Перейти к содержимому
Социология религии. Социолого-религиоведческий портал

Крашенинников Ф. Духовность как партийность


Рекомендованные сообщения

35b0f625b931bea20120da3d6830e31186babd82 Федор Крашенинников

Духовность как партийность

Почему в России традиционные религии становятся все больше похожи на «разрешенные партии»

 

Недавно довелось читать книгу профессора Курта Флаша «Почему я не христианин». Неспешно и весьма уравновешенно пожилой немецкий мыслитель объясняет, почему, родившись и получив воспитание в католической среде, он не стал христианином. Книга хороша, хоть и слишком абстрактна для русского читателя.

Европейскому интеллектуалу приходится спорить с утонченным богословием современного католицизма и протестантизма, которое прошло через столько горнил и приняло столько вызовов, что обрело несомненную глубину и убедительность, от которой не отмахнуться советскими присказками «Гагарин в космос летал, а Бога не видел!». Поэтому Флаш тоже копает глубоко и разъясняет свое нехристианство на высоком философском и экзистенциальном уровне.

Представить себе такую книгу в России на нашем материале крайне сложно — просто потому, что отечественные носители духовности вовсе не делают ставку на богословские споры. Их сила, как ни банально это звучит, исключительно в организационных возможностях, близости к властям и «силовикам». Что-то кому-то доказывать и снисходить до модернизации своих догматов, чтобы сделать их понятными современному интеллектуалу или хотя бы просто образованному человеку, они даже и не пытаются.

Спокойный и плодотворный спор об идеях возможен только там, где на бытовом уровне нет никаких очевидных несуразностей между словами и делами носителей предлагаемой обществу идеологии. Например, едва ли в современной Германии религиозные структуры способны вызывать столько вопросов своей хозяйственной деятельностью (например, программой строительства новых церквей), как в России.

В нашей стране спор о духовном с официальными и сертифицированными стражами православного христианства (а правда такова, что в большинстве случаев, говоря о духовности, речь в России идет именно о православии) невозможен и неуместен, как неуместен был бы спор о нюансах понимания Марксом Гегеля и Фейербаха с рядовым парторгом в каком-нибудь 1984 году. Парторг бы только покрутил пальцем у виска и сказал, что сейчас надо думать о том, как вовремя выполнить план, провести субботник и оформить стенд с материалами апрельского пленума ЦК КПСС.

Использование партийно-советской терминологии не случайно. Она весьма удобна для объяснения сложившегося положения дел, да и внедрение православной духовности бывшими советскими начальниками происходит по единственно знакомому им канону — по аналогии с насаждением партийности в условиях однопартийной системы.

Это неудивительно — чувства и убеждения выявить сложно, а если воспринимать и учитывать духовность как партийность, то все становится простым, понятным и легко установимым: если партия разрешена и ее существование одобряется властью, а гражданин с уставом согласен, с программой согласен, значок носит, взносы платит, значит все хорошо — он свой и убеждения его понятны и положительны. Что там в голове происходит — твое дело, главное ходи на партсобрания и публичные мероприятия — и все, ты молодец.

Разрешенная партия в данном контексте — это пресловутые условно разрешенные «традиционные религии», зарегистрированные конфессии. А вот «Свидетели Иеговы» теперь запрещены и, с точки зрения государства, такой системы убеждений больше не может существовать — притом что оргструктура в любом случае вторична там, где речь идет о внутренних переживаниях человека.

Но внутренние переживания в России никого не интересуют. Официозная религия (как и идеология) — она не про прозрения, катарсисы и бессонные ночи, проведенные в размышлениях. Она про юридически оформленное согласие с условными «программой и уставом». Поэтому немногочисленные искренне верующие во что-то люди вызывают у представителей власти, идеологической иерархии и рядовых «партактивистов» скорее подозрение, чем одобрение. Собственно, и в СССР любители самостоятельно читать Карла Маркса и Ленина, а потом задавать ненужные вопросы проходили по категории «диссиденты».

Чисто партийный подход у нас царит и в понимании духовного лидерства. В нашей стране духовный лидер — это не тот, кто своей жизнью, деятельностью, творчеством или проповедью добился авторитета у миллионов людей, а тот, кто занимает административную должность в духовной иерархии. Как в советское время любой генеральный секретарь автоматически провозглашался видным теоретиком марксизма-ленинизма, так и сейчас руководитель церкви априори позиционируется как духовный лидер нации, что вообще-то довольно странно, ведь свой пост он занял просто потому, что такая расстановка сил сложилась на церковном соборе, а каких-то теоретических прорывов в области миссионерства или богословия за ним вроде бы не замечено.

Вовсе не удивительно, что, мысля партийными категориями, носители официозной духовности воспринимают и своих оппонентов как альтернативную иерархию. Впрочем, и оппоненты часто мыслят также по-советски, воспринимая отказ от религиозности не как индивидуальный духовный выбор отдельного человека, а как вступление в некую «атеистическую партию», имеющую одну на всех систему ценностей. Отсюда любимый тезис некоторых верующих и неверующих «партийцев»: «атеизм — это тоже религия». Просто так удобнее воспринимать самих себя или своих врагов — как минимум, это позволяет приписать всем, по тем или иным причинам называющим себя атеистами, самые нелепые и карикатурные воззрения, исповедуемые какими-то отдельными личностями.

В современном мире духовная жизнь (а это и религия, и атеизм, и любая форма мировоззрения) существует прежде всего в сознании каждого отдельного человека. Никакое формальное членство в официально поощряемой церкви (или идеологической структуре) не делает человека более управляемым или лояльным — во всяком случае, в ситуациях, где он остается один на один с собой и со своей совестью. Если на самом деле человек не воспринимает догматы слишком глубоко, то, соглашаясь с ними публично, он вовсе не станет следовать им в тех ситуациях, когда его никто не контролирует: не есть в пост, посещать богослужения, соблюдать заповеди, не ходить к астрологам и колдунам и так далее. То же самое было и в советское время, когда официально декларируемый атеизм не мешал в частной жизни иметь религиозное или оккультное мировоззрение. Поэтому и провалилось внедрение в СССР «Морального кодекса строителя коммунизма» — в быту граждане вовсе не были склонны жить так, как их призывали тогдашние духовные вожди и как они клялись жить публично.

Похоже, носителей советского подхода исправит только могила: что бы они ни пытались организовать — демократическую партию, патриотическое движение, религиозное возрождение — все равно получается КПСС, причем в своем брежневско-черненковском виде, когда на людях все согласны и полны энтузиазма, а наедине с собой всем все равно и каждый о своем. Любая форма духовной жизни (включая и атеизм как осознанный отказ от веры в сверхъестественное) может быть устойчивой только тогда, когда она опирается на глубокое внутреннее ощущение и переживание. Публичная приверженность обрядам и иерархии в глобальной перспективе не способна спасти общество от моральной деградации и атомизации. И то, что советские начальники не поняли этого в конце 80-х, не избавит их и их наследников от повторения тогдашней ситуации в каком-то отдаленном будущем, когда неофитский энтузиазм крупных чиновников и олигархов угаснет.

 

Источник: https://snob.ru/selected/entry/127581

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

8 часов назад, Виктор сказал:

В нашей стране духовный лидер — это не тот, кто своей жизнью, деятельностью, творчеством или проповедью добился авторитета у миллионов людей, а тот, кто занимает административную должность в духовной иерархии.

Да, вот это и я никогда не мог принять. Такой подход основан на абсолютном нежелании или неспособности понять, что такое "духовное".

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А зачем нужна духовность, если её нельзя применить в деле социального управления? :) Кое-где давно решили, что незачем. Лично меня как человека, отдавшего некоторое время не только социологии религии, но и социологии управления, больше всего интересует именно этот момент - связь религиозной духовности и социального управления.

Цитата

На исповедь к начальнику

"Главной обязанностью игумена/игумении является духовное руководство братией/сестрами, в котором первое место занимает послушание, основанное на доверии, выражаемом через откровение помыслов. Исповедание помыслов и духовное руководство, осуществляемое таким образом, имеет характер святого таинства, что означает не просто отношения двух человеческих личностей – духовного руководителя и ученика, – но присутствие и действие Святого Духа. Изучение и осмысление живого многовекового опыта Святой Горы в прохождении духовного руководства и практики откровения помыслов может оказать значительную поддержку современным монастырям".

http://monasterium.ru/novosti/novosti-sinodalnogo-otdela-po-monastyryam-i-monashestvu/sobranie-igumenov-i-igumeniy-russkoy-pravoslavnoy-tserkvi-podvelo-itogi-svoey-raboty/

600 "игуменов" - 600 человек, якобы всю свою жизнь посвятившие служению Богу и людям. И ни у кого из них не хватило совести и мужества возвысить свой голос против подмены духовника административным начальником.

Семинаристы считаются послушниками. Но ни в одной семинарии нет правила или практики, обязывающих студентов идти не исповедь к административным начальникам семинарии - к ректору или проректорам инспектору или его помощникам). Духовник семинарии порой даже ничего не преподает. Московские семинаристы идут на исповедь к лаврским монахам, совершенно посторонним для семинарской системы.

Вот что ранее было в обычае:

https://books.google.ru/books?id=6LxrCwAAQBAJ&pg=PA756&lpg=PA756&dq=%D0%BE%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C+%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D1%8B%D1%81%D0%BB%D1%8B+%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8E&source=bl&ots=jVpYVKjn7I&sig=OrpFg7x9i4GKsUxJA1TGpDHirXw&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwi6yfvz5rLPAhUD_iwKHQwnDJYQ6AEITDAJ#v=onepage&q=%D0%BE%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C%20%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D1%8B%D1%81%D0%BB%D1%8B%20%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8E&f=false

Нередко игумен совершенно чужд жизни обители. Это любимчик архиерея, проводящий жизнь с ним и со спонсорами. Его собственный главный помысл - дождаться собственного архиерейства, а пока он просто выслуживает свою анкету, числясь игуменом этого монастыря. И к нему идти с откровением помыслов?

А если он от собственной пресыщенности еще и похотлив? К каким своим блудным целям он пристроит открытые ему помыслы и грехи юного послушника или монаха? Ну, как это делает калужский "старец" Власий... А недавно в Тбилиси один маститый протоиерей показал мне видеозапись - его 20-летний прихожанин рассказал о своем общении с архимандритом Антонием (Гулиашвили). После исповеди и признания в юношеских грехах, старец попросил его принести в следующий раз фото в обнаженном виде. Потрясенный парень рассказал это матери, которая была фанаткой "старца". Она все истолковала "духовно" - мол, старец видит твои страсти и будет о них молиться. Он все же сфотался в трусах. И хотя старец оказался недоволен, он решил своими руками облегчить парню несение подвига целомудрия... А фото самого старца - ох как благочестивы.

Зачем принимать рекомендации, рассчитанные лишь на святых? В здравых социальных институтах, напротив, выстраивают системы защиты от дураков и от тех, кто пользуется дарованной системой властью в своих личных целях.

"В завершение участники выразили сердечную благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за первосвятительское благословение на проведение юбилейных торжеств и Собрания, личное участие, живое отеческое слово, мудрые и исполненные любви советы и наставления".

А чего на откровение помыслов к нему не пошли? 

***

Какие удивительные корпоративные провалы пошли. 
Недавно Синодальная богословская комиссия позволила полить себя мочой люлькинских анти-осиповских писулек - и утерлась без единого писка протеста. Я на днях спросил одного теолога: "Изрядная часть членов Комиссии это светские люди. Они не зависят от патриарха. Им не стыдно, что от их имени и без их ведома издали текст неэтичный и просто халтурный? Почему никто потом не отмежевался от него?"

Ответ был таким: "Отец Андрей, это все Вы виноваты. После того, как патриарх выдавил вас из МГИМО и МГУ, люди поняли, что безопасных мест нет".


Теперь - дружный провал монастырских начальников в числе 600 человек.
Еще ранее с архиерейским собором обошлись как с пингвинами: вы тут канонизируйте Серафима Соболева, врага католичества и экуменизма, а мы в эти же дни втайе от вас готовим гаванскую встречу. И снова - ни писка протеста.

Эти собрания заранее-на-все-согласных терпил не посмеют возразить, и когда речь дойдет до вероучительных перемен.

 

Источник: http://diak-kuraev.livejournal.com/1340423.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Так в том-то и дело, что применить её можно тогда, когда она реальна, а не условна, не фикция и не симулякр. А так, получается, что идёт управление симулякрами, тогда как в реальной жизни накапливается потенциал неуправляемости.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

7 часов назад, Serjio сказал:

Так в том-то и дело, что применить её можно тогда, когда она реальна, а не условна, не фикция и не симулякр. А так, получается, что идёт управление симулякрами, тогда как в реальной жизни накапливается потенциал неуправляемости.

Нет, пользу от симулякров отмечал ещё Сунь-Цзы: "Война — это путь обмана. Поэтому, если ты и можешь что-нибудь, показывай противнику, будто не можешь; если ты и пользуешься чем-нибудь, показывай ему, будто ты этим не пользуешься; хотя бы ты и был близко, показывай, будто ты далеко; хотя бы ты и был далеко, показывай, будто ты близко; заманивай его выгодой; приведи его в расстройство и бери его; если у него все полно, будь наготове; если он силен, уклоняйся от него; вызвав в нем гнев, приведи его в состояние расстройства; приняв смиренный вид, вызови в нем самомнение; если его силы свежи, утоми его; если у него дружны, разъедини; нападай на него, когда он не готов; выступай, когда он не ожидает."

Религиозный процесс представляет собой войну:

  • духовенство одной религии против духовенства другой (борьба за паству и политическое влияние на государство),
  • духовенство одной религии против паствы этой же религии (финансовая и политическая эксплуатация паствы),
  • духовенство одной религии против паствы другой (миссионерство с целью последующей эксплуатации отмиссионеренных),
  • паства одной религии против паствы другой (поддержка своего симулякра ради психологического комфорта).

Так что в этом деле без симулякров не обойтись. Правда, рано или поздно паства обнаруживает дезинформацию и предъявляет счёт духовенству, например, Великая октябрьская социалистическая революция. Но количество плательщиков по счету всегда меньше численности духовенства, поэтому в целом это сословие в выигрыше.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...

Важная информация