Перейти к содержимому
Социология религии. Социолого-религиоведческий портал

Чаусов А. Запретом «Аум Синрикё» Россия добивает «наследие 90-х»


Рекомендованные сообщения

Запретом «Аум Синрикё» Россия добивает «наследие 90-х»

Текст: Александр Чаусов
 

m833609.jpg Фото: В. Жукова и С. Микляева/ТАСС 
 

 

 

 

Вердикт Верховного суда, окончательно запретившего деятельность секты «Аум Синрикё» в России, мало кого удивил. Но удивило то, почему это произошло только сейчас. Ведь речь идет не о «японской экзотике», а о тоталитарном культе, добившимся в 90-е невиданных успехов и получившем в России столько же адептов, сколько в самой Японии.

 

Основателем этого культа, возникшего почти тридцать лет назад – в 1987-м, стал Тидзуо Мацумото, более известный как Сёко Асахара. Еще до того, как стать «великим учителем», он увлекался нетрадиционной медициной, оккультизмом и продажей «целебных средств» с нарушением японского законодательства, к середине восьмидесятых основал «Ассоциацию волшебников Аум» и вскоре в рамках одной из своих поездок на Тибет встретился с Далай-ламой, который увидел в Мацумото буддистского гуру новой формации. Отчасти это помогло привлечь в культ новых адептов.

Само слово «Аум» – производное от известной практически каждому мантры «Ом», а «Аум Синрикё» буквально переводится как «Путь истинного Аум». Что же касается доктрины, то это типичный гуруистский синкретический культ с элементами буддизма и оккультизма. Иными словами, основным элементом секты, ее фундаментом был и остается сам Сёко Асахара как некий непререкаемый авторитет, который может помочь каждому страждущему, а впоследствии – всему человечеству. В какой-то момент для облегчения вербовки неофитов в странах Запада гуру провозгласил себя еще и реинкарнацией Иисуса Христа.

Практики культа довольно примитивны. По утверждению самого Мацумото, он «магическим образом» раскрывает «энергетический потенциал человека», инициируя его внутреннюю энергию «кундалини» методом «шактипат». По-русски говоря, через наложение рук на адепта Асахара «проводил кундалини от копчика до третьего глаза», таким образом делая адепта «посвященным». Также «шактипат» могли совершать особо приближенные ученики Мацумото, которые в этом отношении становились своеобразными «аватарами» Асахары. Всего же в «Аум Синрикё» было разработано 20 степеней посвящения.

Спасал Асахара, надо сказать, не от абстрактного зла, а от «масонов и тайного мирового правительства». Чтобы спастись от этой напасти, одного «шактипата», естественно, мало – необходимо посвятить культу всю свою жизнь. Жертвовать деньги, лоббировать интересы секты, отписывать в ее пользу свое имущество, работать на его предприятиях за еду, хорошее отношение и за продвижение во внутренней иерархии культа – ничего нового в этом смысле «великий гуру» не изобрел, но о коммерческой составляющей жизни тоталитарной секты не забывал никогда. Торговля литературой, амулетами и фотографиями Асахары, а также сбор пожертвований с адептов были поставлены на поток. К середине девяностых секта включала в себя 37 различных коммерческих компаний.

В Россию культ проник на волне перестройки – в конце восьмидесятых годов, и сразу стал набирать популярность. По ТВ даже демонстрировались сознанные культом мультфильмы – в качестве «обычных», то есть вербовку осуществляли с самого юного возраста. Для взрослых существовала ежедневная часовая передача на радиостанции «Маяк», а «массовые инициации» проводились прямо на стадионе «Олимпийский». Курировал российское направление Фумихиро Дзиою, ранее – «министр иностранных дел». Впоследствии, когда Асахару посадили, он был претендентом на лидерство, но в итоге стал главой секты «Хикари-но Ва», или «Круг света». Доктринально это практически та же «Аум Синрикё», только с новым лидером. Вскоре секта насчитывала более 10 тысяч последователей. На некоторых этапах развития культа численность российских адептов даже превышала количество японских.

В самой Японии культ перешел к откровенному криминалу еще за несколько лет до знаменитых терактов в метро. Есть свидетельства запугивания и даже убийства людей, выступивших против культа и его лидера. Имеются также подозрения, что за год до зариновой атаки Токио в Нагато (и тоже в метро) «аумовцы» провели «репетицию»: тогда погибли семь человек, но в итоге следствие зашло в тупик. Сама «зариновая атака» 20 марта 1995 года стала апофеозом деятельности секты. Версии о мотивах разнятся, однако сектоведы склоняются к тому, что Асахара планировал на волне хаоса взять власть в Японии, чтобы бороться с пресловутыми «масонами и мировым правительством» более активно. Япония нужна была ему вся, целиком – как необходимый ресурс для борьбы. Не срослось – Асахару приговорили к смертной казни. Приговор, кстати, так и не приведен в исполнение. Более того, «аумовцы» почитают тюрьму, где содержится их гуру, сделали ее местом паломничества, а авторитет самого Асахары во внутренних кругах секты остается непререкаемым.

В то же время сектанты провели «ребрендинг». Сегодня «Аум Синрикё» более известна под названием «Алеф». Есть и другие названия – «Сонши», «Атман» и «Лотос». Руководство секты отреклось от методов Асахары, заявив, что теперь они исключительно мирные люди. Изменились и методы вербовки. Если раньше агитация велась публично и широкомасштабно, то теперь вербовка идет посредством личной переписки в социальных сетях и через создание закрытых групп. К примеру, вас приглашают ознакомиться с «уникальными методиками» йоги и зовут на некий интернет-ресурс, где, выплатив некоторую сумму, вы получаете доступ к закрытой части контента, а контент этот состоит из фотографий и книг Сёко Асахары.

Российские власти озаботились наличием опасной секты на территории страны сразу после токийского теракта. Уже весной 1995 года Останкинский суд Москвы вынес постановление о ликвидации секты по частному иску, однако в реестр запрещенных организаций она не попала, просто сменила методы вербовки и стала более закрытой. В 2000 году правоохранители задержали группу приверженцев культа с оружием и взрывчаткой, которые планировали «освободить Асахару», лидера группы Дмитрия Сигачева впоследствии приговорили к восьми годам тюрьмы (в так и не отправленном премьер-министру Японии, но обнаруженном при обыске письме террористы обещали «приступить к планомерному уничтожению населения Японии: женщин, мужчин, детей и стариков»).

На этом, казалось бы, история культа в России должна была прекратиться, но «нетрадиционные буддисты» оказались людьми весьма настойчивыми. И когда в Черногории накрыли целый «конгресс» аумовцев в гостинице «Перьяник», среди «конгрессменов» оказались и граждане РФ в количестве более 40 человек. Информация по ним была передана в Москву, после чего 5 апреля 2016 года сотрудники МВД и ФСБ провели рейд по нескольким десяткам квартир в Москве и Петербурге, где обнаружили законспирированные ячейки культа. Наконец 20 сентября секта была внесена в список запрещенных организаций Верховным судом по просьбе Генпрокуратуры, что, как видно из предыдущего опыта, еще не означает исчезновения ее адептов.

Назревает естественный вопрос – почему для окончательного запрета «Аум Синрикё» потребовалось более 20 лет?

В качестве ответа лучше всего подходит хрестоматийная фраза о «тяжелом наследии девяностых». Поскольку Москва тогда буквально списывала законодательные нормативы США, само образование которых в свое время базировалось на доктрине свободы совести (вспомним, что многие мигрировали в британскую еще Америку, ища спасения от притеснений по религиозной части), отношение к деструктивным сектам было в нашей стране достаточно трепетным. Законодательная практика по этой части была одной из самых либеральных в мире, что позволяло представителям самых экзотических и опасных культов чувствовать себя свободно.

После решения Останкинского суда культ действительно ушел в тень, долгое время «аумовцы», что называется, не отсвечивали. В случае с Владивостоком секта (тогда уже «Алеф») публично осудила действия арестованных, заявив что-то вроде «арестованы неправильные алефовцы, мы к ним отношения не имеем». Это, кстати, довольно частая практика в тоталитарных культах – отказываться от собственных адептов, если обнаруживаются их противоправные действия. При этом есть мнение, что культ наши правоохранители «вели» довольно давно и лишь ждали удобного момента, чтобы накрыть сразу всю сеть ячеек «Аум Синрикё».

СМИ по-прежнему сообщают о 10 тысячах последователей секты в России, однако данная цифра кажется неточной. Речь, скорее всего, идет о 10 тысячах человек, в той или иной форме интересующихся учением и практиками «альтернативной йоги». Сам актив секты – с регулярными практиками, степенями посвящения, пожертвованиями и осознанной верой в великого гуру – исчисляется несколькими десятками человек. Впрочем, десятка человек вполне хватило, чтобы устроить теракт в Токио.

Что же касается практики противодействия, то запрет секты – это, конечно, хорошо. Но главным образом необходима информационная профилактика, дабы максимальное количество людей знало: когда их зовут «позаниматься йогой по новой чудодейственной методике», это может оказаться банальной вербовкой в культ. И дело не только в фанатах Асахары. Вербовка через социальные сети стала новым и широко используемым методом распространения самых чудовищных доктрин. И контрмера тут одна – апелляция к здравому смыслу и развитое критическое мышление.

 

 

Источник: http://vz.ru/society/2016/9/21/833609.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...

Важная информация