Перейти к содержимому
Татьяна Матвеевна Громыко Подробнее... ×
Обращение Главного научного сотрудника Библиотеки иностранной литературы им. Рудомино Е.Б. Рашковского Подробнее... ×
Социология религии. Социолого-религиоведческий портал
Serjio

Сергей Ениколопов: «В России многие ненавидят себя, соседей, страну»

Рекомендованные сообщения

Агрессия — это мотивированное нанесение вреда. Иногда к этому определению добавляют «…человеку, который не желал бы с собой подобного обращения». Но, по-моему, такое уточнение неверно, поскольку оно автоматически исключает аутоагрессию и суицид.

Корень этой дефинитивной проблемы состоит в том, что считать вредом (иными словами, это объективное понятие или субъективное?). Например, существуют люди, которые получают удовольствие от того, что их подвешивают на крюках. Действия подвешивающего, по-видимому, мотивированны, следовательно, квалификация подвешивания как агрессии зависит от того, вред ли это? С одной стороны, да - нарушение целостности кожи в нескольких местах без медицинской необходимости (пусть даже эти крюки будут выполнены из прочного и гипоаллергенного материала, предварительно продезинфицированы и т.д.). Объективный вред налицо. С другой стороны, подвешиваемый получает удовольствие от этого и сам просит подвесить его. Субъективно вред отсутствует. Итак, отделить мазохизм от суицида невозможно.

 

 

 

Когда у человека высокая температура, его все раздражает, но не потому, что все вокруг плохое, а потому что плохо ему самому. Агрессия в этом смысле как градусник: температура есть, а что за болезнь — непонятно. Если человек агрессивен, нужно выяснять, что с ним не в порядке. Агрессия — показатель неблагополучия.

Собственного или среды?

И того, и другого.

Значит, высокая температура может быть не у человека, но и у окружающих. Аналогию надо улучшить. 

 

 

 

 

Скажем, те, кто не считает американцев лучше себя, относятся к ним спокойно, кто считает (пусть и не признается в этом), постоянно на них нападает, хотя бы на словах.

Эта логика не прошла эмпирическую проверку. Например, я не считаю гомосексуалистов лучше себя, но в условиях необходимости увеличить рождаемость нападаю на них. 

 

 

 

 

Удобно списывать на других собст­венные неудачи и никчемность. У нас много людей, не вписавшихся в новую действительность: Россия в каком-то смысле уникальна — за время жизни одного поколения она перешла из одной формации в другую. При этом до сих пор у нас нет ответа на вопрос, справедливо ли было поделено богатство — и одни озолотились, а другие обеднели.

"не вписавшихся" - прямо по-чубайсовски сказано! :angry:  Ответ на вопрос давно есть: богатство поделено несправедливо, а агрессия возникает не из-за смены формаций, а из-за того, что данный ответ игнорируют те, кто должен воплотить его в жизнь. Вот хорошая иллюстрация: давайте представим бригаду психологов, которая провела тренинг для сотрудников какого-нибудь предприятия. Директор оплатил работу бригады, привезя им мешок денег. Вот сидят эти психологи вокруг развязанного мешка, и тут один из них по фамилии Клоповников хватает мешок, из которого выпало несколько купюр (но основная часть денег осталась в мешке), и выбегает в другую комнату, сказав своим коллегам, что они не вписались в новые условия.

 

 

 

 

 

Каков уровень агрессии в России по сравнению, скажем, с Европой? Опять же по ощущениям, он гораздо выше.

Конечно, выше, хоть и не намного. Это важно понимать, например, тем, кто предлагает разрешить россиянам носить оружие. Не надо поощрять людей в агрессии, если они и так высоко агрессивны.

Вот как раз наоборот. Если агрессор будет знать, что за свои действия он может получить пулю в лоб, то он сто раз подумает, надо ли ему это? Может быть, вместо агрессии лучше сделать что-нибудь полезное или как-то иначе "выпустить пар"? Не подумавших отстрелят, и будет счастье. Проблема в том, что сразу после разрешения оружия социальная обстановка будет выглядеть более кошмарной, чем во времена запрета (т.к. количество убийств и несмертельных огнестрельных травм резко возрастёт), а положительный эффект наступит позже, и многие люди недостаточно терпеливы, чтобы дождаться этого. Здесь как раз тот случай, когда государству надо принять волевое решение.

 

 

Американцы — нация вербальная: США создавали люди с разным менталитетом и темпераментом, и, чтобы они могли правильно понимать друг друга, ­появилась традиция все проговаривать. Американцы спокойно рассуждают о том, о чем у нас не принято даже заикаться.

Это прекрасная черта, которую нам следовало бы заимствовать. К сожалению, американская политкорректность во многом уничтожает их конкурентное преимущество диалога. Но мы-то можем научиться на их ошибках и взять культуру разговора без политкорректности.

 

 

Как в России в целом отно­­­сятся к проявлениям агрессии и ­насилия?

Чтобы исследовать легитимизацию насилия (как человек или группа людей принимает насилие и агрессию), мы создали собственный опросник. Мы исследовали три сферы: семью, политику и спорт. Выяснилось, что жители России не передают государству право на насилие. Они не верят власти и предпочитают разбираться со всем самостоятельно. 

И правильно делают! Потому что после передачи этого права народ получает от государства бутылку в афедрон. 

 

 

 

 

Могли бы вы привести примеры того, как культура влияет на проявление агрессии?

Исследователь проблем мира и насилия Йохан Галтунг выделил три формы насилия: прямое (убийство, репрессии и т. д.), структурное (всевозможные формы геноцидов, эксплуатации) и культурное (все, что оправдывает насилие).

Весьма любопытно, по какому основанию проведена эта классификация.

 

 

 

Любые дефекты культуры отража­ются на нашем поведении. Один из них, свойственный России, — снисхождение к пьяному: мы прощаем ему неправомерные действия, в том числе семейное насилие. 

Это дефект не культуры, а правоохранительной системы, основанной на учёте вменяемости правонарушителя (да, опьянение и в уголовном, и в административном законодательствах отнесено к отягчающим обстоятельствам, но по сути ведь человек невменяемый). Отказ от учёта вменяемости решит эту проблему.

 

 

 

Другой дефект, также сказывающийся на семейном насилии, есть в культурах многих стран. Это отсутствие иерархических отношений между людьми, которое провоцирует борьбу за первенство.

 

Не могу не вспомнить этот момент: 

  :D

 

Ну а если серьёзно, то никаких проблем с отсутствием иерархии не будет, если перед созданием семьи потенциальные супруги договорятся о распределении ролей и реагировании на ситуации, не предусмотренные договором.

  • Хорошо 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 14.01.2017 в 15:37, Виктор сказал:

Вот как раз наоборот: чем больше религиозный стаж человека, тем агрессивнее он реагирует на тех, кто с ним не согласен, т.к. выражение сомнения есть покушение на его (впрочем, учитывая половозрастной состав, точнее будет сказать "её") авторитет, спокойствие и уверенность в благоприятной загробной перспективе. Примерно так: "Я уже тридцать лет молюсь, пощусь и слушаю радио "Радонеж", а ты, грешная выскочка, сиди и помалкивай!"

Неправомерное обобщение. Как раз нормальные верующие обычно становятся более терпимы: нетерпимость чаще всего проистекает из внутренней неуверенности, которая "загоняется внутрь" и всячески забивается в собственных глазах и глазах окружающих "подтверждениями" своего активно-религиозного статуса. А в православии вообще - "из грешников первый есмь аз". Агрессивный типаж, конечно, тоже присутствует, но он, скорее, представляет собой девиацию.

 

Именно поэтому надо разрешить россиянам огнестрельное оружие вплоть до автоматического - в этом случае успех в конфликте будет не так сильно зависеть от численности конфликтующих, а потенциальные потери будут слишком высоки для продолжения (и даже для начала) конфликта.

К сожалению, это редко кого останавливает, особенно когда конфликт в разгаре.

 

Но ведь религия невозможна без навязывания своих принципов и идеалов! Допустим, брачные отношения: в язычестве и исламе полигамия допустима, а в христианстве - нет. Христиане навязали свои принципы римским язычникам. Или возьмём праздники: православные навязали 7 января в качестве праздничной даты всему обществу.

Все религии являются частью общества и социальными системами, а в любой социальной системе невозможно без санкций - то есть навязывания в той или иной степени. Здесь, в сложном и поликультурном обществе, важно регулировать степень и формы "навязывания".

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

×

Важная информация