Перейти к содержимому
КНИГИ: Эмиль Дюркгейм. Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии (на русском языке) Подробнее... ×
ВНИМАНИЕ! Заработал сайт очередной Минской религиоведческой конференции (18-20 апреля 2019 г.) Подробнее... ×
Международная научная конференция "Процессы, тенденции, области и границы религиозных изменений в современном мире: (де) секуляризация, постсекуляризация, возрождение религии - теории и эмпирические данные" (Сербия, Белград, 5-6 апреля 2019 г.) Подробнее... ×
МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАВОВАЯ ПОДДЕРЖКА УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА Подробнее... ×
Акоп Погосович Назаретян (05.05.1948 — 15.02.2019) Подробнее... ×
Е.А. Островская. "Социология религии. Введение" (СПб.: "Петербургское востоковедение", 2018. - 320 с. Подробнее... ×
Социология религии. Социолого-религиоведческий портал

Таблица лидеров


Популярные публикации

Отображаются публикации с наибольшей репутацией начиная с 24.03.2018 во всех областях

  1. 1 балл
    Уважаемая Татьяна Владимировна! Ваши коллеги по оргкомитету конференции "Социология религии в обществе позднего модерна" поздравляют Вас с Днём Рождения! Примите пожелания счастливой семейной жизни, успешной научной карьеры, радостного душевного настроя!
  2. 1 балл
    Поздравляем Анастасию Сергеевну Астахову с Днём Рождения! Желаем здоровья, счастья и удовольствия от общения на нашем сайте!
  3. 1 балл
    Сегодня День Рождения празднует Василевич Наталья Степановна! Поздравляем и желаем ярких впечатлений, важных мыслей и приятного разнообразия в жизни!
  4. 1 балл
    Поздравляем Максима Игоревича Богачёва с Днем Рождения! Примите пожелания здоровья, бурной нескончаемой энергии, творческого вдохновения, благополучия и успехов во всех Ваших делах! Желаем продолжения успешной работы в международно признанном университете!
  5. 1 балл
    Дорогая Софья Владимировна! С удовольствием отмечаем факт Вашего Дня Рождения и поздравляем Вас! Желаем интересных и удивительных загадок на научном пути и максимальной радости от их разгадывания!
  6. 1 балл
    Владимир Александрович Мартинович рождён в День Знаний - 1 сентября, и на этом основании администрация сайта желает ему успешного получения и распространения научных знаний о религии! Ещё мы хотим пожелать, чтобы все сюрпризы, которые в этом деле (и других делах) поджидают именинника, были приятными!
  7. 1 балл
    Поздравляем Елену Ивановну Пронину с Днём Рождения! Желаем всяческих успехов на жизненном пути, радостного настроения и приятных цветов!
  8. 1 балл
    Сегодня День Рождения Михаила Юрьевича Смирнова! Поздравляем нашего уважаемого коллегу и желаем научного вдохновения, жизненного творчества, приятных и полезных идей!
  9. 1 балл
    С большим удовольствием поздравляем Романа Николаевича Лункина с Днём Рождения! Желаем победы в жизненной игре! Пусть сюрпризы будут только приятными!
  10. 1 балл
    Администрация сайта поздравляет Ольгу Михайловну Гладкую с Днём Рождения! Пусть жизнь будет наполнена маленькими радостями, складывающимися в одно большое счастье!
  11. 1 балл
    Поздравляем Галину Сергеевну Широкалову с Днём Рождения!!! Счастья Вам, здоровья, отличного настроения, удачи, вдохновения и успехов в работе!
  12. 1 балл
    Поздравляем Ольгу Ивановну Сгибневу с Днём Рождения! Желаем крепкого здоровья и весеннего настроения!
  13. 1 балл
    х Ангел Мавроди Сергей Пантелеевич Ветерок прошелестел – Ангел светлый прилетел. За плечом моим стоит – И молчит. Ну, скажи хоть что-нибудь! Посоветуй отдохнуть, Да удачи нагадай – Пожелай. Как устал я, ангел мой, От дороги от земной! От трудов и от забот, От невзгод. Грешен я... А впрочем, что ж! Ничего уж не вернёшь. Возвращайся лучше в рай – И прощай. Ветерок прошелестел, Ангел тёмный прилетел. За другим плечом стоит И – молчит. Мой сайт: http://sergey-mavrodi.com
  14. 1 балл
    Святой Светлана Владимова Святого встретить под луной не просто, пусть даже ты идешь по облакам, святой, скорей всего, большого роста, такого, что и незаметен нам. Но дух его витает по планете, мы дышим, насыщаемся мы им, его глазами видим всё на свете и вместе восхищаемся, творим. Творим любовь, тревогу, расставание, заботу, доброту и радость встреч, и, если бесконечно расстояние, святому память отдаём - беречь.
  15. 1 балл
    Поздравляем Веру Дмитриевну Шляхову с наступившим днём рождения! Желаем весеннего настроения и приятного общения! Пусть отдых в день рождения даст столько сил, что подготовка к очередной белгородской конференции будет такой же успешной, как раньше!
  16. 1 балл
    Поздравляем с 70-летним юбилеем Владислава Ивановича Редюхина! Пусть Ваша научная звезда, ярко сиявшая на нашей конференции, сохраняет свой блеск в дальнейшем! Пусть Ваше здоровье позволит Вам реализовать все жизненные планы! Пусть Ваши коллеги и друзья приносят только радость!
  17. 1 балл
    Поздравления принимает Владимир Сергеевич Глаголев! Пусть день рожденья радугой искрится, Звучат повсюду песни в Вашу честь! Пусть долго-долго жизнь Ваша продлится, И будет полон каждый день чудес! Хорошими пусть будут перемены, На всё хватает времени и сил, И остаётся в жизни неизменным Закон "Пришёл, увидел, изучил"!
  18. 1 балл
    Сегодняшний именинник - Святослав Игоревич Каспэ! Поздравляем и желаем всего, что на иллюстрации, да побольше!
  19. 1 балл
    Надо ли рожать много детей? Автор статьи: Екатерина Безденежных Продолжаем тему многодетности, поднятую статьей отца Павла Великанова. На сей раз своим вИдением делится многодетная мать. Скажу сразу, мне понравилась статья о.Павла Великанова о многодетности. Он затронул очень важные темы, которые до сего момента не просвечивали в розовых облаках публикаций о том, как прекрасно иметь много детей. Я прочитала первый ее вариант, перед тем, как статья была удалена с сайта. Очень много мужчин ринулись обсуждать — прав о.Павел или не прав. Мне кажется, что все же большая часть забот о детях в многодетной семье ложится на женские плечи. То что напишу я, будет женским взглядом изнутри многодетной семьи с 5 детьми. Начну с самого начала. Первому нашему ребенку достались все шишки от неопытных родителей. И, наверно, это у многих так. На первом ребенке молодые родители учатся всем азам. Даже если они хорошо подкованы теоретически, то практика есть практика. Меньше чем через два года у нас родилась дочка. С ней было проще, я уже что-то умела, что-то знала. С двумя детьми с маленькой разницей в возрасте было не просто, но много ли им нужно? Покормить, погулять, поиграть, уложить спать. Потом родилась третья дочка. Один момент очень врезался в память: лежу я на каталке после родов в коридоре, как это обычно и бывает, слышу перешептывание санитарок про третьего ребенка: “такая мама молодая”, — и все такое, а мне безумно хочется плакать. Не потому, что я не рада дочке, не потому что мне плохо, а потому, что я в тот момент ощутила всю ту усталость, которая накопилась за беременность и роды. Но нет, я не позволила себе плакать, а то что люди подумают? Надо заметить, что именно к 3 ребенку во мне проснулся настоящий материнский инстинкт. Я радовалась и наслаждалась временем, проведенным с младенцем. Я уже очень хорошо знала, как и что нужно делать с ребенком, умела хорошо его понимать, и все хлопоты были в радость. Организм сильно ослаб после беременностей и родов. Я начала много, часто и сильно болеть. Насморки переходящие в гаймориты тянусь месяцами, ангины не успевали проходить — появлялись снова. А маленькие дети требовали внимания, времени и сил. Они капризничали, плакали, болели, дрались, и все прочие обычные детские прелести. Их, конечно, не волновало, что мама болеет, ей плохо и сил у нее уже нет. Очень хорошо помню тот момент, когда засыпая, я мечтала не проснуться. И да, мне было всё равно, что будет с мужем и детьми. Думаю, это хорошо характеризует мое состояние на тот момент. Потом родились сын и младшая дочка, у нас появился хороший врач, который вытащил меня из череды бесконечных болезней, и стало можно как-то жить. Сначала тяжело было перемещаться с двумя детьми по городу, а потом и с пятью я управлялась без проблем. Машины не было, муж на работе, а очень хотелось и в храм съездить в воскресенье, и к подруге в гости, и к маме. Однако, если сейчас я встречаю какую-нибудь маму, навьюченную детьми, в метро или на улице, первая моя мысль:» Господи, бедная!» После рождения пятого ребенка я поняла, что это мой потолок. Если раньше я допускала мысль, что да, наверно будут у нас еще дети, то теперь я поняла, что больше не хочу и не могу. Я пошла к духовнику за советом. И мой очень мудрый духовник сказал, что не может нас благословить ни на то, чтобы рожать сколько Бог пошлет, ни на то, чтобы остановиться и больше детей не рожать совсем, что только мы вдвоем с мужем можем это решить для себя. Сейчас я понимаю, насколько правильными были его слова. Количество детей стало остро ощущаться, когда они пошли в школу. Начались уроки, собрания, ваш ребенок то, ваш ребенок это. В школу надо отвести, забрать, появились разные занятия — хор, бассейн, гимнастика. Младших дома одних не оставишь, всех тащишь с собой, если мужа дома нет. И целыми днями круговерть: еда, уборка, отвести, забрать, собрать и тд. В этом рассказе не фигурируют няни и бабушки, потому что их практически не было. Моя мама помогала очень редко. Когда было очень нужно, она брала детей к себе, а на нянь у нас денег не было, да и сложно мне доверить маленького ребенка чужому человеку. Иногда помогала моя младшая сестра, которая всего на год старше моего первого сына. Все вышесказанное и недосказанное осложнялось житьем в маленькой двухкомнатной квартире, где мы все жили в одной комнате, а в другой моя престарелая бабушка, которая мало чем отличалась от маленького ребенка: памперсы, помыть, покормить и все прочее. Сейчас старшему сыну 18 лет, младшей дочке 8. Вспоминая период, когда они все были маленькими, я вспоминаю прежде всего все эти трудности, а уже потом все остальное. Что меня поддерживало? Меня поддерживал муж, помогая где и когда это возможно; вера в то, что я делаю благое дело, выполняя свое предназначение; меня поддерживали успехи детей; радость от их первой улыбки, первого зубика, первых робких шажков, первых «мама» и «папа»; когда старшие заступались за младших, помогали им, учили новому, и многие-многие маленькие кусочки жизни, от которых было тепло и радостно. Когда дети переживают что-то первый раз в своей жизни, ты переживаешь это вместе с ними, ты смотришь на мир их глазами, и это бесценно! Я 6 раз поступала в первый класс, один раз за себя и 5 раз вместе с ними; пока что дважды окончила школу; я во 2, в 4, в 7 и в 10 классе одновременно. И сколько у нас еще всего впереди. Повлиял ли на количество детей в нашей семье «культ многодетности» в православии? Да повлиял. Хотела бы я что-то изменить? Нет, уже не хотела бы. Дети научили меня очень-очень многому. Я закалилась, как сталь. В этом году закончила институт, получила профессию, начинаю новые интересные проекты. Сейчас, когда дети подросли, во многом стало легче. Они почти все, кроме младших, ездят везде сами. Но до сих пор я сама себе напоминаю авиадиспетчера, который целый день разруливает их полеты: кому на какие занятия, во сколько, кто куда кого везет и откуда забирает. Иногда в нашей летной компании бывают перебои. Но у нас много хороших друзей — спасают от падений. А теперь про любовь. Сейчас понимаю, как мало ее доставалось моему мужу, пока дети были маленькими. Я вся была в них, и заботу о них ставила на первый план. Хорошо, что муж терпеливо нес свой крест и мы прошли испытание маленькими детьми. Сейчас мы очень ценим каждую минуту проведенную вместе. Очень хорошо, что о.Павел затронул тему любви супругов в своей статье. Об этом нужно знать. Екатерина с мужем Александром Утопия думать о том, что можно одинаково любить всех детей, что сколько бы их не было, любви становится все больше и больше с каждым ребенком. Это неправда! Да и умеем ли мы вообще нормально любить? Наша корявая любовь, иногда проскальзывающая сквозь усталость, раздражение, бытовуху, может ли она покрыть 5-7 детей? Нет, не может. Не хватает детям любви, когда их много. Страшно, когда жизнь детей превращается в конвейер: родился, чуть подрос, детсад, школа и понеслось. Наши попытки любить детей — это идти рядом с ними, их шагами: если не хочет ходить в сад — значит не будем туда водить, если эта школа не подходит — сменим, если устали — разрешаем не идти в школу, где не получается — поможем. Слушать их, слышать и пытаться понять, что им сейчас нужно и важно. Если бы их было больше, успевали бы мы идти рядом? Не знаю. И сейчас-то это бывает с неким опозданием. После нашумевшей статьи очень много споров о том, а как правильно? Рожать много детей или нет? А нет правильного ответа. Каждому своё. «Что русскому хорошо, то немцу смерть». Так и тут, кого-то много детей может просто сломать и примеры перед глазами есть, а кого-то может взрастить, укрепить и научить любить без всяких «но» и «если». Я не могу честно ответить себе на вопрос: вот если бы ко мне подошла моя дочь и спросила, сколько лучше иметь детей? Пока ответа на этот вопрос у меня нет. Источник: http://blog.predanie.ru/article/nado-li-rozhat-mnogo-detej/
  20. 1 балл
    Многодетность: от теории к практике Автор статьи: Матвей Берхин Статья о. Павла Великанова о многодетности вызвала бурное обсуждение, а ее удаление с сайта — обсуждение тем большее. Более страстные холивары были разве что послевыступления владыки Пантелеимона (Шатова), в которой он призывал учиться жить в стесненных условиях. Эти два выступления показывают два подхода к семейной жизни (и вообще — к жизни), и вызывают у меня как у отца четырех детей много мыслей и эмоций. Педагогика Vs психология Владыка Пантелеимон разговаривает с девушками, желающими вступить в брак. Похоже, он исходит из некоей идеальной модели семьи, которую ясно представляет, и предлагает конкретные шаги, которые помогут будущим женам к ней приблизиться: умеренность, твердое следование заповедям и традициям Церкви, осмотрительность при выборе жениха, терпение. Его интенция — педагогическая: поступайте так и так, чтобы получить такой-то результат; поступайте правильно, и будете иметь «правильную» жизнь. Многодетность — обязательный атрибут этой «правильной» жизни: «Многодетность в современном мире – большой труд и подвиг. Наш мир не приспособлен, не удобен для больших семей. Но без исполнения этой воли Божией о рождении детей вы будете в браке несчастливы». (Заметим в скобках, что именно это, похоже, так и возмутило нецерковную и околоцерковную общественность: советы владыки, данные конкретным молодым девушкам, были восприняты как навязывание норм светскому обществу; неразберихи добавили обычные для таких случаев журналистские ляпы вроде «РПЦ призывает», дошло до отвратительного сравнения этих советов с идеей женского обрезания… Медиасообщество жестоко, и история с удалением статьи о. Павла это еще раз показало). О. Павел более аккуратен в оценках: «если они (родители) не готовы, то делать заложниками многодетности как самих родителей, так и детей, – неправильно и нечестно». Многодетность — не необходимость и не норма, а высокое призвание, сравнимое с монашеским: хорошо, когда талантливый молодой человек становится хорошим монахом, но перед ним еще множество путей, и все они прекрасны. Так же и тут: молодая семья может решить, стать ли многодетной, — надо прислушиваться к себе и искать тот строй семейной жизни, который подойдет этим двоим. Если стоит вопрос о многодетности — надо изучить себя, чтобы понять, по силам ли тебе она. Таким образом, вопрос о браке и многодетности рассматривается в плоскости психологической: надо понимать себя, знать свои ресурсы и границы возможностей. Педагогический и психологический подходы опять входят в противоречие. «Либеральное» крыло Церкви однозначно выбирает второй, «консервативное» — первый. Кроме того, о. Павел делает акцент на внутренних процессах, на отношениях между супругами: «Прежде всего постигать искусство любви друг ко другу, затем – к своим детям, а потом и к окружающим. Любить надо уметь. И этому надо сознательно учиться. Это – вовсе не очевидные вещи, как может казаться поначалу». Владыка Пантелеимон много внимания уделяет хозяйству и готовности к браку в смысле наличия практических умений: готовки, экономии . И это естественно — ведь адресаты речи владыки еще не имеют «материала», к которому они могли бы применить рекомендации о. Павла, и они остались бы для них непонятными возвышенными словесами. О себе Мне сложно применить к себе слова владыки Пантелеимона, потому что у меня совершенно нет положительного «педагогического» опыта. Не могу припомнить случая, чтобы в результате сознательных целенаправленных усилий я приобрел некоторые навыки, ставшие мне полезными в дальнейшей жизни. Нет — я занимался тем что нравится, делал тот выбор, что казался правильным в тот момент — и дальше действовал по обстоятельствам. Так же и в семье. Я сделал предложение, когда был однозначно уверен в необходимости быть вместе (и в положительном ответе, конечно, тоже). Я ждал первую дочь, будучи безработным студентом с профессией, устаревшей на 20 лет, и (думаю я сейчас) поразительно мало усилий прилагал к поиску работы. Мы никак, простите за подробности, не контролировали количество детей, потому что по сию пору не можем понять, какие конкретные критерии этого «можем себе позволить». Одной моей знакомой, у которой шестеро детей и тяжело болеющий муж, однажды назвали таким критерием счет в банке от миллиона рублей. Этот критерий мне как-то не близок. Семья Берхиных При этом с каждым годом я чувствую себя всё худшим мужем и отцом. Если при воспитании первого ребенка у меня были некоторые педагогические идеи и ощущение себя компетентным, современным и прочее отцом, то сейчас, кажется, у меня уже нет никакого ответа на вопрос «как надо воспитывать детей». И часто дети начинают казаться помехой для полноценных отношений с женой. Что такое любовь — я, кажется, перестал понимать вовсе. Во всяком случае, я теряюсь каждый раз, как слышу это слово. Первые годы брака я уверенно говорил, что это действия, направленные на благо другого. Потом, в процессе смены профессии с координатора благотворительности на детского психолога, я стал понимать под словом «любовь» глубокую симпатию и влечение, проявляющуюся в поведении и общении. Потом вступила литература (да-да, у меня не в 18, а в 28) с ее идеей некоторой особой связи, привязанности, глубокой зависимости от другого… Теперь я стараюсь этого термина избегать. Семья продолжает бесконечно меня радовать, и отношения с женой остаются все таким же источником утешения и поддержки. Но список моих недочетов, отсутствующих критически важных навыков, неприглядных черт с каждым годом все длиннее. Хуже того — с каждым годом всё сокращается вплоть до полного исчезновения мой список неприглядных поступков из серии «ну, уж это я никогда!». И добро бы он сокращался в результате смиренных размышлений — так нет, одна печальная эмпирика. Должен ли я констатировать, что «высокое призвание многодетности», о котором говорит о. Павел, оказалось мне не по плечу? Возможно, если бы я практиковал «педагогический подход»… Или же это и есть естественный и правильный процесс «познания своей немощи»? Господу споспешствующу, я по-прежнему счастлив в семье, с удовольствием провожу время с женой и (время от времени) с детьми, и в целом чувствую себя принятым и любимым Богом и людьми. Означает ли это, что «семья удалась»? Практика Vs невроз Конечно, это неправильная постановка вопроса. Невротическое желание дать окончательную оценку такому большому, неповторимому и живому явлению как семья — от лукавого. Судить нас будет Господь после смерти. Наши же вопросы к себе должны быть конкретными и ориентированными на практику: что сделает меня и мою семью более счастливыми на следующей неделе? Как я могу немного снизить вред для детей от моей усталости по вечерам (и особенно по ночам)? Чем я могу порадовать жену сегодня? Спорт раз в неделю. Прогулки на свежем воздухе. Хобби, которое приносит радость. Вкусный чай — специально под задушевные разговоры. Короткая совместная молитва перед сном. Крепкие объятия. Цветы без повода. Утреннее «я тебя люблю». Источник: http://blog.predanie.ru/article/mnogodetnost/
  21. 1 балл
    Две цитаты, в которых выделение жирным шрифтом сделано мной. Источник первой - "Основы социальной концепции РПЦ", опубликованные в 2008 году. Источник второй - "Незаметная ловушка многодетности", опубликованная в 2016 году. Таким образом, протоиерей Павел Великанов, к сожалению, уклоняется от генеральной линии Церкви, а ведь Библия явно запрещает делать это: "Смотрите, поступайте так, как повелел вам Господь, Бог ваш; не уклоняйтесь ни направо, ни налево" (Втор. 5: 32). "по закону, которому научат они тебя, и по определению, какое они скажут тебе, поступи, и не уклоняйся ни направо, ни налево от того, что они скажут тебе" (Втор. 17: 11) "только будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой; не уклоняйся от него ни направо ни налево, дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих" (Нав. 1: 7) "Посему во всей точности старайтесь хранить и исполнять все написанное в книге закона Моисеева, не уклоняясь от него ни направо, ни налево" (Нав. 23: 6) "Не уклоняйся ни направо, ни налево; удали ногу твою от зла" (Прит. 4: 27) На возражение, что это всё ветхозаветные цитаты, а христиане, будучи новозаветными верующими, освобождены от них, отвечу новозаветной цитатой: "Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все" (Мф. 5: 18) Итак, уклон может быть правым или левым, следовательно, возникает вопрос: каков уклон протоиерея Павла Великанова? Если определить правый уклон как максимальную власть духовника, а левый - как минимальную, то протоиерей Павел Великанов уклонился налево.
  22. 1 балл
    Материала с переизбытком... Казалось бы, - читай и читай... Только я думаю, что читать нужно, когда знаешь куда это на практике применить... И только то читать, что уверено на практике применить сумеешь... Остальное ни читать, ни смотреть не нужно... Время дорого... Потратьте 30 минут, посмотрите и послушайте ,а я сейчас напишу где нынешней власти после выборов это позарез в регионе и на территории необходимо. Гарантий нет, но кому-то это может и понравиться для применения.
  23. 1 балл
    Роберт Де Ниро сыграет папу Римского Роберт Де Ниро Американский киноактер Роберт де Ниро сыграет папу Римского Пия IX в фильме, снятом режиссером Харви Вайнштейном по книге Дэвида Керцера. Об этом сообщает издание NME. В фильме рассказывается о мальчике Эдгардо Мортара, который был изъят полицией из еврейской семьи в Болонье в 1857 году. Мальчика вырастили как католика. Впоследствии он стал священником. Эту второй фильм по истории папы, который будет снят в Голливуде. Изначально режиссеры Стивен Спилберг и Харви Вайнштейн собирались снять картину о Пие IX вместе. Однако их проект распался в апреле 2016 года. Один фильм будет посвящен истории с похищением мальчика, другой расскажет о жизни папы Римского Пия IX, который был канонизирован в 200 году. Источник: http://www.polit.ru/news/2016/09/15/deniro/
  24. 1 балл
    Федотова Ю.Е. Оскорбление религиозных чувств верующих и уголовный закон: работа над ошибками Религия сопровождает духовную жизнь человека на протяжении вот уже нескольких тысячелетий. Право на свободу совести и вероисповедания относится к категории неотъемлемых прав человека в соответствии как с международным, так и российским правом. Конституция России гарантирует каждому свободу совести и вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Статья 148 Уголовного кодекса является одной из форм реализации охраны данных положений. 29.06.2013 года, в связи с нашумевшим делом «Пусси Райот», был принят Федеральный закон N 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 148 Уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан», вызвавший широкий общественный резонанс и повлекший массу научных споров. Предыдущая редакция ст. 148, безусловно, не будучи идеальной, не вызывала такого количества вопросов без ответов, хотя и содержала в себе некоторые спорные положения. С применением новой нормы уголовного закона возникает множество проблем, связанных с неясностью и неточностью её формулировки. Целью данной работы является их выявление и определение путей решения. Ввиду недавнего принятия данного законодательного акта, какие – либо исследования по данному вопросу отсутствуют. Не поясненные оценочные категории влекут за собой практически полное отсутствие правоприменительной практики. Так, в настоящее время имеется лишь два обвинительных приговора по ст. 148. Вопросы толкования данной статьи Уголовного кодекса возникают буквально с первого словосочетания – что законодатель подразумевает под «публичными действиями»? Сколько лиц должно наблюдать совершаемые действия, дабы деяние было признано совершенным публично? Два? Более? Два и более? И все ли эти лица должны быть «верующими»? Или только некоторые из них? В таком случае – сколько должно быть «верующих» (вряд ли один, поскольку в диспозиции слово употреблено во множественном числе)? Российское законодательство не содержит единого определения публичности, она понимается по-разному в каждой отрасли права. И если говорить об уголовном праве, то совершение деяния публично является обязательным признаком во многих составах, например, в ст. 205.2, 280, 280.1, иных преступлениях экстремистской и террористической направленности. Верховный суд России в связи с этим указал, что «под публичными призывами следует понимать выраженные в любой форме (устной, письменной, с использованием технических средств, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая сеть Интернет) обращения… Вопрос о публичности призывов должен разрешаться судами с учетом места, способа, обстановки и других обстоятельств дела (обращения к группе людей в общественных местах, на собраниях, митингах, демонстрациях, распространение листовок, вывешивание плакатов, размещение обращения в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая сеть Интернет, например на сайтах, в блогах или на форумах, распространение обращений путем веерной рассылки электронных сообщений и т.п.)». Можно резюмировать, что публичность подразумевает совершение действий в месте, где они могут стать достоянием неопределённого круга лиц, среди которых должны быть «верующие» лица (от двух, так как слово употреблено во множественном числе). Если же субъект может ограничить и контролировать круг лиц, которые с ней ознакомятся (к примеру, ограничив доступ к интернет-блогу, даже сделав приписку вроде «Верующим не читать»), то такое распространение информации не может быть признано публичным. Субъект должен умышленно совершать действия публично, и умышленно желать быть услышанным «верующими», то есть он должен знать или иметь достаточные основания полагать, что они будут находиться среди публики. Что понимать под «явным неуважением к обществу»? Считаю, что с учетом совпадения формулировок ст. 148 и ст. 213 Уголовного Кодекса РФ, можно обратиться к Постановлению Пленума Верховного Суда, посвященному уголовным делам о хулиганстве, исходя из которого «явное неуважение лица к обществу выражается в умышленном нарушении общепризнанных норм и правил поведения, продиктованном желанием виновного противопоставить себя окружающим, продемонстрировать пренебрежительное отношение к ним». Очевидно, что эта категория опять же является оценочной, и не может быть с точностью определена, поскольку эти «общепризнанные нормы и правила поведения» не могут быть нигде закреплены, они определяются исключительно образом жизни, сложившемся в течение длительного времени в определенном обществе. Важно, что публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу, должны быть умышленно совершены в целях оскорбления религиозных чувств верующих. Здесь возникает сразу несколько вопросов: что понимать под оскорблением, что такое религиозные чувства, кого считать верующими и как установить, что деяние совершено именно с целью оскорбления? С учетом отсутствия правоприменительной практики по данному вопросу, дать четкое определение понятию «религиозные чувства» невозможно. Если опираться на общие положения философии, религиоведения и иных неюридических гуманитарных дисциплин, религиозные чувства можно определить как систему жизненных целей, ценностей, установок, запретов и дозволений, которой человек руководствуется в связи с причастностью к тому или иному религиозному учению. Чувство сопричастности к этой системе, наверное, и есть чувство религиозное. Сразу возникает вопрос – какое религиозное учение можно иметь в виду? Что вообще есть религия и вероисповедание? И подразумеваются ли только «мировые» религии (то есть христианство, ислам и буддизм, во всем разнообразии их течений), или все существующие в мире? Может быть, только религии, «составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России»? В российском законодательстве определение конфессии (опять же – вопрос о соотношении понятий «религия», «вера», «вероисповедание» и «конфессия») имеется лишь в одном акте (и то не связанном напрямую с регулированием подобного рода отношений), где указано, что «под конфессией или вероисповеданием понимается особенность вероисповедания в пределах определенного религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания. Конфессиональное деление присуще всякой религии. Так, например, христианство делится на три основныеконфессии - православие, католицизм, протестантизм, а ислам - на такие конфессии, как суннизм, шиизм и ваххабизм». Данное определение крайне расплывчато, содержит логическую ошибку (определение «вероисповедания» через «особенность вероисповедания»), и, по сути, ничего не поясняет. С учетом того, что список всех существующих в мире религий составить в принципе невозможно, а также для исключения возможности злоупотреблений, под религиозными учениями, на мой взгляд, стоит понимать только те, которые имеют последователей, объединённых в форме религиозной организации или группы в соответствии с законодательством Российской Федерации либо иного государства. Следующая неясность возникает с «верующими». Кого под ними необходимо понимать? И, получается, что законодатель вводит новый субъект права? С учетом того, что в названии закона используется слово «граждане», а в тексте оно не фигурирует ни разу, логика, мягко говоря, не ясна. Пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», являющегося основным регулятором религиозных отношений, также гласит о недопустимости умышленного оскорбления чувств граждан в связи с их отношением к религии (значит, можно сделать логический вывод о том, что запрещается также оскорбление чувств атеистов в связи с их непринятием религий, и чувств агностиков в аспекте их убежденности в невозможности познания наличия или отсутствия существования бога). Примечательно, что в этом законе слово «верующие» также не употреблено ни разу. Уголовный кодекс содержит дискриминационны положения в ст. 148, согласно которой защите подлежат исключительно чувства верующих. В российском законодательстве термин «атеист» вообще упоминается всего несколько раз (да и то в сочетании со словом «верующий», а не самостоятельно) – в ст. 39 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», гласящей об обязанности медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, содействовать в осуществлении права на свободу совести верующих и атеистов; а также в нескольких ГОСТах, регулирующих вопросы предоставления населению социальных услуг, в аспекте установления их форм и объемов в рамках «предоставления помещений для отправления религиозных обрядов, создания для этого соответствующих условий, не противоречащих правилам внутреннего распорядка работы учреждения и учитывающих интересы верующих различных конфессий и атеистов». С толкованием данного термина, думается, проблем не возникает – большинство словарей сходятся на рассмотрении атеиста как лица, отрицающего существование бога, безбожника, неверующего. Примечательно, что официальные документы вообще не содержат определения понятию «верующие» ни в одном акте, в котором данное слово упоминается (например, «Концепция внешней политики Российской Федерации», содержащая крайне настораживающее положение о первоочередности недопущения оскорбления чувств верующих в аспекте наращивания взаимодействия с иностранными государствами в сфере укрепления норм защиты прав и свобод человека, или те же ГОСТы). Проанализируем значение слова «верующий» с точки зрения русского языка, обратившись к толковым словарям. Так, С.И. Ожегов под «верующим» понимает человека, признающего существование бога. Д.Н. Ушаков определяет верующего аналогично С.И. Ожегову, но с дополнением о религиозности («Признающий существование бога, религиозный человек»). Как это трактовать? Религиозный человек априорно подразумевается верующим (хотя вполне может быть и неверующим, просто подчиняющимся каким-либо правилам в силу воспитания, привычки и т.п.), живущим в строгом соответствии с религиозными предписаниями, отправляющим религиозные обряды? Словарь В.И. Даля не содержит слова «верующие», но дает понятие «вере» в нескольких аспектах, определяя её как «уверенность, убеждение, твердое сознание, понятие о чем-либо, особенно о предметах высших, невещественных, духовных; отсутствие всякого сомнения или колебания о бытии и существе бога; безусловное признание истин, открытых богом; совокупность учения, принятого народом, вероисповедание, исповедание, закон (божий, церковный, духовный), религия, церковь, духовное братство». Резюмируя, можно сделать вывод о толковании слова «верующие» в двух взаимосвязанных аспектах – как лиц, признающих существование бога, и как лиц религиозных, живущих в соответствии с канонами определенной религии. Думаю, для правоприменительной практики, в целях недопущения чрезвычайно широкого толкования и злоупотреблений, под верующими логично будет понимать лиц, живущих в соответствии с признанными большинством исповедующих канонами религии, имеющей последователей, объединённых в форме религиозной организации или группы в соответствии с законом России или иностранного государства (а не просто лиц, признающих существование бога, конкретного или абстрактного). Однако, проблематично будет установить «каноны» в религиях, не имеющих собрания текстов, равно как и то, живет ли человек в соответствии с этими канонами или нет, что в очередной раз показывает недопустимость включения в текст закона такой дискриминационной категории как «верующие». Важно учесть, что, поскольку в субъективной стороне данного состава преступления обязателен прямой умысел (так как имеется конкретная цель – оскорбление чувств верующих), необходимо установление признака заведомости – то есть субъект должен знать, что перед ним находятся верующие лица, вне зависимости от того, какую именно религию они исповедуют. Рассмотрим толкование «оскорбления». Под оскорблением вообще в уголовном праве понималось (до отмены ст. 130 УК РФ) выраженная в неприличной форме отрицательная оценка личности, имеющая обобщенный характер и унижающая её честь и достоинство.Неприличная форма подразумевает под собой откровенно циничную (опять же - оценочная категория, толкование которой не определено, понятие «цинизм» относимо больше к философским категориям, воспринимается каждым человеком субъективно), резко противоречащую принятой в данном обществе манеру общения. Значит, оскорбление религиозных чувств верующих можно определить, как отрицательную оценку того или иного религиозного учения, выраженную в неприличной, унизительной форме (к примеру, с употреблением мата). То есть под действие данной статьи не должно подпадать выражение мнений, взглядов, суждений, даже публично и среди верующих и продиктованных неприятием к какому-либо религиозному учению, но выраженных в «приличной» форме, а также не несущей признаков явного неуважения к обществу, не нарушающей общепризнанных норм и правил поведения. Важно установление наличия обоих признаков в совокупности – и явного неуважения к обществу и, одновременно, оскорбления религиозных чувств верующих. Установить цель оскорбления будет достаточно сложно, так как цель – это фактический результат, который субъект желает достичь посредством совершения деяния, то есть это то, что находится исключительно в его сознании. Наличие цели должно проявляется в конкретных действиях, направленных на её достижение, поэтому о том, с какой целью действовал человек, необходимо судить, исходя не только из его личных показаний, но и из объективной характеристики его действий. Думаю, что любое действие, совершенное в месте отправления религиозных обрядов (опять же, вопрос – что под ними понимать? Какие именно это должны быть обряды? Как установить, относятся ли они к конкретному вероисповеданию? А если обряд будет неким «новшеством»?), идущее вразрез с устоявшимися там правилами поведения, если оно является агрессивным и циничным (опять же – субъективная оценка), будет являться действием, совершенным с целью оскорбления религиозных чувств людей. Сочетание содержания действия и места в данном случае однозначно указывает на цель. Резюмируя сказанное, можно сделать выводы о том, что: Действующая редакция ст. 148 Уголовного кодекса Российской Федерации не отвечает правилам логики и юридической техники, поскольку состоит лишь из не поясненных законодателем оценочных категорий. Федеральное законодательство, в той или иной степени касающееся общественных отношений в религиозной сфере, также не дает определения терминам, значимым для её правового регулирования. Под «публичностью» применительно к рассматриваемой статье Уголовного кодекса предлагается считать совершение действий в месте, где они могут стать достоянием неопределённого круга лиц, среди которых заведомо должны быть «верующие» лица (от двух, так как слово употреблено во множественном числе). «Религиозные чувства» можно рассматривать как систему жизненных целей, ценностей, установок, запретов и дозволений, которой человек руководствуется в связи с причастностью к тому или иному религиозному учению. Чувство сопричастности к этой системе можно назвать религиозным чувством. Под «религиозными учениями» предлагается понимать только те, которые имеют последователей, объединённых в форме религиозной организации или группы в соответствии с законодательством Российской Федерации либо иного государства. «Верующих» предлагается определить как лиц, живущих в соответствии с признанными большинством исповедующих канонами религии, имеющей последователей, объединённых в форме религиозной организации или группы в соответствии с законом России или иностранного государства. «Оскорбление религиозных чувств верующих» можно определить как отрицательную оценку того или иного религиозного учения, выраженную в неприличной, унизительной форме (к примеру, с употреблением мата) - то есть под действие данной статьи не должно подпадать выражение мнений, взглядов, суждений, даже публично и среди верующих и продиктованных неприятием к какому-либо религиозному учению, но выраженных в «приличной» форме, а также не несущей признаков явного неуважения к обществу, ненарушающей общепризнанных норм и правил поведения. Таким образом, важно установление наличия обоих признаков в совокупности – и явного неуважения к обществу и, одновременно, оскорбления религиозных чувств верующих. Обязательным также является установление прямого умысла и цели «оскорбления религиозных чувств верующих». Нынешняя редакция ст. 148 Уголовного кодекса должна подлежать немедленному видоизменению, поскольку данные законодательные недочеты повлекут существенные трудности для правоприменителя. Предлагается возможным сформулировать ст. 148 в следующей редакции: «Статья 148. Нарушение законодательства о свободе совести и вероисповеданий. Воспрепятствование законным формам реализации права на свободу совести и вероисповеданий, наказывается штрафом в размере до 100 тысяч рублей. Нарушение положений законодательства об отделении религиозных организаций от государства, наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей. Деяния, предусмотренные частью 1 или 2 данной статьи, совершенные: А) лицом с использованием своего служебного положения; Б) с применением насилия или с угрозой его применения, наказываются штрафом в размере до миллионы рублей, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет». Текст публикуется из источника: ФЕДОТОВА Ю.Е., fedotovaje@mail.ru Кафедра уголовного права; Уральский государственный юридический университет, 620137, г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, 21 ОСКОРБЛЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ЧУВСТВ ВЕРУЮЩИХ И УГОЛОВНЫЙ ЗАКОН: РАБОТА НАД ОШИБКАМИ ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА LEGAL SCIENCE AND LAW ENFORCEMENT PRACTICE YURIDICHESKAYA NAUKA I PRAVOOKHRANITEL’NAYA PRAKTIKA 2016 N 1 (35) стр.199 Реферат. Анализируются изменения, внесенные в Уголовный кодекс Российской Федера- ции Федеральным законом «О внесении изменений в статью 148 и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан» в связи с нашумевшим делом «Пусси Райот». Исследуются дефекты редакции статьи, дается разъяснение оценочных категорий, объясняется несоответствие отдельных ее по- ложений правилам логики и юридической техники, обосновывается необходимость изменения формулировки нормы. Указывается на отсутствие в российском законодательстве федераль- ного уровня определений понятий, необходимых для адекватного и справедливого норматив- но-правового регулирования отношений, связанных с религиозной сферой человеческой дея- тельности. Предлагаются авторские определения понятий «публичность», «религиозное учение», «верующие», «религиозные чувства», «оскорбление религиозных чувств верующих». Говорится о необходимости совершения деяния с прямым умыслом и определенной целью, а именно по- средством «оскорбления религиозных чувств верующих», поясняются сложности, связанные с наличием оценочных, не разъясненных категорий, которые неизбежно должны возникнуть в де- ятельности правоохранительных органов (следствия, прокуратуры, суда) при установлении нали- чия или отсутствия данной цели для объективного, полного и беспристрастного расследования, рассмотрения уголовного дела, а также вынесения законного, обоснованного и справедливого судебного решения. Предлагается новая редакция рассматриваемой статьи, устанавливающей уголовную ответственность за нарушение законодательства о свободе совести и вероисповеда- ний в виде воспрепятствования законным формам реализации права на свободу совести и веро- исповеданий и нарушения положений законодательства об отделении религиозных организаций от государства. Ключевые слова: уголовный кодекс; верующие; религия; оскорбление; религиозные чув- ства; публичные действия. INSULTING RELIGIOUS FEELINGS OF BELIEVERS AND THE CRIMINAL LAW: CORRECTION OF MISTAKES Abstract. The changes made to the RF Criminal Code by the Federal law “On amendments to article 148 and certain legislative acts of the RF to counter insulting religious beliefs and feelings of citizens” in connection with “Pussy Riot” case are analyzed. The defects of the article’s wording are studied, evaluation categories are explained, discrepancy between its individual provisions and the rules of logic and legal technique is analyzed, the need to change the wording of the norm is proved. The author indicates the lack of definitions of the concepts necessary for an adequate and fair legal regulation of relations connected with the religious sphere of human activity in the Russian federal legislation. The author’s definitions of “publicity”, “religious doctrine”, “believers”, “religious feelings”, “insulting religious feelings of believers” are proposed. The necessity of committing the act with deliberate intent, namely, by “insulting religious feelings of believers” is described. The author analyzes the difficulties connected with evaluation categories (which aren’t explained) that should inevitably arise in law enforcement agencies’ activities (investigation, prosecution, court) when establishing the presence or absence of such intent for the objective, complete and impartial investigation of the criminal case and criminal proceedings, as well as passing a lawful, reasoned and fair court decision. A new wording of the considered article, establishing criminal liability for violation of legislation on freedom of conscience and religion by preventing legal forms of realization of the right to freedom of conscience and religion, as well as on separation of religious organizations from the state, is proposed. Keywords: Criminal code; believers; religion; insult; religious feelings; public actions. Источник: http://zdravomyslie.info/5-news/471-problemnye-voprosy-tolkovaniya-stati-148-ugolovnogo-kodeksa-rossijskoj-federatsii
  25. 1 балл
    Уже почти год, как в УК есть санкция за оскорбление чувств верующих, но не применялась она ни разу. Так нужна ли такая уголовная статья? Какие аргументы, если отбросить политические спекуляции и апелляции к старинным законам, могут быть выдвинуты за и против такой нормы закона? Может быть, ее стоит сформулировать иначе? Наконец, как в этом смысле устроено уголовное законодательство других стран? С кратким обзором норм в разных странах ОБСЕ выступит Александр Верховский, директор Информационно-аналитического центра «Сова». Аргументы за и против криминализации представят: Инна Загребина, председатель правления Гильдии экспертов по религии и праву, гл. редактор журнала "Юридическое религиоведение"; Лев Левинсон, эксперт Института прав человека. Дискуссия состоится 26 июня 2014 года в 19.00 в Сахаровском центре по адресу: Москва, ул.Земляной вал, д.57, стр.6. Проезд до ст. метро «Курская», «Чкаловская», «Таганская» Дополнительную информацию можно получить по тел. (495) 517-9230 Или e-mail: mail@sova-center.ru WWW: http://sova-center.ru Источник
×

Важная информация