Перейти к содержимому
Татьяна Матвеевна Громыко Подробнее... ×
Обращение Главного научного сотрудника Библиотеки иностранной литературы им. Рудомино Е.Б. Рашковского Подробнее... ×
Социология религии. Социолого-религиоведческий портал
Serjio

Немцев М. Информация к размышлению

Рекомендованные сообщения

В прошлом веке основой различных «-измов» становились философские учения. Маркс не был «марксистом», а Ницше с презрением отвернулся бы от Гитлера, однако политические идеологии не могли обойтись без развитой социальной философии. В XXI веке на место текстов великих философов заступили тексты великих религий. Самым обсуждаемым примером такой трансформации религии стал так называемый исламизм, проект тотального политического истолкования Корана. 
Миссия лондонского исследовательского центра «Квильям» – разграничивать ислам как современную и вполне «респектабельную» религию и исламизм как политическое движение, и настаивать на этом принципиальном различии. Можно рассматривать его создание как акт самозащиты самих английских мусульман, которые оказываются между двух огней – карательного к «отступникам» радикализма исламистов и репрессивной оборонительной неразличимости Запада. Его создатели, британские мусульмане, сами прямо говорят об этом. Без детальных полевых исследований повседневности исламизма, его рутинных практик и массового дискурса об этих практиках, невозможен сколь-либо точный анализ. Не удивительно, что запрещённое в России самопровозглашённое государство оказывается предметом их особенно пристального внимания – это глобальная лаборатория политического ислама. В их расчётливо-шокирующей (в прямом смысле слова «террористической») самопрезентации просматривается намёк на те репортажи которые в будущем (одном из возможных будущих?) станут уже чем-то обыденным – возможно, этим она и завораживает. Будущее не предзадано, и оно определённо не играет по правилам, которые мы сейчас здесь хотели бы установить. Предыдущие попытки придти в будущее безо всяких «-измом» именно сейчас приходят к самоисчерпанию: «-измы» будут, но какие-то новые, не те, что описаны в наших лучших учебниках. 
 Утешительно думать, что «исламизм» – это удел тех кто проиграл, кто не может себе позволить принять правила игры современного развитого общества, кто черезчур «несовременен» и не развит для этого и и вынужден делать ставку на религию в своём отчаянном бунте обречённых (как, вероятно, самое кровавое из подобных движений нигерийское «Боко Харам» с их программной ненавистью буквально ко «всему западному», включая учебные заведения и технологии). Утешительно было бы знать, что такие обречённые самим ходом истории обречены на маргинальное прозябание (как то же «Боко Харам», запертое в самых бедных и «глухих» провинциях Нигера). Так что нужно просто подождать, пока исторический прогресс сам с ними расправится как с некими пережитками варварства, духовной архаики и т. п. пр. и архаизма. Но – нет. Исследования того же «Исламского государства», однако, показывают (например, одно из них недавно было опубликовано на «Гефтере» - http://gefter.ru/archive/18112) что исламисты – это вовсе не обязательно дикие и/или необразованные люди, и тем более что нет единого принципа превращения какой-либо религии в милитарную и крайне консервативную идеологию, привлекательную при этом для выпускников западных ВУЗов и вообще – для успешных молодых людей всего мира. Что если не «иной Модерн», иное вхождение в современность представляет собой это идейное новообразование? Оно вызывает неприязнь, но именно в таких случая особенно важно, как писал Спиноза, «не плакать, не смеяться, но понимать». Очевидно, что войти в будущее без мусульманского радикализма у человечества не получится. Военные операции сил международных коалиций оказываются успешными, когда речь идёт о захваченных городах и разрушаемых укреплениях. Основной фокус войны, однако, проходит вовсе не по линии боевого соприкосновения международных войск. Что делает возможным жизнь. обустроенную таким, как будто бы, невыносимым образом? Отчёты «Квильяма» полезны возможностью лучше увидеть как именно политическая религия становится пространством организации повседневности, методом решения множества мелких повседневных задач. Худшее, что можно себе позволить в данном случае – это пренебрежение новооткрытым способом жизни.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

×

Важная информация