Перейти к содержимому
Социология религии. Социолого-религиоведческий портал

Мошкин М., Нечаев А. Есть ли у РПЦ союзники в борьбе за Украину


Рекомендованные сообщения

Есть ли у РПЦ союзники в борьбе за Украину

Православие уже переживало болезненный раскол
0
   12 сентября 2018, 20:20
Фото: Перов В.Г. 
Текст: Михаил Мошкин,
Алексей Нечаев

 

Предоставление автокефалии украинской церкви провоцирует серьезный раскол в православном мире. Ряд церквей поддерживают Константинополь, другие же солидарны с позицией Москвы. На каких иностранных союзников в этом противостоянии может рассчитывать Русская православная церковь и кто явно станет ее противниками?

Помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Уэсс Митчелл, находясь с визитом в Тбилиси, в среду заявил: «Из Грузинской православной церкви косвенно исходит российское влияние». По его мнению, «Россия сильна в дезинформации и пропаганде, мы знаем про эти инструменты и готовы с ними бороться».

Отметим, что в самой Грузинской православной церкви с отношением к РПЦ и болезненным для Москвы вопросам (в первую очередь, это украинский вопрос) не так все однозначно, как утверждает эмиссар США. Напомним, в июне член синода Грузинской православной церкви митрополит Петр заявил: украинская церковь должна быть независимой от русской. Он же назвал патриарха Московского и всея Руси Кирилла «первоиерархом страны-завоевателя». С другой стороны, синод ГПЦ выступил против украинской автокефалии. Но заметим, грузинский патриарх Илия II не сказал своего окончательного слова.

Поддержка со стороны Грузинской и других поместных церквей крайне важна в споре Московского и Константинопольского патриархатов. Особенно сейчас, когда Константинополь дал старт предоставлению автокефалии «украинской церкви» по просьбе киевских раскольников и президента Порошенко. В среду представитель Константинопольского патриархата митрополит Галльский Эммануил объявил о начале создания «местной независимой церкви» на Украине, «учитывая просьбы самих украинцев».

Уже сложно скрывать, что этот процесс – сугубо политический. США анонсировали визит представителя Госдепа по свободе вероисповедания Сэма Браунбэка на Украину. Браунбэк обсудит с представителями украинского правительства и духовенства «усилия по защите и продвижению религиозной свободы». В РПЦ в очередной раз предупредили: создание автокефальной церкви на основе самозваного «Киевского патриархата» чревато силовым захватом храмов признанной Украинской церкви Московского патриархата.

Не раз звучали заявления о расколе, грозящем мировому православию. Если раскола догматического (который имел место между православными и католиками в XXI веке или между русскими старообрядцами и «никонианами» в XVII веке), к счастью, не наблюдается, то спор о канонических территориях разводит поместные церкви по разные стороны баррикад. Например, сообщалось, что патриарх Иерусалимский Феофил выразил поддержку УПЦ МП в стремлении сохранить каноническое православие и противостоять политическому давлению.

На чью поддержку может рассчитывать Москва?

«Позиция РПЦ пока поддерживается Сербской и Иерусалимской церквами. К этому склоняются Грузинская, Болгарская и Антиохийская», – отметил в комментарии газете ВЗГЛЯД религиовед правозащитного центра Всемирного русского народного собора Роман Силантьев.

Сербская и Болгарская церкви, конечно, не могут сравниться с 100-миллионной РПЦ по количеству приходов и прихожан, но оно все же больше, чем у Константинополя. У Вселенского Константинопольского патриархата – пять миллионов прихожан (в первую очередь, в США), у Сербской церкви – 6,5 млн, у Болгарской – восемь миллионов. Антиохийская церковь – одна из древних церквей, объединяющих сирийских православных. «Этой церкви РПЦ оказала серьезную помощь в Сирии», – отмечает Силантьев.

«Вполне можно рассчитывать на поддержку Православной церкви Чешских земель и Словакии, Польской православной церкви», – отмечает религиовед.

Константинополь же, скорее всего, поддержат церкви, возглавляемые греками, полагает Силантьев. Например, это Албанская церковь. «Хотя тоже спорно», – замечает эксперт. Отметим, что собственно православная церковь в Греции – Элладская ПЦ – в свое время небезболезненно отделилась от Константинопольского патриархата.

«Многие будут выжидать до последнего, потому что никто в таком конфликте принимать участия не хочет», – отмечает Силантьев. Так, например, пока сохраняет нейтралитет Румынская православная церковь, у которой собственный канонический спор с РПЦ из-за Молдавии.

Достаточно сложна позиция Грузинской церкви (ГПЦ), о которой говорилось выше. «Грузинская православная церковь тоже имеет проблемы канонической территории, это касается Южной Осетии и Абхазии, – поясняет Силантьев. – РПЦ признает право ГПЦ на эти территории, хотя подавляющее большинство местных жителей хотели бы перейти в Русскую православную церковь. Потому ГПЦ ни в коем случае нельзя поддерживать Константинополь, так как в противном случае будут созданы епархии в Осетии и Абхазии», – подчеркнул собеседник. 

Это хороший пример, когда территории давно не принадлежат Грузии, население не воспринимает Грузинский патриархат, и даже в этом случае РПЦ уважает право Грузинского патриархата. «Хотя, например, ГПЦ открывает свои приходы на территории Азербайджана, который является канонической территорией именно РПЦ», – указывает Силантьев. «Если такое расширение Грузинской церкви простят, то поддержку Константинополя РПЦ им не простит», – заключил Силантьев.

На ваш взгляд

Спровоцирует ли провозглашение автокефалии новый виток гражданского противостояния на Украине?



 

Профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Владислав Петрушко в свою очередь полагает – деление на группы поддержки Москвы и Константинополя пока будет не более чем гаданием.

«Во-первых, я не совсем уверен, что так однозначно высказал свою поддержку тот же патриарх Иерусалимский. Он призвал поддерживать главу каноничной УПЦ Московского патриархата митрополита Онуфрия. Но это нельзя назвать решительным протестным заявлением по поводу действий Константинополя. Поэтому я бы его не переоценивал», – сказал Петрушко в комментарии газете ВЗГЛЯД.

Он также отметил, что греческие церкви действуют солидарно, но отнес к этой группе не только Александрийскую церковь, но и Иерусалимскую, и Элладскую. По мнению эксперта, не стоит возлагать излишние надежды на Иерусалимский патриархат. «Скорее можно ожидать поддержки от негреческих церквей, традиционно нам близких: от Сербской, Грузинской, ну, может, от Чехословацкой», – считает Петрушко. Он полагает: такая поддержка может быть связана с тем, что

у Сербской и Грузинской церквей есть свои конфликты с Константинополем, они следующие на очереди.

 

«Я имею в виду македонский раскол в Сербии, проблему Абхазии, где в свое время возникла группа духовенства, которая обращалась к патриарху Варфоломею с просьбой предоставить им какой-то статус, – пояснил эксперт. – И то я не уверен, что протест будет такого же уровня, как однозначное осуждение действий Константинополя. Кроме того, я не исключаю, что власти стран Сербии и Грузии могут оказать давление на свои церкви с тем, чтобы их поддержка РПЦ была не слишком радикальной».

 

Источник: https://vz.ru//politics/2018/9/12/941492.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

> ...раскола догматического (который имел место между православными и католиками в XI веке или между русскими старообрядцами и «никонианами» в XVII веке)...

Между русскими старообрядцами и никонианами в 17-м веке НЕ БЫЛО никакого догматического раскола. Был раскол на основе отношения к обрядности, канону.

Кто только доверяет писать материалы таким Мошкиным, грамотеям... 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В 14.09.2018 в 21:39, Serjio сказал:

Между русскими старообрядцами и никонианами в 17-м веке НЕ БЫЛО никакого догматического раскола. Был раскол на основе отношения к обрядности, канону.

Символ веры есть концентрированное выражение догматики. Новообрядцы изменили не только обряды, но и Символ веры (причём изменения были поданы в качестве технических правок, а на самом деле имели вероучительное содержание), следовательно, раскол со старообрядцами имеет догматическое измерение. Само название "старообрядцы" акцентирует обрядность и затушёвывает догматы. Возможно, правильнее употреблять термины "староверы", "нововеры".

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 минуту назад, Victor сказал:

Новообрядцы изменили не только обряды, но и Символ веры

В чём состояли изменения Символа Веры?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Только что, Serjio сказал:

В чём состояли изменения Символа Веры?

Вот некоторые, на мой взгляд, самые значительные, указанные в Википедии:

  • В седьмом члене формулировка «Его́же Ца́рствию не́сть конца́» была заменена на «Его́же Ца́рствию не бу́дет конца́». Почему это важно? Потому что Иисус уже был царём во время своего существования на Земле (а не только будет когда-то после Армагеддона), хотя это царство не от мира сего (Ин. 18: 36). Формулировка нововеров противоречит Библии.
  • В восьмом члене было исключено слово «истинна́го» из фразы «И в Ду́ха Свя́таго, Го́спода и́стиннаго и животворя́щаго, и́же от Отца́ исходя́щаго». Почему это важно? Потому что нововеры тем самым не исповедуют Святого духа истинным Богом. Во втором члене утверждение истинности в отношении Отца и Сына никаких проблем не вызывает, а в восьмом почему-то решили Святого духа ущемить. 
  • В одиннадцатом члене «ме́ртвым» было исправлено на «ме́ртвых». Почему это важно? Потому что в случае дательного падежа человек однозначно является только объектом воскрешения, которое ему даёт кто-то со стороны. А в случае родительного падежа это неясно. Например, "желаю исцеления Васе" - ясно, что здоровье ему в порядок приведёт врач, "желаю исцеления Васи" - может быть, он выздоровеет естественным путём.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Я не богослов и не претендую на экспертное мнение, однако по поводу восьмого члена Символа Веры: учитывая, что это - единый текст, по определению не содержащий внутренних противоречий и несогласованности, повторение атрибута "истинный" здесь избыточно (тавтологично) - именно исходя из того, что определение Святого Духа как Господа истинного вытекает из определения таковым двух первых Лиц Святой Троицы, с которыми Святой Дух единосущен и неразделен.

Да: и как "нововер", свидетельствую, что с момента осознания себя православным христианином у меня ни на миг не возникало сомнения в истинности Духа Святого не меньшей, чем истинность Отца и Сына. Иначе Троица была бы просто бессмысленна.

По поводу седьмого и одиннадцатого членов: надо уточнить у богословов, однако трудно представить, чтобы эти вопросы не были в богословской мысли после Никона основательно проработаны. Напоминаю Вам о древнем правиле: Audiatur et altera pars - "следует учитывать и мнение противоположной стороны".

Насколько я в своё время изучал вопрос о противоречиях между старо- и новообрядчеством в русском православии, в основе их лежит очень глубокая разница в культурном менталитете их субъектов - носителей. Здесь речь не о том, кто "лучше - хуже"; постановка вопроса сугубо антропологическая - мы разные. А разница в ментальности обязательно выливается в целый комплекс проявлений, и прежде всего в коммуникации. Говоря очень коротко и огрублённо, старообрядческая ментальность более жёсткая и формалистичная, и, соответственно, там слабо развита "культура контекста". Это имеет свои плюсы. Новообрядческая ментальность не так "придирается к словам" и допускает более широкие толкования. Это имеет свои минусы. Но и обратное утверждение по поводу плюсов - минсов тоже верно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 weeks later...
В 16.09.2018 в 10:45, Serjio сказал:

Я не богослов и не претендую на экспертное мнение, однако по поводу восьмого члена Символа Веры: учитывая, что это - единый текст, по определению не содержащий внутренних противоречий и несогласованности, повторение атрибута "истинный" здесь избыточно (тавтологично) - именно исходя из того, что определение Святого Духа как Господа истинного вытекает из определения таковым двух первых Лиц Святой Троицы, с которыми Святой Дух единосущен и неразделен.

Нет, если авторы Символа веры избегали тавтологий, то признали бы истинным только Бога-Отца, с которым Сын единосущен и неразделен так же, как Святой Дух. Но во втором члене Символа веры признаны истинными и Отец, и Сын. Следовательно, дело не в избегании тавтологии, а в чём-то другом.

 

В 16.09.2018 в 10:45, Serjio сказал:

Напоминаю Вам о древнем правиле: Audiatur et altera pars - "следует учитывать и мнение противоположной стороны".

Так я не забываю это правило. Тема на форуме для того и существует, чтобы приводить мнения всех сторон. Я привёл своё мнение (причём я вовсе не претендую на то, что моё мнение совпадает с мнением староверов). Вы можете привести любое мнение: своё, богословов, чьё-то ещё.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Кстати говоря, по поводу одиннадцатого члена. Прочитал тему с интервью Л.С. Клейна: "На фоне колоссального падения уровня нашей науки и нашего высшего образования, что связано с радикальным сокращением финансирования (деньги уходят на другое) и нищенскими зарплатами научным работникам и профессорам, — у нас предпочли виртуальное «вставание с колен», на словах."

Интересно, что он пишет о получателях зарплаты в дательном падеже, а не в родительном - в соответствии со староверским подходом :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В 26.09.2018 в 23:21, Victor сказал:

Нет, если авторы Символа веры избегали тавтологий, то признали бы истинным только Бога-Отца, с которым Сын единосущен и неразделен так же, как Святой Дух. Но во втором члене Символа веры признаны истинными и Отец, и Сын. Следовательно, дело не в избегании тавтологии, а в чём-то другом.

Здесь, возможно, дело в том, что Символ Веры в православии формировался постепенно и принимался последовательно на нескольких Вселенских Соборах. На каждом из этих Соборов - их разделяли десятки, иногда больше сотни лет - Церковь сталкивалась с новыми вызовами в лице различных ересей; формирование догматов, из которых состоит Символ Веры, как известно, было ответом именно на такие вызовы. Это обусловило акценты в формулировках. Такое вот историческое объяснение.

Но, опять же, надо задать этот вопрос компетентным богословам. У Вас будет, кстати, такая возможность на конференции.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В 26.09.2018 в 23:21, Victor сказал:

...Тема на форуме для того и существует, чтобы приводить мнения всех сторон. Я привёл своё мнение (причём я вовсе не претендую на то, что моё мнение совпадает с мнением староверов). Вы можете привести любое мнение: своё, богословов, чьё-то ещё.

"Спасибо, Кэп!" (С) :)

Кстати, на мой взгляд, интересно и показательно, что Вы в какой уже раз игнорируете персональный опыт какого-никакого, но реального носителя религиозной веры (в моём лице), даже не пытаясь как-то его интерпретировать, не говоря уже о том, чтобы  воспринять как эмпирический качественный аргумент. "Болезнь теоретика"?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...

Важная информация