Перейти к содержимому
Татьяна Матвеевна Громыко Подробнее... ×
Обращение Главного научного сотрудника Библиотеки иностранной литературы им. Рудомино Е.Б. Рашковского Подробнее... ×
Социология религии. Социолого-религиоведческий портал
Victor

Муравьев А. Открыть окно

Рекомендованные сообщения

АЛЕКСЕЙ МУРАВЬЕВ

Открыть окно

 

kornili600-450_2SJ8Qme_1467037870.jpg.60 Митрополит Корнилий — предстоятель Русской православной старообрядческой церкви

 

26 июня в Москве прошла конференция с участием представителей практически всех основных старообрядческих течений. Это первое с XVII века, то есть со времени раскола Русской церкви на официальную и старообрядческую, событие такого рода. На конференции обсуждался вопрос, что старообрядцам «пора выходить из забвения и заявлять о себе». Было принято решение создать общественную организацию, которая «будет вырабатывать совместные решения по тем или иным вопросам, полезным и обществу и государству».

 

Решение создать подобную организацию не означает готовности старообрядцев объединиться с кем-либо, но отражает их желание активнее участвовать в общественных процессах, считает Алексей Муравьёв, востоковед и религиовед, историк восточного христианства, доцент ВШЭ, заведующий секции Ближнего Востока Школы востоковедения, специалист по восточному христианству.

«Вообще говоря, старообрядцы ведут речь о том, что нужно "выходить из забвения", уже давно – весь вопрос в том, что значит это забвение. Если имеется в виду, что наше общество к религиозным делам вообще испытывает очень ограниченный интерес, это один разговор. В этом смысле я не очень понимаю, как можно "выходить из забвения" в частном случае, а не всем вместе. Если же речь идет о том, что старообрядцы хотели бы, чтобы им уделялось больше внимания со стороны СМИ, государства и так далее, то это уже другое дело. И в этом смысле, наверно, да, так и есть.

Это практически обозначает переход в новое социальное качество: вместо категории не очень понятного и для некоторых людей даже подозрительного объединения или группы объединений старообрядцы хотели бы оказаться в качестве уважаемой социальной структуры. Структуры, которой, скажем, никакой чиновник не мог бы предъявить вопрос «А вы вообще кто такие?», как это сейчас нередко происходит со старообрядцами. Поэтому и возникла мысль создать общественное движение, такую организацию, которая будет представлять старообрядцем перед государством и обществом», – объяснил Алексей Муравьев.

mur600-450.jpg Алексей Муравьев, религиовед

Дело в том, что между старообрядцами и обществом в России до сих пор существует некий зазор, не преграда в явном виде, но отсутствие сообщения. О старообрядческих общинах в стране знают немного. Между тем только на территории станы существует около 200 таких общин, утверждает газета «Коммерсантъ», но многие из них даже не зарегистрированы. при этом речь идет о не столь уж малом количестве людей: численность старообрядцев в России достигает примерно 2 миллионов человек.

Беседуя с корреспондентом газеты, митрополит Корнилий рассказал, что планируется создать общественную организацию, «действия которой не будут связаны с нашими религиозными различиями». Новый общественный орган, по его словам, «будет вырабатывать совместные решения по тем или иным вопросам, полезным и обществу и государству, и представлять их на суд общественности и власти». 

«Старообрядцы хотели бы, чтобы их церкви в общественном пространстве выглядели представительно, респектабельно и так далее, – подтвердил Алексей Муравьев. – Чтобы прекратились ситуации, когда им задают вопрос «А вы вообще кто такие?» и действительно не знают, кто это. Ситуации, когда выдумывают нечто об их «странных, необычных взглядах» и путают с так называемыми язычниками-староверами. Вот, я думаю, такая задача и стояла, когда задумались о создании организации».

По его мнению, подобная организация нужна еще и для того, чтобы представлять интересы старообрядческой церкви перед чиновниками в тех случаях, когда возникают имущественные или еще какие-нибудь конфликты между РПЦ и старообрядцами. «Таких конфликтов довольно много: достаточно вспомнить недавние истории в Рыбинске, в Иванове, когда РПЦ просто забирает старообрядческие церкви, пользуясь тем, что имеет некие привилегии в глазах государственных чиновников. Вот, вероятно, для того, чтобы можно было оказывать в сложных вопросах помощь и, возможно, даже пытаться решить их по-настоящему, такое общественное объединение и решили создать», – объяснил Муравьев.

star600-450.jpg Здание старообрядчесой общины в Рыбинске. Фото:rpsc.ru

Он подчеркнул, что подразумевается именно общественное объединение, а не объединение какое-нибудь в ином смысле. «Старообрядческие церкви остаются теми же, какими и были, они не меняют устав», – сказал он.

«Самое главное – что это общественное объединение, речь не идет о церковном объединении, об объединении кого-то с кем-то. Старообрядцы хотели бы, наверно, выступать перед лицом общества и государства как единая инстанция. Но это – когда затронуты их имущественные, социальные интересы. Потому что в общем и целом религиозная жизнь старообрядцев – это непубличная вещь. Их позиция в этом отношении больше похожа на позицию западных людей: что религиозная жизнь – эта частная история, а в общественном пространстве важно уважение прав религиозных общин, равноправие перед законом, отсутствие у власти каких-то любимчиков, которые имеют преференции. Отчасти ради борьбы за это старообрядцы и пытаются создать свою организацию», – уточнил Алексей Муравьев.

На вопрос, почему идея создания такой организации была выдвинута именно сейчас, он ответил, что дело тут в недавно принятых новых законах о собственности религиозных объединений, которые во многом дезавуируют статус церковной собственности.

«Но думаю, что, кроме этого, есть определенное желание чиновников и государства вопрос со старообрядцами все-таки вывести на новый уровень понимания. Если раньше казалось, что достаточно какого-то доброжелательного воспоминания о некогда прежде бывших заслугах старообрядцев, то теперь, конечно, ясно, что старообрядцы претендуют на нечто большее. Они хотят участвовать в какой-то степени в общественной жизни и тому подобном. По крайней мере, они такие мысли высказывают. Поэтому, наверно, здесь встретились как желание государства навести порядок в этом вопросе, так и, собственно, желание старообрядцев поучаствовать в общественных процессах более активно», – добавил Муравьев.

 

Источник: http://www.polit.ru/article/2016/06/27/staro/

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость
Вы не авторизованы. Если у вас есть аккаунт, пожалуйста, войдите.
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...

×

Важная информация