Перейти к содержимому
КНИГИ: Колотов В.Н. Технологии использования религиозного фактора в управляемых локальных конфликтах (СПб., 2013) Подробнее... ×
Социология религии. Социолого-религиоведческий портал

Рекомендованные сообщения

Очень легко и понятно написано! Спасибо!

  • Приятно 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я не могу вам отправить сообщение  и "отреагировать" на вашу лекцию, в конце лекции нет сердечка.  

  • Хорошо 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Глоссарий 

Солидарность – показатель нормального состояния, здоровья общества.

Социальная солидарность – определенная целостность общественной жизни, коллективность и, одновременно, высший моральный принцип, высшая и универсальная ценность, которая признается всеми членами общества.

Механическая солидарность – была типична для традиционного, архаического общества и основывалась на неразвитости и сходстве составляющих общество людей. Индивид в таком обществе не принадлежит сам себе, а коллективное сознание почти целиком покрывает индивидуальные особенности, то есть отсутствует собственное «Я» — «Я это только МЫ». Как известно, социальное принуждение выражалось здесь в строгих репрессивных законах, карающих за малейшее отклонение от норм коллективного поведения.

Органическая солидарность порождается разделением общественного труда и которая основана не на сходстве, а на различии индивидов. И если механическая солидарность предполагает поглощение индивида коллективом, то органическая солидарность, напротив, предполагает развитие личности. Именно благодаря разделению труда индивид осознает свою зависимость от общества, которая раньше поддерживалась репрессивными мерами.

Коллективные представления – «продукт громадной кооперации во времени и пространстве. Чтобы создать коллективные представления множество различных умов соединили, синтезировали, сочетали свои идеи и чувства, «многие поколения накапливали в них свои знания и опыт». В коллективных представлениях, по Дюркгейму, сконцентрирована своеобразная умственная жизнь, бесконечно более богатая и сложная, чем умственная жизнь индивида.

Религиозные представления являются коллективными представлениями, выражающими коллективные реальности.

Сакрально – где Священные вещи защищены и отделены запретами; непосвященный не должен, не может безнаказанно их касаться.

Профанные – те, к которым эти запреты применяются и которые должны оставаться на расстоянии от первых.

Общество – это реальность sui generis, оно обладает собственными чертами, которые не обнаруживаются в остальной Вселенной, и включает социальные факты, не сводимые к экономическим, психологическим, физическим и прочим фактам.

«Социальной интеграция» Дюркгейм понимал: «сильное чувство состояния зависимости, в котором находится индивид от общества; он приучается оценивать себя согласно истинной ценности, т.е. Рассматривать себя только как часть целого, как орган организма» В свою очередь общество «приучается смотреть на составляющих его членов не как на вещи, на которые оно имеет право, но как на сотрудников, без которых оно не может обойтись и по отношению, к которым у него есть обязанности».

Социальная интеграция, согласно Дюркгейму, имеет два основных корня, или два основания:

1.  Во-первых, это пространственное объединение, то есть чем теснее, чем гуще люди живут на единице земной площади, тем теснее, интенсивнее и более развиты их социальные отношения;

2. И второе основание, это как раз вот эти самые коллективные представления, то есть людей делают обществом, общность их коллективных представлений, если они разделяют одни и те же взгляды, ценности, ожидания и т.д. То есть, если они, говоря художественно, смотрят на мир одними и теми же глазами.

Религия – это то явление, которое соотносится с сакральными потребностями общества и является основным его интегрирующим фактором. Религия рассматривается как более яркий и сильный пример социального института, который обеспечивает единство общества; Дюркгейм рассматривает религию как разновидность социального действия, которое отличается от других тем, что направлено не к обычным, а к «священным вещам».

Культ, то есть служение Богу или другим сверхъестественным силам, под которыми, согласно Дюркгейму, кроется само общество, понимается само общество; Религиозный культ - совокупность обрядов, действий, обращенных - наряду с верованиями - к священным вещам.

Верование – определённая система представлений, знаний, которые тоже считаются сакральными, священными, которые разделяют люди, входящие в церковь.

Религиозные верования всегда являются общими для определенной группы, которая открыто признает свою приверженность им и связанным с ними обрядам. Они не только допускаются всеми членами данной группы в качестве личного дела, ни являются делом группы и создают ее единство. Составляющие ее индивиды чувствуют себя связанными между собой уже тем только, что у них общая вера.

Моральная общность, то есть объединение людей, или церковь, которая, собственно говоря, разделяет эти верования и отправляет этот культ.  Это особая система отношений между людьми (церковь).

Тотем – мифический первопредок, обычно в виде животного или растения, с которым осуществляет себя весь род или племя). Тотем - символ коллективности, он обозначает ту общность, в которой члены клана связаны в единое целое. На исследовании тотема как символа строится вся социология религии у Дюркгейма.

Тотемизм – не религия поклонения тем или иным животным, растениям или людям, а религия поклонения анонимной безличной силе: она оказывается в каждом из тех существ, которым поклоняются, не смешиваясь, однако, ни с одним из них.

Сверхъестественное – понятие, не связанное с религией (по Дюркгейму). Как замечает Дюркгейм, "сверхъестественное" означает порядок вещей, выходящий за пределы нашего понимания, выступающий в значении "мира таинственного, непознаваемого, непостижимого".

Магия индивидуальна, а религия коллективна, её субъектом является социальная группа, которая основана, организована на основе совместных моральных норм, представлений и культовых действий. Есть клиентура, то есть заказчики, которые платят определённую сумму, оговаривают условия, чего они хотят, а уже маг на свой страх и риск берётся это всё выполнить.

«Паства», то есть, условно говоря, «стадо», которое «пасут» священнослужители.

Ритуалы - это действия по отношению к священным вещам, и самим этим действиям присуще свойство святости.

Обряды – это способы Действия, возникающие только в группах и призванные возбуждать, поддерживать или восстанавливать определенные ментальные состояния этих групп.

«Священные» вещи представляют собой символы общественного единства. Священные вещи защищены и отделены запретами; "священные вещи" составляют особый, сакральный мир, который отличен от мира обычного, " профанного" и отделен от него системой запретов. Доступ к "священным вещам" и возвращение от них к вещам профанного мира, к обычной жизни, обеспечивает ритуал.

Изменено пользователем Bazilik

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

×

Важная информация