Перейти к содержимому
Социология религии. Социолого-религиоведческий портал

Сатановский Е., Корнеевский С. Традиционный ислам в России лоялен государству


Рекомендованные сообщения

Традиционный ислам в России лоялен государству

 

Конфликты и противоречия между суфиями и салафитами и опасность распространения радикального исламизма в России. Эту и другие темы в эфире "Вестей ФМ" обсуждают Евгений Сатановский и Сергей Корнеевский обсуждают с исламоведом Раисом Сулеймановым.

 

78.jpg

 

Сатановский: Раис, вопрос необычный. У нас недавно на телевизионной передаче у Владимира Рудольфовича Соловьева возник вопрос: а давайте мы запретим всех - и суфиев запретим, и салафитов запретим, то есть раздадим всем сестрам по серьгам, вот прям, чтобы никого не было. Я слегка взвыл, потому что я-то понимаю, суфийский ислам не очень традиционный на самом деле для целого ряда регионов нашей страны, ну а, например, для Северного Кавказа более чем традиционный. Если уж его запрещать в отличие от салафитского ислама, который еще в начале XX века вообще считался еретической сектой в исламском мире, то мы взорвем совсем все. Отношения у суфиев и салафитов, это, пожалуй, наиболее острое, что сейчас происходит в суннитском исламе за пределами шиито-суннитской тяжелой битвой. Иран и Саудовская Аравия наиболее показательные. Причем суфиев обвиняют и в колдовстве - в прямом смысле в колдовстве, там тяжелейшее воздействие на суфийские тарикаты и на территории Саудовской Аравии религиозной полиции, которая довела ситуацию до совсем взрывной в некоторых городах. И у нас сегодня это происходит, в том же самом Дагестане настоящая война салафитов и суфиев, чего не было еще 10-15 лет назад просто. Чего, с вашей точки зрения, там происходит в этом направлении?

 

Сулейманов: Действительно сейчас, видите, противостояние ваххабитов оно идет не только по линии между шиитами и суннитами, как правило, они идут, но и внутри суннитского ислама, идет между суфиями и салафитами, то есть они очень не любят это слово "ваххабиты", но они согласны на слово "салафиты". Или иногда они себя называют, чтобы вот так не маркироваться термином "ахлю сунна валь джамаа", то есть "мы община суннитов", то есть они сами себя выражают, и даже такая организация есть в Дагестане.

 

Сатановский: Даже партия в Сомали такая есть.

 

Сулейманов: В Дагестане целая организация была. И этот конфликт начался с 90-х годов в первую очередь потому, что салафиты, скажем, старались выступать именно как люди, которые добивались своих целей вооруженным путем. Вот первое убийство имама, которое было совершено, это был муфтий Дагестана Саид Абубакаров, его убили в 1998 году, это был не последний, кого убили из муфтиев. И убивали в основном традиционных, то есть тех, кого относятся к традиционному исламу. Часто говорят: что такое традиционный ислам, дайте его определение. И вот многие исламоведы, когда с ними беседуешь, они как-то не могут дать определение. Вот я могу дать определение: это та форма ислама, которая исторически была принята тем или иным мусульманским народом России. Отличительным признаком является лояльность к Российскому государству, нежелание изменять его конституционный строй, это сосуществование с национальными обычаями этого народа, то, что называется адатом, это, как правило, уважительное отношение к иноконфессиональному окружению - к православному в первую очередь большинству, и пятое - это готовность служить в рядах российской армии и участвовать в военных действиях даже против мусульман других, например, в Афганистане, в Сирии, русско-турецкие воины, когда там татары участвовали; например, это война в Чечне то же самое, когда в Сирии воевали, то есть вот эти пять признаков, которые есть у традиционного ислама. Но первый из них - это лояльность Российскому государству.

 

Сатановский: Ну, говоря по-русски, ты - часть страны.

 

Сулейманов: Совершенно верно. Да, но был период в истории нашей страны, когда, например, суфии противостояли, то есть - XIX век, Кавказская война. Там как бы суфийские шейхи они выступали как сопротивление российскому продвижению и покорению Кавказа. Но впоследствии действительно ситуация изменилась, и сегодня суфии на Северном Кавказе отчетливо выступают как своего рода та сила, которая выступает за российские интересы. Наиболее отчетливо мы это видим на примере Чеченской республики, где, благодаря отцу и сыну Кадыровым, они сумели фактически подавить салафизм полностью, и традиционный ислам там победил. Но есть два соседних региона - это Дагестан и Ингушетия, где противостояние сегодня между сифиями и салафитами приняло такой характер, что, скажем, во-первых, присутствие салафитов там реальное, а, во-вторых, то есть, скажем, в Чечне там нет ни одного имама, который относится к салафитам, чего не скажешь о соседнем Дагестане и Ингушетии.

 

 

Полностью слушайте в аудиоверсии.

 

http://radiovesti.ru/audio/256/036.mp3

 

Источник: http://radiovesti.ru/episode/show/episode_id/39074

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...

Важная информация