Перейти к содержимому
Социология религии. Социолого-религиоведческий портал

Катасонов В.Ю. Закат Европы глазами Шпенглера и святителя Николая Сербского


Рекомендованные сообщения

Закат Европы глазами Шпенглера и святителя Николая Сербского

«Духовная жизнь европейских народов нашего времени весьма скудна и жалка»

В будущем году исполняется сто лет со дня выхода в свет «Заката Европы» Освальда Шпенглера (1880-1936). Имя этого немецкого учёного стоит в ряду тех, кто заложил основы концепции истории как смены цивилизаций. В этом же ряду русские Николай Данилевский (1822-1885) и Константин Леонтьев (1831-1891), англичанин Арнольд Тойнби (1889-1975).

Шпенглер выделил восемь основных цивилизаций в истории человечества (египетская, вавилонская, индийская, китайская, мексиканская, античная, арабская и европейская). Он сделал это в то время, когда европейские историки, социологи, философы полагали европейскую цивилизацию венцом развития человечества.

Идеи Шпенглера очень напоминают то, что за несколько десятилетий до него писал Константин Леонтьев: любая цивилизация проходит фазы становления, расцвета и увядания. Шпенглер почти буквально повторяет Леонтьева: «Каждая культура проходит возрастные ступени отдельного человека. У каждой есть своё детство, своя юность, своя возмужалость и старость».

Черты упадка цивилизации, по Шпенглеру: урбанизация, перемещение населения из деревень в огромные города. Вместо оседлого образа жизни – кочевой. Вера и религия умирают. Героизм и патриотизм уступают место борьбе за власть и деньги. Власть народа и монархов замещается тиранией. Техника замещает человека. Начинаются мировые войны. Все эти признаки упадка Шпенглер просматривал во всех цивилизациях. До недавнего ещё времени, писал он, европейская цивилизация была на подъёме, но XIX век положил начало её упадку. А Первая мировая война не оставила у Шпенглера никакого сомнения в том, что европейская цивилизация идёт к концу. В истории всегда было так, что когда одна цивилизация клонилась к закату, рядом зарождалась новая. По мнению Шпенглера, девятой великой цивилизацией могла стать пробуждающаяся русско-сибирская цивилизация, как он её называл.

Мы видим, что за 100 лет после появления книги Шпенглера Европа претерпела тяжелейшие испытания, но, несмотря на это, она стоит. Так, может быть, нет никакого «заката Европы»? Может быть, Шпенглер просто сгустил краски? Признаюсь, ещё несколько лет назад у меня были такие сомнения. Однако сегодня сомнений нет. Во-первых, в Европе развиваются процессы (долговой кризис, иммиграция, выход Великобритании из ЕС и др.), при которых Европейский союз в его нынешнем виде прикажет долго жить. А там не за горами – перспектива превращения Европы в «мультикультурное пространство», на котором признаков былой европейской цивилизации будет уже не сыскать. Во-вторых, я опираюсь в своём суждении на работы Николая Сербского (1880-1956) – епископа Николая (Велимировича), канонизированного Сербской православной церковью в 2003 году. Он прекрасно знал Европу, и диагноз, который он ей поставил, очень похож на диагноз Шпенглера.

Поделюсь некоторыми выдержками из работ Николая Сербского, которые, с моей точки зрения, способствуют лучшему пониманию нынешней ситуации в Европе и её перспектив.

В лекции, прочитанной Николаем Велимировичем в лондонском кафедральном соборе святого Павла 16 декабря 1919 года в присутствии королевских особ, он сделал очень решительное и смелое заявление: «Мой тезис прост и ясен. Я утверждаю: Европа уже не центр и не средоточие мировой цивилизации, выстраиваемой на основе христианской веры в течение более девятнадцати веков. В XVIII столетии Европа перестала быть центром самой передовой мировой цивилизации. Сейчас она, качаясь и оступаясь, бредет по самой кромке пропасти, грозящей ей гибелью, жадно хватаясь то за одни, то за другие изменчивые ценности».

«Очевидно, что европейские народы потеряли духовную опору своего бытия. Другими словами, разрушена движущая сила, созидающая цивилизацию. И как следствие, если говорить о реальном прогрессе, то сегодняшнюю Европу можно считать пустой землей».

Будущий святитель обращает внимание на то, что реальный прогресс, понимаемый как духовное возрастание, подменяется суррогатами, называемыми прогрессом научным, техническим, экономическим, материальным. «Но материальным прогрессом мир способен только прельщаться. Ведь вполне ясно, что в истории человечества ни одна цивилизация не погибла от недостатка хлеба, — все империи умирали от духовного голода. Духовная жизнь европейских народов нашего времени весьма скудна и жалка».

Святитель называет переломным моментом в истории Европы XVIII век, когда французскими «просветителями» был нанесен мощный удар по христианской религии. После этого атеизм в среде «просвещённой» европейской элиты стал превращаться в норму. Ещё более тяжёлые удары были нанесены по европейской цивилизации в XIX веке. Произошли три «научные революции», перевернувшие сознание. Об этом Николай Сербский пишет в журнале «Христианская мысль» в 1939 году: «Три фатальных духа европейской цивилизации суть Дарвин, Ницше и Маркс. Дарвин – носитель фатальной естественнонаучной теории. Ницше – носитель фатальной этической теории. Маркс – носитель фатальной социальной теории…Обычные люди, у которых сердце еще выступает цензором и надзирателем истины, ощутили три этих теории как опасные фантазии. Однако большое число европейских интеллектуалов, у которых подавлена сила сердечного восприятия истины, отнеслись к этим теориям со всей серьёзностью, как к великим откровениям. В наши дни мы ясно наблюдаем, что сердце народа было право, а разум интеллектуалов оказался недальновидным судией. Ведь именно теперь выходят наружу горькие и судьбоносные плоды этих теорий, вследствие чего европейская цивилизация покрыта густым и тяжким мраком, а весь мир оказался на краю пропасти, варварства и гибели».

Замечу, что эти слова были сказаны в сентябре 1939 года, когда в Европе началась Вторая мировая война. Причём из трёх «научных» теорий, ставших фатальными для Европы, святитель особенно выделяет дарвинизм. «Дарвин – духовный родитель философии Ницше и социологии Маркса. Он провозгласил новую биологическую науку, выраженную, главным образом, в трех тезисах: эволюция, борьба за существование и победа наиболее приспособленного. И в космосе, и во всей вселенной, как представлял себе Дарвин, а еще выразительнее – его последователи, наличествуют всевозможные силы и факторы, за исключением Бога, духа и морали. Именно на этом вымышленном отсутствии Бога, духа и морали в теории Дарвина Ницше основал свою антиэтическую этику, а Маркс – свою коммунистическую социологию. Поэтому отправная точка и первый параграф ницшеанства и марксизма – это отрицание Божия бытия».

К сегодняшнему дню и в Европе, и во всём мире и ницшеанство, и марксизм многократно подвергнуты критике. Дарвинизм же продолжает оставаться в тени. Более того, различные социологические исследования показывают, что это учение сегодня стало доминирующим во многих странах. Большинство людей, действительно, верят в своё происхождение от обезьяны, в «естественный отбор» как «двигатель прогресса».

Из всего, что Николай Сербский писал о европейской цивилизации, пожалуй, только один его тезис вызывает у меня сомнение. Святитель полагал, что все три упомянутые выше «научные теории», принесшие неисчислимые страдания человечеству, обречены на смерть. При этом сначала должно умереть учение Дарвина – корень зла, а потом уже ницшеанство и марксизм как два побега от этого корня. «Есть ли надежда на то, что этот небывалый пожар можно остановить?» - спрашивает святитель, имея в виду начинающуюся большую войну и возможную гибель Европы. И отвечает: «Есть. Родитель этих двух близнецов – при смерти. Дарвинизм – на смертном одре. Новейшая наука, как английская, так и немецкая, и французская – но особенно английская – погребают в наши дни теорию Дарвина как мертвеца. Увы, происходит это после грандиозного опустошения, которое оставила она в целой веренице поколений, и густого мрака, который внесла она в мир!»

В жизни, однако, получилось иначе. Уже после смерти святителя было много небезуспешных попыток вырвать «два побега», но корень в виде дарвинизма остался, засел в сознании крепко - несмотря на то, что дарвинизм утратил всякое подобие науки, сегодня это в чистом виде идеология, существование которой никоим образом не зависит от естественнонаучных аргументов.

Что касается побегов от корня дарвинизма в виде ницшеанства и марксизма, то они вроде бы подрезаны. Однако, во-первых, они в любой момент опять могут пойти в рост. Во-вторых, на оставшемся корне дарвинизма могут появиться новые стволы и ветви. И они уже появляются. Например, в начале XXI века появился побег в виде учения трансгуманизма, которое предполагает полное преобразование человека, превращение его в киборга. Трансгуманизм без дарвинизма вряд ли был бы возможен. Сверхчеловек Ницше – это лишь «цветочки» дарвинизма, а вот киборг – уже «ягодки». Появилась также теория постиндустриального общества, которая пришла на смену коммунистическому социальному идеалу. Сегодня эта теория трансформировалась в теорию «цифрового общества». Коммунизм Маркса – это лишь «цветочки» дарвинизма, а вот «цифровое общество» («электронный концлагерь») - уже «ягодки».

Святитель Николай Сербский прекрасно понимал, что все три «научные теории», особенно дарвинизм, могут уничтожить Европу и противопоставить им можно только христианство. «Четыре идейные силы и поныне действуют из Европы, распространяясь по всему земному шару. Три из них – негативные и смертоносные, и лишь одна позитивна и спасительна. Негативны суть лженаука, лжеэтика и лжесоциология, выраженные первоначально в трех известных фигурах: в Дарвине, в Ницше и в Марксе. Позитивной же и спасительной силой, человеческой и благой является лишь христианство».

С момента кончины святителя прошло уже более полувека, но христианского возрождения Европы так и не произошло. И враги, и сторонники христианства с конца ХХ века стали называть Европу «постхристианской».

Поэтому я убеждён в правоте Шпенглера, который сто лет назад сформулировал диагноз для Европы: закат и смерть. И то, что формально Европа ещё существует, не отменяет правоты немецкого философа. Умирание цивилизаций может растягиваться на длительное время. 

 

Источник: http://www.fondsk.ru/news/2017/04/20/zakat-evropy-glazami-shpenglera-i-svjatitelja-nikolaja-serbskogo-43850.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Как я могу это прокомментировать?

 

Скрытый текст

 

ЩУКА И КОТ

Беда, коль пироги начнет печи сапожник,

А сапоги тачать пирожник:

И дело не пойдет на лад,

Да и примечено стократ,

Что кто за ремесло чужое браться любит,

Тот завсегда других упрямей и вздорней;

Он лучше дело все погубит

И рад скорей

Посмешищем стать света,

Чем у честных и знающих людей

Спросить иль выслушать разумного совета.

 

__________

 

Зубастой Щуке в мысль пришло

За кошачье приняться ремесло.

Не знаю: завистью ее лукавый мучил

Иль, может быть, ей рыбный стол наскучил?

Но только вздумала Кота она просить,

Чтоб взял ее с собой он на охоту

Мышей в амбаре половить.

"Да полно, знаешь ли ты эту, свет, работу?-

Стал Щуке Васька говорить.-

Смотри, кума, чтобы не осрамиться:

Недаром говорится,

Что дело мастера боится".-

"И, полно, куманек! Вот невидаль: мышей! Мы лавливали и ершей".-

"Так в добрый час, пойдем!" Пошли, засели.

Натешился, наелся Кот,

И кумушку проведать он идет;

А Щука, чуть жива, лежит, разинув рот,-

И крысы хвост у ней отъели.

Тут видя, что куме совсем не в силу труд,

Кум замертво стащил ее обратно в пруд.

И дельно! Это, Щука,

Тебе наука:

Вперед умнее быть

И за мышами не ходить.

 

<1813>

 

И.А.Крылов. Сочинения в двух томах.
Москва, "Гос. изд-во художественной 
литературы", 1955.

 

Когда экономическая щука претендует на работу биологического кота, она вряд ли может найти истину.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 years later...

Речь здесь фактически не о научно-философских теориях Ч. Дарвина, К. Маркса - Ф. Энгельса и Ф. Ницше, а о более широких массово-идеологических концепциях, в виде которых эти теории отобразились в сознании европейской и мировой общественности. В этом дискурсе от науки, да и от философии не осталось почти ничего. Остались квазирелигиозные стереотипы, имеющие порой довольно косвенное отношение к своим теоретическим первоисточникам. 

Если к теоретическим моментам упомянутых европейских мыслителей относиться, как сейчас говорят, "без фанатизма" - то есть не видеть в них символ веры, а видеть рационально обсуждаемые эвристичные положения, то многие, если не очень многие, из них могут быть рецептированы и интегрированы в христианское видение мира и человека.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...

Важная информация