Jump to content
Социология религии. Социолого-религиоведческий портал

Leaderboard


Popular Content

Showing content with the highest reputation since 10/20/20 in all areas

  1. 1 point
    Автор Екатерина Сигитова, психотерапевт, доктор наук Религия в разговорах о смерти Религия — важный источник силы и поддержки для множества людей, в том числе в моменты, когда они сталкиваются со смертью. Религиозные объяснения действительно помогают детям, если даны с поправкой на их детское восприятие и с пониманием, зачем это делается. Распространенный путь, по которому идут многие не особенно религиозные родители в момент, когда нужно объяснить смерть ребенку, — это добавление в рассказ слов и концептов из религиозной парадигмы, например рая, ангелов и т. д. С одной стороны, так проще, и родителей можно понять. С другой стороны, если ребенок не рос в этой парадигме изначально, он может встревожиться и напугаться. Поэтому, если вы решите использовать какие-то такие идеи, но при этом они относительно новы для ребенка, будьте особенно «осторожны вот с чем. ЕСЛИ УПОТРЕБЛЯЕТЕ ВЫРАЖЕНИЯ ВРОДЕ «БОГ ЗАБРАЛ», «ОН ТЕПЕРЬ С БОГОМ НА НЕБЕСАХ» — ПОМНИТЕ, ЧТО ДЕТИ СКЛОННЫ ВСЕ ТОЛКОВАТЬ БУКВАЛЬНО, поэтому могут решить, что Бог внезапно забирает, кого ему вздумается, а значит, заберет и их. ОСТОРОЖНО ВВОДИТЕ КОНЦЕПЦИЮ «СМЕРТЬ — ЭТО ВОЛЯ БОГА»: ребенок может подумать, что Бог злой и хочет, чтобы люди умирали, что Бог может захотеть, чтобы умер еще кто-то из семьи ребенка или даже он сам. НЕ СТОИТ УВЛЕКАТЬСЯ ЖИВОПИСАНИЯМИ РАЯ КАК ПРЕКРАСНОГО МЕСТА, где всем хорошо и куда все мечтают попасть. Дети, с их буквальным пониманием, могут сами захотеть туда попасть, особенно если там, по этой теории, уже находится кто-то очень им дорогой. Известны случаи, когда дети пытались повредить себе, чтобы умереть и наконец попасть в рай. ЕСЛИ ВЫ РАССКАЗЫВАЕТЕ О ТОМ, ЧТО УМЕРШИЕ «СМОТРЯТ НА НАС С НЕБА», «незримо присутствуют везде», «остаются у нас в сердцах», уточните, что это не означает физического наличия умерших в комнате ребенка и что труп не будет за ним следить. ЕСЛИ ВЫ ПРОДВИГАЕТЕ ИДЕЮ, ЧТО УМЕРШЕМУ ТАМ (НА НЕБЕ, В РАЮ) ЛУЧШЕ, ЧТО ОН ТАМ СЧАСТЛИВ, — УБЕДИТЕСЬ, ЧТО ЭТО НЕ ЗВУЧИТ КАК «ВСЕ К ЛУЧШЕМУ». Такое может получиться из-за ваших переживаний, из-за того, что вы сами не очень-то верите в рай и вечную жизнь, и из-за собственных тяжелых эмоций ребенка. Безотносительно того, насколько религиозное объяснение успокаивает, смерть — это в любом случае потеря того, кто жил и был дорог, это время горевания и грусти. Важно не мешать ребенку это понять и не запутывать его, в том числе и для того, чтобы он мог делиться своими чувствами и получать поддержку. Все эти рекомендации не для глубоко верующих людей (мне бы и в голову не пришло, что я могу их чему-то учить), а для тех родителей, которые обратились к религиозным образам именно в контексте разговора о смерти, от растерянности и тревоги. Источник: https://www.alpinabook.ru/blog/kak-razgovarivat-s-detmi-o-smerti/
  2. 1 point
    ВИДОЕВИЧ Зоран — доктор социологии, научный советник института общественных наук (Белград) Для того чтобы осуществить «социал-демократическую» модель социализма — наряду с материальными предпосылками, институциональной демократической «инфраструктурой» и культурой толерантности — не должно быть резкого конфликта и деления общества по классам и слоям, по национальному и религиозному признакам. Без этого нет никаких оснований для исторических, классовых и политических компромиссов. Эти предпосылки в подавляющем большинстве теперешних «пост-реально-социалистических» обществ отсутствуют. Христианский и вообще вдохновленный религией социализм — это морально-духовная, но не реальная политическая сила, которая могла бы создать особый вид общественно-государственного строя. Однако есть причины предполагать, что влияние именно этого социализма как морально-духовной силы и критического сознания будет расти в обществах, охваченных бедностью, беззаконием, ломкой ценностей и «жаждой смысла». Но и этот вид социализма появится в различных «смесях». Теология освобождения и надежды в иных формах, вместе с некоторыми типами социального радикализма, включая прореволюционный, могут появиться и в нашем ареале. Некоторые из этих «смесей», в которых представлен основанный на религии социализм, становятся исторически ретроградными, когда он связывается с автократией и агрессивным национализмом и тяготеет к модели теократическо-авторитарного государства. Эта тенденция уже заметна в большинстве «пост-реально-социалистических» обществ. Но религиозные и конфессиональные общности с их ориентацией на практическую общественную жизнь не «монолитны», равно как и вдохновленный религией социализм. Вследствие этого различные течения внутри него будут сливаться в одно, переплетаться и соединяться с различными идеологиями, политическими, социальными и культурными субъектами. В: "Социологические исследования"
×
×
  • Create New...

Important Information