Jump to content
КНИГИ: Эмиль Дюркгейм. Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии (на русском языке) Read more... ×
МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАВОВАЯ ПОДДЕРЖКА УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА Read more... ×
Международная научная конференция «Будущее социологического знания и вызовы социальных трансформаций (к 90-летию со дня рождения В.А. Ядова)» Read more... ×
IX Международная научная конференция «Социология религии в обществе Позднего Модерна: межконфессиональные, межинституциональные, межкультурные аспекты" (Белгород, 17-18 октября) Read more... ×
Социология религии. Социолого-религиоведческий портал
  1. Сообщество социологов религии

    1. Консультант

      Вам нужен эксперт по конкретной проблеме? Он может быть здесь!

      400
      posts
  2. Преподавание социологии религии

    1. 16
      posts
    2. 1
      post
  3. Вопросы религиозной жизни

    1. Религия в искусстве

      Отображение и осмысление социально-религиозных проблем в культурных явлениях и событиях

      911
      posts
  4. Научные мероприятия

    1. Социология религии в обществе Позднего Модерна

      Международная научная конференция, организуемая нашим порталом
      Социология религии

      197
      posts
    2. 17
      posts
    3. 217
      posts
    4. 101
      posts
    5. Другие конференции

      тут находится информация о региональных, муниципальных, внутриорганизационных и т.п. конференциях, ведётся их обсуждение

      26
      posts
    6. Иные мероприятия

      здесь можно анонсировать семинары, конкурсы, мастер-классы, презентации, круглые столы, публичные лекции, выставки и т.д., поделиться впечатлениями от прошедших мероприятий

      246
      posts
  5. Библиотека социолога религии

    1. Научный результат

      NETWORK SCIENTIFIC-PRACTICAL JOURNAL

      http://research-result.ru/

      31
      posts
    2. Классика российской социологии религии

      творения наших авторитетных предшественников

      18
      posts
    3. 9
      posts
    4. Архив форума "Классика зарубежной социологии религии"   (2004 visits to this link)

      Архив форума по 16 июля 2014. 39 тем.

    5. Творчество современных российских исследователей

      касающееся религии прямо или косвенно

      614
      posts
    6. 11
      posts
    7. Программы исследований

      помощь в совершенствовании рабочих документов

      10
      posts
    8. 500
      posts
  • Пользователи

    No members to show

  • Юлия Синелина

    Синелина Юлия Юрьевна

    Синелина Юлия Юрьевна – доктор социологических наук, один из самых известных в России и за рубежом социологов религии. Краткая биография Юлии Юрьевны Синелиной.

    Фотоматериалы

    Основные труды

    Здесь вы можете скачать ее работы с сервера и добавить свои комментарии в обсуждении.

  • Who's Online (See full list)

    There are no registered users currently online

  • Последние сообщения

    • Удружил, Андрей Брониславович! Прямо на мой День Рождения выдал такой текст
    • Чем похожи православный радикал и бывший губернатор АНДРЕЙ КОЛЕСНИКОВ 27 СЕНТЯБРЯ 2017 ВЕДОМОСТИ   Что является генеральной линией, а что не является – решается ежеминутно. И угадывать придется всем слугам режима – после 2018-го все чаще и чаще.   Казалось бы, что в них общего? Православный радикал, внешне похожий на юродивого и выполнявший соответствующую внешнему облику важную функцию борьбы всех здоровых сил против «Матильды», у которого внезапно (!) обнаружилась судимость за убийство с отягчающими обстоятельствами, разбой и подделку документов. И «прошедший путь» бывший комсомольский и партийный вожак, добравшийся до самых вершин власти в своем регионе, начинавший с советских орденов и закончивший наградами РПЦ, устроивший в соответствии с логикой новых времен своих сыновей на самые хлебные из хлебных мест – прямо как самые большие федерально-чекистские начальники, – получивший пост в другом регионе, вероятно, за чрезмерную эффективность менеджмента. Александр Калинин и Николай Меркушкин.   Андрей Колесников Андрей Колесников — руководитель программы «Российская внутренняя политика и политические институты» Московского Центра Карнеги. Общее в том, что оба, повторяя правильным образом драконьи извивы генеральной политической и идеологической линии, идя по стезе, обозначенной еще графом Уваровым – «православие, самодержавие, народность», а затем установленной совсем не графьями – «Ленин, партия, комсомол», «Путин – это Россия, Россия – это Путин, плану Даллеса – нет!», перегнули палку. И в соответствии с принципом «от каждого по способностям – каждому по труду» получили кто арест, а кто новое высокое назначение в жанре издевательского политического цирка. Спецпредставитель президента по взаимодействию со Всемирным конгрессом финно-угорских народов – это сильная рокировочка. И, как любое кадровое решение, месседж всем остальным. Вот можно закончить свою карьеру и так – если плохо себя вести. Например, говорить населению подведомственного региона, что за зарплатой они могут обращаться к послу США. Нет, конечно, посол США устроил майдан, кто ж спорит, но зарплата простых российских тружеников должна быть изыскана губернатором, а не послом. Помнится, в романе Альберто Моравиа «Конформист», по мотивам которого Бернардо Бертолуччи снял знаменитый фильм, отец главного героя, попавший в психушку, воображал себя министром по делам Венгрии в правительстве Муссолини. Должность вполне схожая с новым назначением слишком разговорчивого губернатора. Старался в рамках генеральной линии, но ее границы перешел – подвижная у нас не только двойная сплошная, но и генеральная. Так и Калинин: все делал правильно в рамках другого ответвления генеральной линии – слияния светского государства с ее отделом по идеологическому окормлению вечно оскорбленной паствы. Но чуток перестарался. И за избыточное рвение был наказан. Сгорел на работе за «Матильду». Что является шевелящейся, как неверная тень листвы, движимой осенним ветром, генеральной линией, а что не является – решается ежеминутно. И угадывать придется всем слугам режима – после 2018-го все чаще и чаще. Причем в какой логике происходит приход правоохранительных органов с краплеными купюрами, в какой показывают публично интерьеры с коробками из-под обуви с долларами, а в какой назначают спецпредставителями по наиважнейшим и неотложным делам – не дано предугадать никому. Главное – не перегибать палку и не проявлять избыточного рвения. Как выяснилось, и это тоже наказуемо. Оригинал статьи был опубликован в газете Ведомости   Источник: http://carnegie.ru/2017/09/27/ru-pub-73248
    • Тоталитаризм, порожденный свободой   Как новые возможности и прорыв к свободе приводили к вещам совершенно противоположным   ТЕКСТ:АНДРЕЙ ГРОМОВ Материал подготовлен в рамках проекта «The Earth Is Flat - Kак читать медиа?», реализуемого Гёте-Институтом в Москве и порталом COLTA.RU при поддержке Европейского союза           Как реформация стала тоталитарным сектантством Проповедь Мартина Лютера. Иллюстрация из книги Germania : dos mil años de historia alemana. Барселона, 1882 Fondo Antiguo de la Biblioteca de la Universidad de Sevilla 31 октября 1517 года Мартин Лютер написал 95 тезисов (легенда гласит, что он их собственноручно прибил к воротам Замковой церкви в Виттенберге), в которых обрушился с предельно жесткой критикой на самые основы католического вероучения. Ключевые идеи Лютера, которые были восприняты, поддержаны и развиты по всей Европе, касались высвобождения людей из-под тотальной опеки церкви, монахов и священнослужителей. Для спасения души не нужен никакой посредник перед лицом Господа. По сути дела, реформация радикально изменила коммуникацию человека с Богом. Если раньше нужен был посредник в лице Церкви, то теперь человек и даже целые сообщества людей получали право общаться с Богом напрямую. Впрочем, энергия высвобождения от опеки Церкви, от мнений церковных авторитетов, от церковных структур и всего такого очень скоро дала совсем обратный эффект. Пока церковь обладала властью отпускать грехи, пока угроза вечных мук уравновешивалась милосердием Господним, добрыми делами и молитвами монахов, люди куда больше ценили свободу и не слишком парились по поводу того, чем заняты соседи. Однако, в ситуации, когда общины верующих сами стали решать, что нужно для спасения души, сразу оказалось, что Господь не милосерден, а предельно строг, дьявол повсюду, а любая свобода - прямой путь к вечным мукам в аду. Протестантские общины стремительно создают жесткие своды правил и неукоснительно законов ограничивающих людей буквально во всем. Мы уже писали о том, как великий реформатор Жан Кальвин создал в Женеве специальные отряды (полицию), которые должны были следить за тем, чтобы люди у себя дома вели нравственный образ жизни и не предавались греху: чтению книг, болтовне, веселью, излишествам в еде. Все, кто рядом, по новой логике протестантских общин, - это либо свои, стремящиеся к спасению, либо агенты дьявола, которые прямо угрожают спасению души. Отсюда и тотальный контроль за жизнью людей, отсюда и свирепые наказания за отступления от жестких правил. Охота на ведьм - массовое уничтожение людей, подозреваемых в сношениях с дьяволом, почему-то приписывается католической инквизиции, хотя это феномен, развившийся именно в протестантских сообществах XVI-XVII веков.         Источник: https://etika.nplus1.ru/totalitas/totumfactum
    • 0 Серп и молот, а не крест остановили коричневую чуму Владас Повилайтис
      доктор философских наук, БФУ имени И. Канта На днях достопочтенную публику удивили очередной новостью. Министерство обороны для своего храма решило отлить ступени из переплавленной трофейной немецкой техники – той, что осталась после Второй мировой войны. Реакция публики была, мягко скажем, неоднозначна – сограждане поспешили увидеть в случившемся пережитки «магического мышления», впадение в архаику или демонстрацию вечной русской дичи. Правда, сомнения в «православности» этой идеи демонстрировало скорее незнакомство с православными храмами: достаточно посмотреть хотя бы на ограду Свято-Преображенского собора в Петербурге (основа ограды – стволы трофейных турецких пушек), чтобы не считать текущую инициативу чем-то из ряда вон выходящим. Традиция помещать трофеи в соборе – считая их приношением Всевышнему или святому патрону – существует, кажется, столько же, сколько вообще существует традиция войны. Меня же, однако, смутило другое – к моему удивлению весьма немногими голосами озвученное в реакции на новость. Это, собственно, простой вопрос: а какое именно отношение имеет православие к обращенным в металлолом железякам Вермахта? С детства меня учили – причем не только школа, но еще и живые на тот момент ветераны – что победу одержала великая Советская армия, плоть от плоти великого советского народа. Некоторые из них, несмотря на ветры времени, даже пытались контрабандой привнести мысль о руководящей и направляющей роли Иосифа Виссарионовича – но классная руководительница вовремя успевала их обрывать. Я с младенчества помню, что цвет Победы – красный, что серп и молот, а не православный крест, остановили коричневую чуму, я вообще много чего помню, о чем в благословенном XXI веке, видимо, мне настоятельно рекомендуют забыть.   Будь я параноиком и конспирологом, я бы решил, что в Министерстве обороны завелись ревизионисты – подобно тому, как окопались они на наших западных границах – и ведут нагло и упорно работу по переписыванию истории. Нет спора, Сталин – тиран и кровавый упырь. Но кормить рассказами про икону, которую на самолете осенью 1941-го возили над фронтом – в поисках небесного заступничества – и делать из этой байки вывод, что Богоматерь, а не советские многонациональные войска, остановили наступление под Москвой – за гранью добра и зла. То есть я не хочу вдаваться в религиозные споры и вопросы теологии – если Дева Мария была на нашей стороне, то и славно, но для множества наших солдат это было не так – они верили кто в Партию и коммунизм, кто в нирвану, кто в Аллаха и пророка его, запечатавшего печать пророчества, а кто ни во что не верил – назло всем или, по словам Толстого, поддаваясь «роевому чувству». Иными словами, если Министерство обороны желает связать патриотизм с православием – то это его воля, но здесь есть, как принято нынче говорить, по меньшей мере один тонкий момент. Не вдаваясь в спор, сколько было верующих в 1941-м, ныне число воцерковленных колеблется в пределах статпогрешности, а готовность отметить хоть Рождество, хоть Хануку присуща и мне – главное, чтобы компания была хорошая, ведь под шашлычок и коньячок вкусно очень. Говорить о единении народа и связывать этот самый народ только с православием – помилуйте, очень странная идея. Она буксовала уже в конце позапрошлого столетия, а с тех пор дела явно не пошли на пользу православию – и если быть циничным и прагматичным, то есть встать в ряды эффективных менеджеров, то это не самый продающийся заход. Кроме того, мой белорусский дедушка прошел всю войну и о его религиозных чувствах я знаю больше, чем Министерство обороны. Он был обычный сельский учитель, преподавал немецкий язык – и потому на передовых работал переводчиком, ходил в разведку за «языками» и много чего другого. Увы, не к моде нашего времени – он был коммунистом, не из рьяных, но вполне убежденных (насколько вообще может быть убежденным коммунист в белорусской деревне). И этой коммунистической идеи ему вполне хватало – и чтобы прожить жизнь, и чтобы пройти войну. Я не говорю, что он был прав. Но он так прожил. И не он один. И советские светские ритуалы – Вечный огонь, знамя Победы, пионеры в почетном карауле – были ему ближе, чем панихиды и храмостроительство. А иначе как бы он был заучем в деревенской школе и не испытывал при этом ни малейшего душевного дискомфорта? Хотя выпить, конечно, любил, но изобретал для этого другие предлоги.  Я совсем не против православного воинства, храмов во славу русского воинства и чего еще чья душа пожелает. Но православные сталинские соколы – это, право, помилуйте, перебор! Хотя, с другой стороны, если вспомнить, что Русская православная церковь в нынешнем виде существует с 1943 года – и является прямым творением Иосифа Виссарионовича, утвердившего ее название (ведь в синодальные времена церковь именовалась «Российской») – то мысль приобретает изрядную гибкость.     Источник: https://vz.ru/opinions/2018/12/28/957572.html
    • Сколько лет осталось русскому государству Эпатажный прогноз протоиерея Смирнова насчет «вымирания России» и заполонения ее ордами инородцев заставляет взять в руки реальные данные о национальном составе страны. Наше общество за прошедшие сто лет ощутимо изменилось, но правительство это как-то не заметило.© Фото ИА «Росбалт»     Александр Желенин Журналист
      ИА «Росбалт»     «Это не кризис, это катастрофа. Украина, Белоруссия, Россия вымирают. Нам вообще, как государству русскому, осталось лет тридцать. В европейской части мусульмане будут жить, а в азиатской — китайцы», — заявил на днях в своей очередной видеопроповеди руководитель патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Димитрий Смирнов. Те же русские, что останутся, будут «чистить сапоги» понятно кому, добавил он. В подтверждение своей правоты протоиерей привел пример Византийской империи. Гляньте, что с ней произошло, сказал он, великая страна, преемница Римской империи, и где она? Собор Святой Софии превратили в мечеть. Из колокольни Ивана Великого тоже хороший минарет получится, если снять с него крест, саркастически добавил Смирнов. Насчет Византии надо отметить, что греки, в отличие от русских, являющихся сегодня абсолютным большинством в РФ, никогда не были самым многочисленным народом в «своей» империи. Так же, например, как правящие ныне в Сирии алавиты составляют там лишь 10% от числа всех жителей страны. Апокалиптические сценарии из уст христианского священника — дело обычное. Страшный суд, геенна огненная и все такое. Но по сути вопроса ничего оригинального Смирнов не сказал. Такие прогнозы и опасения свойственны многим русским националистам. Не так давно подобными сценариями меня пугал один молодой безработный из Омска. Смотрите, говорил он, идет их («нерусских») семья, а у них несколько человек детей. А у русских сокращается рождаемость. Скоро «их» будет большинство… При этом похожие страшилки в ходу и у части российской либеральной интеллигенции. Про «засилье» мусульман в России и Европе нам постоянно твердят писатель Михаил Веллер, публицистка Юлия Латынина и ряд других. Рецепт борьбы с этим от протоиерея Смирнова следующий: надо «упереться пятками» и не пускать их. По стертости пяток господь будет судить достойны ли вы для попадания в царство божие или нет, уверяет он. То есть рецепт борьбы с этим «злом» (а если это не зло, то зачем с ним надо бороться?) есть, теперь его надо применить. Готовьте пятки, господа! Соответствуют ли представления о «засилье» мусульман фактам и реальной статистике — это уже совершенно никому не интересные подробности. Выйдите на улицу — вон «их» сколько! Вот и вся статистика. На фоне этих жизнеутверждающих сентенций попробуем все-таки разобраться, каково положение дел той области статистики, где говорится о национальном составе России, и какие тенденции в ней сейчас можно выявить на самом деле. Сразу надо отметить, что с точки зрения демографии наиболее точные сведения по составу (в том числе, национальному) и численности населения дает перепись. Ежегодный статистический мониторинг изменения в национальном составе страны показывает слабо. Учет въезда и выезда иностранных граждан, миграционный прирост населения, которые после ликвидации Федеральной миграционной службы ведутся соответствующим подразделением МВД, все менее достоверны. Достаточно сказать, например, что данных о миграционном приросте за 2018 год на сайте Росстата (а он эти сведения получает как раз от МВД) до сих пор нет. Поэтому более-менее полноценно судить о динамике изменения национального состава Российской Федерации до очередной Переписи, которая должна пройти в 2020 году, мы можем только по Переписям 2002 и 2010 годов. Здесь я вернусь к словам протоиерея Смирнова о «русском государстве». Тут батюшка, что называется, не думал, не гадал — нечаянно попал. Это тот случай, когда я в значительной мере могу с ним согласиться. Дело в том, что, несмотря на заявления части русских националистов о необходимости создания «русского государства», которое, по их мнению, должно быть отделено от «нерусских» республик высоким забором, нынешняя Российская Федерация (вероятно, впервые в истории!) действительно по преимуществу государство русских. Просто для сравнения. Согласно переписи 1897 года великорусское население в Российской империи составляло лишь 55,6 млн человек. Это 44,3% от общей численности ее населения, которое тогда насчитывало 125,6 млн человек. То есть русские в Российской империи были лишь относительным большинством. С отпадением от России в 1918 году Польши и Финляндии процентное соотношение русских увеличилось. По последней Всесоюзной переписи 1989 года в СССР насчитали чуть больше 145 млн русских, что составило тогда 50,6% от общего числа граждан СССР (286,7 млн). После распада СССР, русские в Российской Федерации стали абсолютно преобладающим этносом. По переписи 2002 года русские составляли 79,8% от общего числа россиян. По переписи 2010 года — в процентном отношении численность русских действительно сократилась — до 77,7%. Это было вызвано падением численности русского населения за этот период и в абсолютных числах. Если в 2002 русских в РФ насчитывалось почти 116 млн человек, то в 2010 только 111 млн. И в этом, конечно, ничего хорошего нет, но 111 миллионов — это все еще около 80% населения. Отметим, что в 1990-е и 2000-е годы уменьшалась численность не только русских, но и представителей большинства других национальностей России, например, финно-угорских народов, да и не только их. С 2002 по 2010 годы сократилась численность таких коренных тюркских народов РФ, как чуваши и башкиры. Уменьшилось (с 620 до 600 тысяч) число азербайджанцев. Почти не изменилось количество бурятов — 450 тысяч в 2002 году и 460 тысяч в 2010 году. Русские националисты разных видов как на главную опасность для национальной идентичности русского народа указывают на рост численности населения Северного Кавказа, а также на приток мигрантов из Средней Азии. Что касается последнего, то миграционный прирост в России замедлился, о чем свидетельствуют данные того же Росстата. В 2017 году он составил всего 212 тысяч человек. Предполагается, что за 2018 год миграционный прирост сократится еще больше, упав до 160 тысяч человек (полных данных по 2018 году пока нет). Причем заметим: мигранты из Средней Азии и Закавказья составляют в этом числе лишь около 50%-60%. Украинцев же, белорусов и молдаван в России на обывательском уровне (а все страхи на миграционную тему у нас именно на этом уровне) мигрантами особенно и не считают. Теперь о росте численности населения национальных республик Северного Кавказа. Да, этот процесс действительно идет. Однако давайте не забывать, что общая численность коренных кавказских народов в шести национальных республиках Северо-Кавказского федерального округа (без русского по преимуществу Ставрополья) составляет примерно 7 млн человек. Или 4,7% от всего населения России, насчитывающего на начало 2019 года 146,7 млн (вместе с Крымом). Напомню, что только в одной Москве по самой консервативной оценке проживает более 12 млн человек. Так что говорить о доминировании северокавказских народов в России просто смешно. Татары? Это давно пророссийский, сильно европеизированный и не очень религиозный народ. И все же численность русских продолжает падать, а кавказских народов — расти. Это тоже статистика. Важно понимать суть этого феномена. Если приглядеться повнимательнее к статистике Северо-Кавказского округа, то мы увидим, что большинство населения там все еще живет в сельской местности. Это особенно наглядно видно на примере двух самых многочисленных республик — Дагестана и Чечни. Из 3 млн жителей Дагестана 1,68 млн — селяне. Из 1,437 млн чеченцев сельских жителей 935 тысяч. Но именно село, особенно удаленные горные аулы, являются хранителями традиционалистских настроений и представлений, которые, к тому же активно поддерживаются и местной, и федеральной властями. Именно традиционализм, усиленно возрождаемый и насаждаемый сверху, — это та среда, которая способствует высокой рождаемости. Однако и здесь идут прогрессивные процессы. По данным социологов Высшей школы экономики, тот же Дагестан сегодня стал гораздо более урбанизированной республикой, чем 25 лет назад и этот процесс здесь активно развивается. Представление о том, что именно ислам способствует повышенной рождаемости опровергается наблюдениями сделанными еще в XIX веке. Давно выведена закономерность — чем выше уровень образования и общей культуры, чем выше урбанизация, тем ниже темпы роста населения. Точнее, оно стабилизируется. И от религии это не зависит. Характерный пример тут — такая мусульманская страна, как Саудовская Аравия. С ростом урбанизации (сегодня 88% населения этой страны живет в крупных городах), увеличением доходов граждан, уровня их образования, рождаемость здесь непрерывно падает последние 40 лет. Сегодня население этой страны понемногу увеличивается в основном лишь за счет трудовых мигрантов из других, пока еще по преимуществу аграрных государств и регионов Востока. Соответственно, картина «заполонения» мусульманами европейской России — пока не более чем игра больного воображения. Численность китайцев, в том числе на Дальнем Востоке России, пока тоже ничтожна. В 2017 в страну прибыло 8237 граждан Поднебесной, а выехало 7600. О чем говорить? Однако неосвоенность этих огромных территорий, безусловно, представляет угрозу для будущего. Нашумевшая попытка соблазнить россиян бесплатным гектаром дальневосточной земли — это какой-то странный привет столыпинской реформе начала ХХ века. Что-то мы не видим толп желающих… Российское общество за прошедшие сто лет ощутимо изменилось, но правительство это как-то не заметило. Тогда было 85% крестьян, сегодня 75% — горожане. Да и на селе крестьян не осталось. Несколько десятков тысяч фермеров, остальные — наемные работники крупных агрохолдингов. А вот увеличивать зарплату на Дальнем Востоке и в Сибири втрое-четверо по сравнению с зарплатами в европейской части страны, как это было во времена СССР — кто ж теперь на такое способен? Экономика частная, хозяину не прикажешь. Так что остается уповать лишь на миролюбие стратегического восточного партнера и его верность двусторонним договорам. Ну, и еще следовать мудрому совету протоиерея Смирнова — «молиться и молиться!». А что еще остается делать? Александр Желенин   Источник: http://www.rosbalt.ru/blogs/2019/03/31/1772403.html
  • Upcoming Events

  • Today's Birthdays

    1. Ксения
      Ксения
      (34 years old)
  • Изображения

  • Forum Statistics

    • Total Topics
      7508
    • Total Posts
      20019
×

Important Information