансия арабов и приостановилась. Но на самом деле там она приостановилась даже как, то есть как раз арабы накануне падения Омейядского халифата нанесли поражения соответственно китайцам на территории современной Киргизии, то есть теоретически могли двигаться дальше, но тут-то как раза началась аббасидская революция, и как-то арабам стало не до продолжения дальнейшей экспансии соответственно на восток. Кузичев: Но все-таки ужасно интересно, а почему такое совпадение: вот распространение именно зоны вот этих ортокузенных браков и вот этой самой... Может быть, в результате такого рода популярных браков люди становятся нервическими, там... Долгин: Не надо путать причины и индикаторы. Коротаев: Нет, знаете, были попытки, и даже можно сказать ссылки на авторов, которые пытались даже напрямую ортокузенный брак связать с нестабильностью, но мне кажется, все-таки это не очень убедительно. На самом деле просто ортокузенный брак - получается, это маркер, маркер именно арабо-исламской цивилизации. Долгин: То есть не любой исламской, а именно такой арабо-исламской, с элементами именно влияния арабской культуры. Коротаев: Именно арабо-исламской. Кстати, вот и понятие "арабо-исламская цивилизация" как раз в отечественном востоковедении очень давно существовало, но как раз иногда повергалось критике, кстати, в высокой степени коллегами из Средней Азии, которые вот обижались: причем здесь вот арабы, если это просто исламская цивилизация? На самом деле, вот сейчас понятно, оно имеет право на существование, это вот именно та часть исламского мира, где исламизация действовала вместе с арабизацией. Она давала вот совсем другой результат, чем чистая исламизация. Но здесь вот еще одно интересное обстоятельство, здесь уже мы ближе подвигаемся к современности и к современной зоне нестабильности. Вот эта зона распространения ортокузенного брака и вот афразийская зона нестабильности, они очень близко совпадают с зоной очень низкой женской занятости, но именно с зоной сверхнизкой доли экономически активных женщин. То есть вот это практически, вот то, что я описал, это практически один к одному. Знаете, здесь особенно интересен контраст между Пакистаном и Бангладеш. Кузичев: Стоп! Вот это хороший контраст. Давайте в третьей части мы с него начнем, а вторую на этом закончим. Кузичев: Продолжаем разговор. Андрей Витальевич Коротаев сегодня у нас в гостях. Пакистан и Бангладеш, да? Коротаев: Да. Кузичев: Так, пожалуйста. Коротаев: Ну, потому что Пакистан и Бангладеш - и та, и другая страна находятся в Южной Азии, и та, и другая - исламские страны. Долгин: Более того, некоторое время они даже были частями одной и той же страны, пока Бангладеш не добился независимости. Коротаев: Ну да. Но, значит, при этом заметная часть Пакистана была в свое время арабами завоевана, до Бангладеш арабы не доходили с большим запасом, ну то есть Бангладеш, никогда под контролем арабов никакая часть Бангладеш не была. Значит, женская занятость. Женская занятость в Пакистане одна из самых низких в мире, ну то есть доля экономически активных женщин среди всего женского населения одна из самых низких в мире. В Бангладеш она, в общем-то, достаточно высокая, там, скажем, выше, чем в среднем по Европе, ну то есть не то что самая высокая, но, в общем-то, так, вполне, ну выше среднемирового уровня соответственно. И при этом, значит, именно страны с сверхнизкой женской занятостью - это вот у нас будут именно Пакистан, Афганистан, Иран соответственно, практически все арабские страны. И при этом вот за пределами этой зоны вот такой сверхнизкой женской занятости практически, в общем-то, и нет. Знаете, исключение, подтверждающее правило. Вот исключение там за пределами зоны - это Босния и в принципе Италия. Но Италия, кстати, не вполне даже исключение, потому что самый юг Италии арабы завоевывали, даже был такой Барийский эмират, то есть с центром в итальянском городе Бари, но, в общем, да. Ну, опять-таки это понятно, что это вот ортокузенный брак и сверхнизкая женская занятость, это, понятное дело, снова здесь прямого влияния нет, но это все части одного целого, вот арабо-исламской цивилизации. И тут надо понимать, вот на самом деле мы несколько раз доклад делали на эту тему, почему вот именно в этом арабо-исламском мире такая сверхнизкая женская занятость. Знаете, вот вразумительного ответа... такие нормальные факторы вот не работают. Потому что объяснить это там, скажем, высокой рождаемостью нельзя, потому что соответственно вот в Йемене рождаемость очень высокая, одна из самых высоких в мире, в Иране рождаемость сейчас уже меньше, чем в России. В Иране сверхнизкая женская занятость, в Йемене такая же сверхнизкая женская занятость, как в Иране. Берем соответственно образование - то же самое, то есть в этой зоне есть и страны с очень низким женским образованием, есть страны с исключительно высоким женским образованием, но все равно это эффект один и тот же. То есть вот это тоже какой-то цивилизационный маркер, вот здесь уже к нестабильности вот этот фактор, может, уже поближе. Я просто не думаю, что он очень важный, я не думаю, что очень важный, но он какую-то роль сыграл в процессах дестабилизации в этой части земного шара в последнее время. Ну, например, в Египте исключительно важное такое событие - это было 2008 года, 6 апреля, это забастовка рабочих текстильного комбината в славном городе Аль-Махалля-аль-Кубра, когда как раз в Фэйсбуке была создана группа молодежи 6-го апреля, то есть вначале была создана вот именно как группа в Фэйсбуке для того, чтобы поддержать забастовку. Ну а потом эта группа приобрела самостоятельное существование и в принципе выступила как раз одной из главных организаторов египетской революции соответственно 11-го года. Но вот интересный момент какой? Была бы это другая бы страна за пределами этого мира, кто бы вообще бы работал на текстильной фабрике? Вот женщины бы работали, а не мужчины. Долгин: Собственно, главный образ, в голове возникающий. Коротаев: Да-да-да. Долгин: Хотя вот ткачи, ткачи в средневековье лионские... Коротаев: Ну, это лионские ткачи, ну это да, это пока еще соответственно женщины не вышли на рынок труда. Долгин: Да-да-да. Коротаев: Но потом уже, соответственно уже к концу 19-го века... Кузичев: Потом уже лионские ткачихи. Коротаев: Да, уже это соответственно место заняли. Кузичев: Конечно. Коротаев: Выяснилось, что женщины в принципе лучше работают, ну то есть даже по многим причинам, ну как лучшие телефонистки на коммутаторе - это женщины, так женщины все-таки в принципе лучше в текстильной промышленности работают, чем мужчины, просто по целому ряду причин. Но тем не менее, вот как раз именно в этой части мира, как раз вот такая получается ситуация, что и на текстильной фабрике оказываются именно мужчины, а не женщины. А вот работали бы там женщины, я не очень уверен, что активистам бы 6-го апреля удалось бы их раскрутить на забастовку. Вот. Но, наверное, вот эти такие моносексуальные коллективы, коллективы, состоящие преимущественно из мужчин, без женщин и так далее, вот какую-то здесь роль играют, но я не думаю, что это какая-то действительно роль исключительно важная. Ну вот такой вот фактор цивилизационный, который вот здесь какую-то роль явно большую сыграл, это связано скорее, видимо, с брачными обычаями, ну частью которого является ортокузенный брак, и вот с модернизацией этих брачных обычаев в последние десятилетия, ну а, значит, что наблюдается прежде всего, конечно, это в арабском мире. В последние десятилетия резко выросла стоимость, то количество материальных ресурсов, которое требуется для того, чтобы человек мог вступить в брак. Ну, опять же, во-первых, традиционная свадьба, она безумно дорогая и становится все более и более дорогой, просто идет некая такая вот эскалация... Долгин: Просто руководители некоторых государств настоятельно советуют своим подданным задуматься над тем, не изменить ли обряд свадьбы. Коротаев: Есть такая вещь, как "магр", но это вроде как... ну, это не вполне калым, потому что вроде достается это жене, то есть вроде для жены, но выступает вроде как при данное в том плане, что некая гарантия женщине на случай развода там и тому подобное. Но на самом деле размер этого магра стремительно тоже в последние десятилетия рос, ну и вот огромное количество всех дополнительных соответственно расходов, связанных со свадьбой, ну он вырос до такой степени... Ну и еще есть, конечно, вот проблема калыма в чистом виде. Вот мне йеменские друзья жаловались на то, что калым в исламе на самом деле в чистом виде запрещен, то есть именно в чистом виде, просто плата родителям жены за невесту, и всякими гражданскими законами калым запрещен, но мне те же самые йеменские друзья жаловались, что он все-таки есть, и все-таки он совершенно нелегален, поэтому по нему данные найти невозможно, потому что эта практика абсолютно запрещенная, но все жаловались, что на самом деле родителям тоже приходится очень большую сумму, но именно, говоря нашими словами, "в конверте". То есть в конверте, так без свидетелей, но, в общем, тем не менее... Долгин: Ну и мы знаем это слово, конечно же, по вполне мусульманским культурам. Коротаев: Да-да. Но при этом, скажем, оно в принципе, вот в чистом виде калым, он опять-таки несанкционирован, но тем не менее... Поэтому вот даже без калыма, даже без калыма получается, что расходы на заключение брака... Ну, речь идет о чем? Что 10 годовых зарплат, 15 годовых зарплат, 20 годовых зарплат - это вот приблизительно... Кузичев: 10 годовых зарплат. Сейчас, дайте-ка мне прикинуть... Ого! Ничего себе! Коротаев: Да-да-да. То есть это... для того, чтобы набрать деньги, необходимые для того, чтобы заключить брак, требуется... Ну, вот 10 лет - это даже где-то и минимум, то есть 10, 15, 20. Поэтому, значит, мужчина заканчивает университет в 22 года, ну и вот когда же он сможет... Долгин: Судя по лицу, Толя, он не очень согласен с вот такими обычаями. Кузичев: Нет, категорически! Коротаев: А что мы наблюдаем на уровне почвы? На уровне почвы мы наблюдаем, что действительно в последние десятилетия во всех арабских странах стремительно рост возраст, средний возраст вступления в брак как раз именно у мужчин. У женщин он тоже рос, но женщины, естественно, очень сильно отстают. То есть вот реальную проблему, которую уже и в принципе в арабском мире заметили. Долгин: У женщин очень рос... Это что, с 14 до 20? Коротаев: До 22-х, до 23-х и так далее. Но среди мужчин во многих странах он вышел за 30, и 32, и 33 года есть. Но момент какой? Что здесь момент существенный. Может быть, в западных странах, там в той же самой Скандинавии возраст вступления в брак среди мужчин вполне сопоставимый, но здесь нужно иметь в виду, что это происходит в контексте строгого запрета внебрачных сексуальных связей, который, просто нужно иметь в виду, что до сих пор достаточно жестко соблюдается. Кузичев: И мужчинами, и женщинами? Коротаев: Это как вот... Ну, просто мы, то есть европейцы склонны судить об арабах там и вообще мусульманах Ближнего Востока по каким-то вот арабо-мусульманам, которые вот где-то в нашей стране встречаются, иногда приходят к выводу, что арабы сейчас уже этих запретов или мусульмане не соблюдают. Но на самом деле это касается и того же самого и запрета на алкоголь, и запрета на внебрачные сексуальные связи, подавляющее большинство населения этих стран... Кузичев: Сейчас, одну секунду, Андрей Витальевич, а это и для мужчин, и для женщин запрет? Коротаев: И для мужчин, и для женщин. Кузичев: А соблюдают и мужчины, и женщины? Коротаев: Женщинам совсем сурово приходится, потому что проверить легко. Но это, кстати, один, видимо, из факторов пониженной женской занятости, это и потому, что женщину семья отпускает работать до того как она замуж вышла, а возраст вступления в брак и для женщин все дальше и дальше сдвигается, ну это рисковать потерей семейной репутации. Поэтому будет некое давление, что пока... ну, вплоть до того, что вот ее отпускаешь, она где-то там работает, с какими-то мужчинами, а потом вот типа семья вообще репутацию потеряет... Кузичев: Ну да, понятно. Коротаев: Поэтому это, конечно, тоже вот один из факторов. Конечно, особенно серьезные проблемы для мужчин, потому что ну вот возраст вступления в брак откладывается все больше и больше в условиях, в общем, очень жесткого запрета на внебрачные сексуальные связи. И, конечно, вот здесь мощный момент, про что мы на самом деле и прошлый раз как раз говорили, что у нас какая была ситуация накануне "арабской весны", что у нас имелась огромная масса мужчин безработных, с высшим образованием и без семьи. Кузичев: Огромная масса сексуально неудовлетворенных здоровых мужиков. Коротаев: Да. Кузичев: Вот повод для революции. Коротаев: И это, конечно, вот фактор... Долгин: С высокими социальными ожиданиями, которые тоже не были удовлетворены. Кузичев: Да, то есть во всех смыслах неудовлетворенность. Коротаев: Но здесь нужно еще иметь в виду, что здесь вот не только одна по себе сексуальная неудовлетворенность, но просто то, что мужчины соответственно холостые, значит, без семьи. На самом деле вот есть уже эмпирические данные о том, что мужчины, то есть без семьи, то есть холостые мужчины больше склонны к экстремизму, к радикализму, чем женатые. Кузичев: Конечно. Коротаев: Это на самом деле, кажется, вещь самая очевидная, но на самом деле есть масса очевидных вещей, которые эмпирической проверки не выдерживают. Вот эта... Кузичев: Эта выдержала. Коротаев: Выдержала, то есть действительно и по прямым, и эмпирическим данным получается, что вот это, конечно, откладывание возраста вступления в брак в этой части мира, конечно, было довольным мощным фактором радикализации и провоцирования социальной напряженности дополнительной. Вот это как раз, видимо, именно цивилизационный фактор, и здесь вот видно, как цивилизационные факторы все-таки могут влиять на генерирование политической нестабильности, то есть вот действительно это получается... но здесь... Поэтому ортокузенный брак - это просто часть пазла, то есть вот такой небольшой кусочек из этого пазла, да. Кузичев: Да, да, да. Кстати, извините, что перебиваю. Мы продолжим, друзья, собирать этот пазл интереснейший и сложнейший в следующей программе, потому что сейчас уже время вышло. Вот видите, как незаметно, потому что интересно. Андрей Витальевич Коротаев у нас в гостях - главный научный сотрудник Института востоковедения РАН, профессор факультета глобальных процессов МГУ, завкафедрой современного Востока РГГУ и завлабораторией мониторинга риска дестабилизации НИУВШЭ, а также ведущий научный сотрудник Института Африки РАН. Ровно через неделю, господа, на том же месте, в то же время, в той же компании. Полностью слушайте в аудиоверсии. Источник: https://radiovesti.ru/brand/60941/episode/1358763/
  10. Мемория. Григорий Перельман Григорий Яковлевич Перельман Фото: mosmonitor.ru 13 июня 1966 года родился выдающийся математик Григорий Перельман. Личное дело Григорий Яковлевич Перельман (51 год) родился в Ленинграде. Отец его был инженером-электриком, мать - преподавателем математики в ПТУ. Когда отец Григория Перельмана получил возможность уехать на постоянное жительство в Израиль, мать отказалась ехать с ним и осталась с Григорием и старшей дочерью в Ленинграде. Учась в школе, Григорий Перельман занимался в математическом кружке городского дворца пионеров и успешно участвовал в школьных математических олимпиадах. В 1982 году на Международной математической олимпиаде в Будапеште Перельман был награжден золотой медалью, получив за решения каждой из предлагавшихся семи задач максимально возможный балл. После окончания 239-й физико-математической школы Григорий Перельман был без экзаменов зачислен на математико-механический факультет Ленинградского государственного университета. Окончив университет, Перельман учился в аспирантуре Ленинградского отделения Математического института им. В. А. Стеклова, защитил кандидатскую диссертацию и стал работать старшим научным сотрудником этого института. В начале 1990-х несколько лет работал в США, в Курантовском институте математических наук, Университете штата Нью-Йорк в Стоуни-Брук и Калифорнийском университете в Беркли. Затем вернулся в Математический институт имени Стеклова. В 2002 – 2003 годах опубликовал на сайте препринтов arXiv.org три статьи, посвященные доказательству проблемы Пуанкаре, которые сразу привлекли внимание ученых. Перельман был приглашен в ряд университетов США, где выступил с докладами о своих работах. В 2006 году доказательство Перельмана было признано верным. В декабре 2005 года Григорий Перельман уволился с должности ведущего научного сотрудника лаборатории математической физики и объявил, что прекращает занятия наукой. После этого вел замкнутый образ жизни, игнорируя прессу. Жил в Санкт-Петербурге в Купчино вместе матерью на ее пенсию и сбережения, оставшиеся от зарубежных поездок. В отделение Математического института им. Стеклова, откуда уволился автор доказательств гипотезы Пуанкаре, на его имя до сих пор приходит почта, но Перельман сказал, что забирать ее не будет: «С наукой покончено». В сентябре 2011 года стало известно, что математик отказался принять предложение стать членом Российской академии наук. В 2014 году Григорий Перельман получил шведскую визу сроком на 10 лет. В Стокгольме давно живёт родная сестра учёного Елена. Позднее сообщалось, что он переехал жить в Швецию, где местная частная фирма, занимающаяся научными разработками, предложила ему высокооплачиваемую работу. Чем знаменит Наибольшую известность Григорию Перельману принесло осуществленное им доказательство гипотезы Пуанкаре – одной из знаменитых задач в области математической топологии. Гипотеза была сформулирована выдающимся французским математиком Анри Пуанкаре еще в 1904 году. Она связана с понятием гомеоморфизма – возможности изменить форму объекта при помощи непрерывной трансформации, но так, чтобы он не утратил своих топологических свойств. Например, бублик и чашка с ручкой гомеоморфны: если мы представим бублик из пластилина, то из него, не делая разрывов, можно вылепить чашку. Предположение Пуанкаре касалось односвязных поверхностей, то есть таких, на которых можно провести замкнутую кривую, которая не делила бы их на части. В общем виде гипотеза Пуанкаре звучит так: «любая односвязная трехмерная поверхность гомеоморфна трехмерной сфере». Следует помнить, что трехмерные поверхности относятся к четырехмерному пространству, так, трехмерная сфера – это поверхность четырехмерного шара. Для отдельных частных случаев гипотезу успел доказать сам Пуанкаре. Затем над этим работали другие математики. Одно из доказательств в 1930-е годы предложил выдающийся английский математик Генри Уайтхед, но оно оказалось ошибочным, зато благодаря ему Уайтхед стал основоположником нового раздела топологии – топологии малых размерностей. Работа Уайтхеда стимулировала интерес ученых к гипотезе Пуанкаре. В 60-70-е годы гипотеза была доказана для поверхностей с числом измерений большим или равным пяти. В 1982 году Майкл Фридман доказал ее для четырехмерных поверхностей. Но общее доказательство не поддавалось математикам. Хотя было опубликовано несколько работ, авторы которых считали, что добились успеха, в их доказательствах обнаруживались ошибки. В 2000 году Математический институт Клэя включил доказательство гипотезы Пуанкаре в число семи «проблем тысячелетия», за решение любой из которых была обещана премия в один миллион долларов. В тот момент специалисты понимали, что существующими методами доказательства получить не удастся и для успеха необходимо применение принципиально новых подходов. Григорий Перельман использовал в своей работе идеи Ричарда Гамильтона, которые связывают топологические проблемы с системами дифференциальных уравнений в частных производных, известными под названием «потоки Риччи». Также Перельман доказал и более общее утверждение о свойствах трехмерных поверхностей – гипотезу геометризации Тёрстона. В 2006 году журнал Science назвал доказательство Перельманом гипотезы Пуанкаре научным «прорывом года». Популярное изложение сути работ Григория Перельмана можно прочитать в тексте лекции «Гриша Перельман, яблоко и бублик», прочитанной старшим научным сотрудником Санкт-Петербургского отделения Математического института РАН Сергеем Дужиным в рамках проекта «Публичные лекции Полит.ру». О чем надо знать Григорий Перельман Доказательство гипотезы Пуанкаре принесло Перельману мировое признание. В 2006 году он стал лауреатом «Медали Филдса», в 2010 году институт Клэя подтвердил присуждение Перельману премии за решение одной из проблем тысячелетия. Однако математик отказался принять эти награды. В дальнейшем Перельман прекратил научную деятельность и отказался от общения с прессой. Другая громкая история была связана с попыткой группы китайских математиков заявить, что они выполнили более полное доказательство гипотезы Пуанкаре, тогда как доказательство Перельмана, по их словам, было неполным. Чжу Сипин и Цао Хуайдун из Лихайского университета входили в числе трех независимых групп ученых, которые проверяли доказательство Перельмана, возглавлял эту группу видный китайско-американский математик Яу Шинтан. В 2006 году в журнале «Нью-Йоркер» вышла статья Сильвии Назар и Дэвида Грубера «Manifold Destiny», об истории доказательства гипотезы Пуанкаре. В ней Яу Шинтан обвинялся в неоднократных нарушениях научной этики. В ответ китайский математик обвинил авторов статьи в клевете. Редакция журнала поддержала авторов, объявив, что изложенные в статье факты были тщательно проверены, а изложению позиции Яу Шинтана было уделено достаточное место. Прямая речь Григорий Перельман о своем отказе от премии: «Я отказался. Вы знаете, у меня было очень много причин и в ту, и в другую сторону. Поэтому я так долго решал. Если говорить совсем коротко, то главная причина — это несогласие с организованным математическим сообществом. Мне не нравятся их решения, я считаю их несправедливыми. Я считаю, что вклад в решение этой задачи американского математика Гамильтона ничуть не меньше, чем мой». Сергей Рукшин о своем ученике: «Гриша начал очень много работать в девятом классе, и у него оказалось очень ценное для занятий математикой качество: способность к очень длительной концентрации внимания без особых успехов внутри задачи. Все-таки человеку нужна психологическая подпитка, нужны психологические успехи, чтобы заниматься чем-то дальше. Фактически гипотеза Пуанкаре – это почти девять лет без знания того, решится задача или не решится. Понимаете, там даже невозможны были частичные результаты. Не доказалась теорема в полном объеме – иной раз можно опубликовать даже двадцатистраничную статью, по тому, что все-таки получилось. А там – или пан, или пропал. Либо доказана гипотеза Пуанкаре, либо нет… Частичных результатов и до него получали много. Вот такая вот длительная концентрация внимания без надежды на успех – это замечательное качество Перельмана!» Сергей Рукшин о причинах ухода Перельмана из науки: «Первый фактор – это длительное и очень сильное перенапряжение головного мозга и нервной системы, это было непросто. Второе – это конфликт с математическим сообществом. Гриша очень ригористичен. Он ригорист, его моральные требования завышены. Ну, например, он поссорился с моим другим учеником, Антоном Петруниным, с которым они занимались совместной научной работой, и перестал с Петруниным общаться, остались незавершенные работы, результаты, которые ни тот, ни другой не опубликовали. Один не публиковал, потому что без Гриши нельзя, а другой – потому то он с Антоном не общается. А поссорились они из-за того, что кто-то кого-то где-то не процитировал, что в устном докладе не считалось никогда грехом, можно было бы и забыть, и не сослаться на то, что такой-то результат кому-то принадлежит, а просто им воспользоваться: "Есть известный результат, что… Ссылаясь на него, получаем…" А Гриша считает, что это было неуместно. Всё. Гриша рассорился и перестал с Антоном общаться». 10 фактов о Григории Перельмане Вопреки распространенному мнению, Григорий Перельман не сын известного популяризатора науки Якова Перельмана. Григорий Перельман не получил золотую медаль по окончании средней школы, так как не сдал нормы ГТО. В 1994 году Григорий Перельма решил одну из задач римановой геометрии, известную под названием «теорема о душе». Помимо математики, Григорий Перельман - увлеченный любитель классической музыки. Склонность отвергать престижные научные награды была свойственна Григорию Перельману и до доказательства гипотезы Пуанкаре. В 1996 году он отказался получать премию Европейского математического общества для молодых математиков. Григорий Перельман отверг и предложение стать академиком РАН. После отказа Перельмана от премии Математический институт Клэя совместно с институтом Анри Пуанкаре учредили должность для молодых математиков, которая будет финансироваться из этих средств. В 2011 году одна из газет опубликовала «интервью с Перельманом», содержавшее несколько громких заявлений, но большое количество фактических ошибок в тексте заставляют заподозрить, что интервью было сфабриковано и в действительности журналисты не общались с математиком. На данный момент гипотеза Пуанкаре остается единственной решенной «проблемой тысячелетия». В честь Перельмана назван астероид номер 50033. Материалы о Григории Перельмане Статья о Григории Перельмане в русской Википедии Выступление Перельмана на Международной математической олимпиаде Наталия Демина. «Григорий Перельман и другие ученики» Ольга Орлова. «Перельман — это замкнутая сфера. Мы не можем в него заглянуть…» Николай Подорванюк «Абсолютно нормальный человек» Игорь Иванов. «Полное доказательство гипотезы Пуанкаре предъявлено уже тремя независимыми группами математиков» Проблемы 2000 года: гипотеза Пуанкаре Источник: http://www.polit.ru/news/2017/06/13/perelman/
  11. С большим удовольствием поздравляю Романа Николаевича Лункина с днём рождения! Желаю победы в жизненной игре! Пусть сюрпризы будут только приятными!
  12. Илья Константинов: «Пока День России не праздник, а повод для размышлений» Текст Роман Попков Депутат Верховного Совета, голосовавший за принятие декларации независимости России, в интервью Открытой России рассказал о том, почему принятие документа было практически единогласным, о «параде суверенитетов» и об историческом значении даты 12 июня 1990 года. — Вы хорошо помните день принятия Декларации о суверенитете России? Вы были депутатом Верховного Совета, как лично вы голосовали, какие были настроения в депутатском корпусе на Съезде народных депутатов? — Я хорошо помню этот день, я голосовал за принятие этого документа так же, как практически все депутаты Съезда. Против проголосовало всего несколько человек. По поводу Декларации о суверенитете было единое мнение всего депутатского корпуса России. Ведь Российская Федерация была явно дискриминирована на фоне других союзных республик. У России была в рамках Союза меньшая степень свободы, меньшая степень самоуправления. Например, не было даже своей Академии наук, хотя, например, были академии наук Украины, Белоруссии, Казахстана и так далее. Да и по уровню жизни Россия, являвшаяся донором Союза, уступала прибалтийским республикам, закавказским республикам. Это была сознательная политика союзного руководства — политика подкупа национальных окраин, которая продолжалась на протяжении всего советского периода. Разумеется это у многих, в том числе и у меня, не могло не вызывать возмущения. Оригинал первой страницы Декларации о государственном суверенитете РСФСР. Источник: rusarchives.ru Мы голосовали за принятие этого документа, не предполагая еще, что этот документ станет сигналом к ликвидации союзного государства. Мы считали, что нам удастся переформатировать СССР, не разрушая его. Такая у нас была мечта или, может быть, иллюзия. Ликвидации союзного государства большинство депутатов не хотело, мы стремились к повышению статуса России. — Какова была общественная реакция в РСФСР на принятие декларации? — Россия поддерживала это решение практически вся, за исключением крайних коммунистических ортодоксов. Кстати, фракция «Коммунисты России» голосовала за этот документ. — Но ведь в России даже не было своей республиканской компартии, в отличие от других союзных республик, поэтому ведь повышение статуса России могло быть для российских коммунистов и аппаратным трамплином? — Для многих — да. Но в целом в обществе это было встречено с воодушевлением. Никаких протестов не было. — Насколько справедливо высказывание, что Россия «сама открыла парад суверенитетов», что именно после России и другие союзные республики начали принимать аналогичные документы? — Это несправедливое утверждение. Парад суверенитетов начала, конечно, не Россия, а Прибалтика. Там к 1990 году было мощейшее движение за независимость. Было движение за независимость в Закавказье — вспомните события в Тбилиси 1989 года. — Уже позднее, в середине 90-х годов, антиельцинская лево-патриотическая оппозиция с особой яростью критиковала решение Съезда от 12 июня 1990 года — говорили о том, что это «независимость от самих себя». — Да даже не в середине 90-х, а уже в 1992 году зазвучали эти голоса — вскоре после того, как в декабре 1991 года было подписано Беловежское соглашение, ликвидировавшее СССР. После этого в обществе началась переоценка декларации о суверенитете России. В самой декларации были ссылки на союзное государство, и многие в обществе надеялись, что Союз в переформатированном виде удастся сохранить. И когда этого сделать не удалось, произошла и переоценка событий 12 июня 1990 года. Ведь и логическая, и историческая связь между этим документом и последовавшим распадом Союза все-таки существует. Когда мы голосовали за декларацию независимости, мы сильно рисковали. И нужно было обладать большей проницательностью, большим политическим опытом, чтобы оценить возможные последствия. У большинства народных депутатов России такого опыта не было. В том числе и у меня. — На протяжении 90-х годов день 12 июня российским государством праздновался довольно вяло, неохотно. Чем это было вызвано? — В 90-е годы Россию еще можно было назвать несостоявшимся государством. Само сохранение Российской Федерации было под большим вопросом. Были две чеченские войны. А вспомните какую политику проводило руководство ряда республик в составе РФ, и какие центробежные тенденции были внутри России. Оснований и поводов что-то праздновать в 90-е не было. Да и сейчас особых поводов нет. Должно пройти какое-то время, может быть, 15-20 лет, пока все это не перемелется, и когда Россия в полной мере состоится как государство, на будущий статус которого по территории, населению, традициям, научно-техническому потенциалу мы все еще можем рассчитывать. Вот когда и если Россия состоится как нормальное государство, тогда это будет праздник. А пока это еще повод для размышлений. Источник: https://openrussia.org/notes/710369/
  13. день победы

    «Кухня и отопление остались у соседей» Севастопольские ветераны ко Дню Победы получили по одной квартире на двоих Иван Жилин собкор в Крыму Фото: Иван Жилин / «Новая газета» 7 мая 2017 года крымские и федеральные СМИ сообщили: «В Севастополе 10 ветеранам Войны вручили ключи от новых квартир». «Квартиры находятся в новостройке на Античном проспекте <…> новое жилье готов к вселению — во всех квартирах сделан ремонт и установлена сантехника», — писали журналисты. Через месяц после вручения ключей мне довелось говорить с внучкой одного из ветеранов. «Жить в новой квартире бабушка категорически отказывается, — рассказала она. «Да и как там жить? Кухни нет, балкона нет. Понимаете: это не квартира, а половина квартиры. Другая половина — за гипсокартоновой стенкой. То есть они разделили «однушку» пополам перегородкой и выдали это за две разные квартиры». На следующий день после нашего разговора я решил проверить, правда ли ветеранам дали по полквартиры. Дома № 26 по Античному проспекту нет на карте Севастополя. Его невозможно найти с навигатором. Когда сюда поедет «скорая», врачам придется уточнять маршрут. Новостройка только сдана, и в ней еще нет постоянных жильцов. «Лучше буду жить в коммуналке» Захожу в первый подъезд. Квартиры ветеранов легко отличить от остальных: у них одинаковые номера. То есть на первом этаже две квартиры с номером 55, на втором — две 66-х. Дома удалось застать только одного из ветеранов-новоселов. Любовь Трофимовна Легкодымова, уточнив название издания, соглашается провести экскурсию по квартире. — Я здесь не живу. Просто еще раз осмотреться заехала, — говорит она. — Видите, это не квартира, а студия. Причем даже балкона у меня нет. Кухня и отопление остались у соседей. Только санузел хороший — здесь без претензий. Батарей центрального отопления в студии ветерана действительно нет: вместо них застройщик оставил Любови Трофимовне два электрических обогревателя. Про кухню вопрос остается спорным — в углу комнаты Любови Трофимовны стоит умывальник, рядом выведены провода под электроплиту. Правда, нет вытяжки, да и сам дом газифицирован. Фото: Иван Жилин / «Новая газета» — Газовые коммуникации остались в соседней квартире, — говорит ветеран. — Не верите, что это была одна квартира? Постучите по стене. Перегородка оказывается сделанной из гипсокартона. — К сожалению, — продолжает Любовь Трофимовна. — Сейчас соседей нет. Показали бы, какой у них столб стоит посреди квартиры. Не пойми, для чего. На мой вопрос, когда она собирается переезжать в новую квартиру, ветеран отвечает: «Никогда. Я сейчас живу в коммуналке на пять человек. Лучше там и останусь — там и кухня есть, и балкон, и отопление». — Зачем же вы согласились эту квартиру принять? — спрашиваю я. — А потому что нам в правительстве сказали, что других вариантов нет. Мол, или это, или ничего. Сказали, что, может, в следующем году дадут что-нибудь получше, а может, и не дадут. У нас только один умный дедушка ничего подписывать не стал, а пошел к правозащитникам. И получил нормальную квартиру на 48 квадратных метров. Выйдя от ветерана, пробегаю по подъезду. Интересный факт: там, где ветеранских квартир нет, на этаже находится по шесть квартир, а там, где есть — по семь-восемь. «Правительство не могло дать больше» Ветераны и их родственники возмущаются напрасно: предоставить им лучшее жилье власти Севастополя просто не могли. В этом уверены представители компании-застройщика «Вип Класс». — Для социальных программ правительство может покупать жилье площадью 33-35 квадратных метров, — рассказал «Новой газете» учредитель компании Артем Дедов. — Поэтому еще на этапе строительства были внесены изменения в проект, эти квартиры отстраивались отдельно. Появилось пять однокомнатных квартир и четыре студии. Хочу подчеркнуть: они вводились в эксплуатацию как отдельные квартиры, то есть говорить, что два ветерана получили одну квартиру — нельзя. Тот факт, что, например, газовые коммуникации у одного ветерана оказались, а у другого нет, объясняется тем, что в студиях нельзя пользоваться газовыми плитами: таковы строительные правила. — Почему же тогда между отдельными квартирами установлены гипсокартоновые стены? — спрашиваю я. — Для шумоизоляции. — А что с кухнями? Ведь там ни плит, ни вытяжки. — В качестве жеста доброй воли, мы установим ветеранам, получившим студии, электрические плиты. И вытяжку тоже сделаем. Фото: Иван Жилин / «Новая газета» «Информация не соответствует действительности» Ключи от новых квартир ветеранам вручал лично врио губернатора Севастополя Дмитрий Овсянников. «Новая газета» дозвонилась в пресс-службу городского правительства. Ее сотрудники, услышав вопрос, сообщили, что будут отвечать только после получения официального письменного запроса. Однако уже спустя несколько часов на сайте правительства Севастополя появилось заявление: «По информации, предоставленной Департаментом капитального строительства города Севастополя, на 1 марта 2017 года на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в городе Севастополе были приняты 10 ветеранов Великой Отечественной войны. Для их обеспечения квартирами, правительством города в апреле 2017 года были произведены государственные закупки в соответствии с законодательством. Согласно техническому заданию, предметом закупок стали девять благоустроенных квартир, пригодных к постоянному проживанию и подготовленных к заселению. Еще одна квартира была ранее передана застройщиком в собственность города в рамках инвестконтракта. Данные жилые помещения были предварительно осмотрены ветеранами и их представителями. Согласно подписанным смотровым листам, квартиры были приняты ветеранами и их представителями без претензий и каких-либо замечаний. Каждая из квартир передана ветеранам с ремонтом, оборудованным санузлом, отоплением, электроснабжением и водоснабжением. По решению застройщика в квартирах дополнительно установлены душевые кабинки, запланирована установка электроплит. Факты предоставления одной квартиры двум получателям также отсутствуют. «Квартиры являются новыми и отличаются только планировкой. Закупка квартир проводилась исходя из возможностей городского бюджета и наличия соответствующего предложения на рынке недвижимости». На сегодня в Правительстве Севастополя отсутствуют жалобы со стороны собственников полученных квартир по поводу несоответствия выделенного жилья необходимым нормам и качеству. В случае поступления таких жалоб, они будут безотлагательно рассмотрены специальной комиссией. Правительство Севастополя призывает руководителей и сотрудников СМИ воздержаться от распространения непроверенной информации, содержащей искаженные сведения». Источник: https://www.novayagazeta.ru/articles/2017/06/08/72739-kuhnya-i-otoplenie-ostalis-u-sosedey
  14. Приветственное слово Путина в День России Владимир Путин Президент России. Владимир Путин вручил в Кремле Государственные премии в области литературы и искусства за 2016 год. Глава государства традиционно проводит торжественную церемонию в День России уже несколько лет подряд. Открывая мероприятие, он отметил, что наука и культура формируют в обществе ценности патриотизма, достоинства и свободы. Слушайте в аудиофайле! СЛУШАТЬ СКАЧАТЬ Источник: https://radiovesti.ru/brand/60963/episode/1511440/
  15. Значение Дня России Александр Андреев Ведущий программ "Народный тест-дра… Армен Гаспарян историк Значение праздника для народа нашей страны. СЛУШАТЬ СКАЧАТЬ Источник: https://radiovesti.ru/brand/61010/episode/1511445/