Перейти к содержимому
Социология религии. Социолого-религиоведческий портал

Атасунцев А., Пудовкин Е. Борьба патриархов: почему православные церкви приблизились к расколу


Рекомендованные сообщения

Борьба патриархов: почему православные церкви приблизились к расколу
Московский патриархат разорвал дипотношения с «матерью всех церквей» — Константинопольским патриархатом, который хочет дать независимость Украинской православной церкви. Почему церкви не договорились и за что борются — выяснял РБК


755369472806595.jpeg Внеочередное заседание Священного синода РПЦ в Москве (Фото: Пресс-служба патриарха Московского и всея Руси / ТАСС)
 

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл больше не будет совершать поминовения константинопольского патриарха Варфоломея, сообщил глава отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Иларион. Такое решение было принято на внеочередном собрании Священного синода в пятницу, 14 сентября.

Священный синод постановил приостановить сослужения с иерархами Константинопольской церкви (находится в Стамбуле) и выход из структур, в которых председательствуют или сопредседательствуют представители Константинопольского патриархата.

Отношения между Московским и Константинопольским патриархатами осложнились из-за возможного предоставления последним автокефалии (церковной независимости) Украинской православной церкви (УПЦ). 7 сентября патриарх Варфоломей назначил двух своих экзархов (представителей) на Украину. В сообщении об их назначении говорилось, что это потребовалось в рамках подготовки к предоставлению автокефалии Украинской православной церкви. УПЦ Московского патриархата назвала эти действия «грубым нарушением канонической территории», аналогичным образом отреагировала и РПЦ.

Перед началом заседания Синода патриарх Кирилл заявил, что Московский патриархат располагает достоверными сведениями о том, что константинопольские экзархи уже прибыли на Украину «и приступили к работе» в рамках подготовки к предоставлению автокефалии УПЦ.

Что это значит?

Решение Синода РПЦ о непоминовении Константинопольского патриархата можно назвать церковным эквивалентом разрыва дипломатических отношений, сказал Иларион. «Мы временно приостанавливаем всякое общение с Константинопольским патриархатом», — сказал он.


755369473761571.jpeg Председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата Иларион (Фото: Михаил Метцель / ТАСС)
 

Во время богослужения главы поместных церквей «поминают» друг друга — перечисляют имена предстоятелей других автокефальных церквей. Имена при этом упоминаются в порядке чести, так называемом диптихе. Первым в этом списке традиционно идет предстоятель Константинопольского патриархата.

Прерывание поминовения — крайняя форма протеста, неприятие действий другой поместной церкви, объясняет РБК протоиерей Андрей Новиков. «Этим жестом наша церковь показывает, что она больше не считает патриарха Варфоломея обладающим какой-либо властью над православными. Его статус больше не имеет никакого значения. Если он нарушает каноны, прерывается его поминовение. Мы в нашей церкви больше за него не молимся. Лично для нас на данный момент он — персона нон грата», — заявил он.

После разрыва дипотношений РПЦ больше не будет принимать участие в епископских ассамблеях в странах православной диаспоры и в «богословских диалогах», говорится в заявлении РПЦ.

Включить в сугубую ектению

Священный синод также постановил «включать в сугубую ектению» (молитвенные прошения) два прошения о единстве святого православия». Теперь «во всех храмах Русской православной церкви» будут произноситься следующие прошения:

«Еще молимся Господу и Спасителю нашему о еже сохранити в единении и правоверии Церковь Православную во всем мире пребывающую и даровати ей мир и безмятежие, любовь и согласие, рцем вси, Господи, услыши и помилуй»;

«Еще молимся о еже благосердием и милостию призрети на Святую Церковь Православную и сохранити ю от разделений и расколов, от вражды и нестроений, да не умалится и не поколеблется единство ея, но да славится в ней Трисвятое имя Твое, рцем вси, Господи, услыши и помилуй».

Это раскол?

Митрополит Иларион подчеркнул, что принятые меры пока не означают разрыва евхаристического общения. Миряне, по его словам, по-прежнему смогут причащаться в храмах Константинопольского патриархата. Московский патриархат не отказывается полностью от диалога, а посылает Константинополю сигнал, уточнил Иларион. В том случае, если Константинополь продолжит двигаться в направлении автокефалии УПЦ, Русская церковь будет вынуждена «полностью разорвать евхаристическое общение». «Это будет означать, что Константинопольский патриархат больше не будет главой 300 млн православных, — сказал он. — По крайней мере половина [паствы] не будет признавать его [константинопольского патриарха Варфоломея] в качестве первого среди равных».

Евхаристическое общение — каноническое единство церквей, возможность для их последователей беспрепятственно участвовать в таинствах в другой церкви. «Разрыв евхаристического общения — это дисциплинарный запрет на принятие таинств церкви. То есть таинства могут и признаваться, но, если ты их принимаешь, ты нарушаешь запрет послушания епископу или патриарху. Это будет грехом», — объясняет протоиерей Новиков. Разрыв евхаристического общения фактически станет признанием Константинополя со стороны РПЦ раскольнической церковью, добавляет он.


Видео: РБК
Меры, принятые РПЦ, — беспрецедентны, говорит РБК дьякон Андрей Кураев.

«Фактически можно говорить о превентивном расколе РПЦ и Константинополя — это фантастика, в истории церкви такого не знаю», — говорит он. При этом разрывать отношения из-за простого визита — необдуманный и противоречивый поступок, добавляет он. Заявления Синода он назвал «преждевременными» и «незаконными»: «Как и любой закон, канон наказывает деяния, а не намерения, то есть наказание не может быть упреждающим».

«Они же не рукоположили никого в епископы, не служили литургию без спроса местного митрополита», — пояснил богослов, отметив, что при таком случае «можно было бы говорить о каком-то вторжении в нашу территорию». По его мнению, РПЦ стоило бы занять более выжидательную позицию. «В крайнем случае можно было бы подписать бумагу [о разрыве отношений], на которой не было бы даты, и пригрозить константинопольским посланцам: если они предпримут какие-то оскорбительные действия, мы будем готовы ее имплементировать», — заявил он.

Зачем Константинополю влияние на УПЦ?

Весьма условно вселенское православие разделено на две партии, тяготеющие к Константинополю или Москве, — греческую и русскую. В первой — сам Константинополь, Александрия, Иерусалим, Кипр, Эллада, Албания, во второй — Москва, Антиохия, Грузия, Сербия, Болгария, Польша, Чехия, Словакия. Автокефальная поместная православная церковь есть также в Румынии, но она сохраняет нейтралитет.

755369472046905.jpeg

Спор между Константинопольским и Московским патриархатами о том, чьей канонической территорией считается Украина, ведется уже несколько веков. В 1686 году Константинопольский патриарх Дионисий передал Киевскую митрополию в управление Русской православной церкви (РПЦ). Однако в начале XX столетия представители Константинополя начали говорить, что РПЦ неправильно прочитала это решение и у Вселенского патриарха сохранилось право считать Украину своей канонической территорией.

Ни одна из поместных церквей не признает раскольнические церкви на Украине — УПЦ и УАПЦ. Константинополь до сих не сообщил, каким образом он собирается даровать автокефалию. Самый вероятный сценарий — создание автокефальной церкви как раз на основе УПЦ КП и УАПЦ.

Предоставление Константинополем независимости УПЦ — способ утвердить свое влияние в православном мире.

Что потеряет РПЦ на Украине и за что борется Константинополь?

Украинская православная церковь Московского патриархата — крупнейшая церковь на Украине. По данным Министерства культуры Украины на начало 2017 года, УПЦ МП имела в своем распоряжении по всей стране 11 392 культовых сооружения, а также 12 328 общин верующих. В ведении православной церкви Киевского патриархата — 3784 храма и 5114 общин. При этом всего у РПЦ вместе с приходами за рубежом 36 878 храмов и иных помещений, где совершается божественная литургия. Третья по численности общин и храмов на Украине — Украинская автокефальная православная церковь: у нее 1195 общин и 868 храмов.

Украинский закон собственником храмового здания считает общину (в России церковным имуществом распоряжается епархия). Поэтому в случае автокефалии УПЦ именно прихожане будут решать, переходить ли церкви в другой патриархат.

Владельцем Почаевской лавры является религиозная организация «Почаевская Свято-Успенская Лавра» — юридическое лицо, подчиняющееся Московскому патриархату. Ранее, в 2003 году, здания лавры были исключены из состава Кременецко-Почаевского государственного историко-архитектурного заповедника, следовало из распоряжения правительства Украины. Киево-Печерская лавра находится в раздельном пользовании. Нижняя лавра принадлежит УПЦ МП, верхняя — находится в государственной собственности Украины.

Прихожанами Украинской православной церкви Киевского патриархата считают себя 28,7% опрошенных граждан республики, Украинской православной церкви Московского патриархата — 12,8%. Прихожанами Украинской православной автокефальной церкви назвали себя 0,3% опрошенных, 23,4% заявили, что они «просто православные», 1,9% затруднились с ответом. Об этом свидетельствуют данные исследования (*.pdf), проведенного украинским Центром Разумкова весной 2018 года.

В Московском патриархате, впрочем, данные опросов не признают. «[Эти данные] совершенно не соответствуют действительности», — заявил председатель синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.

Есть ли в споре двух церквей политика?

В РПЦ увязывают действия Константинополя с политикой Киева. «Кто-то в Константинополе очень торопится, пока у власти находится президент [Украины Петр] Порошенко, который активно поддерживает этот проект», — заявил Иларион.

Порошенко с первых дней пребывания на посту не скрывал, что намерен добиться независимости украинской церкви от русской. «Автокефалия — это не проблема только украинских православных. Это вопрос нашей независимости. Это вопрос нашей национальной безопасности. Поэтому и оказывают такое яростное сопротивление Москва и ее пятая колонна в Украине», — заявил Порошенко в июне 2018 года. Его поддержали бывшие президенты страны Леонид Кравчук, Леонид Кучма и Виктор Ющенко.


755369474657529.jpeg Фото: Пресс-служба Патриархии / ТАСС
 

По данным опроса, проведенного фондом «Демократические инициативы» имени Илька Кучерива и Центром Разумкова в июне, создание автокефальной поместной православной церкви на Украине поддерживают 31% граждан, против выступают 20%. Среди сторонников Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) идею создания поместной церкви поддерживают лишь 23%, выступают против — 40% (среди сторонников Украинской православной церкви Киевского патриархата их доля составляет 45 и 18% соответственно).

И только 11% украинцев считают, что создание поместной церкви относится к первоочередным вопросам жизни страны.

В условиях эскалации конфликта с РПЦ Константинополь может форсировать процесс предоставления автокефалии Украине, считает Алексей Макаркин из Центра политических технологий. «Дипломатические возможности разрешить конфликт уже практически исчерпаны», — сказал он. Автокефалия УПЦ создаст дополнительный осложняющий фактор в отношениях России и Украины, считает Макаркин, так как между Московским и Киевским патриархатами начнется борьба за имущество.

РПЦ — одна из последних нитей, которая связывает Россию и Украину после 2014 года, констатировал в разговоре с РБК руководитель центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин. «После 2014 года церковные политики занимали даже более осторожную позицию по поводу сложившейся политической ситуации, чем светские власти, так как у церкви к Украине сохраняется духовно-культурный интерес», — говорит он.

Нынешний конфликт несет в себе серьезные риски, говорит Лункин. Потеря РПЦ Украины, где прошло крещение Руси, негативно повлияет на статус РПЦ в постсоветском пространстве, а также приведет к размыванию идеи Русского мира, сказал он. «Российская церковь осознает это, поэтому предпринимает все действия для диалога с Константинополем и Киевом», — отметил Лункин, однако добавил, что в ближайшем будущем «влияние РПЦ будет только уменьшаться».

Авторы: Александр Атасунцев, Евгений Пудовкин.

 

 

Источник: https://www.rbc.ru/society/14/09/2018/5b9bc2e29a7947d6238a079d

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...

Важная информация