Jump to content
Социология религии. Социолого-религиоведческий портал

All Activity

This stream auto-updates     

  1. Today
  2. DOI: 10.18413/2408-9338-2020-6-2-0-1 Социальная травма и ценности поколений: Великая Отечественная война в исторической памяти студенческой молодежи // Научный результат. Социология и управление. Т. 6, № 2, 2020. С. 3-18. Сергей Дмитриевич Лебедев Инна Сергеевна Шаповалова Наталья Андреевна Рощупкина Алена Андреевна Шкапенко Аннотация: Статья посвящена анализу избранных результатов исследования студенческой молодежи в рамках четвёртого этапа межрегионального мониторинга Российского Общества Социологов «Что мы знаем о Великой Отечественной войне» (2005-2020 гг.). Историческая память о Великой Отечественной войне Советского Союза 1941-1945 гг. выступает одним из важнейших оснований общенациональной российской идентичности, приобщение к которой является необходимой компонентой культурной и гражданской социализации молодых поколений. На основе положений социологических теорий коллективных идентичностей, культурной травмы и социальных настроений интерпретируются данные опроса 2020 студентов, представляющих все структурные подразделения университета с выборкой по полу и возрасту (март 2020 г.). Исследование выявило, что историческая память о Великой Отечественной войне сохраняет актуальный характер на уровне подавляющего большинства (80%); для большей части студентов (55% опрошенных) эта память носит ценностно-позитивный характер, связанный с идеалом подвига старших поколений и с социальным образцом их самоотверженности и любви к Родине. Эмоционально-ценностную основу памяти составляет глубокий комплекс переживаний утраты родных и близких из предшествующих поколений семьи (семейно-историческая составляющая) в сочетании с позитивным идеалом их подвига, самоотверженности и патриотизма (национальная составляющая). Нарративный уровень памяти представлен в целом преобладающими преемственными патриотическими оценками / интерпретациями ключевых событий Великой Отечественной войны, с относительно небольшим «удельным весом» альтернативных представлений, при общем неравнодушном фоне отношения к этим вопросам. Вместе с тем обращает на себя внимание значительное количество колеблющихся, тех, кто не в состоянии определиться с позицией по ним. Заметная, хотя и меньшая, часть опрошенного контингента сохраняет сакральное отношение к событиям и героям Великой Отечественной войны, что проявляется в оценках её противоречивого отображения в современном кинематографе и актов вандализма в отношении памятников и захоронений советских солдат – освободителей в ряде стран Европы. Ключевые слова: историческая память, социальная травма, ценности, российский патриотизм, Великая Отечественная война, студенты, Белгородский государственный национальный исследовательский университет. Количество просмотров: 32 (смотреть статистику) Количество скачиваний: 13 [URL: http://rrsociology.ru/journal/annotation/2078/].
  3. Yesterday
  4. ДЕКЛАРАЦИЯ СООБЩЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЦИОЛОГОВ Человечество вступает в XXI век. Мировое сообщество стремится избежать вооруженных конфликтов, найти пути обеспечения подъема жизненного уровня населения, решения локальных и глобальных социальных проблем. В общей иерархии приоритетов современной цивилизации колониальные и олигархические интересы уступают место гуманитарным ценностям. Ускорение темпов жизни, унификация и стандартизация техники и информации, расширение экономических связей породили, наряду с открывшимися уникальными возможностями позитивного изменения в обустройстве человеческой жизни, новые социальные проблемы, связанные с отчуждением человека и социальных групп от магистральных линий развития общества, привели к существенному изменению типов взаимодействия общества и государства, социальных групп между собой. Социология, возникшая как наука в XXI веке, сегодня стала не только системой научных идей и теорий, объясняющих социальный мир, но и активным инструментом объективного анализа современных тенденций развития сообществ и поиска путей решения социальных проблем. По праву претендуя на высокий статус науки, социология самоотстранена от власти. Как прикладное, так и теоретическое направление социологии не выполняют заказ власти на приведение картины окружающего социального мира в соответствие с ее взглядами, а играют роль независимых индикаторов и аналитиков социального процесса в его разнообразнейших формах. Ценность социологии в ее позиции объективного исследователя, не претендующего на сиюминутные рецепты излечения, но выявляющего глубокие корни существующих и развивающихся проблем общества. С профессиональных позиций не существует национальных и региональных "социологий", герметично замкнутых в своем микрокосме. Есть одна общемировая социологическая наука, на протяжении полутора веков выработавшая методы исследования, категориальный аппарат, разнообразнейшие теоретические концепты и принципы профессиональной этики. Сообщество профессиональных социологов ориентируется на достижения мировой социологии, способствуя их реализации в научных исследованиях и практике преподавания в России. Предмет изучения социологии - общество - универсален и грандиозен. Будучи частью общества, частью мировой цивилизации, частью исторического развития человечества, социология стала инструментом самопознания общества, чутким барометром, по которому оно может определять и определяет свое состояние и предсказывает будущие кризисы или периоды сбалансированного развития. Такова позиция социологии. Руководствуясь именно такими принципами, а также стремясь максимально ясно позиционировать себя в структуре общественных институтов, группа российских социологов учредила Сообщество профессиональных социологов. Сообщество профессиональных социологов - независимая общественная организация, ставшая, с одной стороны, правопреемницей Профессиональной социологической ассоциации, созданной российскими социологами в 1993 году и проводившей важную работу в среде профессиональных социологов, а с другой - объединением с ориентацией на значительно более высокий качественный уровень взаимодействия ученых, вовлеченных в изучение и интерпретацию социальных процессов. Такое взаимодействие подразумевает свободу выражения научных взглядов, общность профессиональных интересов и профессиональную солидарность по широкому кругу вопросов, а также концентрацию всех доступных ресурсов для наиболее полной реализации научного потенциала членов Сообщества. Исходя из декларируемых задач Сообщества профессиональных социологов (СоПСо), утверждается следующая структура членства в организации: почетное членство, регулярное членство, членство в молодежной секции. Почетным членом может быть избран социолог, своим многолетним трудом в науке и просвещении снискавший себе непререкаемый авторитет. Правление СоПСо определяет единогласно почетных членов и направляет им приглашение войти в Сообщество профессиональных Социологов. Почетные члены СоПСо своим авторитетом, своими знаниями и опытом оказывают поддержку деятельности СоПСо и в реализации проектов Сообщества. Регулярное членство в Сообществе профессиональных социологов открыто для всех ученых, разделяющих принципы СоПСо, ведущих активную научную и преподавательскую деятельность в области социологии, готовых активно участвовать в деятельности Сообщества, в том числе привлекая в Сообщество дополнительные ресурсы, регулярно платящие членские взносы и представившие рекомендации не менее одного члена правления и не менее двух регулярных членов. Членом молодежной секции Сообщества профессиональных социологов может стать студент, магистр или аспирант социологического вуза страны, разделяющий принципы СоПСо, желающий посвятить себя научной и преподавательской деятельности в области социологии, активно участвующий в мероприятиях СоПСо и регулярно платящий членские взносы. Для вступления в Молодежную секцию требуется представить одну рекомендацию члена СоПСо. Исходя из уставных принципов, СоПСо видит своей задачей всемерную поддержку развития социологии в России, популяризацию социологических знаний и повышение социологической культуры общества, обеспечение востребованности профессиональных социологов, защиту интересов социологического сообщества в других общественных и политических институтах. СоПСо не рассматривает себя в качестве профсоюзной организации социологов. Все мероприятия СоПСо направлены на стимулирование и развитие собственного потенциала ученых, объединение усилий заинтересованных и мотивированных членов СоПСо для достижения качественно новых результатов в области научной, образовательной, просветительской и прикладной деятельности. В России существует ряд общественных объединений социологов. Поддерживая продуктивные коллегиальные отношения со всеми из них, СоПСо видит свою задачу в том, чтобы дать новый импульс развитию социологии в России, повысить степень профессиональной солидарности социологов и сделать доступным для широких слоев общественности достижения социологической науки. Май 2000 г. http://www.sociolog.net/tzeli.html
  5. Last week
  6. Островская Е.А. Ритуалы в дискурсах цифрового православия: методология и направления исследования. Концепт: философия, религия, культура. 2020;(1):105-120. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-1-13-105-120 Аннотация В реалиях нового тысячелетия трансцендентное банализировано – в любой момент пользователь web 2.0 может оказаться в медитативном пространстве буддийского ритуала построения песочной мандалы или заказать себе молебен в одном из православных храмов мира. Интернет и новые медиа технологии предоставляют возможность для размещения и хранения данных, доступ к которым потенциально возможен для многих. Священные тексты различных религиозных традиций, ритуалы и практические инструкции к ним, литургии, молебны, магические формулы и прочее не являются больше достоянием лишь узкого круга харизматических профессионалов. И это само по себе ставит перед любым пользователем такой информации и таких практик вопрос об аутентичности и авторитете. Являются ли подлинными и заслуживающими доверия обнаруживаемые онлайн ритуальные практики, оцифрованные священные и учительские тексты, символические изображения, иконы, танки, влоги с подробными инструкциями о правилах молитв по соглашению или онлайн коллективных пуджах? И, если адепт той или иной религии офлайн авторитет, которому может быть переадресован этот вопрос, то что делать неофиту, интересующемуся или исследователю религий? В фокусе рассмотрения настоящей статьи методология изучения цифровых дискурсов православия об эпистемическом авторитете и легитимности онлайн ритуалов. Автор подробно анализирует ключевые концепции междисциплинарного исследовательского поля digitalstudies. Детальному разбору подвергнуты типология онлайн религиозных эпистемических авторитетов Х. Кэмпбелл, концепция «стратегического арбитража» П.Х. Чон и концепция «религиозного цифрового третьего пространства» С. Хувера и Н. Аш-Шейби. Особый интерес представляют результаты проведенного автором зондажного онлайн исследования православных онлайн практик и цифровых дискурсов вокруг них. В качестве итогового аккорда статья предлагает конкретные перспектив ные направления онлайн исследований цифровых православных дискурсов православия. В качестве таковых рассмотрены повествовательные практики блогеров-теологов и тео-блогеров, стратегический арбитраж блогеров-теологов относительно эпистемического авторитета репертуара вариаций практики «молитвы по соглашению» на цифровых платформах православной социальной сети «Елицы» и мобильного приложения «Молитва по соглашению» и, наконец, гибридное цифровое предложение по ритуалам и практикам сети «Елицы. Записки». Ключевые слова цифровая религия, медиатизация православия, цифровой православный ритуал, православные цифровые дискурсы PDF (RUS)
  7. «Косноязычный человек» (о феномене Сергия (Романова), часть I). от Анастасия Коскелло Опубликовано05.07.2020 Схиигумен Сергий (Романов). Фото — Павел Лисицын, РИА-Новости. За время карантина в РПЦ многое поменялось. Например, у многих священников разбежались прихожане. У приходов появились долги по ЖКХ, многие клирики остались без зарплаты. А вот к бывшему (теперь уже) схиигумену Сергию (Романову) люди идут и идут, несмотря на запрет, а теперь и на извержение его из сана. Что происходит? «Свидетельства недопустимых мер воспитания» На прошедшей неделе черты уголовника в медийном образе уральского «старца» Сергия стали проступать особенно явно. Совсем недавно монастырь батюшки прославился избиением Ксении Собчак, теперь сеть пестрит сведениями об его издевательствах над детьми. ВВС опубликовала статью с рассказами бывших юных послушников Среднеуральского монастыря, которые вспоминают о голоде, насилии и грубом обращении, которые они терпели в монастырском приюте. Фильм о насилии в отношении несовершеннолетних планировала снимать и Собчак. Руководству РПЦ, очевидно, вся эта уголовная история не нравится ещё больше, чем обвинение патриарха в ереси. Поэтому вопрос с Романовым попытались решить в рекордные сроки. 2 июля, в четверг, Екатеринбургская епархия заявила, что расследует все случаи ненадлежащего обращения с несовершеннолетними и «свидетельства недопустимых мер воспитания» в Среднеуральском монастыре. А уже в пятницу, 3 июля епархиальный церковный суд лишил отца Сергия священного сана . Обычно церковный суд работает куда медленнее. Для сравнения – суда над опальным протодиаконом Андреем Кураевым до сих пор не было. Хотя он был запрещён в служении «вплоть до церковного суда» ещё 29 апреля. Можно сказать, РПЦ демонстративно отгородилась от Романова. Теперь на все вопросы о нём церковное руководство может ответить: «Он не наш. Он не имеет к нам никакого отношения». «Косноязычный человек» Видимо, чтобы разрядить обстановку, епископ Савва (Тутунов) попробовал обратить дело в шутку и сказать, что проблема с Романовым не стоит внимания нормальных людей. написал владыка в своём телеграм-канале. Реакция владыки объяснима. В самом деле, сложно здоровому культурному человеку понять, как вообще вся эта история с Романовым стала возможной. Желание оградить общество от таких психопатов – вполне естественное. Вероятно, в том же ключе мыслил депутат Госдумы Евгений Марченко. Он 30 июня, ещё до суда над Романовым, предложил ввести обязательную психиатрическую экспертизу для будущих священников. Если точнее, то, по мысли депутата, нужно включить «служителей культа в список профессий с обязательным медицинским освидетельствованием на наличие препятствующих служению психических заболеваний, а также предоставлением справки об имеющейся или имевшейся судимости». Скорее всего, выступая с таким обращением, депутат не преследовал иных целей, кроме самопиара. Ведь, строго говоря, предложение некорректное со всех сторон. Во-первых, фактически всё то, что предлагает Марченко, уже осуществляется в РПЦ. Справки от психиатра и об отсутствии судимости давно требуют при приёме документов в семинарию. И «контрольный орган», который отслеживает данные о «преступниках в рясах», в РПЦ тоже есть – это так называемая Контрольно-аналитическая служба при Управлении делами Московской Патриархии. Те люди, которых рукополагают в священники сегодня, обследованы врачами и не имеют судимости. Случай со схиигуменом Сергием – из ряда вон выходящий. Романова рукополагали в эпоху 90-х, когда кадровый голод в РПЦ был настолько силён, что священноначалие считало возможным не думать о правилах и канонах. Но через одно-два поколения таких Романовых в РПЦ уже не останется. Во-вторых, и тут церковное руководство заняло совершенно адекватную позицию, религиозные организации в РФ отделены от государства. Подобные требования со стороны властей, если бы они и были введены, противоречили бы Конституции РФ и Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях». Любопытно, впрочем, другое. Тема психиатрии в последние годы является постоянным спутником РПЦ. «Я Её пациент» Не могу не вспомнить старую историю, рассказанную отцом Андреем Кураевым в его книге «Перестройка в Церковь» и в других местах: Предложение Марченко, при всей его некорректности, затрагивает серьёзные проблемы РПЦ. Причём совсем не те проблемы, которые имел в виду депутат. Это проблемы, строго говоря, не только РПЦ, но и вообще любой религии в наше время. Подавляющее большинство современных молодых священников в России на самом деле были обследованы психиатром. Безусловно, данные этих обследований закрыты. Но поскольку семинарии этих людей приняли на обучение, можно предположить, что все они, с точки зрения официальной психиатрии, являются людьми здоровыми. И тут встаёт следующий вопрос: что это значит для Церкви? Официальная мировая психиатрия, конечно, ушла от cвоей репрессивной модели. Но отношение её к религии изменилось незначительно. Религиозность любой официальный психиатр рассматривает как патологию – mania religiosa. Иными словами, для психиатра любой всерьёз верующий человек – немножко болен. А если не болен – то, значит, не особенно он и верующий? Зачем же тогда идти в Церковь? То «безумство Христа ради», о котором говорит апостол Павел (1 Кор 4, 10), — актуально ли оно сегодня? Или его уже сдали в архив современные «нормальные» христиане? К вопросу о причинах «успешности» Романова. Бывшие послушники Среднеуральского монастыря и дети, жившие в его приюте, говорят о Романове похожие, в общем-то, вещи. На вопрос, почему они не уходили, они отвечают что-то вроде: «Он казался мне верующим». «Я думал, он человек Божий». «Я знала, что он меня отмаливает». Получается, что явно «безумное» поведение Романова, — то, что для епископа Саввы (Тутунова) выглядит просто как «бред косноязычного человека», — другим людям казалось просто особым проявлением веры. Просто верующего священника они представляли себе вот так. Искали настоящего «человека Божия», а наткнулись на психопата. Мне кажется, если мы хотим разгадать феномен Романова, то, возможно, именно в этом направлении стоит думать. Продолжение следует. Рубрика: Еженедельное обозрение Метки: Екатеринбургская митрополия, психиатрия, священнослужители, схиигумен Сергий (Романов), церковный суд http://httpwww.black-n-white.press/2020/07/05/косноязычный-человек-о-феномене-се/?fbclid=IwAR1ZAtWtt6yK22nuCmmuG7S03CpHsS9jZOC-QJ0f-rFCq2VdDZGhgoeTukw
  8. Earlier
  9. 16 ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ В СЕТИ В июле активность читающих сайт чуть снизилась. И всё же один из них читает Лекции
  10. 30.06.2020 16:13:00 Пример схиигумена Сергия вовсе не заразителен Может ли церковная общественность стать конструктивной оппозицией власти Роман Лункин Об авторе: Роман Николаевич Лункин – доктор политических наук, заместитель директора Института Европы РАН. Тэги: пандемия, ковид, самоизоляция, рпц, московский патриархат, сергий романов, владимир путин, патриарх кирилл, фундаментализм, либерализм, консерватизм, православные движения, реформы, гражданское общество, конституция Сергий (Романов) воплощает скорее карикатурный образ обскурантиста, чем настоящего народного заступника. Кадр из видео с канала Всеволода Могучева на YouTube Период самоизоляции и карантина в очередной раз поставил церковь в центр общественного внимания. Переоценка роли православия на крутых политических поворотах российской истории происходила всегда, но начиная с 2010-х годов это явление стало постоянной тенденцией. Причем критика в адрес РПЦ со стороны общества и – шаг за шагом – представителей власти только нарастает. Православная общественность и даже церковные деятели все более открыто отвечают тем же. Накапливается политическое напряжение. Разногласия внутри РПЦ из-за санитарных ограничений в борьбе с коронавирусом практически сразу привели к обвинениям в архаичности и асоциальности Московского патриархата. Однако на протяжении всего карантина было сложно найти что-либо дискредитирующее церковь (после Пасхи новой волны заболеваний не случилось, священники и епископы умирали, но не так массово, как в Италии). Не изменила ситуации даже полемика вокруг главного храма Вооруженных сил. Она показала, что церковные активисты вполне способны убрать из собора изображения Сталина и Путина (а с президентом и всю мозаику, посвященную возвращению Крыма). Совершенно естественно, что в этой ситуации главной фигурой – dues ex machine – стал схиигумен Сергий (Романов) из Екатеринбурга. Он олицетворял собой все то, что критики РПЦ и хотели увидеть в Московском патриархате. По существу, этот набор черт идеально отражает то, как карикатурно рисуют образ православия некоторые радикальные недоброжелатели церкви: невежественный тип с уголовным прошлым авторитарно и жестко порабощает слабых и экзальтированных верующих, для них вера – это борьба со всем новым и прогрессивным, а также непрестанный поиск заговоров. Поразительно, насколько легко общество воспринимает именно такой образ Русской церкви, а не какой-то иной, связанный с внутрицерковным развитием, социальным служением и христианской миссией. Между тем церковь объективно начинает играть новую политическую роль в обществе, и это отнюдь не связано с конституционной поправкой о Боге или особыми отношениями с властью. Во-первых, большую роль в церковной жизни стали играть социально-политические инициативы и заявления священнослужителей, что говорит о процессах демократизации внутри РПЦ. В социальных сетях клирики высказываются вполне свободно об олигархах, коррупции, о судьбе малого и среднего бизнеса. Рано или поздно все это выльется в более широкое публичное пространство. Епископы ярко проявили себя также во время карантина, критикуя власть (таких было около десятка). Один из противников жестких санитарных мер, митрополит Саратовский Лонгин (Корчагин), выступая 25 июня перед выпускниками духовной семинарии, отметил: «Мы увидели, как невысоко оценивается окружающим нас миром место церкви и веры в человеческой жизни. Выяснилось, что многие видят в этом нечто третьестепенное… И, судя по всем признакам, сложности в жизни церкви со временем будут только увеличиваться… Спокойные периоды в жизни церкви длятся обычно недолго, и в нашей с вами жизни этот период заканчивается. Это вовсе не значит, что надо бежать сломя голову с церковного корабля. Это значит, что надо быть более внимательными, более ответственными и самоотверженными». Причина политического подъема в церковной среде состоит не только в появлении молодого поколения духовенства, которое часто может быть даже более послушным, чем предыдущие поколения. Главное изменение касается самого прогресса христианской общины как института в большинстве епархий РПЦ по сравнению с отсутствием общинной жизни в советский период и стагнацией в этой сфере в 1990-е годы. Именно это потребовало независимости и смелости от духовенства, за которым теперь стоят прихожане и их проекты. Попутным фактором демократизации верхушки РПЦ стали административные реформы патриарха Кирилла. Возможно, он и хотел создать вертикаль власти, но, по сути, разрушил прежнюю кланово-родовую структуру. В центре глава церкви взял управление на себя лично, а на местах поставил полторы сотни новых епископов, обязанных патриарху, но де-факто самостоятельных. Недооцененным остается фактор церковного суда – только с приходом к власти патриарха Кирилла он стал собираться, а его решения - публиковаться. Это означает, что каждый священник может пожаловаться на епископа. Дело будет предано огласке, как и его неблаговидные подробности, на сайте РПЦ и в массмедиа (а теперь еще и в Telegram-каналах и видеоблогах, которые ведут сами священнослужители). Во-вторых, широкий спектр церковных и околоцерковных сил, связанных с РПЦ, в политическом смысле не является абсолютно лояльным власти. Заметная часть этих сил – консерваторы. Уважая президента Владимира Путина как носителя государственнической идеи, они выступают против «либерального правительства и олигархов» и против коррумпированной бюрократии. Консервативные силы представляют собой разношерстное сообщество с довольно причудливым и аморфным миром идей. Среди них есть фундаменталисты, отстаивающие чистоту веры от натиска либерализма, выступающие против введения ИНН и в целом «цифрового концлагеря». Есть те, кто боготворит Распутина, Сталина или Жукова, есть монархисты и почитатели царя Николая II и его семьи (движение «Двуглавый орел» и «За веру и Отечество» – его духовник игумен Никон (Белавенец). Политическим сообществом можно назвать и портал «Русская народная линия», который выступает с консервативно-патриотических (иногда с оправданием «советских побед») позиций, иногда критикуя церковное начальство за экуменизм без личных нападок на патриарха. В большей степени в социальную повестку вовлечено единственное общероссийское движение с отделениями в регионах «Сорок сороков» (лидер – Андрей Кормухин): они устраивали акции против закона о семейном насилии, за запрет абортов, выступали против закрытия церквей во время карантина и т.д. «Сорок сороков» прославились «выявлением антицерковных министров и депутатов», выступающих против семейных инициатив патриарха, а в ходе борьбы с коронавирусом и «антицерковных губернаторов». Несмотря на то что некоторые идеи Сергия (Романова) консерваторы разных категорий разделяют (в том числе и о «заговоре» Запада против России), и «Сорок сороков», и «Русская народная линия» сочли резкие заявления схиигумена об анафеме властям и требование отставки патриарха провокацией против РПЦ и дискредитацией патриотического движения. Почва, на которую опираются консерваторы, и так довольно неустойчивая – у каждого православного сообщества в епархиях свой набор идей и свои духовники. Одним из самых мощных общероссийских течений является, к примеру, братство святого Иоанна Кронштадтского с центром в Петербурге (духовник – протоиерей Николай Беляев). Либеральные политические силы внутри РПЦ так же фрагментированы, как и в российском обществе в целом. Существует круг журналистов и публицистов, священников и мирян, которые критикуют руководство Московского патриархата за советский стиль, авторитаризм, игнорирование христианских ценностей и отсутствие демократии. Практически любое явление, возникающее в недрах патриархии, рассматривается только с этой точки зрения. Поскольку РПЦ приписываются все черты государственной власти и «путинского режима», то они вместе выступают в качестве объектов критики. Критика власти и осуждение «системы РПЦ» со стороны таких деятелей совпадает с требованиями схиигумена Сергия и его маргинальной группы. Основой влияния либералов в церковной среде служат разоблачения несправедливости и аморального поведения клириков внутри РПЦ, что, например, «Сорок сороков» игнорирует. Их обвинения в адрес патриарха и «режима» – скорее для внешнего пользования. Условно либеральными с позиций консерваторов считаются те группы внутри РПЦ, кто выступает сторонниками перевода богослужения на русский язык, евангельской миссии и всеобщего покаяния за советское безбожие. Но по существу, их мировоззрение – это и есть фундаментализм, то есть возвращение к основам, а вовсе не либерализм. Источником церковного либерализма в смысле провоцирования внутренних реформ в РПЦ служит все же не маленькая группа недовольных, а социальное движение. Молодежные, добровольческие и просто приходские социальные и благотворительные проекты, православные НКО по всей стране изменили облик церкви уже в 2010-е годы. Это косвенная политическая сила, которая объективно поддерживает самостоятельный характер служения своих духовников, стремится получить больше независимости от епископской власти, видит несправедливость и нужды людей на местах. Социальное движение – самая массовая сила, которая не заинтересована ни в сломе государства, ни в разрушении патриархийной системы, ни в жизни в окружении заговоров и врагов с Запада или «пятой колонны». Это та самая конструктивная оппозиция власти и «золотой запас» РПЦ, отражающий самые здравые чаяния гражданского общества в России. Несмотря на малочисленность церковных движений, их гражданский потенциал достаточно велик – десятки тысяч активистов очень много значат в неопределившемся и дезориентированном обществе. При незаметном для большинства росте церковной демократии (а многие в это и не поверят никогда) критика в адрес РПЦ и ее руководства будет только нарастать. Православие занимает значительное место в представлениях россиян о своей культуре, истории и идентичности, и они к нему неравнодушны. К Московскому патриархату россияне пристрастны, так как многие не видят в нем воплощения чаемого образа церкви, ожиданий и надежд на будущее. Фундаменталисты – это естественное явление в любой конфессии (в новейшей истории РПЦ уже были изверженный из сана епископ Диомид Дзюбан или пензенские «закопанцы», ожидавшие конца света в землянках в 2008 году). На этом фоне такие, как Сергий (Романов), выстраивают свою тоталитарную идеологию по образцу советской. С другой стороны, у части общества, исходя из исторического опыта, возникает вполне объяснимое стремление вообще очистить церковь от связей с государством и любыми идеологическими символами ради евангельской миссии и чистой проповеди. В этом отношении патриарху Кириллу достался совсем не простой отрезок истории. Однако есть повод и для оптимизма. С учетом того что в российском обществе ничтожно мало количество атеистов и сторонников полного уничтожения православия, для большинства граждан даже критика церкви и ее руководства – это подсознательное стремление увидеть в РПЦ свое будущее в более честном и справедливом, а главное – более понятном и определенном виде, чем то, что периодически предлагает гражданам власть. О социальной справедливости, коррупции, лицемерном отношении чиновников к простым людям и к самой РПЦ все чаще говорят представители рядового духовенства и некоторые епископы. Преимущества этой церковной фронды в том, что ее практически невозможно обвинить в непатриотичности, в предательстве национальных интересов и связях с Западом. https://www.ng.ru/ng_religii/2020-06-30/9_489_sample.html?fbclid=IwAR0VXbVGlEsk3ij_AYZsDL-_zLjC6ZO0RscnmSiP8JmybQP4R4dMJYiiDy8
  11. 19 ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ В СЕТИ и один из них читает Лекцию № 2, а ещё один - Лекции по социологии религии в целом!
  12. Александру Грину Ветер занавеси клетчатые треплет за распахнутою дверью у крыльца. Утра трепет, молодого солнца лепет у ключиц, у полусонного лица. Ветер стенами дощатыми играет – и, качнувшись корабельной плотью, дом в полудрёме угловато уплывает за магнитный Зурбаган и Меганом. Киммерия, я плыву, твой гость нечастый, я не плачу об утерянном ключе! Злюка ястреб, желтоокий, голенастый, точит клюв на капитановом плече. Киммерия, из лилово-дымной сини веет свежестью имбирною зюйд-вест. Итальянские глаза Карассарини, чёрно-мраморный феодосийский крест... Хороши арбузы в Кафе на базаре, но недолго кофе пакостный хлебать – вислоусый обоюдоострый парий цепью якорною звякает опять. Он забросит вновь рябую злую птицу на костлявое и твёрдое плечо. Будет бриз и в паруса, и в сердце биться, будет всё, что Божьей волей озарится: Полдень! – Ветрено, лазурно, горячо!
  13. НА СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ 1. Иордан Языческих примет нахваливать не буду, но кем-то полдень мой столь щедро освещён, что «здравствуй» молвил мне брат Господа Иуда, запив глотком воды тождественность имён. Ведь тот, Искариот, скрипел за кадром тусклым, за рыбьим пузырём, оконною слюдой... Но трудно родники рекли иссохшим руслам, что не устанут быть единою водой. Что будет полон струй источник Иордана средь спёкшихся песков и жарко-рыжих глин... Там окунул чело в купель я покаянно и не хотел отнять от той воды седин. И рыба подплыла, в уста поцеловала. Тончайшим серебром сверкнули крышки жабр. И влажное лицо я поднял — всё молчало, лишь в мокрые глаза дышали мирт и лавр. 2. Геннисарет И Бог, и дьявол, спрятавшись в деталях, траву и воздух делят пополам. И будет так, что голубая сталь их воздаст любому слову по делам. А потому молчи, чурайся фальши. Всё меньше смысла в умноженье слов. Живи, умри. — А он плеснётся дальше, серебряный, от галилеян, лов. Вода, тенёта, лодок древесина — всё подлинно и взвешено сполна. И мускулисты бронзовые спины ловцов. И силу кормит глубина. Добро и зло, намешаны в чернила, бумажный лист испишут пополам... Пройдёшь Геннисарет и дельту Нила и, если не иссякнет в сердце сила, вдоль русла ляжешь, высветлен и прям.
  14. PR-продвижение и психологизация Православия О задачах религиозных консультантов в рамках греко-протестантских реформ 25 июня в "Парламентской газете" опубликована статья Александра Щипкова "PR-продвижение и психологизация Православия". Советник Председателя Государственной Думы РФ, заместитель Главы Всемирного Русского Народного Собора, профессор философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, А.В. Щипков размышляет о новом явлении греко-протестантизма, отстаивающем идею трансформации православного богословия и предлагаемых новациях в сфере православного миссионерства, опирающегося на PR-технологии и секулярный психоанализ. Греко-протестантизм представляет собой комплекс идей секуляризированной протестантской этики, соединенный с символическим языком православия и повторяющий его внешнюю культурную форму, но, тем не менее, сформированный под влиянием секуляризма и неолиберальной идеологии. Определяющую роль в этом формировании сыграло радикал-модернистское учение Константинопольского патриархата о «греческом этосе православия», утверждающего, что православные всего мира должны следовать эталонам этого этоса, сформированного исключительно в поле исторического эллинизма… Направленность греко-протестантского реформизма выражается в предложениях провести корректировку содержания учебных дисциплин при подготовке священнослужителей. Необходимость изменений объясняют устарелостью традиционных форм миссионерской работы и проповедничества. Подгонка духовного образования под существующие светские образовательные стандарты ведёт к появлению в предметной сетке таких дисциплин как основы PR или секулярная психология. Речь идет о формировании принципиально нового типа священника — религиозного консультанта. Религиозный консультант в отличие от традиционного священника действует во время исповеди и личных бесед как психоаналитик, а в публичной сфере как пиар-агент, рассматривающий церковное наследие как своего рода «актив», подлежащий утилитаризации и монетизации. Новая методология работы пастыря в рамках постмодернистского греко-протестантского направления формируется на основе психоанализа, а PR-технологии предписывается использовать как основные приемы проповеди. Категории церковного и божественного тем самым перемещают в сферу денежно-символического (рыночного) обмена... Долгосрочной задачей греко-протестантской «образовательной реформы» является встраивание церковной жизни в сферу секулярной экономики услуг. То есть, в тот сегмент общественного поля, который подчиняется законам производства, потребления и обмена. Это попытка встроить святость в мир потребления. Религиозные ценности даны нам изначально, они не «производятся», не «потребляются» и ни на что не «обмениваются». Христианские истины не могут быть включены в область действия электорально-политических институтов. За Бога не голосуют, Ему проявляют верность. Любое «pr-продвижение» означает выбор из ряда альтернатив. Но альтернатива Богу только одна — дьявол, других альтернатив нет… Полностью статью Александра Щипкова "PR-продвижение и психологизация Православия" читать здесь: www.pnp.ru/social/pr-prodvizhenie-i-psikhologizaciya-pravoslaviya.html
  15. 20 ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ В СЕТИ - и один из них читает Лекции по социологии религии
  16. 5 ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ В СЕТИ ФИЛЬТР Serjio Пользователи в сети Только что · 82.151.123.81 Гость Раздел Лекции С.Д. Лебедева 4 минуты назад · 109.70.100.29 Гость Тема ЛЕКЦИЯ 3. «Социология религии Макса Вебера» 7 минут назад · 109.163.218.22 Гость Тема Лункин Р.Н. На пути к цивилизационному разрыву 15 минут назад · 17.58.99.78 Гость 17 минут назад · 82.151.123.81
  17. 19 ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ В СЕТИ И один из них читает Лекции по социологии религии
  18. 23 июня - день рождения Анны Ахматовой * * * Пушкин, Библия, Данте в тисненье, Шекспир, Достоевский - вот весь скарб, что возила с собою Ахматова Анна. Как по-бабьи бы ни причитала, по-царски, по-детски - в целом молвлено о шестикрылии духа и сана. Отразятся в стекле, уходя по английскому чину: Гумилёв, Мандельштам и опять Гумилёв – каторжанин: И родня по-над Горенко сгорбится - горе, кручина, как склонялся над звонким арапом охрипший Державин. К ним из списков расстрельных, кто ряда не выдал живого: "Пушкин, Библия, Данте:" и далее - там же, по тексту, вдоль того же пунктира блаженное тянется слово - гробовой поцелуй Магдалины, Господней невесты: Речь идёт о бессмертии света. Ведь непокаянно зверем-цезарем взыскан кровящий доныне динарий. Пушкин, Данте, всея бездорожия русского Анна, Гумилёв убиенный и Лев, рудников пассьонарий... ------------------------------ Песня на эти стихи - на авторском сайте seshel.ucoz.ru
  19. Фокусы с верой: три истории об участии священников в групповых интервью На питерском Съезде прозвучали три совершенно удивительные истории про фокус-группы. Они показали, что даже в абсолютно для нас обыденных, стандартизированных ситуациях возникают неожиданные повороты событий и сюжеты. Они не укладываются в формат аналитических и методических отчетов, но о них рассказывают на съездах отраслевых ассоциаций: на кофе-брейках, за дружескими обедами и ужинами. Рассказы получаются живыми и экспрессивными, но это устная речь. Она растворяется в воздухе, расходясь во все стороны звуковыми волнами с затухающей амплитудой, впитываясь в диваны, стулья, стены и исчезая навсегда. Так получилось, что на этом Съезде в Питере между тремя замечательными рассказчиками и стулом оказался я. Я постарался всё запомнить и потом, по приезде в Москву, еще перезвонил и уточнил. Я сделал три звонка: в Калининград Сергею Цыпленкову (Калининградский социологический центр), в Томск Наталии Лосенковой (Исследовательский центр «Контекст») и в Барнаул Ольге Скворцовой (Маркетинговая исследовательская группа «Маркис»). А вот чтó они тогда, в Питере, рассказали. Шумел стихийными митингами за сохранение сквера, отданного под храм, майский Екатеринбург. Президент предложил: «Пусть всех рассудят социологи, пусть опрос решит, сквер там будет или храм». Шел первый день XXV съезда Ассоциации исследовательских компаний «Группа 7/89», и такой гимн социократии, социологу на троне звучал очень символично. Дальше всё произошло как в самом узнаваемом стихотворении Сергея Михалкова: «А у нас на кухне газ, а у вас?». За обедом стали обсуждать предстоящий екатеринбургский опрос… Ольга Скворцова из Барнаула сказала: Эпизод 1. Батюшка. Подписывайтесь на мой аккаунт в Инстаграм А у нас недавно на фокус-группе был православный священник. Он пришел прямо в рясе, с крестом, – в полном облачении. И, конечно, своим видом произвел впечатление не только на участников группы, но и на модератора. И я лично не уверена, на какой стороне он бы здесь оказался: на стороне защитников сквера или тех, кто отстаивает идею строительства храма. Ого! Расскажите про эту фокус-группу. Она проводилась по заказу Исследовательской группы ЦИРКОН. Изучали ценностную солидаризацию россиян – что сплачивает людей. Качественную часть – групповые интервью – в Барнауле проводила наша компания. И нам нужно было пригласить на группу людей, которые способны мобилизовать общественность, повести ее за собой. У нас были представители некоммерческих организаций, лидеры, активисты, которые тоже умеют ярко выступить, зажечь аудиторию. И тут заходит священник. Конечно же, среди этих лидеров, он мгновенно становится лидером. Мне кажется, сам внешний облик сыграл здесь свою роль: облачение, крест, длинные волосы. Это производило впечатление. Первая фраза, которою он сказал, представляясь: «У меня сейчас 650 подписчиков в Инстаграм, подписывайтесь на мой аккаунт». Раздал свои визитки, приглашал в храм. *Оксимирон, Oxxxymiron – российский рэпер, магистр английской филологии, выпускник Оксфордского университета. Читает рэп на русском, английском и немецком языках. У него приход рядом с университетом. Много молодежи, и контакт удобнее держать через соцсети. Поэтому он постоянно размещает посты в Фейсбуке, Инстаграм, Твиттере. В прошлом году Оксимирон* из Лондона через Твиттер призвал жителей Барнаула выйти на митинг, поддержать жительницу города Марию Мотузную, над которой начинался суд из-за поста в соцсетях. Пришло в итоге 150 человек. И среди них был этот священник с прихожанами с тезисом, что даже если кого-то из верующих ее посты задели, то в христианской традиции прощать, подставить вторую щеку. Там вообще очень много от такой исконной христианской справедливости, любви к правде, к истине. Например, он отказался у себя в храме продавать свечи. Говорит: «Если кто-то хочет сделать пожертвование, мы его примем, но свечи продавать не будем, они бесплатные». Коммерциализацию Церкви не признает. Прямо-таки «Иисус выгнал торговцев и менял из храма»! А как он вел себя в групповом обсуждении. Наверное, доминировал? Да, харизматичный и увлеченный человек. Он, конечно, забивал своей энергетикой других участников. Если он говорил, то люди замолкали, вслушивались, потому что было очень интересно. Приходилось использовать разные приемы, чтобы сбалансировать обмен мнениями. Человек умный, грамотный, хороший священник. Всё, что он говорил, было полезно. Это был такой серьезный вклад в наше исследование. Ему, кстати, понравился формат фокус-группы. Возможно, он воспринял его как некоторый аналог проповеди. Сказал: «Приглашайте еще. Очень у вас хорошо: и накормили, и поговорили!». Разговор проходил за обедом в ресторане отеля «Введенский», который на два дня вместил в себя социологическую тусовку со всей страны. «И накормили, и поговорили» относилось ко всем нам. За столом кроме автора этих строк и рассказчицы была Анна Булгакова (ДВМЦ "Мониторинг", Владивосток), Ирина Муратова (ООО "Общественное мнение - Красноярск"), Тимур Османов (ФОМ, Москва) и Наталия Лосенкова. Когда эмоции от услышанного улеглись, Наталия сказала: Эпизод 2. Имам. Я поговорю с их мужьями А у нас недавно была фокус-группа как раз на тему, связанную с РПЦ. В рамках исследования по изучению межконфессионального согласия. Но собрать там нужно было уже не гражданских лидеров и священников, а верующих мусульманских женщин – таких, которые регулярно посещают мечеть и совершают обряды. Мы попытались рекрутировать участников фокус-группы методом снежного кома, но у нас ничего не получилось. Выяснилось, что у мусульман не принято, чтобы женщина ходила в мечеть. Это не запрещается, но бывает редко. Мы поняли, что это будут единичные случаи в масштабах города, и рекрутировать таких респондентов практически невозможно. Связались с заказчиком, объяснили ему ситуацию. Такое, чтобы звонить заказчику и рассказывать, почему что-то невозможно сделать, у нас тоже не практикуется, но тут мы сталкивались с многовековой традицией. Обстоятельства непреодолимой силы. Заказчик всё понял, пошел нам навстречу: позволил рекрутировать просто верующих мусульманок, снял условие про регулярное посещение мечети. И даже это непростая задача! Допускаю, что проще всего было самим принять ислам, а потом самих себя опросить. Это был запасной вариант, который не понадобился. Одна наша коллега, сотрудница колл-центра, татарка, дружна с имамом. Поскольку, как мы выяснили, женщины редко посещает мечеть, имам сам посещает дома правоверных мусульман, общается с главами семейств и, уже с их разрешения – с женщинами и девушками. Получается, что это религиозное общение идет на дому. Он по нашей просьбе позвонил мужьям или отцам этих женщин и договорился, чтобы те отпустили их на фокус-группу. Здесь потребуется определенный «монтаж» как в «Человеке с бульвара Капуцинов», потому что следующая беседа состоялась уже на второй день Съезда. Так получилось, что я вкратце пересказал эти истории Сергею Юрьевичу Цыпленкову, которому, как оказалось, было что добавить. Пусть он в результате нашего «монтажа» окажется с нами за тем же столиком в первый день Съезда. Вот, что он рассказал: Эпизод 3. Буддийский лама. У нас на Пасху все идут в церковь Мы проводили исследование в одном поселке в Бурятии. Тема не была как-либо связана с религией – просто предвыборное политическое исследование. Всё шло очень гладко. Мы рекрутировали достаточное количество местных жителей – девять человек. Люди охотно соглашались, но постоянно задавали какой-то странный вопрос: «От дацана кто-то будет?». Я сначала даже не разобрал слов, переспросил. Оказывается, в серьезных делах – а фокус-группу местные жители сочли делом серьезным – они привыкли полагаться на авторитет местного священника – ламы. Пришлось ехать за ламой. Я поехал лично – вопрос деликатный. Недалеко находилось другое поселение, где был дацан – будийский храм. У входа стояло несколько лам. Мы подошли к ним, рассказали, в чем дело, и один из них вызвался сопроводить группу верующих в благом начинании. Пришлось несколько смещать выборку, но если это было условием проведения фокус-группы, то куда деваться! Получился своеобразный эффект наблюдателя как у Нильса Бора: либо мы ничего не узнаем об объекте, либо мы используем специальное устройство, которое неизбежно исказит наше знание об объекте, но с ним мы узнаем хоть что-то. Договорились, что вечером он придет. Он пришел с посохом, в оранжевом монашеском одеянии и с мобильным телефоном. Когда попросили выключить телефон, он покопался в своих вещах, нашел телефон, выключил. Разумеется, если еще до группового интервью будущие респонденты говорили об этом участнике с почтением и благоговением, то и на самой фокус-группе они всячески полагались на его мнение. Пришлось ввести специальный порядок реплик. С ламы начинать однозначно было нельзя. Если бы он говорил первым, остальные просто отвечали бы: «Я думаю так же, как он». Поэтому я построил беседу таким образом, что он каждый раз как бы подытоживал сказанное. Я сказал ему: «Вы авторитетный человек и мне кажется, вы могли бы каждый раз резюмировать, подводить черту под сказанным». Он согласился. Так и двигались по вопросам. В конце каждого блока я говорил, подчеркивая его авторитет: «А теперь вам слово». Он охотно высказывался. Но и при этом люди, даже если просто говорили про жизнь, рассказывали какую-то отвлеченную историю, всегда поглядывали на ламу: «Правильно ли мы говорим?». В МАТЕРИАЛЕ ИСПОЛЬЗОВАНЫ СЛЕДУЮЩИЕ КАРТИНЫ ИЛИ ФРАГМЕНТЫ КАРТИН ЕВРОПЕЙСКИХ МАСТЕРОВ XIX ВЕКА (В ПОРЯДКЕ ПОЯВЛЕНИЯ): Константин Савицкий. Инок (1897) Карл Фридрих Генрих Вернер. В мечети (1869) Василий Верещагин. Калмыцкий лама. (1869-1870) Интересный разговор с ламой состоялся после фокус-группы. Когда все разошлись, мы с ним сели побеседовать. Что мне запомнилось? Я спросил: «Вот у вас в поселке все есть: и русские, и буряты, и церковь, и дацан. Как вы живете, всё ли ладно в общении между людьми». Он сказал, что всё отлично. Когда наступает буддийский праздник, они идут в дацан. Когда православный, (Рождество, Пасха), все идут к батюшке. Но и это не всё. Потому что когда нет никаких праздников, то они все вместе идут к шаману. Так что в республике царит межконфессиональный мир и согласие. Жизнь многомернее и богаче аналитических и методических отчетов или научных статей по результатам исследований. Везде, где присутствуют люди, движение, действие, особенно действие социальное – наполненное смыслом, – может возникнуть история. Иногда истории впитываются не в стены и диваны, а воплощаются в тексте, опубликованном на Поле.ФОМ. А неопубликованные истории им завидуют. ЗАПИСАЛ РОМАН БУМАГИН. ФОМ https://pole.fom.ru/post/faktor-r-pri-organizacii-i-provedenii-fokus-grupp
  20. 5 ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ В СЕТИ рекордно мало за последнее время. Но - один упорно читает Лекции по социологии религии!
  21. Бессмертие Бессмертье? Вам, двуногие кроты, Не стоящие дня земного срока? Пожалуй, ящерицы, жабы и глисты Того же захотят, обидевшись глубоко... Мещане с крылышками! Пряники и рай! Полвека жрали — и в награду вечность... Торг не дурен. «Помилуй и подай!» Подай рабам патент на бесконечность. Тюремщики своей земной тюрьмы, Грызущие друг друга в каждой щели, Украли у пророков их псалмы, Чтоб бормотать их в храмах раз в неделю... Нам, зрячим, — бесконечная печаль, А им, слепым, — бенгальские надежды, Сусальная сияющая даль, Гарантирóванные брачные одежды!.. Не клянчите! Господь и мудр, и строг, — Земные дни бездарны и убоги, Не пустит вас Господь и на порог, Сгниете все, как падаль, у дороги. Между 1908 и 1912
  22. Сергей Шелковый Троица Отгремела гроза, и до одури липы запахли. Снова Троицы дух собирает апостолов в круг. Снова каплют с ветвей послеливневой свежести капли - то ли высверки слёз, то ли дробных минут перестук. В полдень в церкви шуршит под ногами душистое сено. От кленовой охапки струится воздушная взвесь. Молодеет Твой храм, как жасминовый куст, неизменно. Дай побыть ещё, Отче, в саду Твоём - ныне и здесь! Я - Твоё ведь созданье, Твой певчий, воительно-слабый, ибо всё, что люблю,- невесомей слезы дождевой... Освежи моё сердце кленовой шумливою лапой и укрой меня на ночь хмельной, приалтарной, травой. Может быть, без похмелья удасться мне утром проснуться, помолиться в родные, промытые ливнем, глаза... Я - Твоё ведь подобье, не пришлый с летучего блюдца. Липы счастливы - в мокрых соцветьях. И стихла гроза.
  23. 25 ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ В СЕТИ Семь часов спустя: 18 ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ В СЕТИ и 1 читает Лекцию № 1, 1 - Лекции в целом.
  1. Load more activity
×
×
  • Create New...

Important Information