Перейти к содержимому
Социология религии. Социолого-религиоведческий портал

С.Г. Карепова. Памяти Юлии Синелиной посвящается


Serjio

Рекомендованные сообщения

В жизни все определено, так как надо.

Не надо грустить и сокрушаться.

На все воля Божья.

Ю.Ю. Синелина

Человек так устроен, что для глубокого осознания вошедшего в жизнь трагического события требуется время. Порой на это уходят годы.

Необходимо принять случившийся порядок событий и приобрести привычку прекратить во внутренних диалогах, мыслями обращаться к ушедшему человеку. К сожалению, это не всегда возможно. Но именно трагические события позволяют каждому из нас вспомнить вечные истины и оценить живущих рядом людей.

Конец марта 2013 года «прозвенел» не только капелью пробужающейся природы и мокрыми ливнями, но и редкой по силе звучания печалью в наших сердцах.

Из жизни ушла дорогой для нас человек – наша коллега, молодой, очень талантливый ученый, специалист в области социологии религии Синелина Юлия Юрьевна.

Вспоминается оглушительное известие о трагедии в Альпах, череда сухих и безжизненных сообщений в прессе, к которым, казалось, Юля Синелина – красивая, остроумная, энергичная, полная сил и планов, не имела никакого отношения.

Недоумение, растерянность и горе от осознания случившегося надолго поселились в сердцах любивших ее людей и в стенах родного для нее Института социально-политических исследований Российской академии наук.

К сожалению, неписанные законы бытия с их противоречивой закономерностью действуют неотвратимо, и люди, стремящиеся жить, творить, все успеть, уходят из жизни на ее подъёме. Будто одним махом яркой судьбы они исчерпывают все ресурсы, определенные для долгих лет жизни, и оставляют свою энергию в воспоминаниях людей, творческом наследии, детях.

Судьба «ослепительной кометы» – судьба Юли. Она сделала для семьи, науки и людей очень много, несмотря на свой молодой возраст. Горечь внезапной утраты дает возможность оценить масштаб заложенных судьбой и Богом талантов.

Она ушла на взлете, на приближении к пику своих творческих, организаторских возможностей. Ей все удавалось, ей все было по плечу, она все успевала, все могла и никогда не жаловалась на жизненные трудности.

Прошло не так много месяцев, дней, часов для «отстраненных и взвешенных» воспоминаний о человеке. Все еще слишком «живо». Но чрезвычайно важно именно сейчас для нас, коллег, для семьи и для людей, которые будут изучать научные труды Ю.Ю. Синелиной еще раз обратиться к ее светлой памяти. Еще раз запечатлеть в наших сердцах образ той Юли, с которой мы имели счастье много лет вместе работать, радоваться, общаться.

Каждому человеку профессионально и лично соприкасавшемуся с Юлией Юрьевной открывался ее многогранный характер прирожденного лидера, человека цельного, волевого, самобытного, с глубоко личным индивидуальным взглядом на жизнь, с выраженной гражданской позицией и обостренным чувством справедливости. Все эти качества удивительным образом сопрягались в ее «кристалле» личности с редкой скромностью и чрезвычайным трудолюбием.

Справедливости ради нужно отметить, что каждый человек имеет свои «корни», и главные черты Юлиного характера были сформированы в русской истинно право-славной семье трудолюбивых, умных людей и были привиты Юле родителями с детства. Радостно видеть достойную преемственность, переданную Юлей и в своей семье младшему поколению – детям.

Выразить всю степень глубины и индивидуальности Юли как личности невозможно, но хочется в этой сложной палитре человеческой жизни остановиться на главных, с нашей точки зрения, цветах ее характера.

Понять Юлию Юрьевну Синелину вне самого главного – православной веры невозможно, да и не стоит пытаться, так как, минуя главный «стержень», формировавший ее в профессиональной, общественной, личной сфере, можно пройти лишь рядом с ней по касательной, не затронув ее истинную.

Только осознавая всю важность для Юли напряженной духовной жизни, начинаешь понимать глубинные причины многих ее поступков, мыслей, чаяний. Это был свой путь ученого, где православие и наука связаны воедино с личными переживаниями, заключенными в стремлении показать и научно обосновать то, что россиянами уже найден «путь ко Христу», а цикличность и неравномерность этого процесса – только лишнее тому подтверждение.

Особая тема – это правда Ю.Ю. Синелиной. Она, такая как есть – не всегда и всем удобная, но правда. Правда, опирающаяся на фундамент вечных православных истин, та, что превыше всего и в отношениях с людьми, и в научных исследованиях. Правда – открытая, простая, идущая к сердцу и оттого всем понятная и близкая.

В отношении ИСПИ РАН ее православные и личные установки давали четкое понимание нам, коллегам, что если задуманное в Институте дело полезно людям, полезно науке, то Ю.Ю. Синелина сделает все возможное для его реализации. Также мы знали, что любой проясняющий суть рабочего дела вопрос от Ю.Ю. Синелиной будет по существу конкретен и решится положительно или отрицательно – здесь и сейчас в открытой форме.

Исходя из редких для женщины во многом мужских черт в характере, которыми она обладала, необходимо выделить исключительное качество в работе – умение брать ответственность на себя и удивительную надежность в любой непростой ситуации. Она умела «держать удар» и никогда, ни при каких условиях не сдаваться.

Еще одним удивительным качеством характера обладала Юля – это стремление учиться у старших коллег. Не стесняясь, она спрашивала о том, о чем ей неизвестно, и радушно делилась теми знаниями, которыми обладала на профессиональном поприще и в сферах, не сопрягавшихся с ним. Ее разносторонность и образованность восхищала.

Ю.Ю. Синелина была благодарным человеком и учеником. Она не раз с теплотой отзывалась о своем учителе В. Ф. Чесноковой, чье научное руководство во многом определило становление Юли как ученого в области социологии религии и чей уход из жизни глубоко ее тронул. По инициативе Ю.Ю. Синелиной память учителя была почтена научным сообществом на IV Всероссийском социологическом конгрессе, а научные достижения Валентины Федоровны были отражены в рамках мемориальной галереи выдающихся ученых.

Но наиболее ярко характеризует Юлю, с точки зрения ее отношения к жизни, следующий случай. Помнится наша беседа с ней, состоявшаяся за две недели до ее трагического ухода из жизни. Тема разговора коснулась различных этапов пути человеческого, включая самый сложный для мирского обывательского сознания – путь в вечную жизнь. Было озвучено много мыслей о скоротечности и возможной несвое-временности трагических уходов, был также поднят вопрос о несправедливости про-исходящего, на что Ю.Ю. Синелина со свойственной ей лаконичностью и обстоятельностью ответила: «…в жизни все определено, так как надо. Не надо грустить и сокрушаться. Все приходит своевременно. На все воля Божья!». Вот в этих словах – вся Юля, прошедшая свой путь ученого и христианина светло и достойно.

Но было бы несправедливо вносить сугубо грустную ноту в воспоминания о Юле, обойдя тем самым ключевое свойство ее характера – неиссякаемый оптимизм, вера в лучшее – «стремительную и легкую поступь» по жизни. В ее характере не было трагизма, печали и уныния. Будучи веселым и жизнерадостным человеком, Юля умела с шуткой, искрометно подойти к решению любого вопроса и радостно посмеяться над обстоятельствами. Поэтому присущее человеку свойство – цепкое восприятие наиболее ярких и запоминающихся моментов навсегда оставит мелодичный «перелив» глубоко индивидуального по мелодике и тембру задорного Юлиного смеха в нашей памяти.

С нашей точки зрения, чрезвычайно важно обозначить основные этапы трудового пути Юли в Институте, где научная и организационная деятельность стала неотъемлемой частью ее профессионального роста.

Начало трудовой деятельности в ИСПИ РАН было положено в должности помощника-референта, на которой она была оценена по достоинству и переведена на должность младшего научного сотрудника Центра истории социологии, а впоследствии старшего научного сотрудника Отдела социологии политики и общественного мнения и старшего научного сотрудника Отдела социальных индикаторов и показате-лей развития российского общества.

Далее было заведование Отделом социологии религии и должность учёного секретаря ИСПИ РАН.

Ю.Ю. Синелина долгие годы была членом Ученого совета Института, который в последние годы вела самостоятельно, а также ученым секретарем Диссертационого Совета Института.

Следует отметить и качество ее работы, которое было неоднократно отмечено руководством множеством благодарностей. Ю.Ю. Синелина награждена медалью П.А. Сорокина за вклад в науку.

В последний год жизни Юлия Юрьевна работала в должности заместителя директора по науке ИСПИ РАН и зарекомендовала себя как блестящий профессионал и организатор. На ее счету было не одно успешно проведенное научное мероприятие, начиная со Всероссийского социологического конгресса и заканчивая многочисленными международными конференциями и встречами с зарубежными коллегами. Многие мероприятия в Институте Юля проводила сама. Легко и органично она умела вести переговоры и научные дискуссии, достойно представляя российскую науку.

Юля была активным, действующим ученым, она много ездила и выступала на конференциях, круглых столах, также ее можно было увидеть и в рамках телевизионных программ с интересной аналитикой по вопросам религии.

В российской науке навсегда останутся ее работы, глубокие, вдумчивые, посвященные современной религиозности россиян. А в наших сердцах всегда будет светлая память о замечательном человеке, настоящем ученом, коллеге, друге – Синелиной Юлии Юрьевне! Вечная ей память!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...

Важная информация