Перейти к содержимому
Социология религии. Социолого-религиоведческий портал

Иваненко С.И. О новых религиях, сектах и свободе совести


Рекомендованные сообщения

«Каждая новая религия — это своего рода вызов, “головоломка”, ждущая разгадки», — говорит религиовед, доктор философских наук Сергей Иваненко. Сергей Игоревич активно занимается изучением новых религиозных движений (НРД). Под его руководством вышел первый в России справочник религиозных организаций1. Мы попросили его рассказать о том, какое место в религиозной жизни России сегодня занимают НРД и почему их упоминание вызывает у современных людей беспокойство.
 
«Каждая новая религия — это своего рода вызов, “головоломка”, ждущая разгадки», — говорит религиовед, доктор философских наук Сергей Иваненко. Сергей Игоревич активно занимается изучением новых религиозных движений (НРД). Под его руководством вышел первый в России справочник религиозных организаций [1]. Мы попросили его рассказать о том, какое место в религиозной жизни России сегодня занимают НРД и почему их упоминание вызывает у современных людей беспокойство.
 
— НРД в данный момент оказались «на обочине» религиозной жизни. Точных цифр числа последователей нет, социологическими опросами населения последователи НРД не фиксируются в качестве численно значимой группы. Полагаю, что речь идёт о нескольких десятках тысяч последователей, если под НРД понимать те организации, которые появились после Второй Мировой войны, например, Международное общество сознания Кришны, Церковь саентологии, Церковь объединения и другие.
В 1987 году я участвовал в изучении Московской общины общества сознания Кришны, которое ещё не было зарегистрировано (оно получило государственную регистрацию в 1988 году). Именно тогда я ощутил, насколько интересно общаться с последователями новой для нашей страны религии, изучать их взгляды на вечные вопросы жизни, смерти и бессмертия, а также животрепещущие вопросы повседневности. В начале 90-х годов произошёл «бум» новых религиозных движений, стало ещё интереснее, появился материал для систематизации, классификации, оценок и прогнозов. Тогда в соавторстве с профессором Николаем Антоновичем Трофимчуком мы выпустили две брошюры об НРД [2].
 
Представляют ли НРД какую-либо опасность для общества и личности? Почему, на Ваш взгляд, тема НРД связана с тревогой и беспокойством в обществе?
 
— Среди НРД есть самые разные организации и движения, общее у них — только относительная новизна. Мои исследования свидетельствуют о том, что опасность представляют радикалы и экстремисты, причём они значительно опаснее, если действуют в рамках традиционных религий. Тревогу и беспокойство некоторые НРД вызывают в силу своей экзотичности и миссионерской активности. Но, как и все «детские болезни», это у них проходит, причём достаточно быстро.
 
Насколько корректно использование понятий «секта», «культ», «тоталитарная секта», «деструктивный культ» по отношению к НРД?
 
— Термины «секта» и «культ» имеют реальное религиоведческое содержание. В отличие от научных терминов, понятия «тоталитарная секта» и «деструктивный культ» — это «фантомы», некие «страшилки», лишённые познавательной ценности. К сожалению, слова «секта» и «культ» достаточно часто используются некорректно, в качестве оскорбительных ярлыков (и по отношению к НРД, и по отношению к традиционным религиям).
 
Комментарий Сергея Щербака, преподавателя курса «Новые религиозные движения» СФИ:
«Секта» — термин социологии религии, где разделяются, например, «секта», «деноминация», «церковь». У каждой из этих страт есть свои характеристики (численность, равноправие или иерархичность внутри группы, уровень сплочённости, наличие испытательного срока при приёме в группу и т.д.). Что касается религиоведческого содержания понятия «культ», то, в отличие от «секты», члены которой работают над созданием, сохранением и совершенствованием социальной структуры, для членов культов социальная сторона вопроса не важна — они сосредоточены прежде всего на религиозных и мистических переживаниях, их возобновлении. Кроме того, культы развиваются во времени, могут распадаться или видоизменяться. Именно культы лежат в основе всех мировых религий. Вышеописанные характеристики не несут никаких оценок, а объясняют социологические факты.
 
С чем связано возникновение антикультовых движений и чьи интересы они выражают?
 
— Антикультизм или антикультовое движение — это общее наименование объединений, групп, отдельных энтузиастов, выступающих против новых религиозных движений, пренебрежительно именуемых культами или сектами. Возникновение антикультовых движений было связано с резким усилением интереса молодежи к НРД в шестидесятые годы XX века. Первоначально главными участниками антикультовых организаций были родители, недовольные тем, что их дети увлеклись НРД. К концу XX столетия «бум» НРД закончился, антикультовое движение стало делом «профессиональных» противников свободы совести, использующих мифы об опасности НРД в качестве удобного повода для призывов ограничить права НРД и усилить поддержку традиционных религий.
 
Возможно ли изменение российского законодательства и введение в него понятий и терминов, указывающих на опасность и нежелательность определенных религий для общества и индивида?
 
— Такие попытки предпринимались, предпринимаются и будут предприниматься с целью ограничить свободу совести. Об одной из таких тщетных попыток свидетельствует Аналитический вестник Государственной Думы «О национальной угрозе России со стороны деструктивных религиозных организаций» [3], в котором содержится также соответствующее постановление, принятое Государственной Думой в 1996 году. Призыв принять специальный закон о запрете «тоталитарных сект» был в документах и материалах Международной конференции «Тоталитарные секты — угроза XXI века» (апрель 2001 года, Нижний Новгород).
Однако в Конституции Российской Федерации содержится часть 2 статьи 14, которая гласит: «Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». Эта и другие конституционные нормы, гарантирующие свободу совести, не дают возможности внести в законодательство перечень «хороших» или «плохих», «вредных» религий.
Более того, Федеральный закон от 26 сентября 1997 года №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» в статье 14 «Приостановление деятельности религиозного объединения, ликвидация религиозной организации и запрет на деятельность религиозного объединения в случае нарушения ими законодательства» содержит достаточные основания для пресечения противозаконной деятельности любой религиозной организации. Есть еще Уголовный и Административный кодексы.
В связи с этими обстоятельствами полагаю, что Конституция России не дает возможности так изменить российское законодательство, чтобы в него были введены понятия и термины, указывающие на опасность для общества и индивида определенных религий.
____________________
1 Этот справочник вышел в 1993 году в качестве специального выпуска журнала «Обозреватель». 1993. №12 (16). Затем было несколько изданий подобных справочников, в каждом была информация и о традиционных религиях, и о НРД.
2 «Религиозные самодеятельные объединения в наши дни» (М. : Общество «Знание» РСФСР, 1990); «Новые религиозные объединения: поиски, противоречия, надежды» (М. : «Знание», 1991).
3 Выпуск 28. М., 1996.
 
Информационная служба СФИ

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...

Важная информация