Перейти к содержимому
Социология религии. Социолого-религиоведческий портал

Семинар Научного Центра Психологии Религии ФРИРАК ПСТГУ


КопылОВ

Рекомендованные сообщения

Во вторник , 23 февраля, в 18.30 .состоится семинар Научного Центра Психологии Религии ФРИРАК ПСТГУ. С докладом выступит доктор филос.н. К. М. Антонов "Концепция религиозного опыта У. Джеймса в российском религиоведении: религиозная мысль первой трети XX века vs советский научный атеизм" .
В докладе рассматривается роль, сыгранная дискуссией вокруг книги американского философа и психолога У. Джеймса «Многообразие религиозного опыта» в становлении отечественной философии и психологии религии. Осуществляется аналитический обзор российской рецепции философии и психологии религии Джеймса, поскольку они связаны с понятием религиозного опыта. 
В первой части основное внимание уделяется восприятию идей американского философа в начале XX века (и его продолжению в русской эмиграции). Автор представляет краткие резюме обсуждения идей Джеймса в крупнейших русских философских и богословских изданиях: «Вопросы философии и психологии», «Логос», «Русская мысль», «Богословский вестник», «Вера и разум» — а затем обращает внимание на тех авторов, которые представили свое осмысление идей американского философа вне периодики. Несмотря на то, что рецепция в целом имела в большей степени философский характер (развивать психологию религии «в духе Джеймса» в наибольшей степени оказались готовы представители духовных академий), можно говорить о том, что в ее рамках намечалось формирование психологии религии как особого поля исследования, и, что, м.б. еще важнее — психологизма, как определенной формы познавательного интереса в религиоведческом поле. Не только философы и психологи, но и богословы на уровне «само собой разумеющегося» приучались смотреть на религию как на прежде всего психологический феномен, «переживание». Именно это понятие постепенно выдвигалось в центр психологического изучения религии как его собственный, специфический предмет.
Во второй части обсуждаются основные моменты восприятия указанной концепции в советской философии и науке. В довоенный (1920-е — 1930-е гг.) период Джеймсу уделяется крайне незначительное внимание. После войны (1950-е — 1980-е) обсуждение становится более интенсивным и распадается на три основных русла: историко-философское, «научно-атеистическое», психологическое. Проделанное исследование позволяет поставить вопросы о прерывности в отношении советского и дореволюционного дискурсов о религии, возрастании относительной автономии советской гуманитарной науки в 1970-е — 1980-е годы и ее пределах, о роли стандартных наборов полемических аргументов, риторических фигур и идеологических клише, а также (и главным образом) этоса науки в своеобразной (не)встрече советских религиоведов, историков философии и психологов с концепцией «многообразия религиозного опыта».
Сопоставление особенностей обоих периодов восприятия знаменитого текста позволяет задуматься о специфическом ходе истории отечественной психологии религии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...

Важная информация