Перейти к содержимому
Социология религии. Социолого-религиоведческий портал

Елдашев А.М. Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России


Рекомендованные сообщения

Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России

 

 

27.06.2016
 

_KZN1978_595.jpg

Казанская икона Божией Матери — одна из главных русских святынь. Она была обретена в Казани в царствовании Иоанна Грозного в 1579 году. История почитания Казанского образа связана с важнейшими событиями русской истории. С Казанской иконой в 1612 году Москва была освобождена от польско-литовских интервентов. В царствование династии Романовых Казанская икона становится важнейшей государственной святыней. Общерусское празднование Казанскому образу установлено царем Алексеем Михайловичем в 1649 году. Списки Казанской иконы получили широчайшее распространение на всей территории огромного русского государства. В современной России Казанская икона является символом государственного значения.

История церковной жизни вообще, а монастырская, в частности, являются неотъемлемой составной частью истории развития любого государства и общества, имеющих конфессиональные сферы бытия.

Россия — именно такое государство с глубокими традициями в религиозной сфере. Изучения интереснейших процессов в истории русской православной церкви имеют серьёзное значение для исследования культурной, социально-экономической и политической жизни страны в целом. Снятие в новейшее время идеологических запретов в России открывает широкий простор для научных исследований в данном направлении.

Русская православная обитель…

Много самых разных чувств возникает у человека, прочитавшего эти три слова. Без православных монастырей нельзя представить себе Россию — нашу Святую Матушку-Русь.

На протяжении всей истории страны в русских монастырях всегда собиралось всё самое лучшее: люди — прославившиеся на весь православный мир подвижники благочестия; бесценные сокровища русской культуры — храмы, книги, настенная живопись, иконы, священнические облачения, церковная утварь; благочестивые обычаи и правила — безвозмездная помощь нуждающимся, духовное воспитание и старческое руководство верующих.

Русская православная обитель — это и чудотворные иконы, цельбоносные мощи святых угодников Божиих, благодатная помощь и исцеления от которых не поддаются исчислению. Православный монастырь — это прообраз, отблеск Царствия Божия на земле, место, где таинственно соединяется Церковь воинствующая, земная и Церковь небесная, торжествующая.

Русский народ всегда любил монастыри, находя в них место для отдохновения от мирских забот, источник душевного мира и спокойствия, укрепления духа и очищения души. Одной из таких святых обителей и являлсяКазанский Богородицкий первоклассный женский монастырь.

Явление чудотворной Казанской иконы Божией Матери

Возникновение монастыря связано с обретением одной из главных святынь Русской Православной церкви, самой почитаемой в прошлом и сейчас Казанской чудотворной иконы Божией Матери. 23 июня 1579 годаКазань пострадала от страшного пожара, начавшегося недалеко от Кремля у церкви Николы Тульского, во дворе царского воина Даниилы Онучина. Выгорел почти весь посад. Огонь перекинулся и за крепостные стены, причинив кремлевским постройкам значительный ущерб. Пожар вызвал брань на христиан. Для укрепления православной веры Бог «яви от земли» икону Богородицы с Младенцем Христом

Когда Даниил Онучин вознамерился начать постройку нового дома на своём пепелище, десятилетней Матроне, дочери простого стрельца стала являться икона Божией Матери.

В первый раз при явлении своем отроковице во сне, Богоматерь изрекла ей, что икона сокрыта в земле на том месте, где стоял дом их и повелела сообщить об этом архиепископу и воеводам. Девочка только спустя некоторое время поведала об этом матери. Мать же, женщина простая и загруженная работой не поняла смысл рассказанного и не обратила должного внимания.

Тогда икона явилась во сне девочке во второй раз. Матрона вновь поведала матери свой чудесный сон и с того времени не переставала повторять о видении, которое занимало всю её душу. Но по-прежнему мать оставила без внимания слова дочери. Наконец икона явилась Матроне в третий раз.

Это произошло следующим образом: однажды девочка, во время сна сверхъестественной силой была перенесена из своего дома на середину двора, где увидела икону пресвятой Богородицы, от лица которой исходили огненные лучи, столь грозные, что Матрона боялась сгореть от них. От иконы слышался страшный голос: «Если ты не поведаешь глаголов моих, я явлюсь в другом месте, а ты погибнешь».

От этого страшного видения девочка пала на землю и долго лежала, как мертвая. Придя в чувство, она громко стала звать мать свою, рассказала ей услышанное от иконы Богоматери и просила немедленно идти к воеводам и архиепископу.

Только после этого мать вняла мольбам дочери и вместе с ней отправилась к казанским градоначальникам — князю Андрею Ивановичу Нотреву и дьякам Михаилу Битяговскому и Василию Шулепину. Девочка подробно поведала им троекратное явление ей иконы Богоматери, пересказала всё, что говорила ей Владычица во время своих явлений, и указала место, где хранится икона.

Но воеводы не только не поверили сказанному, но, кажется, и посмеялись над ней и матерью, которые со слезами вышли от них и отправились к Казанскому архиепископу Иеремию, бывшему архимандриту Казанского Спасо-Преображенского монастыря. Но архиепископ также не поверил рассказчице.

Вернувшись домой в 12-ом часу пополудни (а это было 8 июля), мать сама взяла заступ (мотыгу) и начала копать землю в том месте, какое указала ей дочь. Копала она долго, но всё безрезультатно. Вскоре к ней присоединились другие люди, но успеха никто не имел. Тогда уж сама Матрона взяла заступ и начала копать в том месте, где в доме Онучина стояла печь. И вот на глубине двух локтей (около метра) показалась икона пресвятой Богородицы с предвечным Младенцем на руках, завернутая в рукав ветхой одежды, из сукна вишневого цвета, светлая, без малейшей порчи дерева и красок, как будто только недавно писанная.

По версии известного современного исследователя истории Казанской иконы Чугреевой Н.Н., ссылаясь на Пискаревский летописец (составлен в 1620-е годы) на основании неизвестных источников и устных преданий — икона была сокрыта девицей, приехавшей в Казань после 1570 года из Великого Новгорода. Перед смутой она сокрыла икону в земле, т.к. в это время христианская вера стала подвергаться в Казани поруганию.

Обретенная икона, как оказалось впоследствии, была списком с чудотворной иконы Богоматери, известной под именем Одигитрии. Весть о чудесном обретении иконы немедленно разнеслась по всему городу, и жители Казани поспешили на пепелище Онучина. Получили сие известие воеводы и архиепископ, которые также прибыли сюда и со слезами просили пред святой иконою Богоматери прощения за своё неверие. Среди собравшихся присутствовал и Ермолай, священник Николо-Гостинодворской церкви, а впоследствии Казанский митрополит и Патриарх Всея Руси Ермоген. Он испросил у преосвященного Иеремии дозволение принять из земли на свои руки обретенную икону и понёс её в сопровождении духовенства и народа, по повелению архиепископа, в ближайшую церковь свт. Николая.

Историю явления Иконы мы знаем благодаря «Повести» очевидца событий священномученика патриарха Ермогена, тогда митрополита Казанского и Свияжского. «Повесть» завершена к 1594 году к освящению каменного храма Казанского девичьего монастыря. Повесть называется: «Месяца Июля в 8 день. Повесть и чудеса Пречистые Богородицы честнаго и славнаго Ея явления образа иже в Казани списано смиренным Ермогеном митрополитом Казанским». Она сохранилась в авторской рукописи в Государственном Историческом музее.

По совершении в этом храме молебствия, икона с торжеством была препровождена в Благовещенский собор и по пути шествия явила первое чудо — исцелив слепца Иосифа, который уже три года ничего не видел. Другой слепец Никита получил тоже благодеяние от Владычицы, обрел зрение по принесении иконы в собор. Так начались чудотворения от Казанской иконы Божией Матери.

На другой день в соборном храме совершена была литургия. Архиепископ и градоначальники, сняв список с новоявленного образа и описав обретение его и чудеса от него, отправили всё это в Москву, к царю Иоанну Васильевичу Грозному. Царь на месте обретения иконы повелел соорудить деревянный храм во имя новоявленного образа, устроить девичий монастырь для сорока инокинь и здесь поставить икону.

По легенде первой инокиней, а затем настоятельницей монашеской общины стала Матрона, в монашестве Мавра.

Царь Феодор Иоаннович повелел выстроить в девичьем монастыре вместо деревянного каменный храм, заложенный в Неделю жен-мироносиц 14 апреля 1594 г. и освященный 27 октября 1594 года. От иконы продолжали совершаться чудеса.

Тогда же Феодор Иоаннович повелевает обложить чудотворный образ Богоматери золотом и драгоценными камнями из царских сокровищ. Императрица Екатерина II вмае 1767 года, присутствуя на литургии в Казанском девичьем монастыре, украсила венец чудотворной иконы дорогими бриллиантами.

В конце XVI века икона была известна в России, но в основном она была местночтимая и в Казани празднование совершалось в день её обретения 8 июля.

Особую славу она приобрела в «Смутное время», когда казанский отряд, отправившийся в 1611 году в народное ополчение, взял с собой список с иконы, который находился в войске князя Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина. 22 октября 1612 года Москва была освобождена от польско-литовских интервентов.

В первый воскресный день православные москвичи ходили с иконами на лобное место на Красной площади и благодарили Бога и Пречистую Его Матерь за избавление от супостатов.

Михаил Феодорович Романов в память об этом судьбоносном для России событии установил празднование в Москве Казанской иконы Божией Матери два раза в год: в день обретения святой иконы (8 июля) и в день освобождения Москвы от польских интервентов (22 октября), с учреждением двух крестных ходов из Успенского собора во Введенскую церковь, что на Сретенской улице, где князем Дмитрием Пожарским был помещен список с чудотворного образа.

15 октября 1636 года была освящена новопостроенная церковь в честь Казанской иконы на Красной площади в Москве (ныне восстановленный Казанский собор), а 3 октября 1647 года был освящен придел во имя свт. Гурия и Варсонофия, казанских чудотворцев. С этого времени оба крестные хода стали совершать в этот собор, куда и была перенесена икона, принадлежащая ополчению князя Пожарского.

Но до 1649 года праздник в честь чудотворной Казанской иконы, кроме Казани, совершаем был только в Москве. Царь Алексей Михайлович, обрадованный рождением сына Дмитрия 21 октября 1648 года во время всенощной службы на праздник Казанской иконы Божией Матери, в благодарение Богу и пресвятой Богородице установил день 22 октября праздновать по всей России. С этого времени самодержцы династии Романовых стали считать эту икону своей покровительницей.

С этого времени чудотворная Казанская икона Божией Матери стала одной из самых почитаемых в России, тысячи приходских и монастырских церквей освящались в ее честь.

Пребывания членов Дома Романовых и высоких духовных лиц в Казанском Богородицком женском монастыре

С Казанской иконой Божией Матери связаны имена всех монархов династии Романовых — ни одного важного события в своей жизни или жизни «Богом вверенного им государства» они не начинали и не оканчивали иначе как перед этой Всероссийской святыней. В монастырь за многовековую историю его существования непременно направлялись все царствующие особы при их посещении Казани.

В мае 1722 года по пути в Персидский поход, Казань посетил Петр I. Монарх осмотрел не только достопримечательности города, но также монастыри, в том числе28 мая Казанский Богородицкий.

Спустя 45 лет, в 1767 году в нашем городе побывала Екатерина II. 28 маяимператрица в Богородицкой обители отстояла божественную литургию и приложила к Казанской чудотворной иконе Божией Матери небольшую бриллиантовую корону.

30 мая 1798 года во время посещения Казани император Павел I со своими старшими сыновьями Великими князьями Александром (будущим императором Александром I) и Константином участвовал в церемонии закладки нового Казанского собора во имя Казанской Божией Матери. Император собственноручно положил первый камень в основание будущего храма.

28 августа 1817 года монастырь посетил младший брат императора Александра I Великий князь Михаил Павлович. Он приложился к Казанской иконе Божией Матери и иконе Спасителя. Посетил игуменью Назарету в её келье.

18 августа 1836 года при посещении Казани, монастырь почтил своим вниманием российский императорНиколай I.

20 июля 1837 года святую обитель посетил наследник престола цесаревичАлександр Николаевич, будущий император Александр II.

В 1867 году в монастыре открылась живописная мастерская. В ней писались иконы для широкой продажи, по индивидуальному заказу и особенно тщательно и с радением — подарочные иконы, предназначенные царствующим особам, высоким духовным лицам и высокочтимым гостям.

22 мая 1868 года Казань по дороге в Москву посетил член Св. Синода, митрополит Московский и Коломенский, Апостол Сибири ВысокопреосвященнейшийИннокентий. Святитель просветил светом Веры Христовой целые народы Сибири и Северной Америки: якутов, бурят, лопарей, камчадалов, алеутов. Он создал три православные епархии. Знак митрополического сана — белый клобук с бриллиантовым на нем крестом — ему вручили в Кафедральном Благовещенском соборе.

В женском первоклассном Богородицком монастыре Святитель приложился к чудотворной Казанской иконе Божией Матери и нерукотворному образу Спасителя и принял из рук настоятельницы монастыря игуменьи Анфии список с чудотворной иконы Божией Матери.

27 августа 1871 года Казань посетил император Александр II с наследником престола цесаревичем Александром Александровичем (будущим Императором Александром III) и Великим князем Владимиром Александровичем. В святой обители они приложились к чудотворной иконе, после чего игуменья Анфия поднесла Государю Императору список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери в ризе шитой золотом.

3 марта 1898 года в обители побывал архиепископ Казанский и СвияжскийАрсений (Брянцев). В зимнем Никольском соборе он приложился к чудотворным иконам Казанской Божией Матери и Святителя Николая Чудотворца, местной иконе Спасителя, поставил пред ними свечи. В живописной мастерской из рук заведующей монахини Анфии Владыка принял две иконы Казанской Божией Матери: одну, писанную старшими мастерицами по золотому чекану и другую, писанную младшими мастерицами масляными красками. В свечной лавке ему были поднесены фотографические виды Казанского женского монастыря.

13 апреля 1901 года монастырь посетил двоюродный брат Александра III, генерал-адъютант, главный начальник Военно-учебных заведений Великий князьКонстантин Константинович Романов (известный поэт, публикующийся под псевдонимом «К.Р.»). Коленопреклоненно князь помолился пред Казанским Чудотворным Образом Божией Матери. Игуменьей обители Серафимой (Воскресенской) была поднесена Его Высочеству в дар от обители работа сестер обители — точный список с Чудотворной иконы.

13 июля 1910 года Великой княгине Елисавете Феодоровне при первом ее посещении Казани, а наш город она посещала четыре раза — в 1910, 1913 — 1915 гг., останавливаясь все время в Казанском монастыре, настоятельницей обители игуменьей Варварой (Клесовой) была преподнесена икона Божией Матери — точный список с явленной чудотворной иконы. Ей также были показаны работы сестер-мастериц: живописные, золотошвейные и белошвейные. Лучшие из них были принесены в дар Высокой Посетительнице.

В течение почти 350 лет своего существования в Казанский Богородицкий монастырь непрерывным потоком шли люди, чтобы поклониться Пречистому образу Богородицы. В него непременно направлялись все царствующие особы при посещении Казани. Есть сведения, что до 40% доходов городу приносили крестные ходы и паломничество в монастырь.

Многолюдны были крестные ходы в Казани, проводимые в основном летом. Последний раз крестный ход в память Казанской иконы Божией Матери устраивался8 июля 1903 года, ибо через год она будет похищена шайкой святотатцев.

Маршрут шествия пролегал из храма Казанского Богородицкого женского монастыря через Соборный храм Благовещения, что в Казанском Кремле, далее шел через Ивановский монастырь и Никольскую церковь к Петропавловскому собору.

В истории России с Казанской иконой Божией Матери связано множество знаменательных и трогательных событий. Достаточно вспомнить, что список с иконы находилась в шатре Петра I во время Полтавской битвы или то, как Михаил Илларионович Кутузов собственноручно вынес её из Казанского собора на Красной площади, завернув в шинель, когда в конце августа 1812 года русские войска оставляли Москву. Казанский собор на Невском проспекте Санкт-Петербурга стал главным памятником победы в этой войне.

Судьба иконы, к сожалению, трагична. В ночь на 29 июня 1904 года икона Казанской Божьей Матери и стоящая рядом особо почитаемая икона Христа Спасителя были похищены из-за драгоценных окладов. Похитители вскоре были арестованы, но сами иконы, по показаниям преступников, были ими сожжены.

Однако гибель чудотворной иконы не остановила потока паломников к месту ее обретения. На месте похищенной святыни в соборе была установлена, присланнаялетом 1905 года в утешение православным, подаренный константинопольским патриархом Иоакимом III список с иконы Божией Матери Памакристы («Всеблаженной»).

Он же 5 мая 1908 года прислал на имя игуменьи Маргариты в благословение Казанской обители новый священный дар — Иверскую икону Божией Матери («Вратарницу»).

13 июля 1910 года во время своего первого посещения Казани и Богородицкого монастыря, преподобномученице, Великой княгине Елисавете Феодоровне игуменьей обители Варварой был преподнесен список с чудотворного образа. Великая княгиня предложила под собором построить пещерный храм-часовню.

Пещерный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы и часовня на месте явления Казанской чудотворной иконы Божией Матери в память 300-летия царствования Дома Романовых, выявленные ныне в ходе археологических раскопок, были освящены 20 апреля 1913 года при участии преподобномученицы, Великой княгини Елисавета Феодоровна.

Монастырь в годы Советской власти

В начале XX века обитель считалась одной из самых благоустроенных и богатых в Казанской епархии. К 1917 году монастырь имел налаженное свечное производство, живописную и золотошвейную мастерские, пасеку, плодоносящий сад, дойное стадо. Но с приходом к власти большевиков на Православную Церковь воздвиглись неисчислимые гонения. Храмы разрушались, священнослужители высылались или расстреливались, святыни уничтожались. Все тяготы этих ужасных гонений претерпел на себе и Казанский монастырь.

Последняя настоятельница обители монахиня Рахиль подвергается гонениям со стороны новых властей. Ей досталась тяжёлая участь видеть разрушение и поругание её обители. Многие здания были заняты военными частями и учреждениями. В здании школы разместили 1-ю Советскую школу, в странноприимном корпусе — городской пункт для беженцев. Все здания были национализированы.

В 1920 году принадлежавшие Богородицкому монастырю 270 десятин пахотной земли были конфискованы, а все монастырские строения перешли в собственность государства.

С 1921 года при монастырской Казанско-Богородицкой церкви стала функционировать религиозная община. Община верующих, для того чтобы получить свои здания в аренду перерегистрировалась в 1925 году в коллективное товарищество. После этого по акту, составленному Отделом по делам Музеев и Охране памятников искусства, старины и природы Академического центра, которому принадлежали теперь практически все сооружения монастыря, они были переданы в безвозмездное и бессрочное пользование общине. В 1926 году произошла очередная перерегистрация общины и здания были отданы ей в аренду сроком на три года. Существуют подробные описи, переданного имущества.

В 1929 году положение ухудшилось в связи с тем, что в жилых корпусах монастыря разместилось общежитие студентов педагогического техникума. За время пребывания в стенах обители студенты техникума привели его в безобразное состояние: были сломаны двери и окна, порублены на дрова ступени лестниц и перила, разбиты надгробные памятники во дворе. Кроме занимаемых помещений дирекция учебного заведения требовала ещё и здание теплой церкви под столовую, но оно не было ей передано.

Летний храм в это время был использован под склад для хлеба, причем зерно ссыпали прямо под иконостас, а в ноябре 1929 года летний собор был изъят из пользования общины. 22 февраля 1930 года с колокольни были сняты колокола. Община сама отказалась от здания колокольни, т.к. платить налоги за фактически неиспользуемое здание она не могла себе позволить. 1 марта 1929 года был составлен акт о сдаче закрытой Крестовоздвиженской церкви, помещение которой было принято на учёт Горкомхозом. Если до 1930 года монастырским священнослужителям ещё разрешалось проводить крестный ход на Казанку, то с 10 января 1930 года его проведение было запрещено. В феврале 1931 года православная община переводится в Петропавловский собор. На 1932 год в этой общине состояло 120 человек.

В апреле-мае 1932 года частично разрушается церковь Николы Тульского. В 1934-1935 годах разрушается величественная 55-ти метровая шестиярусная колокольня, с которой открывался многокилометровый вид на окрестности Казани. Уничтожается некрополь обители. Монашествующие окончательно изгоняются из обители. Некогда цветущий и крупнейший монастырь Казанского края подвергается поруганию и разрушению.

В 1931 году вышло решение СНК ТАССР о строительстве в Казани киностудии. Встал вопрос о передаче в ведение Татарского отделения «Востоккино» одного из городских помещений, с тем, чтобы оборудовать в нём кинофабрику. Этим помещением и стали церкви бывшего Богородицкого монастыря. Было создано управление строительством кинофабрики «Востокфильм».

К концу 1933 года на площадке кинофабрики была закончена кладка главного павильона и здание подведено под кровлю. К нему было пристроено главное ателье. Двухэтажное жилое здание планировалось переоборудовать под кинолаборатории. Однако в 1934 году объединение «Востоккино» закрывается, прекращаются строительные работы.

В 1942 году в Казань были эвакуированы две табачные фабрики — московская «Дукат» и из г. Выборга. Они объединяются в одну фабрику и размещаются в полуразрушенных зданиях монастыря. В кратчайшие сроки было смонтировано оборудование и начато производство табачных изделий для фронта. В 1958 году начались работы по реконструкции фабрики, которые были завершены в конце 1965 года. Стоимость работ составила 615 тысяч рублей. Сохранились фотографии, зафиксировавшие состояние фабрики до реконструкции. На них хорошо виден новый корпус, в котором раньше располагался главный павильон кинофабрики, храм Николы Тульского с надстроенным третьим этажом.

До наших дней дошли лишь немногие здания этого некогда прекрасного архитектурного комплекса. Наиболее древним из сохранившихся строений является Софийская надвратная церковь (конец XVII — начало XVIII века). Вконец обветшали ни разу не видевшие ремонта Братский и Настоятельный корпуса (1810-1835 гг.). То же произошло и с прекрасным памятником классической архитектуры — теплым храмом Николы Тульского (1806-1816 гг.), своеобразными башнями ограды.

Больше других повезло Крестовоздвиженской церкви (1877 г.), где до 2005 года находился учебный корпус КГПУ. Это единственное здание монастыря, на которое можно смотреть без боли. Здесь ныне находится Новоказанский или Ватиканский список иконы Божией Матери.

Сравнивая фотографии прошлых лет и современное состояние территории бывшего Казанского Богородицкого монастыря мы можем видеть как много потеряла Казань с ликвидацией этого прекрасного градостроительного ансамбля, игравшего важную роль в формировании силуэта и образа древнего города.

* * *

В октябре 1941 года перед наступлением Красной Армии под Москвой, самолет с Казанской иконой Божией Матери облетел столицу. Разгром немцев под Москвой — истинное чудо, явленное молитвами и заступничеством Божией Матери.

Возрождение святой обители. 21 июля 2005 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II во время своего визита в Казань передал Казанской епархии икону Божией Матери, возвращенную из Ватикана.

4 ноября 2015 года был опубликован Указ Президента Республики Татарстан Минниханова Р.Н. «О создании Болгарской исламской академии и воссоздании собора Казанской иконы Божией Матери».

26 мая 1932 года, в 4.30 утра Собор — главный Дом иконы Божией Матери был варварски взорван. Ныне, спустя 84 года мы являемся свидетелями его возрождения, участниками восстановления разорванных нитей истории.

 

доцент Казанской православной духовной семинарии, лауреат Макариевской премии Анатолий Михайлович Елдашев.

 

Источник: http://kazpds.ru/chudotvornyiy-kazanskiy-obraz-bogoroditsyi-v-sudbah-rossii/

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...

Важная информация