Перейти к содержимому
Социология религии. Социолого-религиоведческий портал

Белов А.А. Можно ли считать религией западные школы учения Благой Дхармы?


Рекомендованные сообщения

«Нео» отрывает буддизм от матрицы

Можно ли считать религией западные школы учения Благой Дхармы?

 

Алексей Белов

Об авторе: Алексей Анатольевич Белов – религиовед.

 

 

10-6-1.jpgАнтураж необуддийских групп аутентичный, а практики очищены от этнических «суеверий». Фото Reuters

Как бы странно это ни прозвучало, у последователей древнейшей мировой религии – буддизма – серьезные проблемы именно с идентификацией буддизма как религии. Проблема эта возникла в постсекулярный период и актуальна именно для так называемых новых российских буддистов – но не для традиционных, этнических буддистов России. Бурят, калмык или тувинец будет скорее всего озадачен вопросом – религия ли его родная вера? И ответит на этот вопрос утвердительно. Новые, неэтнические, постсоветские буддисты предпочитают убеждать окружающих в том, что буддизм никакая не религия, а «знание о природе ума», о том, «каким все является», «искусство быть счастливым».

Другая священная корова необуддизма – постоянная мантра: «Мы не миссионерствуем». Ясное дело, что этнических буддистов это ни в коей мере не касается – они в буквальном смысле «возвращаются к вере предков». Но как же в таком случае пополняются ряды «немиссионерствующих»?

Далай-лама XIV Тензин Гьяцо недавно предложил компромиссное решение: «буддизм – нетеистическая религия». Лидер тибетских буддистов поставил перед собой задачу найти объединяющее звено мировых религиозных традиций. Таким объединяющим началом для Гьяцо оказалось сострадание. Но если буддизм, для которого сострадание – краеугольный камень его философии и практики, сам религией не является, конструкция рушится.

Российский индолог Андрей Парибок так осмыслил проблему в переписке с автором статьи: «Вопрос о том, религия ли буддизм, обсуждают уже лет полтораста. В языках стран, где буддизм давно присутствует или присутствовал, нет эквивалента латинскому слову religio... До сих пор в религиоведении не предложено понятия религии, которое бы оказалось приложимым к исторической действительности буддизма без грубых натяжек. Среди школ и направлений буддизма сосуществуют, с западной точки зрения, совершенно религиозные, например нитирен или китайская школа чистой земли; совсем нерелигиозные – сото дзен, дзогчен; наконец, сочетающие в себе в разных пропорциях религиозный и нерелигиозный компоненты. Последних большинство».

«Так что если прилагать понятия религии и религиозного, то не к буддизму как таковому, а к рецепции буддизма конкретным индивидуумом. Разумеется, в странах традиционного бытования индивидуальная рецепция буддийской традиции была в огромном большинстве случаев религиозной. В странах западной культуры, в том числе у нас, это не так. Рефлексивности значительно больше. В таких случаях буддизм, называемый порой необуддизмом, надо признать философско-духовной традицией (традициями)», – приходит к выводу Парибок.

Знаковым можно считать и такое явление. С одной стороны, во многих необуддийских организациях популяризуются «традиционные» дисциплины: тибетский язык, медицина, астрология, даже бакчен – древняя тибетская игра. Подобные ассоциации постоянно проводят в разных городах страны фестивали тибетской культуры. С другой же – повседневная внутренняя культура организаций все более унифицируется с той, что характерна для среды, в которой она действует, или дрейфует в сторону международной духовной культуры с ее йога-центрами, школами астрологии, восточной медицины, фэн-шуй, «позитивного мышления», попросту говоря – к New Age. Чего стоит один сленг адептов, все более наполняющийся аббревиатурами и заимствованными словечками типа «коуч», «путуч», «йога-тичер», «БЦ», «супервижн»…

Помимо относительно устоявшегося хотя бы в общественном сознании и правовом поле (на этот аспект проблемы мы еще обратим внимание) понятия «религии» существует еще и такое явление, как новые религиозные движения (НРД). Так в религиоведении называются новые, нетрадиционные, непривычные формы религиозной жизни – те, что недоброжелатели именуют стигматизированными словечками «секта» и «культ». Отрывая необуддизм от корней, его как бы выталкивают в разряд «нетрадиционных движений», НРД.

Пожалуй, здесь стоит привести несколько «уравновешивающий» ответ автору статьи российского буддолога Андрея Терентьева на вопрос, существует ли необуддизм: «Если понимать это как некоего рода обновление учения Будды – не верю. Не вижу, что именно в коренных положениях дхармы могло бы нуждаться в обновлении. Однако буддизм – явление весьма сложное и многоаспектное: он имеет многие национальные формы «по горизонтали» и разные уровни понимания «по вертикали» – от буддизма пастухов и до буддизма философов. Приходя в каждую новую цивилизацию, буддизм становился «китайским», «тибетским» и т.д., но не «необуддизмом». И сейчас буддизм постепенно принимает еще один облик,   соответствующий современной глобализирующейся культуре: новые «буддийские центры» Европы, Азии и Америки «по горизонтали» все очень похожи друг на друга – это сообщества современных людей, ищущих истину. А «по вертикали», естественно, они сильно отличаются друг от друга – как и в традиционных обществах. Однако ни в каких странах я не увидел ничего похожего на «нео».

Тем не менее связь духовных и медитативных центров новой формации с традициями Востока многими отрицается, особенно недоброжелателями «европейского буддизма». Отсюда проистекает правовой нюанс проблемы. Буддийские организации традиционных республик, такие как Буддийская традиционная сангха России, духовные управления буддистов Тувы и Калмыкии, в нынешней нездоровой ситуации могут чувствовать себя спокойно. Их представители даже заседают в консультативных советах при госорганах. (Хотя все помнят внезапную высылку из страны тувинского учителя ламы Шивалхи Ринпоче в октябре 2015 года.)

Однако центры йоги, фэн-шуй, астрологии, танцев, да и всякого прочего иноземного, простому русскому православному человеку непонятного и потому чуждого и опасного, могут вскоре не обнаружить для себя места в российских городах.

 

Источник: http://www.ng.ru/ng_religii/2016-06-15/6_buddism.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...

Важная информация