Перейти к содержимому
Социология религии. Социолого-религиоведческий портал

Саломатин О. Духовность и колбаса


Рекомендованные сообщения

Духовность и колбаса
Депутаты Госдумы хотят запретить телерекламу в новогодние праздники якобы для того, чтобы защитить население от ненужных покупок и последующего обнищания. Тем временем РПЦ представила свой план по спасению российской экономики. Авторы обоих проектов на словах стремятся сделать общество богаче, но почему-то не договаривают – речь идет исключительно о духовном богатстве, а денег станет еще меньше.

Запретить рекламу на телевидении в новогодние праздники предложил первый заместитель руководителя фракции ЛДПР Алексей Диденко. О соответствующем законопроекте написала газета «Известия». К сожалению, это даже и близко не самое экстравагантное и глупое предложение, прозвучавшее в Госдуме даже за время осенней сессии. Поэтому его можно было бы вовсе не замечать, если бы депутаты при этом не эксплуатировали ряд популярных, но крайне вредных мифов.

Попробуем понять их аргументы. «Не нужно давать рычаги и юридические лазейки для нечистых на руку рекламщиков. Тот же сетевой ритейл, который предлагает скидку на определенный товар, а люди начинают скупать все, что попадается под руку, включая товары по завышенной цене… Необдуманные покупки могут сказаться в чрезвычайно негативном ключе на семейном бюджете. Человек закупает дорогие, но бесполезные вещи и загоняет себя в кабалу, но это уже никого из рекламщиков не интересует», - заявил автор законопроекта.

«Издеваться над страной все новогодние дни и культивировать материализм совершенно недопустимо. Когда люди с бешеными глазами выстраиваются в очереди за бытовой техникой или какой-то одеждой, то хочется запретить рекламу навсегда», - вторит еще один депутат Госдумы Иван Сухарев, которого очень беспокоит насаждение «культа потребления». Их до кучи горячо поддерживает зампредседателя думского комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Семенов. Да-да, именно по экономической политике и предпринимательству!

А теперь проведем мысленный эксперимент, подобно Галилею, Шредингеру, Эйнштейну и Эренфесту, но только речь будет идти не о физике, а об экономике. Есть маленькая деревня, душ на 100. Люди сплошь русские, хорошие и добродетельные. Каждый из них начинает день с утреннего молитвенного правила, а потом работает на своем огороде, при этом все дворы друг от друга отделяют высокие непрозрачные заборы. Жители деревни догадываются о существовании друг друга, но не сильно интересуются, что происходит у соседей.

Живут бедно, но обычно не голодают. По крайней мере, до тех пор, пока везет с урожаем. При этом некоторые из них имеют особые способности – один может лечить болезни и этим очень выручает родных, другой способен делать красивые прически, третий хорошо знает законы, четвертый в часы досуга делает украшения, пятый – отличный баянист и массовик-затейник и может придумать много разных развлечений для праздной компании, шестой печет вкусные булочки и пироги, седьмой знает много сказок и анекдотов, восьмой может выковать любое полезное или приятное в быту металлическое орудие, девятый умеет изящно расставлять мебель, десятый строит красивые заборы. Ну, и так еще человек 30.

Так бы они и жили прекрасно и добродетельно, не пробуди в них бес проклятый культ потребления. Посмотрите на них: большинство по-прежнему продолжают заниматься огородом, но культ потребления заставил их пропадать на огороде все свободное время, и утреннее правило они совсем забросили. Зато теперь 60 дворов выращивают столько же еды, сколько раньше 100. А остальные 40 трутней вообще ничего не выращивают: один играет на баяне, другой дает юридические консультации, третий строит всем красивые заборы (кому они вообще нужны?), и так далее. Раньше каждый из них зарабатывал столько, сколько стоит годовой урожай на одну семью. Теперь большинство из них могут позволить себе столько же еды, как и раньше, и плюс пригласить на праздник лучшего в деревне баяниста, позвать доктора, заказать вкуснейшие булочки, послушать на досуге гениальные авторские сказки, заказать по случаю какие-нибудь украшения и еще 33 разных необязательных удовольствия. А знают они об этих удовольствиях – да, да, из рекламы на заборах. Если перевести все в деньги, то если раньше каждый зарабатывал рубль, то теперь – 20. А что поменялось? Урожай практически тот же, времени на работу уходит в среднем примерно столько же, но один лишь культ потребления сделал жителей деревни в 20 раз богаче. Ох, уж эти гнусные материализм, ритейл и очереди. А ведь мы даже не говорим об экспорте и импорте, хотя понятно, что на концерт знаменитых баяниста и сказочника иной раз приходили и из деревень, что стоят за двадцать верст отсюдова, а булочки, украшения и заборы тоже пользовались спросом у всех праздных и состоятельных бездельников округи.

Эти дополнительные деньги опять же сжигались на алтаре культа потребления – сосательные петушки, кружевные чулки, поющие шкатулки, да чего только нельзя купить за деньги. А еще появились такие явления, которых раньше и представить нельзя было – Содом, одним словом, и Гоморра. Похоть, вооруженную богатством и возможностями, все труднее было держать в рамках одним лишь усилием воли. Зато неурожай теперь не был так страшен, в деревню даже при неурожае приходили деньги, которые можно было потратить на покупку еды. Но вместе с богатством в жизнь людей вошли обманы, ссоры, грабежи и даже убийства, в семьях воцарилась ревность, появились измены и даже разводы, ибо желающие обогащаться впадают в искушение, и в сеть, и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу, так как корень всех зол есть сребролюбие.

Но, к счастью, нашелся среди деревенских один будущий депутат и вовремя выступил с благоразумными, обличительными речами. Объяснил всем, что все зло в культе потребления, повсюду за пределами деревни живут враги, которые только и желают нашей погибели, а выход в самоограничении и духовных устремлениях. Первым делом стыдливо очистили от рекламы все заборы, и постепенно, под влиянием проповеди, каждый снова пришел к тому, что ему вполне достаточно продуктов со своего огорода, а все остальное – от лукавого. Жизнь началась хорошая, но бедная, как раньше.

Похожую историю можно было бы придумать и по поводу проекта вывода страны из кризиса от РПЦ МП, представленного накануне. Напомним, там фактически речь идет о православном клонировании системы «исламского банкинга». Никаких «денег из воздуха», никаких спекуляций и процентов по кредитам. Хочешь положить деньги в банк – клади под конкретный коммерческий проект и получай в случае успеха проценты от прибыли. Появление дополнительного финансового инструмента можно только приветствовать. Только нужно честно признать, что если им заменить все остальные – жизнь, вероятно, станет добродетельнее, но намного беднее, проще и примитивнее. Очевидно ведь, что движение капитала существенно замедлится в масштабах всей страны, как в предыдущем примере оно замедлилось в масштабе одной деревни, и итогом будут те же самые последствия. Мы не говорим, что это плохо, но мы против того, чтобы людей так беззастенчиво обманывали, легкомысленно обещая одновременно и колбасу, и духовность.

В сущности, весь приведенный выше этюд – вольная вариация на темы главного произведения английского экономиста 18-го века Бернарда де Мандевиля «Басня о пчелах». К слову, книге как раз таки в этом году исполняется ровно 300 лет. А речь в ней о том, что средства достижения максимального национального богатства, как правило, не совпадают со средствами достижения максимальной национальной добродетели. Ну, какой умный и добродетельный человек будет платить за миллион не нужных для его духовного роста товаров и услуг только ради того, чтобы он и все вокруг стали еще богаче и смогли потребить еще больше никому не нужных товаров и услуг, стимулируя тем самым движение научно-технического прогресса, которое еще Бог знает, чем закончится!

Олег Саломатин

 

Балтийское информационное агентство

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...

Важная информация