Перейти к содержимому
Социология религии. Социолого-религиоведческий портал

Козлова М.А. Современная проповедь Римо-католической церкви в Китае: проблемы и перспективы


Рекомендованные сообщения

М. А. Козлова

 

СОВРЕМЕННАЯ ПРОПОВЕДЬ РИМО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ В КИТАЕ

Проблемы и перспективы

 

За три месяца до воссоединения Макао (Аомынь) с Китайской Народной Республикой (КНР) в польском городке Крыница Морска  на Балтийской косе состоялась Третья Европейская Католическая Китайская Конференция (3ЕККК) (15-18 сентября). Она была организована научно-исследовательским Центром по изучению Китая (China-Zentrum), синологическим издательством Monumenta Serica (Германия, г. Санкт-Августин) и Польской Католической Церковью.

Конференция собрала участников из многих стран мира – из Италии, Швейцарии, Франции, Бельгии, Германии, Австрии, Великобритании, Ирландии, России, Польши, Словакии, Америки, Тайваня, Гонконга, Макао, Филиппин, Малайзии. Были также приглашены два епископа из КНР, но приехать не смогли.

Среди гостей представительного форума были ученые-синологи, сотрудники католических миссионерских организаций, монахини из общин «Служительниц Святого Духа», «Св. Урсулы», из «Общины Блаженств», монахи-бенедиктинцы и вербисты (община «Миссионеров Божьего Слова»), а также китайские студенты, учащиеся католических богословских институтов Рима, Парижа и Санкт-Августина. Принимала участие в конференции и делегация Русской Православной Церкви Московского Патриархата (РПЦ МП), возглавляемая священником Дионисием Поздняевым (руководитель Группы исследования проблем Православной Церкви в Китае при Отделе внешних церковных сношений Московского Патриархата). Присутствовали представители Лютеранской Церкви из Германии.

Одной из центральных стала тема евангелизации Китая в третьем тысячелетии. Директор Китайско-европейского института Фердинанда Вербиста (Бельгия, г. Лувен) о. Жером Хейндрикс в программном докладе «Евангелизация 2000 в Китае» рассказал, что за последние 15 лет заметны существенные сдвиги в религиозной жизни Китая в сторону больших свобод. Хотя, по отношению к Католической Церкви, сохраняется недоверие. Это предубеждение, по словам директора института, является наследием колониальной политикиXIX в., когда миссионеры делали основной упор на создание церковной структуры, а не на проповедь о Христе. Сейчас же христианизация в Китае носит принципиально новый характер. В своей деятельности католики опираются на принципы, выработанные Вторым Ватиканским Собором специально для евангелизации Китая на пороге третьего тысячелетия. Одним из ключевых является акцент на внутреннюю духовную жизнь, на христианскую веру и молитву, а не на организацию церковной структуры.

В докладе говорится, что необходимо делать шаги к примирению двух Церквей Китая – официальной, так называемой Патриотической Католической Церкви и неофициальной Католической Церкви «молчания». За последние годы ряд епископов официальной Церкви, назначенных без согласия Папы, наладили контакты с Римом и получили признание своего епископства от Римского Престола. Но, несмотря на это, катакомбные иерархи не хотят идти на сближение с правительством КНР, исповедующим идеологию коммунизма. В силу этого преследование неофициальных католиков на местном уровне продолжается. Ватикан призвал к молитве за примирение двух Церквей Китая, за развитие двустороннего диалога между ними. На конференции отмечалось, что необходимо выстраивать мост доверия между правительством КНР, Китайской Патриотической и Римо-католической Церквами. Ватикан предлагает осуществлять это предложение путем обмена межцерковными делегациями и встречами представителей Римо-католической Церкви и китайской власти.

Результатом действия принципов Второго Ватиканского Собора, по мнению о. Жерома Хейндрикса, должно стать появление поместной Китайской Католической и Апостольской Церкви во главе с китайским епископом, что послужит к распространению и укреплению христианской веры в стране.

Большое внимание на конференции было уделено роли женщин-мирянок в церковной жизни Китая. Монахиня Рафаэлла Мантованелли из Вероны представила исторический анализ этой темы на примере женщины-христианки Кандиды Ксю, жившей в XVII в. Ее жизнеописание дано в книге «Предисловие к Атласу» итальянского миссионера той эпохи Мартино Мартини. Как и дядя Кандиды, знаменитый конфуцианский ученый, она приняла христианство. Кандида воспитала своих детей в вере, активно помогала миссионерам-иезуитам, построив несколько храмов близ Шанхая, в Кайфыне, Ченду и в других городах. За свою веру и труды она была названа «Матерью Китайской Церкви».

О деятельности современных женщин-мирянок рассказала редактор агентства «Союз католических азиатских новостей» (UCA News) Ани Лам Шунь-вэй на примере ассоциации св. Анны в провинции Хебей на севере Китая и ассоциации Католической интеллигенции (CIA) в шанхайском диоцезе. Последняя служит уникальным образцом совместной работы женщин и мужчин в социальной сфере, в церковных больницах, при строительстве и реконструкции храмов, в христианских издательствах. Редактор UCA News отметила такие трудности в работе мирянок как недостаток духовного образования и знаний, плохую информированность.

Председатель «Asian Service Center» (ASC) монахиня Цилия Чуа (Тайбей) проинформировала участников встречи о работе своего центра для верующих женщин за двадцатипятилетний период. ASC  за эти годы организовал одиннадцать конференций в таких странах, как Гонконг, Филиппины, Япония, Индия, Шри-Ланка, Тайвань, Корея, Тайланд.

В странах, где традиционными религиозно-философскими системами являются конфуцианство, даосизм и чань-буддизм проповедь христианского Откровения наталкивается на трудности, обусловленные различиями в духовном менталитете, религиозной культуре и мистико-аскетической практике Востока и Запада. На путях преодоления этих трудностей Второй Ватиканский Собор выдвинул миссионерский принцип «инкультурации», живо обсуждавшийся на конференции в Крыница Морска.

Примером методики «инкультурации» стали проводимые каждое утро на ТЕККК медитации. Их возглавляла сестра Агнеса Ли из Тайваня. Медитация начиналась с трех ударов в специальный колокол «чин», используемый в Китае и странах Юго-восточной Азии во время религиозных церемоний. Вслед за этим звучала сакральная индийская мантра «ОМ», при произнесении которой должна наступать внутренняя тишина и успокоение мыслей. Чуть позже католики, участники действа, вслух произносили слова христианской молитвы: «Свет Христов просвещает всех». Завершал медитацию звук колокола «чин».

В докладе «Пути христианской идентификации»  Агнеса Ли выделила два направления – внешнее, формальное и внутреннее. Только следуя второму, духовному пути, по мнению монахини из Тайваня, можно прийти к преображению, изменению сознания, мироощущения всей жизни, стать в полном смысле слова «истинным христианином». Здесь главным становится опыт личного Богообщения, личного Откровения Иисуса Христа верующему человеку. Такой опыт приходит и через вдумчивое прочтение Евангелия, через личную, идущую от сердца молитву. Тогда, как считает сестра Агнеса Ли, божественная энергия сама начинает действовать в человеке и изменяет его жизнь. Божественная сила действует, в том числе, и через внимательное произнесение имени Иисуса Христа. Докладчица привела параллели с мистическим восприятием имени в иудейской традиции и в китайской духовной культуре, где имя понимается как своеобразный символ-действие, определяющий всю жизнь человека. Поэтому, обратила внимание Агнеса Ли, очень важным для китайцев является наречение христианского имени во время таинства крещения. Упор на психико-энергетическую сторону в духовной жизни христианина, столь очевидный в сообщении монахини из Тайваня, видимо, выявляет специфику китайского духовного менталитета.

При рассмотрении вопроса «инкультурации» священник Русской Православной Церкви о. Дионисий Поздняев обратил внимание на то, что существует иной, православный опыт миссионерства. В нем христианство осмысляется и проповедуется прежде всего не как культурный феномен, а как Слово Истины, не нуждающиеся в особом приноравливании к формам других духовных традиций и практик. Вопрос, подчеркнул священник Дионисий, должен быть поставлен иначе: «Не инкультурация христианства, а христианизация культуры».

Принял участие в конференции прибывший из Иркутска католический епископ Сибири Ежи Мазур. Он обрисовал экономическую, национальную, нравственную и религиозную жизнь Сибири, отметив, что преобладающее большинство населения составляют православные христиане. Епископ также рассказал о китайцах, которые в значительном количестве заселяют пограничные города – Благовещенск, Владивосток, Хабаровск, а также Иркутск. Среди них есть и те, кто исповедует католицизм. В силу этого, считает епископ Ежи Мазур, настала прямая необходимость в создании Миссионерского Центра для китайцев в Сибири. «Если бы это получилось совместно с Православной Церковью, которая также занимается Китаем, это было бы очень хорошо. Каждый вел бы свою работу отдельно, но в едином миссионерском христианском Центре», - сказал епископ. Центр, по его мнению, в первую очередь должен стать информационной базой для китайцев, оказавшихся в Сибири. В нем необходимо иметь литературу на китайском языке и людей, оказывающих социальную помощь нуждающимся. Епископ полагает, что при разработке организации и программы Центра надо опираться на опыт Китайского научного центра в Санкт-Августине и на деятельность трех католических орденов, спецификой которых является миссионерство среди китайцев. Это орден вербистов и два недавно возникших в Америке ордена – община «Богоматерь Святой Троицы» и «Отцы Мэрино». По данным епископа Ежи Мазура, вербисты уже начали работу в Благовещенске, «Отцы Мэрино» в Хабаровске, а члены ордена «Богоматерь Святой Троицы» в Улан-Уде.

Вопросы и проблемы поставленные на Третьей Европейской Католической Китайской конференции (ТЕККК) не преминули вскоре заявить о себе. За несколько дней до воссоединения Макао с Китаем, 17 декабря 1999 г., ряд католических пастырей обрисовали нерадужные перспективы не столько из-за возможных репрессий против христиан, сколько из-за того, что Церковь Макао переживает «кризис пастырского призвания». Настоятель местного ордена иезуитов о. Луис Секейра констатировал, что «превращение Макао в райский уголок, где можно жить «без руля и без ветрил», вытеснило память о том, что когда-то этот маленький полуостров стал для христианства воротами на Дальний Восток, откуда Слово Божие пришло в Китай, Индонезию и Восточный Тимор, Японию, Корею и Малайзию». Ни португальский губернатор, ни Церковь, ни лидеры местных буддистов и даосистов, ободренные сообщениями об установлении дипломатических отношений между Ватиканом и Пекином и об отсутствии репрессий против верующих в уже пережившем воссоединение Гонконге, не видят проблем в изменении статуса Макао. Тем не менее, в новой политической ситуации, при отсутствии государственного финансирования и помощи от других Католических Церквей, положение в Макао станет очень сложным. «Мы не сможем выжить на собственные средства», - сказал римо-католический священник Франческо Фернандес. Только 5% 23-тысячного населения Макао считают себя католиками и скоро, в связи с отъездом большинства португальцев, их станет еще меньше.

Неделю спустя после воссоединения Макао с Китаем, 26 декабря, по сообщению группы гонконгских правозащитников шестеро церковных лидеров подпольных Протестантских Церквей были без суда и следствия арестованы и отправлены в исправительно-трудовые лагеря в континентальном Китае.  Не задолго до этой даты поступило сообщение из Информационного центра по правам человека, подтвержденное организацией «Демократическое движение в Китае». В нем сказано: «Известный религиозный деятель Дэвид Жань за «использование религии в подрывных целях» был приговорен к трем годам лишения свободы с отбыванием срока заключения в исправительно-трудовом лагере». В центральной провинции Хенань по такому же обвинению местной полицией были арестованы и получили разные сроки заключения четыре церковных деятеля. Еще один – Жень Сю Цинь приговорен к бессрочному заключению.

На фоне подобных действий вместе с тем звучат слова официальной хроники информационного агентства «Новый Китай». По данным агентства, « в стране наблюдается небывалый расцвет религий: всего в Китае насчитывается 100 миллионов верующих, 10 из них христиане, для которых через каждые два дня на третий открываются две новые церкви». В сообщении говорится, что после полного запрета и разрушения церквей, политика терпимости по отношению к христианству, провозглашенная китайскими властями в начале 80-х, будет более гибкой и действенной. За два десятилетия количество церквей выросло в три раза, напечатано и распространено в этот период более 20 млн. Библий.

Но за всеми формами религиозной деятельности строжайший контроль продолжает осуществлять государство. Именно оно назначает священнослужителей, так как в соответствии с законом они являются госслужащими и находятся на содержании у государства. В противном случае они объявляются вне закона и им грозит длительное тюремное заключение. Считается, что Католическая Церковь «молчания», с которой борется режим и которая сохраняет верность Папе Римскому как раз и насчитывает более 10 млн. верующих, против всего 4 млн. официальной Церкви.

Пекин заявляет о своем желании нормализовать отношения со Святейшим Престолом, но лишь при условии, что Ватикан разорвет дипломатические отношения с Тайванем и даст гарантии невмешательства во внутренние дела Китая.

В праздник Богоявления по новому календарю, 6  января, когда Папа Иоанн Павел II совершал хиротонию двенадцати новых епископов Римо-католической Церкви в базилике святого Петра, в тот же день в Пекине во время торжественного богослужения состоялось наречение трех новых епископов Патриотической Церкви Китая – епископа Нанкинского, Баодинского и Миндунского. По сообщению агентства «Франс-пресс», на вопрос, почему хиротонии трех новых епископов приурочены к празднику Богоявления, второе лицо в иерархии Патриотической Церкви ответил: «Единственным объяснением является потребность в новых иерархах».

События последних двух месяцев в религиозной жизни христиан КНР говорят о том, что разрешение выявленных проблем на путях евангелизации Китая, обозначенных на недавней Еворпейской Католической Китайской конференции в Польше, сталкивается с определенными трудностями, преодоление которых требует значительного времни, терпения и мужества.

 

 

Источник: http://www.chinese.orthodoxy.ru/russian/kb3/Modern2.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...

Важная информация