Перейти к содержимому
Татьяна Матвеевна Громыко Подробнее... ×
Обращение Главного научного сотрудника Библиотеки иностранной литературы им. Рудомино Е.Б. Рашковского Подробнее... ×
Социология религии. Социолого-религиоведческий портал
Victor

Сатановский Е., Корнеевский С. Маца – это символ свободы

Рекомендованные сообщения

Маца – это символ свободы

 

О празднике Пасхи Евгенрй Сатановский и Сергей Корнеевский беседуют в эфире "Вестей ФМ" с раввином Довидом Карповым.

КАРПОВ: Когда мы садимся за пасхальный стол, за пасхальный седер, мы действительно показываем отцу и говорим: вот это в точности такой же хлеб бедности, скудная пища, которую ели наши предки, когда они были рабами в Египте, потому что действительно – это просто мука и вода. И если сейчас многие расхваливают гастрономические достоинства мацы, то вообще-то это действительно когда-то делали не от хорошей жизни, потому что – это единственное, что было, это то, что не портится и остается надолго, то, что можно растянуть на целую неделю. Но на самом деле, одновременно с тем, что маца напоминает нам о египетском рабстве, это объективно так и мы об этом заявляем, но одновременно – это и символ свободы парадоксальным образом. На самом-то деле иначе бы мы ее не ели вот сейчас. Какой смысл? Когда мы уже сейчас можем нормально и сытно поесть выпечку из мацы, почему все-таки за пасхальным столом едим прежде всего голую мацу? Это основное блюдо, можно сказать. Конечно, потом подают и клецки, и все остальное. Но потому что эта маца, эта пища веры, она укрепляет в нас некие… Это вообще – парадокс, что мы едим просто хрустим какой-то мацой, а у нас укрепляется вера. Такого, казалось бы, не бывает. Вера – это проповеди, это какие-то чудеса, знамения. Как может просто хлеб укрепить веру? Тем не менее маца – это символ свободы, это символ веры. И потому что это так же, как мы вышли из Египта… И вот интересные тоже параллели, я не знаю, может быть, ведущий начнет дергаться немного от моих параллелей, но Египет для нас – это не просто государство древности. Ну, да, действительно, мы были там рабами, и все это так исторически подтверждается. Но Египет – это еще и узкая полоска земли, то есть само слово "мицраин" означает межа, я извиняюсь, некая расщелина.

САТАНОВСКИЙ: Ну, а что такое долина Нила, если говорить о стране...

КАРПОВ: Да, она так и географически выглядит. Но важно другое, что на самом деле вот это слово "мицраин" означает препятствие, узкое место, узкое место истории. У каждого народа в истории есть свои узкие места, через которые мы должны пройти, чтобы выйти на оперативный простор. Если мы пройдем, мы сделали правильный выбор и, значит, мы перешли на новый уровень. Или же мы навсегда остаемся в Египте. Часть евреев, согласно преданию, навсегда осталась в Египте, ассимилировалась. Мы – потомки всего лишь одной пятой части тех, кто вышел из Египта. И интересно, а что же является вот этим критерием? Казалось бы, ну так и хорошо, тебе представляется возможность выйти из рабства, вперед. Почему вышла только одна пятая часть? Оказывается, тут тоже – проблема выбора. Потому что, чтобы выйти из Египта, нужно, во-первых, почувствовать себя не рабом, после двух веков рабства почувствовать себя внутренне свободным человеком. А с чего друг? Господь Бог дал заповедь – принести пасхальную жертву. Тоже, казалось бы, какие проблемы? Слушай, зарежь барашка, в чем проблема? Проблема в том, что баран – это было сакральное животное…

Полностью слушайте в аудиоверсии.

 

 

Источник: 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость
Вы не авторизованы. Если у вас есть аккаунт, пожалуйста, войдите.
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...

×

Важная информация