Jump to content
КНИГИ: Эмиль Дюркгейм. Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии (на русском языке) Read more... ×
МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАВОВАЯ ПОДДЕРЖКА УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА Read more... ×
Международная научная конференция «Будущее социологического знания и вызовы социальных трансформаций (к 90-летию со дня рождения В.А. Ядова)» Read more... ×
IX Международная научная конференция «Социология религии в обществе Позднего Модерна: межконфессиональные, межинституциональные, межкультурные аспекты" (Белгород, 17-18 октября) Read more... ×
23 августа - День Рождения Александра Степановича Грина (1880 - 1932) Read more... ×
Социология религии. Социолого-религиоведческий портал

Leaderboard


Popular Content

Showing content with the highest reputation since 07/24/19 in all areas

  1. 1 point
    Поздравляем с Юбилеем Михаила Ивановича Одинцова! Желаем счастья, крепкого здоровья, удачи, материального благополучия, энтузиазма и всех благ!
  2. 1 point
    Лолимпиада 2024 АНДРЕЙ ЗОТОВ Статья на портале «СпортРосОлимп» от 15 июня 2024 года: Налево пойдешь, направо пойдешь… Итак, завтра 16 июня 2024 года Олимпийское собрание спортсменов России должно принять окончательное и бесповоротное решение – участвовать ли через полтора месяца в летней Олимпиаде в Париже или нет. Давайте скажем честно, мы ведь понимали, что к этому все равно придет. И вот пришло. Эту историю знают все, но для непосвященных напомним основные события: Полтора года назад Всемирный олимпийский союз (ВОС) принял решение о фундаментальном изменении принципа формирования мужских и женских олимпийских сборных во всех видах спорта. Теперь просто половая принадлежность перестает являться единственным критерием отнесения спортсмена к мужчине или женщине. Допускается так называемый заявительный гендерный принцип, т.е. мужчина может сказать, что он позиционирует себя как женщина, всю жизнь страдал от ошибки природы и ему невыразимо больно, когда окружающие считают его мужчиной только по внешним признакам. На самом деле он - женщина, ему доставляет страдание выступать в мужских соревнованиях, и он хотел бы соревноваться с себе подобными. Для рассмотрения таких заявлений под эгидой ВОС в федерациях всех олимпийских видов спорта были созданы так называемые гендерные комиссии, которые стали выносить соответствующие решения. Им было дано право изучать биографию спортсмена, медицинскую карту, образ жизни, сексуальную ориентацию и предпочтения, а также рассматривать его спортивные результаты как бы через призму заявленной гендерной принадлежности. Ну, то есть, например, я прыгаю в длину не на 8,5 метров, а на 7,5 не потому что я плохой прыгун, а потому что я очень хорошая прыгунья. Соответственно, и наоборот, женщина-спортсменка может объявить себя мужчиной. Тот, кто официально сделал операцию по изменению пола, переходит в новое, так сказать, амплуа, гарантированно автоматом. Глава ВОС, объясняя тогда это решение, сказал: «Олимпийское движение живет не само по себе. Оно служит людям и следует за тенденциями развития мирового сообщества. Гендерная свобода – это несомненная ценность, величайшее завоевание современной демократии. И мы, олимпийцы, не можем оставаться в стороне, придерживаясь правил, которые были сформулированы сто лет назад и которые угнетают некоторых спортсменов, заставляя их быть тем, кем они не являются». Результатом всего этого стало то, что за последний год 28 мужчин из различных стран в 15 видах спорта объявили себя женщинами и получили от гендерных комиссий ВОС право выступать за женские сборные. Было и обратное движение – 4 бывшие женщины стали выступать в мужских соревнованиях. Спортивные достижения «оборотней» (как их стали называть в России) не заставили себя ждать: бывший мужик, перешедший в женскую сборную Дании по гандболу, растолкав всю французскую девичью оборону, швырнул «со всей дури» мяч, попал в лоб вратарю (настоящей женщине) и та получила сотрясение мозга. на женском чемпионате мира по дзюдо в тяжелом весе победило никому не известное чудо из Нидерландов, ранее считавшееся мужчиной, поборов всех женских чемпионов-фаворитов. При этом финал отметился скандалом, когда после окончания схватки проигравшая венгерская дзюдоистка треснула победителя по физиономии и на весь зал закричала, что-то типа «этот гад все время хватал меня за грудь!» «бегунья» из США в эстафете 4х400 обошла на круг всех соперников и десять метров к финишу шла пешком. на чемпионате мира по фигурному катанию на лед вышла пара из Канады, состоящая из двух мужчин – одного настоящего, другого бывшего. «Фигуристка» была одета как мужчина, в штанах, но более ярко, с обилием цвета, блесток и была сочно накрашена. Однако, по общему впечатлению, на льду катались два мужика. Выступили они так себе и в итоге заняли одиннадцатое место, потому что в произвольной программе упал партнер, когда подкручивал свою «девушку» в двойной аксель. Публика аплодировала им стоя. Весь лед был в цветах. Оценки судей были явно завышены. «Партнерша» плакала, а коллега нежно «ее» обнимал и гладил по голове. японка, перешедшая из женской спортивной гимнастики в мужскую, на тренировке чуть не сломала позвоночник, перепутав движения и забыв, что она крутится на мужской перекладине, а не на женских брусьях. вершиной всего этого начинания стало групповое изнасилование бывшей женщины, перешедшей в мужчины, двумя коллегами по сборной по водному поло одной из европейских стран после проигрыша в полуфинале чемпионата Европы. Как потом объясняли адвокаты виновников, они, дескать, были очень расстроены поражением и обвинили в нем новоявленного «товарища» по команде. И это только, как говорится, «капля в море». Но ВОС и спортивные федерации посчитали все это «естественными издержками переходного периода адаптации». И чтобы избежать их в дальнейшем начали лихорадочно изобретать дополнительные правила и инструкции – как бы сделать так, чтобы гендерная свобода не обрушила весь спорт. Эти правила оказались так сложны и запутаны, что ни выполнить, ни проконтролировать их выполнение, по нашему мнению, невозможно. Ну, например, в женских соревнованиях бывшие мужчины должны толкать ядро не стандартного веса для женщин 4 кг., а «увеличенного пропорционально интегральному коэффициенту объема и силы мышечной массы от среднего значения…» ну, и так далее. Мировое сообщество встретило решение ВОС неоднозначно. Цивилизованные, так сказать, страны, как и ожидалось, приветствовали и всячески одобряли. Ортодоксальные мусульманские государства и их общины на Западе, естественно, встали «в штыки». Они протестовали, собирали заседания и совещания, писали коллективные бумаги, люди выходили на многотысячные демонстрации. Все тщетно… Помучавшись, они, в конце концов, приняли половинчатое решение - не участвовать в соревнованиях, где есть спортсмены, перешедшие из одного пола в другой. И тут ВОС поставил им ультиматум – или вы принимаете новые правила и участвуете всегда и везде или мы вас вообще исключаем. Тогда возмущенные мусульманские страны тут же объявили бойкот олимпийскому движению, вышли из мирового спорта, организовали что-то вроде «Олимпийских игр неприсоединившихся нормальных людей» и запретили своим спортсменам даже думать о других соревнованиях под страхом различных духовных и светских наказаний. Однако, для ВОС все было нипочем и новые ценности были важнее. К тому же ВОС все просчитал. Уход ближневосточных и других исламских стран не убил спорт вообще. И даже не нанес существенных спортивных и финансовых потерь. Зато появились спортсмены-перебежчики, которые эмигрировали из стран, объявивших бойкот, и обратились в ВОС с просьбой как-то их пристроить и допустить к участию. Таких по всему миру оказалось около 200 человек. Тем из них, кто показывал, более или менее, достойные результаты, удалось с помощью ВОС сменить гражданство и они стали выступать под другими флагами. Остальные, как бы, «подвисли». И вдруг существенная часть этих оставшихся спортсменов начала, как по команде, заявлять о своей нетрадиционной ориентации, объявлять себя женщинами, мужчинами, трансгендерами и прочими пока меньшинствами. Кто-то реально сделал операцию по смене пола. И вот десять месяцев назад ВОС принимает еще более революционное решение. Как бы в ответ на демарш мусульман, а также на то, что в некоторых странах пышным цветом цветет гомофобия и гендерная нетерпимость, под эгидой ВОС создается олимпийская сборная ЛГБТ. И приглашаются туда спортсмены из большого спорта, которые либо не могут участвовать от своих стран в связи с бойкотом, либо просто подвергаются дискриминации на родине. ВОС взял на себя всю организационную работу по созданию этой сборной. Им открыли финансирование, наняли аппарат, тренеров, рекламу, создали базы, оборудование, включили в календари соревнований и прочая, прочая. Многие национальные федерации западных стран по собственной инициативе стали оказывать содействие, чуть ли не соревнуясь друг с другом в толерантности, кто больше поможет «молодой олимпийской команде». Дальше - больше. Как только пришло понимание, что сборная ЛГБТ – это всерьез и надолго, в нее начали активно проситься спортсмены из разных стран, совсем даже не участвовавших в бойкоте. Вот, например, что заявил известный европейский легкоатлет N, давно объявивший о своей сексуальной ориентации: «Я очень люблю свою страну, это моя родина, это мой дом, здесь живут мои родственники, друзья, любимый человек. Но когда я узнал, что ВОС создает сборную ЛГБТ, за которую будут выступать те мои коллеги, которые подвергаются чудовищной дискриминации, и чьи страны ввели ничем не оправданные бойкоты – радости моей не было предела! Я почувствовал огромное желание выступить за команду, в которой соберутся не просто отличные спортсмены, но и люди, объединенные общей идентичностью, которая гораздо выше, чем национальность или гражданство». Таким образом, не прошло и года, как под аплодисменты демократий спортивный мир получил вполне себе укомплектованные по большинству самых популярных видов спорта команды. Которые стали себе участвовать в различных турнирах и иногда добиваться каких-то результатов. Календари стали пестреть вот такими, например, вывесками: Волейбол. ЧМ. Мужчины. Италия – ЛГБТ. (При этом за ЛГБТ играли дюжие бывшие женщины, с суровыми лицами и рельефными мускулами). Теннис. Смешанный парный разряд. Ричард Д., Ребекка М. (США) – Полина Р. (муж.), Джон С. (жен.) (ЛГБТ). Для ЛГБТ придумали форму, официально на уровне ВОС утвердили радужный флаг, гимн и допустили к участию в Олимпийских играх в Париже 2024. Долго думали, когда делегация ЛГБТ должна выходить на церемонии открытия. Первыми, последними, по алфавиту среди стран? Как-то неправильно. Решили – вторыми, после Греции. И еще тридцать два «бывших» мужчины или женщины в составах национальных команд. И вся эта мужско-женская половая путаница со своими ядрами, копьями и правилами заявится на Игры, чтобы соревноваться с людьми, которые, родившись мужчиной или женщиной, по странному недоразумению решили ими и остаться. Кстати, есть информация, что всерьез рассматривается предложение - к пяти олимпийским кольцам, олицетворяющим континенты, добавить еще шестое, сами понимаете, какой расцветки. Говорят, ищут место на флаге. Вот так… А что же Россия? Спортивные чиновники, как водится, заявили, что необходимо дождаться, а потом внимательно изучить официальные документы. А пока «суть да дело» – участвуем во всех соревнованиях. Ну, понятно, взяли паузу, чтобы не рубить с плеча, оглядеться, понять настроение спортивной общественности, настроение страны внизу, наверху, посмотреть на Китай, на бывший СССР. Большой и сильный Китай подумал и заявил простую и незамысловатую позицию – нововведения не приветствуем, ценностей, которые опровергают тысячелетние традиции, не разделяем, у себя в китайском спорте всего этого допускать не будем, поддакивать вам и славить гендерные свободы не собираемся. Говорим и будем говорить все это открыто, потому что вас не боимся. Если будете заставлять - сами уйдем, и уведем всех кого сможем. Но так как альтернативы нет – Китай пока участвовать будет. А там посмотрим. Вот и все. И опять остались мы одни… Чиновники изучили документы ВОС вдоль и поперек. Все понятно. Надо решать. И Россия ушла в раздумья и споры. И, как всегда, уж к счастью или к несчастью, разделилась на два лагеря. Ничего особо не добавляя от себя, просто приводим цитаты от известных соотечественников. Вот, например, мнение известного либерального политика N: «Да, да, конечно, я понимаю, не соответствует русской традиции, духовные скрепы, консервативные ценности, семья, религия и так далее. Я даже не хочу углубляться в нравственно-философскую часть вопроса. Я про другое. Ну, откажемся мы, ну вычеркнут нас из мирового спорта. Дальше то, что? Без международных соревнований спорт в России умрет. Мы готовы? Даже не так – все готовы? Я лично – нет. Ладно, я - конченый человек, либераст, пятая колонна. А другие люди? Вы думаете, их нет? Да сотни тысяч, миллионы! А молодежь? Они просто хотят смотреть чемпионаты, Олимпиады, болеть за своих. Куда их всех? Пускай эмигрируют? А чем они хуже других? Это вы родились во времена СССР и помните Харламова, а они того мира не знают, они живут в этом мире, видят его каждый день. А этот мир такой! Понимаете, такой. И никакого другого нет!» Или вот мнение популярного блогера A: «Все мастера запрещать! Это нельзя! Это безнравственно! Слушайте, 500 лет назад нас бы всех надо было сжечь на костре. За то, как мы одеваемся, за фильмы, песни, танцы. Зайдите на любой пляж летом и скажите, что бы сделала с этими людьми испанская инквизиция? Мир меняется и это объективно. Теперь вот еще эти гендерные свободы. Ну и что? Да. Не принято у нас так. Но наших спортсменов никто не заставляет переходить из одного пола в другой. Так и хорошо. Зачем же бойкот-то объявлять? Зачем забор-то строить вокруг себя? Все равно ведь не удержишь. Через 10 лет после войны в СССР уже стиляги были, безо всяких телевизоров и интернета. Надо ехать и выигрывать». А вот так, уже ближе к теме, высказался действующий российский спортсмен, серебрянный призер последнего чемпионата мира, один из лидеров олимпийского сезона К.: «Ситуация действительно довольно сложная. Мы, спортсмены, естественно, видим общественное мнение в России, реакцию на все эти события. Лично я всегда был мужчиной и останусь им навсегда. И я не знаю ни одного примера в российском спорте, чтобы кто-то обращался в гендерные комиссии по такому вопросу. Что же касается вообще новых правил ВОС по мужским и женским сборным и по сборной ЛГБТ… Во-первых, речь идет об очень небольшом количестве людей, которые перешли, так сказать… А ЛГБТ ни в одной олимпийской дисциплине не является лидером. У меня, например, нет ни одного серьезного соперника из этой команды. Ну, бежит там кто-то за мной. Какая разница? Все, как говорится, бегут. А во-вторых, всем известно, что у России и Запада есть некоторые расхождения в части гендера. И не только в спорте. Просто спорт на виду. Но выходить из олимпийского движения, все обрубить… Это же не на год, и не на два… навсегда. Не знаю… Мне кажется, что это неправильно. И для спортсменов и для болельщиков. Надо как-то адаптироваться, что ли». А вот альтернативное мнение другой, не менее известной, российской спортсменки В.: «Нет, я для себя уже все решила. Что бы ни приняло собрание, я не еду. Тут нечего объяснять. Ничего не имею против кого-либо, но я в этом не участвую. Это без меня. Что буду делать? Не знаю пока. В крайнем случае, детей пойду тренировать или в школу учителем физкультуры. Как думаете, возьмут трехкратную чемпионку мира?» (смеется) Наш заслуженный ветеран, двукратный олимпийский чемпион, многократный чемпион СССР П.: «Я уже пожилой человек и не хочу рассуждать обо всем этом. Я понимаю спортсменов, болельщиков, но это неприемлемо. Это уже не Олимпийские игры, а кунсткамера какая-то. И участвовать в этом нельзя. Категорически! Если бы был Союз - даже не рассуждали бы. Ушли бы и полмира с нами бы ушло. Сейчас другие времена, но все равно ехать не надо. Чтобы внукам в глаза потом можно было бы смотреть». Депутат Госдумы С.: «Что нам всем говорили мамы в детстве? Они говорили: «Мало ли, что все делают, у каждого своя голова на плечах, а ты не делай, потому что будешь за себя отвечать, а не за всех». Вот сейчас время, когда Россия должна вспомнить эти родительские наставления. Да, будет больно, будет одиноко, будут дразнить, издеваться, заманивать, может быть и ударить захотят. Но нельзя, понимаете, нельзя! Есть вещи важнее медалей, важнее интеграции в мировое сообщество. Если это сообщество сходит с ума и теряет границу добра и зла…» Русская православная церковь, естественно, призвала отказаться и от участия, и от просмотра Игр, заявив, что «из мирового праздника они превратились в Содом, участь которого всем известна». «Господь милостив и всемогущ и, если будет воля Его, по вере нашей, не даст пропасть ни отечественному спорту, ни спортсменам», - добавили в РПЦ. Духовное управление мусульман России также призвало к бойкоту, напомнив, что «мусульманские страны нашли в себе мужество отказаться от этих игрищ и такая страна как Россия просто не может позволить себе никаких компромиссов с совестью и верой». Ну, а остроту полемики на телевидении, радио, газетах и интернете на тему участия-неучастия просто не передать. На этом фоне допинговые скандалы 2016-18 годов кажутся просто бузой в детской песочнице. Да, конечно, шесть лет назад Россию оболгали и унизили, но, по крайней мере, обвинения тогда строились на какой-то понятной нравственно-юридической основе – типа, честность, справедливость в спорте. Нас тогда сильно ударили. Но мы знали, что ударили именно нас, знали кто, чем и за что. Россия, как могла, боролась (или не боролась) с подходами и решениями международных инстанций, но никогда не оспаривала борьбу с допингом в принципе, как сущность. Никакого ценностного противоречия не было. А сейчас? Никто нас не бьет. С допингом все как-то улеглось. Мы вернулись. ВОС говорит – просто стойте в строю ровно, как все, и все с вами будет хорошо. И будут у вас и медали, и Русский дом в Сен-Дени с водкой и икрой. Но нам не стоится в строю. И если мы завтра сделаем шаг вперед и скажем «нет, это без нас» - мы это сделаем сами, без всяких докладов, расследований и приговоров. Все это напоминает, уж извините за патетику, некий цивилизационный выбор. И так уж получается, что какой бы он ни был – его в стране примут не все. O tempora, o mores! О времена, о нравы! Эх, Россия, ты, матушка! Идут столетия, меняются тысячелетия, а ты опять стоишь на распутье… Источник: http://aurora.network/forum/topic/56429-lolimpiada-2024
  3. 1 point
    «Ни Запад, ни Восток!»: Исламская революция в Иране 38 лет назад революция завершилась провозглашением аятоллы Хомейни верховным правителем Ирана Карина Саввина Спустя два дня после захвата американского посольства в Тегеране, 6 ноября 1979 года аятолла Рухолла Хомейни официально получил от Временного правительства Ирана всю власть в свои руки. Так завершились революционные процессы в Иране, сделав Хомейни до его смерти единственным источником принятия решений. Считается, что Исламская революция в Иране и началась с подавления антиправительственной демонстрации в Куме зимой 1978 года. Тогда, по разным данным, были расстреляны то ли двое, то ли 70 человек. Светской державой правил шах Мохаммед Реза Пехлеви, поддерживаемый США, и последний факт раздражал иранцев, кажется, еще больше, чем какие-то конкретные действия монарха и хорошо оплачиваемый им крайне жестокий репрессивный аппарат. Пехлеви был совершенно непопулярен, и его попытки вести страну к «прогрессу» и невнятная экономическая политика серьезно били по простым иранцам, благосостояние которых напрямую зависело от мировых цен на нефть. Разумеется, именно нефть и стала причиной «засилья» американцев в Иране. Нефть и попытка США заместить собой британское влияние в регионе. В 1950-х британские и американские спецслужбы провернули операцию «Аякс», свергнув демократически избранного премьер-министра Ирана Мохаммеда Мосаддыка. Тот последовательно боролся с Англо-иранской нефтяной компанией (АИНК) и выступал за национализацию нефтегазового сектора. Это западных партнеров Ирана устроить не могло. Некоторые иранские богословы и ранее проявляли себя в антианглийских выступлениях в 1920-х, часть шиитского духовенства была сторонниками Национального фронта (НФ), депутаты которого в 1950-х боролись против АИНК. Поддержка в стенах меджлиса ведущих религиозных авторитетов политики НФ в нефтяном вопросе поспособствовала мощной политизации общества, подпитав массовое движение против Великобритании. 26 января 1951 года тысячи тегеранцев по призыву аятоллы Кашани собрались на митинг в мечети «Шах», где приняли резолюцию, требующую национализации нефтяной промышленности. Была издана даже специальная фетва, в которой верующих иранцев призывали поддержать это движение. Такими антибританскими настроениями поспешили воспользоваться США, вытеснили Соединенное Королевство с иранского рынка и укрепили свои геополитические позиции — все благодаря госперевороту 1953 года. Считается, что провалу дипмиссии в Тегеран Аверелла Гарримана, личного представителя президента США Гарри Трумэна, пытавшегося надавить на премьер-министра Мосаддыка, помог аятолла Кашани. Он напомнил иранскому политику о судьбе предыдущего премьера, генерала Хаджа Размара: того в 1951 году застрелили боевики исламской организации «Федаины ислама» спустя несколько дней, как он произнес в парламенте речь против национализации нефтегазового сектора. Религиозные деятели Ирана оказывали серьезное влияние на политику государства, но и бескомпромиссность шиитского руководства, и параллельная агентурная работа ЦРУ и британских спецслужб привели к перевороту и наступлению «американской эры» в Иране на ближайшие 25 лет. После успеха «Аякса» к власти правительства Ирана пришел генерал Фазулла Захеди, приближенный к шаху. США тут же выделили 45 млн долларов «безвозмездной помощи» новому иранскому правительству. Все это обеспечило американским монополиям серьезную долю в добыче иранской нефти, и Соединенные Штаты принялись оказывать систематическую поддержку возрождавшемуся шахскому режиму — финансовую, военную, техническую, политическую. Членов же левых организаций и других антимонархистов ждали жестокие репрессии. Но вот духовенства подобные меры не коснулись вплоть до 1963 года, когда многие из богословов выступили против так называемой «Белой революции», проводимой шахом. Эти реформы лишали законодателей какого-либо контроля над чиновниками, а духовенство ставилось в полную зависимость от последних. Тогда и обратил на себя внимание аятолла Хомейни. В середине марта 1963 года, накануне иранского Нового года, Хомейни призвал сограждан отказаться от веселья, а лучше выйти на улицу с политическими лозунгами. Хомейни называл шаха «доверенным лицом Израиля», побуждал народ «восстать и сбросить тиранию», а любовь к шаху считал «потворством грабежу народа». Постепенно ислам как религиозная и политическая сила выступил противником монархического правления и американского лобби в Иране. Исследователи называют шаха Пехлеви, какими бы ни были его внутренние устремления по модернизации страны, некомпетентным, самонадеянным и малоэффективным. Иранский народ нищал, росла безработица, сельские жители массово двинулись в города. Только за пять лет расходы на импорт продовольствия в Иран выросли с 32 млн до 2 млрд долларов, к 1978 году он уже достигал 2,5 млрд долларов. Назревал социальный взрыв. Как только произошло падение цен на нефть, Иран оказался на грани катастрофы. Аятолла Хомейни уже открыто обвинял шаха в измене интересам ислама в угоду политике сионистов и правительства США. Его неоднократно арестовывали. Над тысячами участников антишахских выступлений в одном Тегеране устраивали расправы, десятки аятолл попадали в тюрьмы. Все это подвело страну к новой странице своей истории — антимонархической революции 1978—1979 годов, которая передала власть в руки другого человека, на этот раз — с твердыми религиозными убеждениями. Хомейни, находясь в изгнании, призывал народ вернуться в лоно ислама и построить государство на принципах единобожия. Более того, он с точки зрения фикха обосновывал нелегитимность шахской власти, что давало иранским мусульманам повод для борьбы. В сентябре шах ввел в стране военное положение, что запрещало любые демонстрации. Несмотря на это, люди вышли на массовую акцию протеста в Тегеране, при ее разгоне погибли 87 человек. Это запустило цепную реакцию, началась всеобщая забастовка работников нефтяной промышленности. В октябре практически все нефтедобывающие предприятия и нефтеналивные порты остановились. В начале ноября 1978 года во Франции лидер Национального фронта Карим Санджаби и аятолла Хомейни заявили, что «иранский кризис может быть разрешен лишь при условии упразднения власти династии Пехлеви». К этому моменту экономика Ирана уже была окончательно подорвана массовыми стачками. 2 декабря в Тегеране два миллиона человек вышли на улицы и потребовали сместить шаха. 16 января 1979 года Мохаммед Реза Пехлеви бежал из Ирана вместе с императрицей по настоянию премьер-министра Шапура Бахтияра. Аятолла Хомейни, рассуждая об исламском государстве и призывая создать исламскую республику, никогда не говорил ничего конкретного о том, как он видит ее структуру. Но среди леворадикально настроенного духовенства были яркие личности, которые выступали за революцию, но против теократии. Так, аятолла Талегани писал в «Эттелаат» 6 февраля, что руководители исламского движения признают себя сторонниками народных масс, а их цель — создание исламского строя, основанного на демократии и свободе, не будет ни эксплуатации, ни капитализма, при исламском строе не может быть и наследственной монархии. И, если после победы других революций, во главе которых были коммунисты и националисты, приходили к власти политические партии и «устанавливалась диктатура», то иранские религиозные лидеры «никакой претензии на власть не имеют и властителями не станут». Как только страна избавилась от монарха, предводитель революции Хомейни, чье имя в Иране знал, наверное, каждый, объявил, что созывает собственное правительство. Премьер-министром он назначил инженера Мехди Базаргана. Начался переходный период двоевластия и борьбы с правительством Бахтияра. Хомейни заявлял, что в случае, если «узурпаторское правительство Бахтияра» мирно уйдет в отставку, все проблемы смогут быть урегулированы. «Народ единодушно требует исламской республики», — провозгласил аятолла. «Мы хотим такого правительства, создания справедливого строя. Идея его в том, что нужно, чтобы я ел сухую корку, если в моей стране голодает хоть один человек, голодает или ведет жалкую жизнь. Вот такое справедливое устройство мы хотим создать», — добавил он. Шахский режим он характеризовал как незаконный и наказывал слушаться правительства Базаргана, так как оно «освящено шариатом». Уже на следующий день после этого заявления, 6 февраля, на улицах Тегерана появились лозунги: «Базарган, Базарган, благословенно твое правительство!», «Базарган, Базарган — исполнитель воли Корана!», «Слава Хомейни, привет Базаргану!». Исследователи сходятся, что Хомейни хотел, чтобы передача власти осуществилась мирным путем, но у народных масс были другие настроения. Когда 9 февраля в аэропорту «Мехрабад» между шахскими гвардейцами и «хомейнистами» завязался бой, он быстро перекинулся на улицы, захватив весь город. Сторонники Хомейни взяли под контроль полицейские участки, военные части и начали раздавать оружие населению. Генштаб к 11 февраля объявил о своем нейтралитете. Несмотря на это, революционные выступления в разных городах продолжались практически до конца месяца. После референдума о создании Исламской Республики, который состоялся в конце марта, правительству под руководством Базаргана осталось проработать всего несколько месяцев, за которые была разработана новая конституция. За это время Базарган несколько раз подавал в отставку, несогласный с жестокостью преследований противников революции, которых, как при любом гражданском расколе, в Иране нашлось немало. Он выступал против произвола исламских революционных трибуналов и закрытых судов, против казни бывшего главы правительства Амира Ховейды и даже против нового названия страны, предпочитая формулировку «Исламская Демократическая Республика Иран». Но места для «демократической» республики не нашлось. Уже 6 ноября аятолле Хомейни была передана власть от Временного правительства. Это случилось спустя двое суток после разгрома американского посольства. Очевидцы вспоминают, что на стенах здания было начертано: «Мы не хотим ни Запада, ни Востока! Да здравствует исламская революция!» Отставку Базаргана, наконец, приняли. Хомейни был провозглашен конституцией 1979 года пожизненным «рахбаром» — высшим руководителем страны. Он стал единственным центром принятия важнейших решений до самой своей смерти в 1989 году. Вопреки заявлениям аятоллы Талегани о невозможности единоличного правления в исламе, рахбар в Иране контролирует деятельность всех ветвей власти. Источник: https://regnum.ru/news/polit/2342244.html
  4. 1 point
    По всей России православные верующие отмечают День крещения Руси Миллионы православных сегодня отмечают День крещения Руси. Князь Владимир в X веке принял христианство и избрал его в качестве религии древнерусского государства. И это на века определило путь развития не только России, но и Белоруссии, Украины и еще ряда государств. Во всех храмах сегодня - праздничные богослужения, звонят колокола. В Москве после литургии в Успенском Соборе Кремля пройдет крестный ход к памятнику Князю Владимиру на Боровицкой площади. Источник: https://www.1tv.ru/news/2017-07-28/329678-po_vsey_rossii_pravoslavnye_veruyuschie_otmechayut_den_krescheniya_rusi
×

Important Information