Перейти к содержимому
Социология религии. Социолого-религиоведческий портал

Определения религии. Открываем словарь с единственным термином "Религия".


Рекомендованные сообщения

"Но ведь признание системы есть одновременно принятие религии, ибо что же такое религия как не свод определенных правил поведения, в согласии с законами бытия? Само слово "религио" означает связь, зависимость, опору -- вспомните английское "рели", "релайэбл". Признавая связь причин, следствий, времен и процесс мирового развития и соподчиняя ему нормы своего поведения, Вы тем самым религиозны. И я не понимаю Ленина, который так бешено восставал против религии, будучи сам не менее, а более религиозным, чем самые неистовые церковники. Религия -- есть моральный свод, а что он неизбежно должен опираться на веру, Вам должно быть очевидно. Вера же может быть, в зависимости от уровня восприятия. хоть в пень, и горе тому обществу, которое, уничтожая прежнюю веру, не заменит ее другой."

И.А. Ефремов

(Из письма Г.К. Портнягину от 18 февраля 1970 г.)

Цитировано по: Еремина О.А., Смирнов Н.Н. Иван Ефремов. - М.: Молодая гвардия, 2013. - 682[6] с.: ил. - (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.; вып. 1440). ISBN 978-5-235-03658-1 С. 526.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Религия - это восстановление связи с Богом. Конечно, это определение не соответствует классическим правилам формулирования дефиниций в логике, но давайте считать религию первичным понятием для религиоведения, как "точка" в математике - она не определяется, а поясняется.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 weeks later...
  • 2 weeks later...

[q=Виктор]дефиниции А. Меня слишком широки. Под них и мистика с магией подходят, и любовь...[/q]

Да, широки, но мы вряд ли найдем дефиницию, которая устроит всех и вся, и при этом включит в себя все разнообразие религиозных форм. С другой стороны "магия" для некоторых исследователей является одной из первоначальных форм религии. А "мистика" рассматривается как один из видов религиозного переживания (религиозный опыт).

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 5 months later...

Так мы и не ищем "абсолютную" дефиницию религии - даже для социологии религии, а просто коллекционируем здесь её определения. Это предполагается больше для развития социологического воображения и эрудиции.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 year later...

"Опыт познания дистанции, расстояний внутренних и внешних, расстояний во времени и в пространстве, - вот самый первый и фундаментальный религиозный опыт".

Олдос Хаксли. "Остров"

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

"...Да и кто возьмётся объяснить символы и воздействие религии, ту вселенскую помесь восторга и ужаса, которой она является?"

Торнтон Уайлдер. "Мартовские иды"

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 month later...

Суть религии (какими мы должны быть)

В каждом - Роза Мира (что на Востоке называют Священным Лотосом). 
В каждом человеке - Солнце, только дай ему светить (Сократ). 
Во всем - природа Будды. 
Как относиться ко ВСЕМУ, что мы встречаем? 
Первая наша реакция: ХОРОШО или ПЛОХО. Она черно-белая. Она неправильная. Нужно привыкнуть совершать 2 шага. На автомате, не думая. просто привыкнуть. 
ШАГ ПЕРВЫЙ. 
Увидеть ОБЕ СТОРОНЫ. В хорошем увидеть плохое, в плохом - хорошее. В особенности трудно второе. Необходимо напрячься и увидеть ОБЕ СТОРОНЫ. 
ШАГ ВТОРОЙ. 
(Без него первый - бессмыслица и ложь). 
Увидеть, что "хорошее" - это СУТЬ, а "плохое" -это внешность, нечто временное, наносное, пусть и иногда страшное и опасное, но ВРЕМЕННОЕ, преходящее, то, что требуется и можно победить, чтобы из-за туч вышло "Солнце". 
 И это "черное" НЕ ЯВЛЯЕТСЯ тем, на что мы смотрим. (Например, пусть это несколько схематично, но нет подлеца, есть человек, охваченный подлостью,- и наша задача его спасти, освободить от страшных объятий НЕ СУЩЕСТВУЮЩЕГО). 

И вот ТАК относиться КО ВСЕМУ. И жизнь изменится. 

"Выполняя практику [развития] любви и сострадания, мы естественным образом выберем для себя ненасильственный образ жизни. Оказание помощи другим и непричинение им вреда ─ вот ненасилие в действии. Нам нужно развивать в себе любовь, сострадание и умение прощать, чтобы обрести мир в душе, и тогда мы естественным образом встанем на путь ненасилия". 

Мы не такие. Но (оборачивая все это на самих себя) давайте думать об этом, жить с этими образами красоты и радости. 
Человечество действительно прекрасно! Ведь люди видят смысл жизни не в выживании, а в творчестве, познании, заботе о ближних и дальних, в самосовершенствовании. 
Если этого у них нет - они чувствуют себя несчастными, какие бы "горы золота" их не окружали, в каких бы дворцах они не жили, и какой бы властью не обладали. 

ВОТ И ВСЯ РЕЛИГИЯ. 
Пророки, храмы, книги, символы, мифы, сказания, сказки, иконы - все сводится к этому, этому учит, огонь этого понимания передает, дарит и воскрешает.

 

Евгений Беляков, http://zemlyane.unoforum.pro/?1-23-0-00000000-000-0-0#msgid_t

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Думаю, сказанное относится к христианству и к буддизму махаяны.

К остальным религиям, возможно, требуется какой-то более сложный подход... Для меня особенно значимым оказался тот эмпирический факт, что смысл жизни (и ее ценность) воспринимается людьми именно в трех аспектах: 1) когда они приносят пользу другим людям, близким и дальним, 2) когда они самосовершенствуются, достигают каких-то новых высот и пониманий в разных аспектах жизни, 3) когда они занимаются творчеством, создают что-то прекрасное и важное. Все остальное не приносит людям глубокого удовлетворения, скорее, - наоборот, воспринимается как суета сует. И, значит, как красиво, как прекрасно устроен человек! Так как это задает вектор развития, и есть надежда, что по этому пути он будет двигаться и победит "добро". Только вопрос: когда?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 10 months later...

"Быть атеистом - в сущности, поддерживать Бога. Есть Бог или его нет - в плоскости доказательств это примерно одно и то же".

Урсула Крёбер Ле Гуин. "Левая рука тьмы".

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

"Надежда слабее и в то же время сильнее, чем даже вера... Когда человеку сопутствует удача, он верит в жизнь; но стоит удаче отвернуться, и остаётся одна надежда. Их природа едина: это узы, связывающие человека с другими людьми, окружающим миром и временем, в котором он живёт. Потеряв веру, человек продолжает жить, но эта жизнь недостойна человека; потеряв надежду, он погибает. Когда эти узы между людьми исчезают, их руки не могут соприкоснуться, чувства умирают, а разум становится бесплодным и одержимым демонами, и все люди превращаются в господ или рабов, убийц или жертв".

Урсула Крёбер Ле Гуин. "Город иллюзий".

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...

Важная информация