Перейти к содержимому
КНИГИ: Колотов В.Н. Технологии использования религиозного фактора в управляемых локальных конфликтах (СПб., 2013) Подробнее... ×
Социология религии. Социолого-религиоведческий портал
Религиовед

Научно-исследовательский семинар имени Ю.Ю. Синелиной (МГУ)

Рекомендованные сообщения

Уважаемые коллеги,

Очередное заседание научного семинара по социологии религии состоится 27 февраля 2014, как обычно, в четверг, в аудитории 226 социологического факультета МГУ в 16.00.

В повестке дня:

Выступление «Вера» Виктора Ивановича Гараджи.

Обсуждение.

Желающим участвовать (кроме постоянных участников) просьба заранее сообщить для организации пропуска в здание МГУ.

https://www.facebook.com/groups/512367358879060/?fref=ts

  • Хорошо 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

М: Виктор, здравствуйте! К сожалению, я не успеваю на Ваш сегодняшний доклад в МГУ. А очень хотелось бы послушать. Скажите, пожалуйста, возможно ли ознакомиться с текстом доклада?

  • Хорошо 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В: Текст доклада тот же самый, что и на прошедшей конференции - он опубликован в сборнике. Единственное добавление состоит в том, что в сборнике, когда я писал о двойных наименованиях групп, забыл о втором названии группы Н (не только "начинающие", но и "немного воцерковлённая"). Плюс я ещё чуточку рассказал (это изначально в докладе не планировалось, просто так совпало, что у меня были материалы с собой) о статье, которую хочу напечатать в "Социологии: 4М". С ней тоже можно будет ознакомиться при публикации. Огромное спасибо за интерес к моей работе! Что касается Вашей проблематики (православие и политика), то она была затронута в обсуждении. Воцерковлённость паствы можно считать индикатором политической власти, которой обладает духовенство в глазах государственных служащих. Как Вы смотрите на такую трактовку?

  • Хорошо 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

М:"Воцерковлённость паствы можно считать индикатором политической власти, которой обладает духовенство в глазах государственных служащих." - звучит очень сложно.) воцерковленность может являться индикатором, который показывает политическую силу духовенства. Условно говоря, этот показатель демонстрирует реальное количество приспешников у церкви. С этим соглашусь. Но вот природа причинно-следственной связи между этим индикатором и обладанием полит.силы остается не понятой... Как воцерковленность связана с полит.властью церкви? каков механизм связи?..

  • Хорошо 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В: Можно проще: В-индекс помогает госслужащему оценить политическую власть духовенства. Причём этот способ может быть применён независимо от самого духовенства - заказать опрос светской организации. Механизм таков: чем более воцерковлён человек, тем более он склонен прислушиваться к мнению священнослужителей. Как голосовать, на какие акции (с политическими требованиями) выходить на улицу... Конечно, официально попы якобы не ведут прямую агитацию, но в реальности такое, наверное, есть. А там, где нет - есть намёки, которые воцерковлёнными тоже прочитываются достаточно хорошо, чтобы воспринять это в качестве руководства к действию.

  • Хорошо 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

" В некоторой степени в современном крайне атомизированном российском обществе священник может выполнять функцию партработника. В подтверждение данного тезиса свидетельствуют, не так давно ставшие достоянием общественности, факты открытой политической агитации, проводившейся предствителями клира .

Так 6 февраля 2012 г. Епископ Евтихий (в миру Иван Тимофеевич Курочкин) — епископ Русской православной церкви, епископ Домодедовский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, в ходе службы в Богоявленском соборе г. Ишима (Тюменская область) вел предвыборную агитацию: «хотя я, как и многие из вас, нахожу много неправильного у нашего правительства. Вот и не советую никогда ввязываться в какие-то политические, партийные дела, но на предстоящие выборы я прошу идти и голосовать за Путина! Почему? Потому что это самая большая гарантия, что покой будет. При любой перемене могут быть даже неожиданные нами волнения, смута, неразбериха. И этим обязательно, сели такое будет дело, обязательно воспользуются для того чтобы сделать хуже народу. И как говорится внешние враги тоже не дремлют. Поэтому ради спокойствия скрепя сердце прошу пойти проголосовать за Путина» .

Кроме прямой агитации представители клира могут вести и косвенную агитацию. Подобный казус также был зафиксирован за одним из священников Киево-Печерской лавры: «что бы власть была сильна и умна. Она у нас конечно такая, что…достойна порицания…но сегодня это нужно забыть! Дай бог власти. Я молюсь об этом, чтоб она была сильна и умна. И я молюсь о том чтоб господь вселил страх и трепет в сердца и кости мятежников, чтоб бог послал им болезни в доме и болезнь на улице! Страх на улице и страх в доме! Чтоб они покоя не имели, чтоб они сожрали друг друга! Пусть гад сожрет гада! Я жалеть о них не буду. Это страшные враги нашего будущего и страшные враги сегодняшнего, настоящего! Я о них не жалею, я о них не молюсь!» ."

  • Хорошо 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В некоторой степени в современном крайне атомизированном российском обществе священник может выполнять функцию партработника

Я считаю, что он и раньше их выполнял. Нательный крестик можно считать церковным партбилетом.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Гипотеза о пропагандистском влиянии клира на умонастроения и политическое поведение паствы имеет место быть. Доказательства ее правомерности я привел ранее (при использовании вышеприведенного в "" текста прошу ссылаться на автора поста). Однако не стоит преувеличивать детерминантность данного явления.

Мы исходим из предположения о том, что по мере увеличения воцерковленности увеличивается внушаемость и ведомость паствы, но научного подтверждения данного предположения нет [поправьте меня, коллеги, если я не прав и дайте ссылки на работы]. Кроме того, вместе с увеличением воцерковленности происходит и снижение заинтересованности в бренном, мирском, в том числе и в политике.Это тоже предположение. Хотя эмпирика и свидетельствует в пользу того, что наиболее воцерковленные реже участвуют в выборах, чем менее воцерковленные.

  • Хорошо 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Иными словами, партбилет на шее паства носит, но будет ли она голосовать так как ей скажет клир (в особенности, если будут расходиться полит желания паствы и "советы" клира)?

  • Хорошо 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

вместе с увеличением воцерковленности происходит и снижение заинтересованности в бренном, мирском, в том числе и в политике

если будут расходиться полит желания паствы и "советы" клира

я не понимаю: если паства не заинтересована в мирском, то какие могут быть политжелания? Это возможно только в случае сакрализации политики.

А голосовать будут, конечно, так, как скажет священник. Потому что чем более воцерковлён человек, тем больше он вложил своего времени, усилий, денег в благосклонность Бога, позицию которого транслирует священник. Соответственно, если не выполнить указание о голосовании, то все инвестиции в благодать будут потеряны, а желаемый результат инвестирования - спасение - окажется не достигнутым. Страх перед этим исходом событий обеспечивает рост послушности паствы по мере её воцерковления.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

> А голосовать будут, конечно, так, как скажет священник.

Это далеко не факт. Здесь велика опасность ложной корреляции. Во-первых, значимым фактором является уровень образования и общей культуры верующих. То есть Ваши слова довольно справедливы для "бабушек", особенно сельских. Но они уже не делают всей погоды в пастве: удельный вес образованных и молодых верующих, среди православных в частности, в России растёт ещё как минимум с 1990-х гг.; в 2000-х это как ярко выраженную тенденцию отмечал М.П. Мчедлов, а также Дубин, Чеснокова и Синелина. Во-вторых, слепое доверие к словам священника в вопросах, не относящихся прямо к литургической жизни Церкви, может характеризовать либо неофитов, либо фанатиков. Но число неофитов сейчас не так велико, как в 90-х - процессы "обращения" стабилизировались, а фанатиков всегда было немного.
 

Воцерковление вообще амбивалентный процесс в этом плане: одни эволюционируют в сторону снижения самостоятельности мышления и поведения, а другие - наоборот. Кто к чему больше предрасположен и кто что сам выбирает.

Изменено пользователем Serjio
Оптимизация шрифта и разрядки между абзацами.
  • Хорошо 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Дело не только в слепом доверии, но и в банальном шантаже. Вот давайте представим себе интеллигента, который в пастве уже десять лет. Причем не просто заходит в храм раз в полгода, но реально пару раз в месяц (покупая свечи, естественно), и так же причащается. Читает Евангелие, молится и соблюдает большие посты. Короче говоря, он вложил в свою церковную жизнь очень много своего времени, усилий, удовольствия (в форме отказа от каких-то наслаждений), денег. И тут ему священник говорит, что если он не проголосует за кандидата N, то его с него не снимут грехи и не допустят к причастию. Ну, интеллигент, наверное, задумается, потом придет к выводу, что священник неправ, пойдёт в другой храм, а там то же самое. И в третьем, и в четвертом, потому что команда прошла по епархии централизованно (примерно как со сбором подписей против Пусси Райот, только ещё организованнее). И тут простая альтернатива получается: либо смириться и проголосовать, как говорят, либо потерять всё вложенное плюс вечную жизнь. Как Вы думаете, что выберет в этой ситуации верующий? 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Так, я же ответил здесь позавчера... Ладно - попытаюсь воспроизвести свой ответ сейчас.

Примем крайний вариант событий - тот случай, если священник действительно, в нарушение церковных постановлений и всей православной установки на приоритет религиозно-духовного перед политическим, будет требовать исповеди в "неправильном" голосовании. Только в этом случае он получит возможность не допустить прихожанина к Причастию. Но даже здесь для верующего остаётся два варианта действий: либо исповедоваться другому священнику (наверняка найдётся, и не один, такой, который подобной глупости требовать не будет - исповедь никто не подслушивает, а "жучок" каждому не поставишь), либо просто не исповедоваться в этом, поскольку голосование за любого кандидата само по себе не есть грех. 

Вообще же даже представить себе, что священники в массе начнут требовать исповедоваться в подобных вещах, довольно трудно. Есть чин исповеди, и он вполне конкретный, чётко ограничивающий "круг грехов" - от политики его содержание далеко. Так что внесение в этот чин каких-то существенных корректив требует организационных решений Церкви на уровне как минимум Поместного Собора, а внесение корректив, противоречащих церковным нормам, уже само по себе граничит с ересью. Впасть же в ересь, пусть по нечаянности - самое худшее, что может произойти с христианином, и вот тогда он точно потеряет "всё вложенное плюс вечную жизнь". Так что епископат и священство на подобные вещи вряд ли пойдёт, а если и пойдёт, очень многие рядовые верующие "заблокируют" их на своём уровне.

  • Хорошо 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Поместный Собор систематически поражается в правах - это было сделано ещё в 2000 году на так называемом юбилейном Архиерейском соборе. После этого массовых протестов паствы не было. А что касается политического голосования - это очень легко обходится. Если я нашел правильный источник, то в чине исповеди есть следующие вопросы:

Не любишь ли чего-нибудь из мiрского больше Творца своего?

Не обижаешь ли кого? Или обидел – в торговых делах или в чем ином?

Скажи мне, чадо: не укорил ли ты родителей своих, или священника, или монаха, или какого-либо человека? Не имеешь ли с кем вражды?

 

Голосование за политических оппонентов РПЦ всегда можно приравнять к укору и обиде (давая голос одному кандидату, укоряешь другого в недостоинстве, обижаешь его и тех, кто голосовал за него), любви к мирскому превыше духовного (РПЦ никогда не отказывалась от права давать нравственную оценку кандидатам: один духовнее, другой бездуховнее). И делаться такое приравнивание будет путем не столько изменения документов (чина исповеди), сколько разъяснения, которые будут делать священники в проповедях - по настоянию своего архиерея.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Уважаемые коллеги,

Наша следующая встреча состоится 16 апреля 2015 (четверг) в 16:00 в ауд. 226
(здание соц. Ф-та МГУ), докладчик Мирко Благоевич (Сербия, университет
Никшича) "Социологические критерии православной религиозности: случай Сербии
и России". Обсуждение.

Желающим участвовать (кроме постоянных участников) просьба заранее сообщить
для организации пропуска в здание МГУ по адресу trophimov@socio.msu.ru

Ждем на семинаре.

 
Следующий семинар состоится 23 апреля 2015 (четверг) в 16:00 в ауд. 226
(здание соц. Ф-та МГУ), докладчик Ольга Вячеславовна Михель, кандидат
социологических наук (университет им. Лейбница, Ганновер) <Теория
позиционального перформанса конфликта на примере строго-религиозного поля>.

 

С уважением,

С.Трофимов

  • Хорошо 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Уважаемые коллеги!
В четверг 22 декабря 2016 в 17:00 в 206 ауд. социологического факультета МГУ
состоится очередное заседание Научно-исследовательского семинара по
социологии религии имени Ю.Ю.Синелиной.
Заявленный доклад: Дмитрий Михайлович Рогозин, заведующий лабораторией ИнСАП
РАНХиГС <Методический аудит массового опроса>. Обсуждение.
Желающим участвовать (кроме постоянных участников и сотрудников МГУ) просьба
заранее сообщить для организации пропуска в здание МГУ по адресу
trophimov@socio.msu.ru
Ждем на семинаре.

 

С уважением,

С.Трофимов

  • Хорошо 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Перечитал ещё раз. Как-то в католической церкви я себе такое представить - с трудом - но ещё могу. В православной - практически нет. Всё это остаётся умозрительными и абстрактными представлениями воображения, далёкого от церкви.

 

...

Голосование за политических оппонентов РПЦ всегда можно приравнять к укору и обиде (давая голос одному кандидату, укоряешь другого в недостоинстве, обижаешь его и тех, кто голосовал за него), любви к мирскому превыше духовного (РПЦ никогда не отказывалась от права давать нравственную оценку кандидатам: один духовнее, другой бездуховнее). И делаться такое приравнивание будет путем не столько изменения документов (чина исповеди), сколько разъяснения, которые будут делать священники в проповедях - по настоянию своего архиерея.

  • Хорошо 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Уважаемые коллеги!

В четверг 23 марта в 17:00 в 206 ауд. социологического факультета МГУ
состоится очередное заседание Научно-исследовательского семинара по
социологии религии имени Ю.Ю.Синелиной.

Заявленный доклад: профессор Лариса Анатольевна Андреева, "Секулярный или
постсекулярный мир. Верификация концепций". Обсуждение.


Желающим участвовать (кроме постоянных участников и сотрудников МГУ) просьба
заранее сообщить для организации пропуска в здание МГУ по адресу
<mailto: trophimov@socio.msu.ru>  

 

С уважением -

С.В. Трофимов.

  • Хорошо 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

×

Важная информация