Перейти к содержимому
Татьяна Матвеевна Громыко Подробнее... ×
Обращение Главного научного сотрудника Библиотеки иностранной литературы им. Рудомино Е.Б. Рашковского Подробнее... ×
Социология религии. Социолого-религиоведческий портал
Serjio

Международная научно-практическая конференция "Государство, религия, общество в современной России"

Рекомендованные сообщения

 29119959.jpg

 

29 октября в Москве состоится Международная научно-практическая конференция «Государство, религия, общество в современной России», посвященная 50-летию ведущей школы российского религиоведения – кафедре государственно-конфессиональных отношений Института государственной службы и управления РАНХиГС.

В ходе работы трех секций планируется обсудить широкий спектр межинституциональных и отраслевых проблем, связанных с пониманием места и роли религии (религиозные и этнокультурные традиции народов и религиозные организации России) в жизни российского общества, а также специфике религиозного фактора в сферах общественной жизни и народного хозяйства на регионально-субрегиональном уровнях.

I секция: Религиоведение в системе социально-гуманитарного знания
II секция: Конфессиональный портрет современной России: религиозная и этническая динамика
III секция:Религии России в общественном измерении: особенности государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений

К участию в работе Конференции приглашаются исследователи религии, этнополитических и социокультурных процессов, представители органов государственной власти, обеспечивающие взаимодействие с религиозными организациями.

 

Оформить заявку на участие

 

Программа конференции

 

Конференция пройдет по адресу: РАНХиГС, пр-т Вернадского, д. 84, 1 корпус, 2 этаж , Зал Ученого совета.

Время проведения: 11.00-18.00, 29 октября.

Начало регистрации участников с 10.00.

 

http://www.ranepa.ru/activities/item/5352-igsu-29-10.html

post-12-0-99776400-1414090829_thumb.png

Изменено пользователем Serjio
Добавлены ссылки, время и место проведения конференции.
  • Хорошо 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Международная научно-практическая конференция прошла 29 октября 2014 года в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ и была приурочена к 50-летию ведущей школы российского религиоведения — кафедры государственно-конфессиональных отношений Института государственной службы и управления (ИГСУ) РАНХиГС.

Приветствуя участников конференции, Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин поздравил заведующую кафедрой государственно-конфессиональных отношений РАНХиГС, заместителя начальника Управления Президента РФ по общественным проектам Ольгу Васильеву и сотрудников кафедры с юбилеем её основания, отметив многолетний диалог и сотрудничество Церкви с этой научной школой, преемственной от ряда научных учреждений советского и постсоветского периода. Отец Всеволод также выступил на пленарном заседании конференции с докладом «Отношения Церкви, государства и общества в России: вызовы XXI века и стратегия будущего».

В рамках конференции прошли секции «Религиоведение в системе социально-гуманитарного знания», «Конфессиональный портрет современной России: религиозная и этническая динамика» и «Религии России в общественном измерении: особенности государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений».

В работе конференции приняли участие ректор РАНХиГС Владимир Мау, профессор Московской духовной академии протоиерей Владислав Цыпин, заместитель Председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации игумен Митрофан (Шкурин), ректор Российского православного университета игумен Пётр (Еремеев), председатель Духовного управления мусульман г. Москвы и Центрального региона муфтий Альбир Крганов, а также представители федеральных и региональных органов государственной власти, занимающиеся вопросами отношений государства с религиозными объединениями.

 

post-12-0-19484700-1414770212_thumb.jpg

В Президиуме. Слева направо: проф. О.Ю. Васильева; проф. В.А. Мау; проф. И.Н. Барциц

post-12-0-95467100-1414770248_thumb.jpg

Очень симпатичные девушки на регистрации

post-12-0-71695900-1414929491_thumb.jpg

Главный спикер и модератор всего происходящего - проф. Вильям Владимирович Шмидт

post-12-0-52593700-1414930622_thumb.jpg

Пленарное выступление проф. Марины Мирановны Мчедловой

post-12-0-14686800-1414929538_thumb.jpg

Выступление прот.Всеволода Чаплина

post-12-0-07239100-1414929621_thumb.jpg

Зал был наполнен выдающимися личностями

post-12-0-88619800-1414929650_thumb.jpg

в центре композиции И.Г. Каргина и Р.А. Лопаткин

post-12-0-69951500-1414929709_thumb.jpg

В кулуарах

post-12-0-65010700-1414929749_thumb.jpg

После подписания Договора: слева направо - И.Н. Барциц, В.А. Мау, митр. Иларион (Алфеев), О.Ю. Васильева

post-12-0-39873800-1414770290_thumb.jpg

РАНХиГС!

 

(фото в осн. проф. М.Ю. Смирнова, Санкт-Петербург).

 

 

***

Кафедра государственно-конфессиональных отношений ИГСУ РАНХиГС была создана в 1994 году и стала преемницей Института научного атеизма (образован в 1964 году и упразднён в 1991 году как структурное подразделение Академии общественных наук при ЦК КПСС). В настоящее время кафедра — единственное в Российской Федерации академическое подразделение, координирующее деятельность органов власти во взаимоотношениях с религиозными организациями и ведомственными структурами, а также обеспечивающее переподготовку и повышение квалификации их сотрудников и заинтересованных организаций.

Коллективом кафедры подготовлен ряд научных монографий и учебных пособий:

хрестоматия «История государственно-конфессиональных отношений в России (X — начало XX вв.)» в 2-х частях (2010г.);
учебник «История религий в России» (три издания: 1998, 2001 и 2004 гг.);
«Мировой опыт государственно-церковных отношений» (1999 г.);
словарь-справочник «Новые религиозные культы, движения и организации в России» (1998 г.);
курс лекций «Государственно-церковные отношения в России», Ч. 1-2. (1995 г.).
На протяжении всех этих лет кафедра была организатором многочисленных научных мероприятий, на которых выступали иерархи Русской Православной Церкви, муфтии, представители других конфессий России и зарубежных стран. Договор и соглашения о сотрудничестве с Русской Православной Церковью были подписаны в 2002-м и 2009-м гг.

 

http://pravobraz.ru/zamestitel-predsedatelya-sinodalnogo-otdela-religioznogo-obrazovaniya-prinyal-uchastie-v-konferencii-gosudarstvenno-religioznye-otnosheniya-v-sovremennoj-rossii/

Изменено пользователем Serjio
Добавлены фотографии и ссылка
  • Хорошо 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Программа конференции (спасибо проф. В.В. Шмидту!):

 

post-12-0-55341000-1414925922_thumb.jpg - Пленарное заседание

 

post-12-0-47119700-1414925948_thumb.jpg - Секция 1

 

post-12-0-71031800-1414926108_thumb.jpg - Секция 2 (наша)

 

post-12-0-34648200-1414926157_thumb.jpg - Секция 3

  • Хорошо 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

01312402000200.jpg

 

i004.gif03 ноября 2014

 

Алексей Гладков

Междисциплинарная симфония

29 октября в Москве состоялась Международная научно-практическая конференция "Государство, религия, общество в современной России". Она была посвящена 50-летию ведущей школы российского религиоведения – кафедры государственно-конфессиональных отношений Института государственной службы и управления РАНХиГС.

Юбилейное мероприятие посетил митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей РПЦ. Он выступил перед профессорским составом и студентами. Выступление владыки Илариона было воспринято собравшимися как "преемственная апостольская проповедь". В своей речи владыка коснулся болезненных вопросов российского общества, для решения которых, по его убеждению, государству и Церкви предстоит объединить свои усилия.

Церковь, считает митрополит Иларион, вновь стала в России важным общественным институтом. Это связано с кризисом ценностей, который возник в России в последние десятилетия. По мнению владыки, "России нужно качественно новое гражданское общество... Общество патриотов, способных в своей жизни руководствоваться не только меркантильными и эгоистическими интересами". Только так можно сохранить единство нации, поскольку страна уже сегодня "стоит перед необходимостью мобилизации сил общества перед лицом внешних и внутренних угроз", – отметил владыка.

В решение этих проблем, по мысли иерарха, русскому православию предстоит сыграть самую активную роль, поскольку у России нет других ценностных оснований. Вот почему сотрудничество церковных и светских интеллектуалов ради будущего страны сегодня так необходимо.

К счастью, это сотрудничество начинается отнюдь не с "нуля". Отношения между Русской церковью и РАНХиГС насчитывали не одно десятилетие. В знак их возобновления был подписан договор между Академией в лице ее ректора Владимира Мау и РПЦ в лице митрополита Илариона (Алфеева). Этот документ обязывает стороны к новым формам сотрудничества в сфере образования, просвещения, воспитания и информационного взаимодействия.

После подписания документа и речи владыки состоялся брифинг в форме свободной дискуссии. Вопросы были самые разные. Спрашивали об общественном статусе священников, о религиозном образовании, об отношении церкви к социальным порокам и конфликтам, связанным с украинской политикой последнего времени. Митрополит Иларион напомнил аудитории, что отношение Церкви к тем или иным "горячим" темам отражено в одном из важнейших церковных документов – "Социальной концепции РПЦ". Вместе с тем владыка давал собственные, исчерпывающие и ёмкие комментарии. Ожидаемо прозвучал призыв видеть в Церкви политического миротворца и ожидать от нее осуждения не грешника, но греха, не путать болезнь и больного.

Немалый интерес вызвали результаты научной дискуссии, состоявшейся в нескольких секциях и пленарных заседаниях. Участники дискуссии констатировали, что сегодня религиоведение находится в состоянии активного самоосмысления. Как распорядиться наследием советского религиоведения? Как не растерять за давностию лет достижения дореволюционной "философии религии"? Движение вперед не может состояться без "инвентаризации" собственного прошлого.

Вопрос "Можно ли говорить о православном возрождении в России?" также вызвал полемику. Мнения разделились. Ведь с одной стороны, внимание к церковной обрядности, тяга к регулярному и частому участию в литургии остаются уделом самой активной части верующих. С другой стороны, реагируя на вопросы социологов о религиозно-нациольнальной самоидентификации, подавляющее большинство респондентов говорит именно о русском православии. Как выйти из методологического круга?

Несмотря на ряд спорных моментов все-таки следует признать, что именно на основе ценностей апостольского христианства в российском обществе формируется негласный нравственный консенсус, возрождаются нормы социальной этики, разрушенные десятилетиями политических экспериментов. Впрочем, аналогичные процессы идут и на Западе. В эпоху "постсекулярности", о которой постоянно говорит мировая социология, рождается новый феномен – феномен "социального христианства". Но, судя по опросам, именно в России процесс социализации православия, задержанный как советскими запретами, так и постсоветской "монетарной" псевдоидеологией, идет нарастающими темпами. Не секрет, что в ходе борьбы за строительство 380 храмов в Москве сформировалось активное и действующее православное общество.

В общем, как подчеркнул представитель РПЦ, "времена, когда Церковь воспринималась как "субкультура", навсегда ушли в прошлое". Сегодня православие – не субкультура, а культура. Не только религиозная, но во многом и светская. Культура большинства.

В процессе научной дискуссии были затронуты вопросы религиозной жизни в регионах, в частности, в Магаданской области, где на фоне высокой мобильности населения отмечена активная миссионерская деятельность мусульман. Но границами России дело не ограничилось.

Исследователь из Армении рассказал о сложной межконфессиональной ситуации в республике, о проблеме активного миссионерства и прозелетизма, который тесно связан с сохранением Армянской апостольской церкви как уникального религиозного учреждения в жизни армянского народа. "Тревожащий факт, – отметил докладчик, – повторное крещение в протестантских церквях верующих, которые в прошлом были уже крещены обрядом полного Крещения в апостольской церкви, использование протестантами отдельных элементов символики Армянской церкви и критика деятельности армянской церкви со стороны евангельских христиан".

Еще более резонансным оказалось выступление представителя украинского религиоведения. Научное сообщество на Украине испытывает сегодня серьезные перегрузки в связи с резким похолоданем политического и идеологического климата в стране. Исследователи вынуждены соотносить свои высказывания с жесткой национальной концепцией и говорить о "европейских ценностях" в духе конфликта цивилизаций. Парадоксально, но украинская ситуация напоминает времена идеологического контроля за наукой в СССР, только вместо классовых ценностей в ходу концепция национальной исключительности.

Вероятно, поэтому разговор об украинском православии получился непростым. Речь шла фактически о реконструкции (чтобы не сказать конструировании) национального варианта православия. Причем вместо влияния "второй католической схоластики", естественного в силу ряда исторических причин, в сообщении звучали формулировки, артикулирующие новейшую украинскую религиозность в рамках словаря нерелигиозной философии, в частности, таких категорий как "жизненный мир", "экзистенциальность". Такого рода неожиданности предопределили оценки ряда слушателей, говоривших об "идеологической и политической мотивированности" подхода украинского коллеги.

Отдельная тема – взаимодействие науки и религии. Поскольку православие в России – не только вероисповедание, но и "культура большинства", этот вопрос приобретает особое значение. По мысли как церковных людей, так и людей науки, "симфония" между ними неизбежна. Они сегодня в одной исторической лодке.

РПЦ и высшая школа – главные трансляторы фундаментальных человеческих ценностей в стране. Ради возвращения народу его исконного наследия они должны объединиться. В последние годы в России и ряде стран бывшего СССР сложилось поколение религиоведов, которых можно назвать церковными людьми. С презумпцией атеизма в религиоведческой среде покончено.

Но это отнюдь не игра в одни ворота. В свою очередь высшая школа, которая готовит кадровый резерв страны, будет влиять на воспитание церковных кадров. Именно поэтому ученые и церковные деятели вместе работают над тем, чтобы теология вошла в систему университетского образования, пополнив собой корпус гуманитарных дисциплин.

Хочется верить, что между теологами и религиоведами не будет попыток конкурировать за "предмет науки". Необходима "междисциплинарная симфония". Жаль только, что в России это всё еще нужно доказывать, тогда как в мире подобное сотрудничество давным-давно в порядке вещей.

Источник: http://www.religare.ru/2_105414.html

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

×

Важная информация