Перейти к содержимому
Социология религии. Социолого-религиоведческий портал

Стрельцов А.А. Анархисты об образовании // История и современность. 2015. №1. СС. 99-126.


Рекомендованные сообщения

Стрельцов А.А. Анархисты об образовании // История и современность. 2015. №1. СС. 99-126.

 

В статье представлено изложение взглядов основателей и главных теоретиков анархизма на проблему народного образования, что определяет его научную новизну. Хронологические рамки: конец XVIII – вторая половина XX в. Показано, в чем противники идеи государственности разных лет видели его недостатки, и представлены их предложения по этому вопросу. Рассмотрены в том числе воззрения двух американских исследователей – Питера Гудмана, идеи которого у нас практически неизвестны, и Ивана Иллича, книга которого вышла в русском переводе, но критического научно-педагогического разбора не получила.

Ключевые слова: анархизм, народное образование, либертарианство, У. Годвин, М. Штирнер, П. Ж. Прудон, М. Бакунин, П. Кропоткин, П. Гудман, И. Иллич.

 

 

Церковно-приходские школы, наиболее доступные в то время, он не рассматривает на роль народных по двум причинам: церковь – двойник и другое «я» государства, и «в своей религиозно- воспитательной деятельности преследует лишь одну цель – увековечить режим человеческого несовершеннолетия и так называемого божественного авторитета» (Там же: 300); поэтому, говоря об «абсолютной свободе религиозных организаций», Бакунин делает оговорку: «…которые, впрочем, не должны обладать никакими гражданскими и политическими правами и не могут заниматься воспитанием детей» (Там же: 302).

 

И. Иллич обращает против школы те риторические приемы, которые использовали анархисты-антиклерикалы предшествующего века: «Школа стала мировой религией модернизированного пролетариата и раздает пустые обещания спасения беднякам технологической эры. Национальные государства приняли эту религию и обеспечили всеобщий призыв всех граждан на службу учебному плану, последовательно ведущему к дипломам – наподобие древних ритуалов инициации и служения культу» (Там же: 34).

 

Не чужды Илличу и марксистские идеологические штампы: «Школа не только новая мировая религия. Это также всемирный быстро растущий рынок труда… Новая мировая религия – это индустрия знаний, являющаяся для человека одновременно и поставщиком опиума, и рабочим станком на протяжении все большего числа лет жизни» (Там же: 66).

 

 

Скачать

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...

Важная информация