Перейти к содержимому
Социология религии. Социолого-религиоведческий портал

ЛЕКЦИЯ 4. «Типология религиозных объединений в социологии религии»


Serjio

Рекомендованные сообщения

  • 5 years later...

Конспект и мысли Достовой Таисии по Р.А. Лопаткину

Секта — религиозная группа, община, отделившиеся от господствующей церкви в знак протеста против церковной доктрины либо культа, внутреннего устройства, социальной практики или политической позиции (отношения к светской власти). Для религиозных сект, особенно в период их возникновения и становления, характерен радикализм, проявляющийся в проповеди своей исключительности, резком противопоставлении себя официальной религии, а также другим религиозным направлениям и обществу («миру») в целом, в культивировании у своих адептов настроений избранности и гонимости. Типичными для секты являются обвинения в адрес официальной церкви в отступлении от первоначального вероучения и культа и требование духовного возрождения через возвращение к истокам, к «неиспорченному» вероучению, нравственным нормам, культовой практике и укладу религиозной жизни периода возникновения данной религии. Секты отличаются замкнутостью (большей или меньшей) от внешнего мира, харизматическим или авторитарным типом лидерства, строгой дисциплиной. Господствующие в обществе церкви обычно характеризуют религиозные секты как ереси, раскольничество и ведут с ними непримиримую борьбу. Подлинные истоки возникновения сект следует, однако, искать не в собственно религиозной сфере, а в экономических, социальных, политических процессах, происходящих в обществе, в борьбе различных социальных сил, в столкновении интересов больших или малых групп людей, получающих в религиозно-догматических разногласиях и противоборствах свое идеологическое обоснование и оформление. Большинство религиозных сект в истории возникало как форма социального, преимущественно демократического, движения, выражавшего в религиозной форме протест угнетенной части общества против господствующего строя. Христианство первоначально возникло как секта внутри иудаизма и как выражение протеста низов общества против социального угнетения и иноземного владычества Рима. В процессе исторического развития одни религиозные секты со временем распадаются, делятся на различные направления и толки или прекращают существование, другие превращаются в иные типы религиозных объединений (церкви, деноминации).

Социологическое исследование религиозных сект затруднено в силу высокой степени их закрытости и относительной малочисленности. Именно поэтому в социологических выборках они бывают представлены независимыми показателями или отсутствуют совсем и объектом изучения становятся, как правило, лишь отдельные общины.

Религиозное сектантство нельзя рассматривать изолированно, как сугубо религиозное (внутрирелигиозное, внутриконфессиональное) явление, в  отрыве от  социальных и  исторических условий, в которых оно возникло, поскольку так или иначе его возникновение и эволюция связаны с социально-экономическими и политическими процессами, происходящими в обществе, с настроениями и чаяниями различных социальных групп, с  движениями протеста против существующего социально-экономического строя и  охраняющих этот строй государства и господствующей церкви. В большинстве случаев, по крайней мере на стадии своего зарождения, религиозное сектантство представляет собой различные формы религиозно-общественных или социальных движений под религиозными лозунгами. В связи с этим социологическое (социолого-религиоведческое) исследование религиозного сектантства предполагает наряду с изучением его вероисповедной и культовой специфики рассмотрение широкого спектра социальных и социально-демографических характеристик состава сектантских общин и движений, социальных аспектов их доктрин и характера их взаимоотношений с обществом и государством.

На основе прочитанной статьи у меня сложились следующие выводы и комментарии: в сознании большинства людей секта связана с чем-то негативным, опасным, асоциальным. Секта – это общество отделившихся людей, объединившихся с целью построения иного уклада жизни, отрешения и спасения от не устраивающего их внешнего мира. Я считаю, что секта начинается с лидера, который обладает харизматическими качествами, он создает вокруг себя организацию по своему образцу. У него существует некая идея, которой он сам придерживается, а после начинает привлекать ею людей и выстраивать организацию. Секты отличаются замкнутостью от внешнего мира скорее всего потому, что им не хочется иметь конкурентов (например, в лице семьи), они считают, что человек должен полностью принадлежать организации. Секта опасна тем, что она порабощает личность. Ее цель заключается в том, чтобы подавить волю человека, обрести контроль над его мыслями, чувствами и поведением. Участник становится рабом секты, теряет психологические, материальные, социальные возможности выхода из нее. В конце статьи сказано о том, что социологическое исследование религиозных сект затруднено в силу высокой степени их закрытости и относительной малочисленности, но мне было бы интересно ознакомиться с исследованиями и бывших участников каких-либо сект, если такие исследования проводились.

И также по прочтению данной статьи возникли вопросы, касаемые религиозных сект:

1)              «Типичными для секты является возвращение к истокам, к «неиспорченному» вероучению». Что они подразумевают под «неиспорченным», какое это вероучение?

2)              После чего христианство стали считать полноправной религией, если изначально оно возникло как секта внутри иудаизма и как выражение протеста низов общества против социального угнетения и иноземного владычества Рима?

3)              Почему православные люди могут уйти в секты?

4)              Можно ли по каким-то признакам понять, что человек вступил в секту?

5)              Всегда ли употребление понятия «секта» по отношению к каким-либо религиозным объединениям оказывает негативное воздействие на отдельных граждан и общество в целом?

Конспект и мысли Чаринцовой Валерии по Е. Д. Руткевичу (часть 1)

Сектантство религиозное — принадлежность к секте (от лат. seсta — учение, направление, школа, образ мыслей, и лат. sequor — следовать). В древности словом «секта» называлась группа или школа последователей каких-либо философов. В последующие времена секта — это: а) группа последователей учений, осужденных господствующей церковью, отколовшихся от нее и практикующих свое учение вопреки официальной церкви, находясь в противостоянии к ней; б) политическая группировка, т. е. партия; г) особая социальная группа со своими ценностями, целями, принципами, иерархической структурой, жестко контролирующая жизнь своих адептов, требующая от них дисциплины и  строгого соблюдения моральных и  религиозных норм в  соответствии с  пропагандируемым учением, для которой характерен духовный порыв, направленность на  реализацию Царства Божия здесь и сейчас, в условиях существования данного религиозного объединения.

Существует большое разнообразие классификаций сект: 1) религиозные (в рамках той или иной религии); 2) светские (в сфере политики, науки, литературы, искусства, коммерции и т. д.); 3) деление на мистические и рационалистические секты; 4) деление на демократические и тоталитарные сектантские группы; 5) деление по типу руководства — харизматические, авторитарные, иерархические, теократические; 6) восточные и западные секты; 6) локальные и универсальные секты.

По мнению Р. Э. Парка (Park), есть то, что объединяет религиозные и политические секты, по крайней мере, на ранних ступенях эволюции: 1) бескомпромиссность; 2) радикализм (секта формулирует не просто новую политическую программу, но новую политику всей жизни, в свете которой рассматриваются все остальное); 3) конфликтность и революционность; 4) новые идеи и идеалы — необходимый цемент; 4) абсолютность правил поведения.

В социологии религии имеется множество теорий относительно возникновения, эволюции и типологии сект, которые так или иначе отталкиваются от типологии «секта-церковь», которая впервые была предложена М. Вебером и Э. Трельчем в контексте христианства. Вебер обратил внимание на различие между церковью и сектой. Он назвал сектой «сообщество лично верующих и возрожденных, и только их одних», в отличие от церкви, представляющей собой «учреждение по дарованию благодати», «по самой природе своей призванное охватить как праведников, так и грешников». Тогда как в церкви — членство «дано» человеку от рождения, она претендует не на избранность, а на универсальность, и она не слишком строга к своим членам. Принадлежность к церкви обязательна (по идее) для человека, родившегося на ее канонической территории и поэтому сама по себе никак не характеризует моральные качества прихожан.

Секта, по Веберу, есть добровольное объединение, «не данное человеку от рождения», в которое человек вступает по собственной воле, на основе сознательно принимаемого решения, если он подтвердил свое моральное соответствие требованиям группы.

В качестве значимых признаков различения секты и церкви Вебер называет: 1) отношение к миру; 2) способ членства; 3) организационную структуру. Трёльч во многом способствовал детализации и распространению типологической теории «церковь-секта».

Церковь и секта — это два принципа духовной жизни, вытекающие непосредственно из этики Евангелия. Первый (церковь) — институциональный принцип, воплощающийся в универсальной организации, доминирующей во всех сферах жизни, принимающей мирской порядок, проявляющей интерес к миру, государству, культуре, экономике, претендующей на «дарование благодати» по факту принадлежности к ней. Второй (секта) — индивидуальный принцип, он воплощается в небольших группах, которые стремятся к внутреннему совершенству личности и личным связям между членами, отказываются от идеи овладения миром, ведут себя «по отношению к миру, государству и обществу либо индифферентно, терпимо, либо враждебно, поскольку они не стремились в них включаться». Для них характерен радикальный индивидуализм, личная ответственность, идеал равенства, братства, бедности, «апелляция к Новому Завету и Древней Церкви».

После прочтения можно сделать вывод:

Сектами можно назвать большинство новых религиозных движений как выходцев из каких-либо традиционных религий. Но среди всей массы религиозных движений есть такие, доктрины которых призывают к противодействию общественным законам, к насилию над людьми; лидеры которых стремятся полностью изолировать своих приверженцев от окружающего общества, используя методы, приводящие к полному контролю над психикой своих адептов, заставляющие последних отказаться от всего ради секты и приносить пользу только ей. Секта понимается своими членами как сообщество избранных потому, что вступление в неё подразумевает личный выбор и соответствие определённым требованиям. И, поскольку Трёльч пишет конкретно о христианских церквях и сектах, не распространяя свой подход за пределы отношения между течениями христианства, ещё одной из характеристик секты для него является стремление следовать оригинальным евангельским образцам. У Трёльча есть ещё и иная категория, "мистицизм". Под которым он подразумевает индивидуальную, неинстуционализированную религию, выстраивающуюся вокруг личного опыта. Это похоже на современное понятие "духовности без религии". Важно отметить, что к "сектам" в трёльчевском смысле она не относится. Секты постоянно ведут войну против Православной Церкви, потому что духовные традиции Церкви являются самым действенным обличением ложности тех идей, которыми секты хотят подчинить общество. В обществе, в котором действует множество сект, погибает культура и возникает духовная болезнь – неспособность к различению добра и зла, истины и лжи. Такое общество становится неспособным решать свои проблемы и превращается в пассивный объект приложения чужой воли.

Также в ходе изучения темы у меня возникли следующие вопросы:

1.              Не препятствуют ли единству Вселенской Церкви многочисленные секты, которые тоже хотят называться истинными Церквами?

2.              Какими основными отличиями можно выделить тоталитарную секту от других религиозных организаций?

3.              Если говорить о добровольности в религии и секте, то можно сказать, что дети, рожденные в секте, уже принадлежат этой группе. Тогда можно ли сказать, что нет добровольности у православных, когда они крестят детей с малых лет только из своих взглядов, не учитывая дальнейшего желания ребенка?

4.              Можно ли сказать, что церковь в той или иной степени приравнивается к секте, прошедшей деноминацию?

5.              Обязательно ли совершать все церковные обычаи (ходить в церковь в воскресенье, приходить на Пасху и другие праздники) для подтверждения своего верования? Если каждый верит по-своему, многие ходят в церковь только по надобности, а кто-то молиться дома с огромной силой и верой.

Конспект и мысли Долгой Вероники по Е. Д. Руткевичу (часть 2)

В XII в., полагал Трёльч, оппозиция секты (в лице катаров, вальденсов, францисканцев и пр.) и церкви в лице Католической церкви) достигла кульминации, проявившись в сектантском протесте против церковной иерархии, что позволяет говорить о третьем типе – мистицизме как своего рода синтезе полярных типов религиозной организации. Мистицизм Трёльч описывает в терминах растущего индивидуализма, отсутствия организации, свободного обмена идеями. Этот нарождающийся тип лишен как институциональных качеств церкви, так и радикализма и избранности секты, ее изоляции от государства, экономики, искусства и науки.

Мистицизм – религиозная форма выражения интересов наиболее привилегированных социальных групп, своего рода тип «духовного индивидуализма», который, хотя и не представляет собой религиозной организации в собственном смысле слова, может стать основой для образования неформальных переходных групп.

Мои мысли: в XII веке действительно происходило многочисленные протесты против Католической церкви, включая катаров, вальденсов и францисканцев. Однако, относительно третьего типа религиозной организации – мистицизм как синтез полярных типов религиозной организации, у меня сложилось другое мнение. Некоторые считают, что мистицизм может включать элементы индивидуализма, как по мне – все же он чаще связан с поиском глубокого переживания Бога и просветления через личный опыт. Описание мистицизма как формы выражения интересов привилегированных социальных групп может быть верным в некоторых контекстах, но не всегда, поскольку мистические традиции были распространены среди разных социальных групп, включая бедных и низших слоев общества.

Р. Нибур, обратившись к изучению американской религиозности, в типологию «церковь-секта» вводит промежуточную инстанцию – деноминацию. Согласно Нибуру, существует постоянный процесс: 1) возникновения сект в церкви с последующим отделением от последней; 2) превращением отделившихся сект снова в церковь. Процесс «церковь–секта–церковь» связан с тем, что ни церкви, ни секты не могут долгое время сохранять в неизменном виде свои специфические характеристики.

Деноминация, по Нибуру, типично американский феномен. Она отвечает интересам буржуазии и связана с глубоко личностным определением «формулы спасения», с активизмом, доктриной индивидуального человеческого достоинства. Индивидуализм и личная ответственность – главные ценности сосуществования различных религиозных групп, не претендующих ни на статус государственной религии (как в церкви), ни на статус «общины избранных» (как в секте).

Мои мысли: теория Р. Нибура о «церковь-секта-церковь» и введение деноминации как промежуточной инстанции имеет свою обоснованность и объясняет некоторые феномены, наблюдаемые в американской религиозной жизни. В то же время, можно спорить о том, что деноминация является исключительно американским феноменом. Почитав немного больше об этом, я могу сказать, что она может быть выявлена и в других странах, например, в Великобритании, где присутствуют такие деноминации, как англиканская церковь, методистская церковь. Также у меня вызывает спорное мнение о том, что деноминация отвечает интересам только буржуазии, поскольку в различных религиозных группах существуют представители разных социальных слоев и происхождений. Кроме того, деноминация может быть связана не только с личностным определением формулы спасения, но и с другими социальными и культурными факторами.

Следующий шаг в аналитике сектантства был сделан Г. Беккером, предложившим типологию: «церковь – секта – деноминация – культ». Его понимание церкви в целом соответствует предыдущим концепциям, но он выделяет два вида церкви: интернациональный и национальный. Что касается секты, то это, по Беккеру, сепаратистская группа, характеризующаяся добровольным членством и исключительностью, моральной аттестацией и «священством всех верующих».

Определение культа Беккером в некоторой степени сходно с пониманием Трёльчем индивидуалистических тенденций в рамках секты. «Приверженцы этого весьма аморфного и слабо связанного типа социальной структуры были мало заинтересованы в поддержании самой структуры (как в случае церкви и секты), но они стремились к чисто личному экстатическому опыту, спасению, комфорту, умственному или физическому здоровью», – заметил Беккер. Он также отмечал, что культы настолько похожи на секты, что зачастую их трудно отличить друг от друга, так же как секту от деноминации. В качестве примеров культа он приводит спиритуализм, теософию, Христианскую науку и многообразный ««псевдоиндуизм», со свами и йогами, несущими свои послания материалистическому западному миру.

Мои мысли: в целом, типология Беккера, которая включает церковь, секту, деноминацию и культ, является широко распространенной и часто используется в изучении религиозных и сектантских движений. На мой взгляд, выделение двух видов церкви (интернациональной и национальной) может быть полезным для анализа религиозных групп. Определение секты как сепаратистской группы с добровольным членством и исключительностью соответствует широко принятому пониманию секты. Относительно понимания культа, выдвинутого Беккером, он полагает, что культы трудно отличить от сект, так же как их трудно отличить от деноминаций. Это мнение не является универсальным, и не все исследователи религии и сектантства согласны с ним. Некоторые считают, что культы отличаются от сект тем, что они более индивидуалистически ориентированы и нацелены на личный опыт, в то время как секты обычно имеют более коллективную ориентацию и организованную иерархию. Тем не менее, понимание культа как аморфной и слабо связанной социальной структуры, направленной на удовлетворение личных потребностей, имеет некоторую логику и соответствует некоторым культам, которые были изучены и описаны исследователями религии.

Последующее различение церкви и сектантства с помощью операционализации процесса их разделения предпринял Л. Поуп (Pope). Он оспорил утверждение Нибура о том, что превращение секты в деноминацию связано главным образом с изменением классового состава этих групп и нашел другое объяснение (близкое к взглядам Г. Зиммеля): увеличение размера – обычно характерное для евангелических сект – меняет отношение организации к миру на более компромиссное. Поуп сформулировал систему показателей для измерения движения от секты к церкви и попытался выявить весь спектр факторов, необходимых для написания программы количественного исследования. Он предложил ряд эмпирических критериев, на основе которых можно было не просто описать, но измерить трансформацию секты в церковь.

Мои мысли: операционализация процесса разделения церкви и сектантства и разработка системы показателей для измерения трансформации секты в церковь являются важными шагами в направлении более глубокого понимания различий между этими концепциями, также они могут способствовать более глубокому пониманию факторов, влияющих на этот процесс и помочь лучше понять, как секты и церкви развиваются со временем и как они взаимодействуют с социально-культурной средой. Оспаривание утверждения Нибура также имеет свое обоснование и может быть полезным для дальнейшего исследования. В целом, эти исследования могут помочь уточнить определения церкви и сектантства и получить более объективное представление о различиях между ними.

Названные ранние концепции церкви-секты способствовали накоплению наблюдений, гипотез и материалов для последующей теоретической разработки проблемы религиозного сектантства такими исследователями, как Д. Мартин, Дж. М. Йингер, Б. Джонсон, Ч. Глок, Р. Старк, У. С. Байнбридж, К. Кэмпбелл. Большое внимание в социологии религии (П. Бергер, Т. Лукман, Р. Уитноу, У. Руф, Г. Дэйви, Д. Эрвье-Леже) уделяется проблеме «нового сектантства» или «новой религиозности».

По мнению А. Тоффлера, «массовое появление новых религий, сект, и культов – следствие крупнейшего цивилизационного сдвига, означающего вступление западных стран в постиндустриальную фазу общественного развития». Р. Белла, говоря о  «со временной религии» посттрадиционного общества, которая, согласно его концепции религиозной эволюции, представляет одну из  пяти стадий «религиозной эволюции» человечества, отмечает, что, с  одной стороны, она характеризуется религиозным плюрализмом, а с другой – индивидуализацией, когда каждый человек может дать свою интерпретацию традиционных верований или сконструировать свою собственную религию.

Мои мысли: появление новых религий, сект и культов, действительно может быть связано с изменением социально-экономических условий, таких как переход к постиндустриальному обществу. Новые технологии, глобализация и изменения в культурной сфере могут стать причиной возникновения новых религиозных движений и изменениям в традиционных верованиях. Кроме того, Р. Белл указывает на то, что в посттрадиционном обществе характерен религиозный плюрализм, когда люди имеют большую свободу выбора в вопросах веры, что может привести к индивидуализации и появлению новых форм вероисповедания. Однако, следует отметить, что эта свобода выбора может приводить к конфликтам и спорам между различными вероисповеданиями.

Конспект и мысли Глушковой Марины по М. Ю. Смирнову

Сектанство – явление, которое возникает внутри какой-либо церковной организации, когда в ней обособляется и затем отделяется в качестве самостоятельного сообщества группа верующих. Нет существует однозначных трактовок этимологии «секта», у него есть множество значений: secta – образ мыслей, правило; secare – отрезать, разделять; sequi – следовать. Обозначение этим понятием группы, которая отдалилась от привычного целого движения с определенным непонятным образом и укладом жизни дает отрицательную характеристику для восприятия.  Феномен религиозного сектантства присутствует повсеместно в истории и современном существовании любой религии. Движения последователей многих учений часто выступали в виде религиозного сектантства, сделав его предметом изучения социологией религии. Причины возникновения религиозного сектантства коренятся в диссонансе жизненных ожиданий какой-то части верующих с существующей реальностью церкви и общества. Верующие стремятся оградить себя от нее способами, соответствующими религиозным установкам их индивидуального сознания, но полного отрицания вероисповедания обычно не происходит. Сектантская идеология не выражает чего-то принципиально нового, но лишь избирает, активизирует и доводит до абсолютного значения некоторые аспекты церковного учения, только их и полагая за истинные, в отличие от всего остального объема церковной традиции. Конфронтационные отношения с исходной религиозной средой и с обществом порождают внешнюю и внутреннюю напряженность существования сектантов. В таком состоянии, нет возможности полностью придерживаться принятого исповедания веры длительное время, поэтому срок деятельности религиозной секты определяется жизнью одного или двух поколений. Дальше происходит либо распад секты, либо ее трансформация в так называемую устойчивую секту или в деноминацию. Признаки религиозного сектантства: 1) добровольность объединения группы верующих, покинувших церковную организацию; 2) осознанную самоизоляцию этой группы как от оставленной церкви, так и  от  мирского окружения (институтов и  ценностей государства и общества); 3) закрытость, установление особых условий вступления; 4) строгую дисциплину участия; 5) наличие специальных религиозных практик, поддерживающих убеждение в  истинности избранной религиозной веры, чувство преданности и  моральное единство группы; 6) культивирование представлений о  собственной избранности и  исключительности последователей сектантского учения в сравнении с другими верующими; 7) харизматическое лидерство религиозное, при котором руководящий состав секты воспринимается как хранители истинной (возрожденной) спасающей веры; 8) ожидание скорого наступления благотворных последствий (в  текущей жизни или за ее пределами). В комплексе данные признаки определяют специфику религиозного сектантства как особого способа организации религиозной жизни. Тоталитарная секта подразумевает некую строго организованную группу, в которую лидер и его ближайшее окружение с помощью обмана и насилия умышленно стремятся вовлечь как можно большее количество людей, оторвать их от  общества, поставить под жесткий контроль мышление и действия индивидов, использовать их в своих корыстных целях. Однако эти отрицательные характеристики могут встречаться в разных сообществах, как в религиозных, так и в светских. Почти всегда секту воспринимают неадекватно. Такому восприятию религиозного сектантства способствует сложность изучения этого явления. Существующие исследования свидетельствуют о трудностях в наблюдении, фиксации и описании деятельности сект.

В ходе прочтения данной статьи, можно сделать некоторые выводы:

Феномен религиозного сектантства существует в любой религии современности. Секты возникают внутри определенной церковной организации при обособлении некоторых членов, которые потом отдаляются и создают собственное сообщество со своими идеями, ценностями и установками. Из-за непонятного для многих уклада жизни чаще всего секты воспринимают отрицательно. Есть несколько причин возникновения религиозного сектантства, которые зародились в диссонансе жизненных ожиданий какой-то части верующих с существующей реальностью церкви и общества. Сектанты не отрицают полностью вероисповедания, но ограждают себя способами, соответствующими религиозным установкам их созания. Срок деятельности религиозной секты определяется жизнью одного или двух поколений, где в конце концов происходит либо распад секты, либо ее трансформация в устойчивую секту или в деноминацию. Среди признаков религиозного сектантства выдлеляют: добровольность объединения группы верующих, покинувших церковь, самоизоляцию группы, закрытость, установление особых условий вступления, дисциплину участия, наличие специальных религиозных практик, единства, культивирование представлений о собственной избранности и исключительности последователей сектантского учения в сравнении с другими верующими, наличие харизматического лидера. Тоталитарная секта обозначает собой строго организованную группу, в которую лидер и его ближайшее окружение с помощью обмана и насилия умышленно стремятся вовлечь как можно большее количество людей, оторвать их от общества, поставить под жесткий контроль мышление и действия индивидов, использовать их в своих корыстных целях. Из-за такого определения секту часто воспринимают неадекватно.

После прочтения возникли некоторые вопросы:

1.              Всегда ли секты тоталитарны?

2.              «Как правило, причины возникновения религиозного сектантства коренятся в диссонансе жизненных ожиданий какой-то части верующих с существующей реальностью церкви и общества». Есть ли другие причины возникновения сект, не связанные с ожиданиями?

3.              Почему конфронтационные отношения с исходной религиозной средой и с обществом порождают внешнюю и внутреннюю напряженность существования сектантов?

4.               Почему в подавляющем большинстве случаев секты не заинтересованы быть «предметом изучения», ведь они хотят расширяться, пополнять свой круг новыми людьми, быть узнаваемыми?

5.              «Сектантская идеология не выражает чего-то принципиально нового, но лишь избирает, активизирует и доводит до абсолютного значения некоторые аспекты церковного учения, только их и полагая за истинные, в отличие от всего остального объема церковной традиции». А принципы некоторых сект, как жертвоприношение, коллективное самоубийство тоже является аспектами церковного учения?

 

 

Разбор статьи религиозное сектанство.docx

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Конспект Гриневич Юлии

Что касается понятия деноминации, после изучения темы у меня сформировался такой конспект. 

План

·       Введение понятия деноминации.

·       Деноминационная семья и организационные формы деноминаций.

·       Применение терминов "деноминация" и "деноминационализм" для типологизации крупных религиозных групп.

·       Неденоминированные церкви, сохраняющие

Понятии деноминации было введено американским историком Роджером Финнеем Нибуром. Деноминация — это классификационная единица, отличительной чертой которой, помимо единства вероучения, выступает организационная целостность. Деноминация занимает срединное положение между сектой, понимаемой в социологическом смысле слова, и церковью.

В настоящее время разные авторы относят к характеристикам деноминации, следующие признаки:

·       институализацию в социально-правовом поле;

·       ограниченность распространения региональными или социальными рамками;

·        постоянное членство;

·       принцип равенства всех верующих перед Богом;

·        бюрократически-организационную структурированность;

·        выборность руководителей общины; наличие административных и духовных должностей,

·        занимаемых профессиональными администраторами и служителями культа при отсутствии деления на клир и мирян;

·       регламентацию жизни членов деноминации и контроль за выполнением принятых в ней правил поведения;

·       наличие внутриобщинной этики, системы бытовых предписаний и др.;

·        взаимную толерантность по отношению к другим религиозным объединениям; сотрудничество с внешним миром;

·       идею собственного «богоизбранничества»; возможность продолжения формирования или частичного изменения вероучения и культа; эмоционально-образный характер культа

Термин "деноминационализм" отражает внутреннюю динамику протестантизма. Для обозначения отдельных деноминационных "кустов", более или менее единых в вероучении, используется термин "деноминационная семья". Деноминационная семья может быть представлена различными организационными формами, позволяющими деноминациям принимать совместные решения по отдельным значимым вопросам.

В США и других странах, где отсутствует доминирующая конфессия, термины "деноминация" и "деноминационализм" нередко применяются для типологизации некоторых или всех крупных религиозных групп - христианских, мусульманских, иудейских и т.д.

Так же существуют неденоминированные церкви, которые сохраняют религиозную или политическую автономию, и трансденоминационные движения, таких как евангелизм, которые не привязаны к какому-либо ограничительному вероисповеданию или организационной форме внутри своей религии и способные сосуществовать во всех основных конфессиях.

Вопросы:

    Какие организационные формы могут быть использованы деноминациями для совместных решений по отдельным значимым вопросам?

    Какое применение имеют термины "деноминация" и "деноминационализм" вне США, в других странах, где отсутствует доминирующая конфессия?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Добродомов Р. Деноминация..docx

Деноминация (от лат. denominatioперенаименование, наделение специальным именем) — тип религиозной организации в христианстве. Деноминация, по словам Хельмута Ричарда Нибура, это группа выходцев из церкви, догмы и способы проведения обрядов которой отличаются от государственной церкви Англии, но эта группа лояльна по отношению к государственной власти и к королю лично, к монархии. Деноминация стоит между сектой и церковью и возникло в англоязычной среде в конце XVII века. 

Процесс эволюции религиозной секты может привести к той самой стадии деноминации, на это влияют такие факторы как: 

  • Возросшее благосостояние общины, члены которой ведут аскетический образ жизни; 

  • упрощение социальной позиции, а также доктрины и организации, которые становятся похожи на церковные;  

  • добровольное членство все больше заменяется социально унаследованным, 

  • лидеры из мирян заменяются служителями религиозного культа. 

Также стоит отметить, что деноминация не может претендовать на всеобщность, как это делает церковь. А также деноминация может стать итогом деградации церкви, если она начнет подстраиваться под индивидуальные особенности того или иного общества. 

Это является логичным утверждением, так как церковь, в том смысле организационной структуры, в котором мы ее представляем сложилась совсем недавно, в исторической перспективе. Христианство является первой универсальной религией, прогрессивным течением процесса эволюции религиозной мысли. Сам факт того, что религия будет подстраиваться под каждое общество априори лишает ее универсальности в силу приращения индивидуальных черт, присущих населению в различных регионах. Это приведет к разделению единой изначально веры на различные течения, которые в силу коренных расхождений скорее всего будут вступать в конфликт друг с другом. Примеров этому достаточно и в христианстве (манихеи, ариане, катары) и в исламе (шииты, суниты).  

В концепции Дэвида Мартина (1962 г.) деноминация представлена как религиозная организация, которая имеет собственную историю, а не является результатом эволюции секты или деградации церкви. 

В настоящее время различные авторы связывают деноминацию с такими характеристиками, как:  

  • институализация в социально-правовое поле;  

  • ограниченность распространения по региональным или социальным рамкам; постоянное членство;  

  • принцип равенства всех верующих перед богом;  

  • бюрократическая структурированность; 

  •  выборность руководителей;  

  • административные и духовные должности;  

  • регламентация жизни членов; внутриобщинная этика;  

  • взаимная толерантность к другим религиозным объединениям; сотрудничество с внешним миром;  

  • идея «богоизбранничества»;  

  • возможность изменения вероучения и культа;  

  • эмоционально-образный характер культа 

Нибур также ввел термин «деноминационализм», под которым подразумевалось характерное для США, в условиях развитого религиозного плюрализма, разделение и разветвление протестантизма на множество самостоятельных религиозных объединений, свободно конкурирующих между собой. Для обозначения отдельных деноминационных «кустов», более или менее единых в вероучении, используется термин «деноминационная семья». Деноминационная семья может быть представлена альянсами, ассоциациями, конференциями и другими организационными формами, позволяющими деноминациям принимать совместные решения по отдельным значимым вопросам. 

Деноминация является типологической единицей, которая характеризуется не только единством вероучения и организационной целостностью, но и представляет собой классификационную и типологическую единицу. Например, в деноминационной семье «Адвентизм» существуют адвентисты седьмого дня, адвентисты-реформисты, христианская церковь Пришествия и другие. 

Хотя термины «деноминация» и «деноминационализм» исходно отражали внутреннюю динамику протестантизма, сегодня они часто используются для классификации большинства или всех крупных религиозных групп в странах, в которых есть доминирующая религия (христианских, мусульманских, иудейских и т. д.). Различают также неденоминированные церкви,  
которые сохраняют религиозную или политическую автономию. 

Экуменические движения, такие как евангелическое, не привязанные к какому-либо ограничительному вероисповеданию или организационной форме внутри своей религии и способные сосуществовать во всех основных конфессиях, получили наименование трансденоминационных. 

 
 
 
 

 
 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 3 weeks later...

Конспект Гогиной Марины

Деноминация

Деноминация (от лат. denominatio — перенаименование, наделение специальным именем) – это тип религиозной организации в христианстве, занимающий срединное положение между сектой и церковью.

Понятие деноминации зародилось в конце XVII столетия для обозначения диссентеров, отколовшихся от государственной Церкви Англии, но при этом лояльных по отношению к Британскому государству и признававших монарха.

В социологию религии термин «деноминация» ввел в 1929 году американский теолог Хельмут Ричард Нибур, определивший её как закономерный этап эволюции религиозной секты, когда в ней происходят следующие изменения:

1. Добровольное членство все больше заменяется социально унаследованным;

2. Изоляционизм становится затруднительным;

3. Возрастает благосостояние общины, члены которой ведут аскетический образ жизни, так что у секты появляется больше возможностей для интеграции в экономическую жизнь общества;

4. Социальная позиция секты становится менее радикальной, а ее этика начинает приближаться к церковной, так же как и ее доктрина и организация;

5. Лидеров из мирян заменяют служители религиозного культа.

При этом деноминация не может претендовать на всеобщность, подобно церкви. Деноминация может представлять собой и результат деградации церкви, если та начинает приспосабливаться к социальным структурам индивидуалистического общества (по Нибуру).

В более поздней концепции Дэвида Мартина деноминация представлена как исторически самостоятельный и самодостаточный тип религиозной организации, а не как результат эволюции секты или инволюции церкви.

В настоящее время разные авторы относят к характеристикам деноминации следующие признаки:

1. Институализацию в социально-правовом поле;

2. Ограниченность распространения региональными или социальными рамками;

3. Постоянное членство;

4. Принцип равенства всех верующих перед Богом;

5. Бюрократически-организационную структурированность;

6. Выборность руководителей общины;

7. Наличие административных и духовных должностей, занимаемых профессиональными администраторами и служителями культа при отсутствии деления на клир и мирян;

8. Регламентацию - жизни членов деноминации и контроль за выполнением принятых в ней правил поведения;

9. Наличие внутри общинной этики, системы бытовых предписаний и др.;

10. Взаимную толерантность по отношению к другим религиозным объединениям;

11. Сотрудничество с внешним миром;

12. Идею собственного «богоизбранничества»;

13. Возможность продолжения формирования или частичного изменения вероучения и культа;

14. Эмоционально-образный характер культа.

Деноминационализм (по Нибуру) – это разделение и разветвление протестантизма на множество самостоятельных религиозных объединений, свободно конкурирующих между собой.

Для обозначения отдельных деноминационных «кустов», более или менее единых в вероучении, используется термин «деноминационная семья». Деноминационная семья может быть представлена альянсами, ассоциациями, конференциями и другими организационными формами, позволяющими деноминациям принимать совместные решения по отдельным значимым вопросам.

Деноминация является классификационной и типологической единицей, отличительной чертой которой, помимо единства вероучения, выступает организационная целостность.

Несмотря на то, что термины «деноминация» и «деноминационализм» первоначально отражали внутреннюю динамику протестантизма, ныне они нередко применяются для типологизации некоторых или всех крупных религиозных групп — христианских, мусульманских, иудейских и др.

Трансденоминационные движения – это экуменические движения, не привязанные к какому-либо ограничительному вероисповеданию или организационной форме внутри своей религии и способные сосуществовать во всех основных конфессиях, получили наименование.

На сегодняшний день деноминации многочисленны и разнообразны. По моему мнению, некоторые деноминации делают акцент на отдельных доктринах, но, в большинстве случаев, они предлагают различные стили поклонения, чтобы соответствовать различным предпочтениям христиан. Верующие единомышленны в основополагающих моментах веры, а вне этого христиане вольны выбирать, как им поклоняться в общине. Именно эта свобода приводит к тому, что существует такое большое количество христианских деноминаций.

Конспект лекции по теме «Типология религиозных сообществ». Гогина М.М..docx

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...

Важная информация