Jump to content
Социология религии. Социолого-религиоведческий портал

Victor

Администраторы
  • Content Count

    16786
  • Joined

  • Last visited

  • Days Won

    607

Victor last won the day on October 18

Victor had the most liked content!

Community Reputation

2583 самый лучший

2 Followers

About Victor

  • Rank
    Контент-менеджер
  • Birthday 01/01/2001

Информация

  • Пол
    Мужчина
  • Город
    Токио

Recent Profile Visitors

5955 profile views
  1. Очерк о стратегии Православного проекта АНДРЕЙ ШКОЛЬНИКОВ Православный проект более сотни лет назад утратил субъектность и стал в мировой игре незаметным и исчезающим игроком. Остатки геостратегического наследия Ромейской империи практически покинули наш мир, но русский традиционный канон (язык, нормы, традиции, правила и смыслы), плотно переплетенный с православием, стал последней надеждой проекта. Без перехода контроля над остатками Православного проекта к России последний теряет даже минимальные перспективы на будущее При обращении к Православному проекту, как и ко всем остальным региональным проектам, нужно понимать, что речь не идет о построении/возрождении религиозных государств с жестким соблюдением внешних ритуалов и правил. Для будущего важны принципы нравственности, морали, а также духовные ориентиры, образ мысли и другие элементы психоисторических смыслов. И, да, непосредственно богословские вопросы остаются вне рамок данного анализа. Системные проблемы Православного проекта В очерке об империи суши была рассмотрена первая держава такого типа в мире, а именно Ромейской империя. Ключевым элементом для перехода от античной империи к империи суши стало обретение наднациональных, региональных смыслов/проектности. В роли последних выступило христианство, сформировавшее региональный Христианский проект. Несколько веков правители Ромейской империи боролись с разделением Церкви, стремясь сохранить ее единство, но они допустили серьезную ошибку: один из политических, а потом и религиозных центров оказался вне их власти. Первый в диптихе (перечне по чести, но не по главенству) патриарх – Римский папа, захотел стать первым по значимости, вдобавок над ним не оказалось светской власти, заинтересованной в сохранении единства. В 1054 году от Христианского проекта откололась западная часть, что довольно быстро привело к появлению Православного, прямого правопреемника Христианского, и Католического проектов. Православный проект был основой Ромейской империи и несколько столетий был духовной опорой Российской империи, так и не перейдя к ней полностью. Временные уходы греков в унию (вероотступничество) и падение Константинополя с последующим возникновением Османской империи на обломках империи Ромейской, казалось бы, играли на закрепление за Россией первенства, но после 1917 года Россия отказалась от претензии на главенство в Православном проекте, создав свой левоконсервативный Красный проект. Потомки ромеев после этого опять посчитали себя главными. В наши дни, в страхе утратить последний элемент былого величия – положение первого среди равных православного народа, греки (в первую очередь фанарцы) всячески противятся росту духовного влияния России, погружаясь в ересь этнофилитизма. В результате, вместо усиления и сплочения перед внешними силами, можно наблюдать использования греков и Православия для давления и борьбы с Россией. Из 200-250 млн. людей, что считаются православными, на долю греков приходится менее 10%, но в диптихе они продолжают занимать первые 4 позиции, закладывая тем самым основу большинства проблем. Структура Православного проекта В настоящее время Православный проект аморфен, не имеет веса, значимости и субъектности: психоисторическое главенство закреплено за греками как потомками ромеев/эллинов; у проекта есть уникальный элемент – Афон, т.е. первое основание по Айзеку Азимову, который подконтролен грекам; исторический центр Православного проекта (Константинополь) политически контролируется Исламским миром; психоисторический центр проекта подвержен постоянному влиянию внешних игроков – Ватикану (идеи экуменизма), Фининтерну (греческая диаспора в США), Исламскому миру (Турция), Британии (Филипп, герцог Эдинбургский); политический, экономический и военный потенциал полностью определяется русскими/славянами; проект не имеет глобальной повестки (образа будущего для всего человечества). Греки, цепляясь за последний элемент былого могущества, не готовы отдать контроль над психоисторическим центром Православного проекта. Собственных сил и ресурсов для конкуренции с русскими/славянами у них нет, они вынуждены постоянно искать помощи и поддержки у внешних игроков. Перспективы на самостоятельную игру, наращивание военной и экономической мощи отсутствуют. Из 20 монастырей на Афоне примерно половина считается «патриаршими», так как они поддерживают любые указания с Фанара –например, требование, чтобы количество русских монахов в монастырях было не более 7%. Вторая половина монастырей действует вроде бы «независимо», принимая решения самостоятельно. На примере Ватопеда («непатриарший» монастырь), однако, недавно было четко показано, что всякая «независимость» очень и очень условна и ограничена: игумена Ефрема продавили и заставили приехать в Киев для участия в шабаше по созданию неканонической ПЦУ. Еще одной проблемой Православного проекта является необходимость очистки от влияния общества потребления и гедонизма. Епископ должен быть монахом, а монах – аскетом, только при таких условиях он сможет быть примером и говорить правду, не боясь впасть в немилость у светских властей. Необходимо прекращать откровенную византийщину и возвращаться к символу и образу Сергия Радонежского, Игумена земли Русской. Построение будущего России требует субъектности, независимости и отсутствия возможности влияния других игроков. Будущее России без Православного проекта сложно, но возможно, а обратное неверно. В сегодняшнем виде Православный проект не усиливает, а ослабляет Россию, поэтому данная проблема требует внимания и решения. Таким образом, в настоящее время в отношении Православного проекта справедливо выражение: «пациент практически мертв». Основной вопрос – везти ли на операцию, результат которой не гарантирован, или дать спокойно умирать в надежде на ремиссию и чудо. Ключевая проблема – контроль над смыслами Православного проекта до сих пор находится у греков, которые очень сильно зависят от внешних игроков (Фининтерн, США, Континентальные элиты Европы/Ватикан, Британия, Исламский мир, Китай) и не способны к сопротивлению указаниям чужаков даже в духовной сфере. Россия может вдохнуть в проект новую жизнь, но позиция фанарских греков (непотуреченные ромеи) складывается в классическую схему «собака на сене». Использовать даже минимальный потенциал Православного проекта фанарцы/греки не могут, но и отдать его полностью под контроль русских/славян не готовы. Данный тупик длится уже несколько веков. Поле стратегий Православного проекта Сложившаяся внутри Православного проекта противоречивая ситуация имеет три базовых направления развития: греки отдают/вынуждены отдать первенство в проекте русским (имперский народ), снимая все ограничения и развязывая русским руки; русские разрывают психоисторические связи с греками, вплоть до раскола, формируя собственный психоисторический центр, аналог Афона (Проектное Основание); проект продолжает деградировать и в итоге окончательно умирает. Первый вариант будет реализован, если Россия возьмет контроль над Балканами и Константинополем, пока такой вариант является наиболее вероятным при стратегии «Третий Рим». При стратегии «Левый поворот» приход России на Балканы возможен, но не обязателен. В этом случае следует ожидать переформатирования, очищения Православного проекта от греческого этнофилитизма. Под этим подразумевается: выведение Афона из-под административного подчинения Греции (становление независимого квази-государства) и духовной зависимости от Константинопольского патриархата; снижение на Афоне влияния греков путем массового приезда монахов других национальностей (изменение этнического состава братии) – крупнейшие православные народы со временем, по итогам очередных выборов игуменов (после смерти действующих игуменов-греков), получат по одному-два монастыря; полное переформатирование диптиха (Москва становится первой) и/или изменение принципов выбора патриархов в Константинополе и Иерусалиме. Эти кафедры, ввиду их значимости, смогут занимать, уходя с текущего поста, только действующие главы Церквей (голосование глав Церквей и экзархатов). При таком сценарии следующим Константинопольским патриархом станет не очередной фанарский грек, а один из славянских патриархов, что будет логично и понятно. Второй вариант развития событий обретёт будущее, если греческая часть Православного проекта не подпадет под власть России, что не обязательно, но возможно при «Левом повороте» и/или сохранении Турции от распада. В начале сентября 2018 года автор описывал логику и последствия действий Стамбульского патриарха как пример многоходовки. В ее рамках потери России в краткосрочной перспективе несут выгоды в среднесрочной. В первый год практически никто из сторонних наблюдателей не смотрел дальше первого уровня, сейчас же для многих открылся второй ход – перспектива отказа от влияния греков. Ключевым в рамках второго варианта станет создание собственного русско-православного Основания. Вот только скопировать Афон не получится. Ведь Афон это: отдельная территория с 20 монастырями и множеством скитов; исторические святые, множество святынь и намоленных мест; расстояние между монастырями – несколько часов пешего хода; постоянное общение между монахами, посещения/переходы между монастырями/скитами; естественно ограниченная для посещения территория с полным запретом для женщин; ограниченное количество паломников (нет толп и даже иноверцы не выглядят как откровенные туристы). Наиболее очевидный вариант для России – создание сети «кустов» монастырей, далеких от мира и расположенных в труднодоступных для обыкновенных граждан местах. Оптимальное расположение – горные долины, полуострова и острова. Монастырь должен быть не один, а несколько расположенных рядом, чтобы не было подчиненности, шло общение и существовали пешие молитвенные переходы. Приезд и количество паломников должно быть ограниченным, вплоть до установки полицейских постов на дорогах. Должны существовать регулярные «командировки», а также общение посредством удаленной связи между разбросанными по всей стране монастырями. Часть монастырей будет представлена самыми намоленными и святыми из существующих (Валаам, Соловки и др.), но большинство нужно будет закладывать в знаковых и сакральных местах, например на Южных Курилах. Необходимо также вводить ограничения на посещения женщин, ведь существует множество примеров того, как женщины уводили молодых монахов, в нарушение обетов, обратно в мир. Можно создать малую сеть женских монастырей, построенных по сходным принципам, но не надо превращать места молитвы и уединения в туристические центры. Как ни в коем случае не нужно создавать русский аналог Афона? Начать его строить рядом с Москвой, например в Сергиевом Посаде. На выходе будет не монашеская республика, а церковно-чиновничий поселок. Так уже пытались построить аналог Кремниевой долины, а получили полное и беспросветное Сколково. Епископ должен быть монахом, а монах – аскетом. Третий вариант – оставить все как есть – ведет лишь к дальнейшей деградации и вырождению Проекта, что подтачивает перспективы России, так как православные смыслы очень сильно и глубоко интегрированы в русский культурный канон. Оставляя в чужих руках возможность манипулировать нами под видом Православия, «растолковывая» и «разъясняя», мы остаемся беззащитными. Таким образом, продемонстрировано, что, вне связи со сценариями, русский традиционный канон имеет очень высокую зависимость от смыслов Православного проекта. Что Россия должна взять данный проект под свой контроль, в противном случае обретение психоисторической независимости, субъектности будет осложнено. России необходимо создавать отдельное русско-православное Проектное Основание, автономное и независимое от греков. Если весь Православный проект окажется под влиянием России – замечательно, получаем дополнение. Если контроль не будет получен – есть резервный план. И, да, создание в Сергиевом Посаде аналога Афона есть примерно такой же «гениальный» проект, как появление под видом «Русской Кремниевой долины» пресловутого Сколково. Перспективы развития В мире существует запрос на левоконсервативный путь. Для очень многих людей единственным представлением и образом такого государства/цивилизации является СССР/Красный проект. Россия без Православного проекта с трудом, но сможет существовать, а вот обратное неверно. Православный проект обречен либо стать частью Красного, русского проекта, либо исчезнуть. В части прямой религиозной экспансии можно выделить следующие направления расширения зоны Православия: повторная евангелизация Европы путем возврата к докатолическим традициям первого тысячелетия нашей эры с идеями соборности, взаимопомощи и справедливости; элемент принятия русского традиционного канона (язык, нормы, правила, принципы и смыслы) для желающих стать частью России в условиях нестабильности в мире; процессы этногенеза, в том числе в части криптогреков, криптогрузин и других потомков исламизированных и потуреченных народов Ближнего Востока; евангелизация части Китая (высока вероятность распада до середины 2030-х годов) и народов Юго-Восточной Азии; культурная экспансия в Черную Африку до начала и во время Битвы за Африку (2050-е годы). Расширение границ Православного проекта путем всего лишь миссионерской работы – ограниченный и тупиковый путь для 21-ого века, необходимо решение внутренних проблем и представление миру новых путей. Наиболее интересно формирование православного социализма, т.е. сборка социалистической/коммунистической теорий на основе не протестантской трудовой этики, а православного взгляда на мир. В рамках ожидаемого перехода первых регионов в мире в 6-ой технологический уклад в 2035-2040 гг., по итогам которого до 90% людей окажутся ненужными в качестве производителей, но нужными в качестве потребителей, труд станет привилегией меньшинства. К снижению веса классовых противоречий в обществе – а ведь, кроме них, существуют и культурные, и социальные, и этнические, да и много еще каких – добавим изменение роли труда – и получим совершенно другой мир. Человечеству будет очень нужен левоконсервативный образ будущего, отличный от классического марксизма. Так почему бы не собрать его на основе морали и нравственности православия, так же как марксизм, по сути, вырос из протестантской трудовой этики. Эта новая система не будет религиозной, но станет давать образ будущего для всех, станет глобальной идеей, перерождением Красного проекта. Того самого, что был создан И.В. Сталиным в виде сочетания марксизма-ленинизма с традициями русского имперского канона. Может быть, новое построение и станет именно той теорией, которой нам так не хватает и которая станет одним из столпов для всего мира. Таким образом, наиболее интересным развитием Православного проекта будет создание на его базе новой глобальной идеологии, сочетающей в себе православные представления о нравственности и морали с большим метафизическим и духовным влиянием («достаточно искренне покаяться и обретёшь спасение») и с левыми социальными представлениями («общее превыше частного»). Россия и Православный проект связаны неразрывно, и последний должен стать инструментом и частью первой. Любой иной вариант приведет к окончательной утрате каких бы то ни было перспектив для созданного еще Константином Великим проекта, легшего в основу Ромейской империи. Резюме Когда произносится словосочетание «Православный проект», то первые ассоциации у многих будут связаны с Россией и концепцией «Третий Рим». В реальности, однако, данный проект так и не стал полностью российским, поскольку его психоисторический центр и Основание (Афон) все еще контролируется греками через первенство четырех греческих патриархатов – в Константинополе, Александрии, Антиохии и Иерусалиме. Православный проект не имеет субъектности, и причин здесь две: сопротивление и нежелание греков передать первенство русским как самой сильной и крупной православной нации; уважение русских к грекам, желание договориться и решить дело полюбовно. Последние несколько сотен лет, со времени падения Константинополя и последующего воссоединения ценой признания Московского патриархата, рассматриваемый проект не имеет полноценной субъектности и пребывает в состоянии медленного умирания. После 1917 года он сильно приблизился к закрытию, и даже падение советского блока не оживило его. Сохранение существующей ситуации ведет к гибели Православного проекта. Речь идет не об исчезновении Православия как религии, но об утрате возможности влиять на человечество и определять будущее. Выход прост – необходима серьезная операция с передачей всей полноты духовной власти России, так чтобы Православный проект стал региональной составляющей глобального Красного проекта и национального проекта – «Русского мира», в противном случае ему грозит забвение. В первом варианте центром всех трех проектов будет Россия, что усилит их взаимное влияние и позволит сохраниться психоисторческим смыслам Православного проекта, в частности через формирование глобального образа будущего в рамках православного социализма. Во втором – Россия будет вынуждена снижать православную составляющую и/или не противиться новому расколу, уходу от влияния «лукавых греков». И тот, и другой варианты будут означать окончательное закрытие Православного проекта. Принимая во внимание высокое взаимное влияние Красного русского проекта и Православия, признаем, что такое развитие событий осложнит будущее России, но позволение влиять на себя через манипуляции от имени Вселенского Православия есть намного более плохой вариант. Источник: https://aurora.network/articles/11-analitika-i-prognozy/83957-ocherk-o-strategii-pravoslavnogo-proekta
  2. Сергей Глазьев и Александр Щипков: Экономика и общество В издательстве «Проспект» вышла монография С.Ю. Глазьева и А.В. Щипкова «Экономика и общество», посвященная анализу новой исторической реальности, наступившей после пандемиального скачка мирового кризиса в 2020 году В московском издательстве «Проспект» вышла в свет книга доктора экономических наук, академика Российской академии наук С.Ю. Глазьева и доктора политических наук, первого заместителя председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, заместителя главы Всемирного русского народного собора А.В. Щипкова «Экономика и общество» (Глазьев С.Ю., Щипков А. В. Экономика и общество: монография. – Москва: Проспект, 2020. – 192 с. ISBN 978-5-392-32581-8). Книга посвящена анализу новой исторической реальности, которая наступила после пандемиального скачка мирового кризиса в 2020 году. Книга включает в себя такие главы как «Последствия мирового кризиса и перспективы переходного периода», «Динамика технологических и мирохозяйственных укладов», «Эволюция денег и их функции», «Феномен тоталитарности», «Культур-системный подход к истории и русско-византийский культурно-исторический тип», «Гражданское общество как проблема» и др. Ключевой задачей книги авторы считают выявление взаимосвязей производственно-экономических и социально-идеологических аспектов жизни, корреляцию технологического и мирохозяйственного укладов со сферой общественных смыслов и идеологии в условиях кризиса и нового переходного периода. Главы, принадлежащие двум авторам, написаны в разной стилистике, оперируют неодинаковыми категориями и посвящены разным, но взаимосвязанным проблемам. С одной стороны, в книге уделяется внимание экономической истории и макроэкономике, с другой – социологии, политологии и анализу идеологического пространства. Авторов объединяет общий ценностный подход и общее видение будущего. С.Ю. Глазьев и А.В. Щипков сознательно манифестируют соединение идейных континуумов, берут их в качестве основного сюжетно-композиционного принципа. Таким способом авторы стремятся привлечь внимание к глубинной взаимосвязи ценностно-смысловых и экономико-технологических сторон жизни общества, заявить о необходимости выхода из методологического тупика, в котором оказались социальные науки в эпоху «развитого либерализма». Включение экономики в социальный контекст, а социологии – в контекст экономический, приведение социально-экономических решений в соответствие с национально-религиозными ценностями и интересами – основополагающая идея книги. Значительное внимание в монографии уделяется вопросам преодоления стереотипов мейнстрима экономической науки и анализу того, к каким диспропорциям и деструктивным явлениям в сфере идеологии, культуры, повседневной социальности приводят эти стереотипы экономического мейнстрима. Авторы полагают, что изменение идеологических ориентиров могло бы повлиять на изменение социально-экономических подходов, поскольку их связь – двусторонняя. Именно поэтому сюжетная линия книги движется от вопросов макроэкономики и экономической истории к проблемам культурно-языковой картины мира и социальных страт. Эта логика обратна дегуманизирующим тенденциям позднего модерна и направлена от утилитаризма и экономикоцентризма обратно к человеку и непреходящим нравственным ценностям. Книга предназначена для специалистов в области социальных наук и широкого круга критически мыслящих интеллектуалов. Источник: https://aurora.network/articles/39-nauka-i-obrazovanie/83735-sergey-glaz-ev-i-aleksandr-shhipkov-jekonomika-i-obshhestvo
  3. «5781 год от сотворения мира – число условное» Евгений Сатановский Ведущий программы "От трех до пяти"… Сергей Корнеевский Ведущий. Довид Карпов Раввин. Еврейский Новый год Рош ха-Шана и библейский календарь. Гость Евгения Сатановского и Сергея Корнеевского в эфире «Вестей ФМ» – раввин Довид Карпов. КАРПОВ: Обычный календарь, по которому мы живём, ведёт отсчет от некой условной даты. Библейский календарь ведет отсчет от сотворения мира. И тут, конечно, могут возникнуть разные вопросы, неужели наш мир насчитывает чуть меньше, чем 6 тысяч лет? Вообще-то, мир насчитывает существенно больше. Но надо понимать, что время с точки зрения науки – категория относительная, и весь вопрос в том, как его считать. Надо понимать, что это число 5781, конечно, в большой степени условное. Источник: https://radiovesti.ru/brand/61009/episode/2442027/
  4. «Такого Ураза-байрама Турция еще не видела» Евгений Сатановский Ведущий программы "От трех до пяти"… Сергей Корнеевский Ведущий. Иван Стародубцев Эксперт по Турции, обозреватель, бл… Как коронавирус сказывается на праздновании Ураза-байрама в Турции? Какова статистика заболеваемости и выздоровления? Гость Евгения Сатановского и Сергея Корнеевского в эфире «Вестей ФМ» – эксперт по Турции, обозреватель, блогер Иван Стародубцев. СТАРОДУБЦЕВ: Такого Ураза-байрама, который сейчас в Турции наблюдается, не было во всей новейшей истории Турции, может быть, и не было никогда. Вся страна четвертый день находится на полном карантине. Единственные, кого он не касается, это пожилые люди, которым вчера разрешили на несколько часов появиться на турецких улицах. Также в программе: грядущее столетие установления дипотношений между Советской Россией и Турецкой Республикой. Источник: https://radiovesti.ru/brand/61009/episode/2394023/
  5. Администрация сайта поздравляет Романа Витальевича Шиженского с Днём Рождения! Пусть знания о мифах, религиях и прочей духовности будут фундаментальны и мощны, как мировое древо!
  6. «В библейских мифах описаны природные катастрофы» Евгений Сатановский Ведущий программы "От трех до пяти"… Сергей Корнеевский Ведущий. Александр Городницкий Океанолог, путешественник, писатель… О библейском мифе об исходе евреев из Египта и многом другом. Гость Евгения Сатановского и Сергея Корнеевского в эфире "Вестей ФМ" – океанолог, путешественник, писатель, поэт Александр Городницкий. ГОРОДНИЦКИЙ: Евреи выходят из Египта – 600 тысяч человек. Надо прямо сказать, что сомнительно, что-то многовато. Фараон посылает за ними карательное войско – 800 колесниц. Что-то маловато получается. Вообще, с числительными у древних непорядок. <...> Войско египтян нагоняет уходящих евреев, и Моисей обращается к богу, и бог сотворяет чудо: вода отступает, евреи проходят посуху по этому дну, а когда колесницы кидаются вслед, приходит стена воды и топит войско фараона. Что это такое? Это типичная картина цунами! * * * ГОРОДНИЦКИЙ: Исход из рабства – вечная тема человечества. Полностью слушайте в аудиоверсии. Источник: https://radiovesti.ru/brand/61009/episode/2260391/
  7. «Бог не спасает идиотов» Евгений Сатановский Ведущий программы "От трех до пяти"… Сергей Корнеевский Ведущий. Об особой опасности коронавируса для слишком истово верующих и о многом другом. В студии «Вестей ФМ» Евгений Сатановский и Сергей Корнеевский. САТАНОВСКИЙ: Самая угрожаемая категория – это ортодоксы, посещающие храмы. Вы можете проклясть 10 тысяч раз за ограничительные меры всех, кто только вам не понравиться, или вам захочется его проклясть. Это ради бога. Но дело в том, что у нас вот церкви не закрыли, да. Идея о том, что верующий человек верит, что его-то бог спасет, это идея для веры правильная. Но как говорят арабы: "На Аллаха надейся, а верблюда привязывай". Господь не спасает идиотов! Ну, никак не спасает. Можете считать, что господь бог вам говорит устами карантинных чиновников или людей, которые говорят о медицинских мерах. И хотя начальство наше теперь сплошь верующее... Ну лет 30 оно было там партийным, комсомольским, лет 30 назад все были атеистами сплошь, а теперь все сплошь вдруг верующие. И им поэтому делать то, что положено в таких ситуациях, как-то неудобно... Не закрыты храмы, особенно православной церкви. Это кончается массовой эпидемией и смертью огромного количества верующих людей именно потому, что там много пожилых людей. И любые обряды, хоть вы мощи целуете, хоть икону, хоть мезузу, к которой евреи прикасаются в синагоге и потом целуют руку – точно так же дураки дураками. Вот сейчас вся Большая Бронная синагога слегла из-за гостей из Латвии, которые... Все же к одной мезузе должны были прикоснуться, ну все и прикоснулись... И раввин Ицхак Коган в тяжелейшем состоянии. И буддистского дацана это касается, и мечети, всех! Ребята, это смертельно опасно. Да, наверное, великое дело... Кажется, что для веры вот мощи святые привели, уж не знаю, чьи... В Санкт-Петербурге 80 тысяч человек их посетило, наверное, и к ним приложились... Поймите одну простую вещь: вы в этой ситуации представляете угрозу не для людей типа меня, черт со мной, я вообще атеист, помру так помру.... Но для ваших близких, для ваших родных, для тех, кто с вами ходит в этот храм, вообще-то говоря, для настоятеля его. Хоть бы даже он сто раз вам сказал – и он вам скажет, люди-то храбрые: да, да, конечно, вы все здесь желанные гости... А если что-то случится? Мы знаем, как это произошло у христиан сейчас в Южной Корее. Полностью слушайте в аудиоверсии. Источник: https://radiovesti.ru/brand/61009/episode/2257628/
  8. «Господь для идиотов не трудится» Евгений Сатановский Ведущий программы "От трех до пяти"… Сергей Корнеевский Ведущий. Евгений Сатановский о том, как обеспечивается соблюдение карантина в Израиле и Палестине. Полностью слушайте в аудиоверсии. ВЫПУСК СОКРАЩЁН В СВЯЗИ С ОБРАЩЕНИЕМ ПРЕЗИДЕНТА. Источник: https://radiovesti.ru/brand/61009/episode/2257145/
  9. «Верующих трудно убедить не собираться толпами» Евгений Сатановский Ведущий программы "От трех до пяти"… Сергей Корнеевский Ведущий. Коронавирус на Ближнем Востоке. В студии «Вестей ФМ» Евгений Сатановский и Сергей Корнеевский. САТАНОВСКИЙ: Понятно, что если коронавирус в Европе, коронавирус в Америке, в Израиле, по-русски говоря, поставил всех на уши, притом что чем ортодоксальнее местное население, чем традиционнее оно, тем хуже. Какой веры верующие, значения никакого не имеет. Я сталкиваюсь напрямую, учитывая моё собственное происхождение, с трагичными и жуткими совершенно результатами, которые всё это в еврейской среде порождают. Вот сейчас там... Ну, потому что вы как на праздник добьётесь того, чтобы верующий еврей не собирался в синагоге? Правильный ответ: почти никак. Вы можете его арестовывать, вы можете чего угодно с ним делать, он последние пару тысяч лет потому и верующий, он веры не сменил, его не то, что своя, родная полиция или даже и армия разогнать не могла, его... КОРНЕЕВСКИЙ: Гестапо работало, да. САТАНОВСКИЙ: Слушайте, инквизиция с ними не справилась! Действительно, CC с гестапо с ним не справились, римские легионы. Ну никто не справился! Не случайно назвал Сенека евреев попросту, по-русски говоря, упрямые, как ослы. Ну, мы такой народ. Вот до ишачьей пасхи ты объясняй – нет, ты не объяснишь. Одного авторитета, который был бы у всех – да нету его. У каждой группы свои авторитеты или вообще полное их отсутствие. Вот ортодоксам говорит правительство: "Да нельзя! Нельзя собираться на совершеннолетие, бар-мицву праздновать, свадьбы! Ничего нельзя вам вашими толпами по 100, 150, 200, 300, а на праздники – это тысячи... Нельзя". А они говорят: "А в гробу мы тебя видели, правительство". Вы чего, ребята? Надо заполнять анкеты по возвращении в аэропорт: откуда вы приехали. "Да в гробу мы видели ваши анкеты. Пошли вон". Надо регистрироваться... Толпа прорвала кордон – куда ты их зарегистрируешь? А её снаружи ещё такая же толпа встречает. Опаньки! Разбежались по всей стране. Это, кстати, дошло и до нас. У нас половина синагоги на Бронной слегла, потому что какие-то гости были на праздновании Пурима. Внезапно появились из Прибалтики, с Латвии. В синагоге на Бронной. Гость пришёл – нельзя его выгнать! Ну как? Его надо напоить, накормить. Он иностранец – странник. Праздник! Накормили, напоили – половина слегла, как минимум. Раввин в тяжелейшем состоянии, Изя Коган, ему сильно за 70 лет. Полностью слушайте в аудиоверсии. Источник: https://radiovesti.ru/brand/61009/episode/2257118/
  10. Некоторым церковным «топ-менеджерам» не хватает милосердия Евгений Сатановский Ведущий программы "От трех до пяти"… Сергей Корнеевский Ведущий. О варварской ликвидации новым священником Свято-Казанского женского монастыря в Колюпанове Тульской области приюта для животных и многом другом. В студии "Вестей ФМ" Евгений Сатановский и Сергей Корнеевский. САТАНОВСКИЙ: Когда эффективные менеджеры приходят в отрасль, отрасль умирает, людей выкидывают на улицу, никто о них не заботится, потому что эффективным менеджерам лучше знать, что эффективно для них, для их кармана, для их бизнеса. Когда эффективные менеджеры приходят в сферу духовную, результат тот же, но касается он вещей вроде как нематериальных, но... Завод закрыли – понятно, отрасль загнулась – понятно. А здесь? Ну что такого сделали! Ну, вот конкретный топ-менеджер... Называть его священником? Наверное, кто хочет, может называть его священником... Он топ-менеджер. КОРНЕЕВСКИЙ: Почему вы думаете, что он топ-менеджер? САТАНОВСКИЙ: Для этого монастыря... КОРНЕЕВСКИЙ: Здесь он оказался выше настоятельницы, такого обычно не бывает. САТАНОВСКИЙ: Мне тоже это странно, но это произошло. А вы понимаете: вот живет пожилой директор, а приходит к нему молодой зам по финансам, например. Никогда не видели? Я видел. А вот в какой-то момент, оказывается, что все у него. Я в синагогах это видел. Вы думаете, в церкви иначе? Нет. Молодой, крепкий зам по финансам, человек, у которого реально... Да он в бараний рог свернет кого угодно, даже и находящегося по формальным признакам человека выше него по статусу. А неважно! На эту тему Рязанов в свое время снимал фильм "Старые клячи". Вы можете быть кем угодно, хоть академиком, хоть профессором, хоть настоятелем монастыря, хоть директором завода, когда к вам пришел молодой, нахрапистый, и сильно уверенный в своих действиях человек, который может вызвать бригаду братков с джипами, вы что сделаете? Понятно, да! Ничего. В данном случае, помолитесь, пожалуетесь... Но вот в данном случае письмо-обращение к патриарху подписали ну уж очень известные люди. Я даже не думал, что это вызовет настолько серьезный отклик. Повторяю, здесь нет никакого желания влезать в дела церкви, мне это вообще не должно ни по какому поводу: ни по этническому, ни по конфессиональному. Но поскольку мы же все время говорим о возвращении к истокам, о морали, о нравственности, о том, что раньше плохо было без духовности, а мы сейчас возрождаем духовность, говорим о духовных скрепах. А милосердие – это духовная скрепа. Милость к тварям божьим – это тоже духовная скрепа. Да уж какая точно есть. Также в программе: мировая политика и экономика. Полностью слушайте в аудиоверсии. Источник: https://radiovesti.ru/brand/61009/episode/2256515/
  11. Материал размещён на сайте фонда "Здравомыслие" администратором. При клике на "источник" в конце текста открывается форма входа во ВКонтакте.
  12. Приветствую Вас, Виктор Викторович! :)

    1. Victor

      Victor

      Здравствуйте, Сергей Дмитриевич! ^_^

  13. Владислав Иноземцев Конец эпохи. Что идет на смену противостоянию науки и религии в обществе XXI века 5 НОЯБРЯ 2019 10:57 Сегодня как религия, так и наука стремительно маргинализируются, уходя на периферию общественной жизни. И их место все уверенней занимает новая сила Россия — страна во всех отношениях особенная; это недавно подтвердил, например, президент РАН А. Сергеев, заявивший, что ряд важнейших «интегрирующих целей» развития нашего общества «возможно [достичь], если мы объединим усилия науки и усилия Русской православной церкви…» Не будем касаться вопроса о том, выпадут ли, по мнению выдающегося физика, из коллективного созидательного процесса атеисты или приверженцы иных традиционных для России конфессий, — остановимся на соотношении науки и религии в современных обществах, теме самой по себе непростой. Последние несколько сот лет в евроцентричном мире были ознаменованы крайне сложными отношениями между верой и знанием. Хотя, начиная с раннего Средневековья, значительная часть европейских интеллектуалов формировалась в лоне Церкви или была ее служителями, а сами выдающиеся богословы прямо указывали, что «Священное учение есть наука» (St. Thomas Aquinas. Summa theologiae, Prima Parte, 2; 2), по мере социального прогресса религия и наука становились антиподами. С одной стороны, этот процесс был обусловлен тем, что ученые постепенно подрывали традиционную христианскую картину мира — от обоснования утверждения о том, что Земля не находится в центре Вселенной, до открытия эволюционных процессов развития жизни. Прогресс человечества был невозможен без развития технологий, а оно шаг за шагом разрушало основы того мировоззрения, которое было сформулировано в годы расцвета Римской империи. С другой стороны, что, на мой взгляд, было еще более важным, социальные мыслители рискнули отказать Церкви в определении норм общественного устройства с созданием теории естественного права. Появление человека в статусе создателя правовых норм на основе согласия с ему подобными радикально изменило место религии и Церкви в жизни христианских обществ (чего отчасти не случилось в мусульманских) и отодвинуло ее на обочину общественной жизни. Наука очевидно выиграла от подобной трансформации, тем более что секуляризация общества шла наиболее быстрыми темпами именно тогда, когда прогресс знания и технологий был наиболее заметен. XVIII и XIX века радикально изменили облик планеты, доказав, что именно рациональность и технологический прогресс являются теми факторами, которые определяют возможность доминирования над миром. Кроме того, духовное сословие в периоды революционных перемен повсеместно воспринималось как воплощение устаревшего социального порядка, а его праздный характер фокусировал на нем всю силу мести революционных сил — по большей части несправедливой и чрезвычайно жестокой. В какой-то мере можно говорить, что на этой длинной волне утверждения идей рационализма и прогресса наука и сама превратилась в некий объект поклонения: с начала ХХ столетия и до конца его второй трети имена великих ученых и инженеров с восторгом повторялись людьми в самых разных точках планеты. Однако в то же время стали появляться и первые признаки озабоченности общества происходящей «технотpонизацией», воплотившиеся в разного рода мрачных утопических образах будущего. Сегодня, на мой взгляд, даже в самых успешных с точки зрения развития технологий обществах не приходится говорить о науке как о новой религии (хотя в последнее время такие разговоры приходится слышать, например, в контексте обсуждения фанатичной борьбы за спасение Земли от климатических изменений, сторонники которой используют научные аргументы в качестве своеобразного «символа веры»). Причина такого положения вполне понятна: сама современная наука слишком инструментализирована, чтобы даже отдаленно напоминать религиозный культ. В то время как научное знание искореняло религиозные предрассудки, мир казался относительно легко постижимым, а величайшие открытия либо быстро приходили в жизнь миллионов людей (паровая машина, бензиновый двигатель, электричество, радио, современные средства связи и обработки информации), либо символически изменяли облик мира (создание ядерного оружия, старт космической эры), либо казались постижимыми для среднеобразованного человека (теория относительности, принципы строения вещества, основы теории генетики и многое другое). Сегодня же знание стало столь специализированным и глубоким, что элементы универсализма практически полностью исчезли, а это превратило науку из своего рода культовой деятельности в ремесленную (в данной констатации, хочу подчеркнуть особо, нет ничего уничижительного). Фрагмент обложки журнала «Puck», Джозеф Кеплер, 1902Фото: Library of Congress/Wikimedia Commons Масштабное столкновение веры/религии и просвещения/науки, которое было центральным вектором европейской истории XVI–XIX столетий, привело не столько к победе одной из сторон, сколько к десакрализации обеих. Последние десятилетия стали временем огромного увеличения не только числа неверующих людей, но и количества банально необразованных. В первом случае причиной, скорее всего, стала утрата традиционной связи религии с этикой по мере секуляризации нравственной доктрины и развития гражданского общества, ставящего в центр мироздания человека. Во втором важнейшим фактором выступали и выступают растущая непостижимость современного горизонта научного поиска и прогрессирующая инструментализация научных достижений. Ни в религиозной, ни в научной сфере подавляющее большинство людей не могут вообразить себя в роли актора, в то время как роль потребителя мало кого вдохновляет. Свечка в храме, поставленная пару раз в год, и дежурные слова о важности свободы научного поиска — это практически все, что большинство современных жителей евроцентричного мира готовы себе позволить. Наиболее очевидным бенефициаром смертельной схватки веры и рационализма стала гуманистическая правовая культура, начавшая формироваться на заре эпохи Просвещения и сумевшая как сочетать в себе элементы религии и науки, так и со всей возможной решимостью отвергать принципы и той, и другой. Взяв от христианства идею равенства всех человеков, эта культура «забыла» о том, что такое равенство трактовалось отцами Церкви как равенство перед Господом, — результатом явились предпосылки современного демократического общества, носителем власти в котором выступают люди, свободные в своем политическом выборе. Взяв от науки принцип рационализма, она сделала своей высшей целью минимизацию зла, приносимого одними членами общества другим, — итогом стало формирование правовых максим, которые не могут быть оспорены даже в ходе реализации демократических процедур. И по мере того, как религия сдавала свои позиции нравственного эталона, а наука даже не стремилась их перехватить, доктрина естественных прав (или, в ее современном воплощении, прав человека) быстро превратилась в новый источник норм поведения. В данном своем качестве она сыграла неоценимую положительную роль — не меньшую, на мой взгляд, чем внесшая в историю идеи целеполагания и прогресса христианская доктрина в Средние века и чем заложившая основы рационального освоения и преобразования мира наука в Новое время, — но в то же время она довольно быстро прошла путь, аналогичный пути от веры к церкви и от служения знанию к научным иерархиям. Сегодня наиболее передовые общества действительно находятся на некоем распутьи — и нельзя не заметить, что и религия, и наука выступают в лучшем случае на отдаленной периферии главных дискурсов, но никак не задают тон. Возьмем вопрос о различных сексуальных ориентациях. Борьба за одинаковые права представителей любой из них является, на мой взгляд, воплощением самой благой идеи из всех существовавших: все люди совершенно равны (и следует заметить, что речь тут идет действительно о равенстве, а не, как в случае с мультикультурализмом, о коллективных преференциях). Религия в этом споре с бóльшим или с меньшим упорством защищает «традиционные» ценности; наука же методично изобретает все новые методы обеспечения комфортного существования тех, кто их не разделяет. Результат легко предсказать: привычные семейные отношения будут разрушены с такой же неотвратимостью, с какой были разрушены античные политические системы. Или коснемся популярной темы «базового дохода»: и христианская религия, учившая, что «в поте лица своего будешь ты добывать хлеб свой», и традиционная экономическая наука здесь «отдыхают»; основной дискурс находится исключительно в рамках концепций прав человека, и его результат тоже не вызывает сомнений. Базовый доход в большинстве развитых стран будет введен, а творцы новых технологий обеспечат средства невиданного повышения производительности, которая сделает наделение нового праздного класса предметами первой необходимости менее накладным, чем его вовлечение в какую-либо полезную деятельность. Конечно, если главный отечественный ученый и главный российский поп найдут точки взаимного интереса и сольются в едином творческом порыве, за них останется только порадоваться. Но проблема состоит в том, что они не способны ничего изменить в процессе формирования контуров будущего общества. Церковь и наука, я повторю, сегодня находятся на периферии общественных перемен в развитых странах. Первая может концентрировать ретроградную энергию, объединяя (что она всегда и делала) тех, кто не хочет перемен или боится их. Ее наивысшим успехом может быть переработка этой энергии в некие позитивные импульсы, корректирующие скорость и направление общественного прогресса, но в любом случае в такие, которые будут данный прогресс замедлять, но не смогут ему воспрепятствовать. Вторая будет использовать нескончаемые любопытство и энергию поиска (что она тоже делала многие столетия), консолидируя тех, кто полагает развитие знания искупающим любые порождаемые им проблемы. Ее достижения будут проявляться в устранении материальных и технических препятствий для реализации самых смелых социальных экспериментов, хотя сами эти эксперименты будут ставить те, кто имеет к науке минимальное отношение. При этом я бы даже сказал, что именно «равноудаленность» религии и науки от социальных процессов выступает и будет выступать подтверждением современности того или иного общества. Мир XXI века — это мир перемен такого масштаба, которых человечество не знало в своей истории. Религия и наука в равной степени ответственны за такое положение вещей. Первая долгое время сдерживала общество в неких «рамках», которые с ходом времени стали настолько тесными, что теперь не размываются, а скорее взрываются так, как взрывается воздушный шар, проткнутый сразу в нескольких местах. Видимый подъем «консерватизма» и «традиционности» похож на естественное уплотнение оставшихся стенок шарика, из которого выпущен воздух: они намного толще и прочнее, чем у надутого шара, но они через несколько мгновений упадут на пол и будут рано или поздно сметены в мусорный бак. Вторая на протяжении нескольких веков накапливала свой огромный потенциал и сегодня выплескивает его на людей в экспоненциально нарастающих объемах и в таких формах, которые никто не в силах отвергнуть. Мгновенный обмен информацией по всему миру, увеличение продолжительности жизни на десятки лет, реализация утопического принципа «каждому по потребностям» — все это будет обеспечиваться по мере того, как общество сочтет данные новации необходимыми для собственного развития. На каждом новом витке попытки вмешательства и священников, и ученых в определение общесоциальной повестки дня будут смотреться столь же смешно, как попытка применить установления Трулльского собора в российском уголовном судопроизводстве или намекнуть свидетелям глобального потепления о недоказанности его прямой связи с экономической деятельностью человека. Эпоха религиозных обществ кончилась или заканчивается; пятьдесят или сто лет на фоне тысячелетий человеческой истории — не срок, раньше или позже это станет очевидным. Эпоха технотронных обществ не состоялась — и не признавать этого станет невозможно уже очень скоро, по мере того как нерациональные решения станут доминировать в общественной повестке дня. Хорошо это или плохо, я не берусь судить, но новое состояние общества безусловно является воплощением свободы, к утверждению идеалов которой веками шло человечество. Процесс этот, вне зависимости от того, насколько он нам нравится или нет, столь объективен, что стремиться противостоять ему могут только безумцы, а остальным я бы советовал получить максимальное удовольствие от стремительного набора скорости, с которой мы отправляемся в неизвестное будущее. Источник: https://snob.ru/entry/184764/
  14. Поклонская променяла голову на тыкву? Почему современные политики так легко меняют свои убеждения? Зачем Наталья Поклонская поддерживает хэлуин и тем самым уничтожает свой имидж? Источник: https://rusprav.tv/poklonskaya-promenyala-golovu-na-tykvu-99860/
  15. «Ханука – праздник победы духа» Евгений Сатановский Ведущий программы "От трех до пяти"… Сергей Корнеевский Ведущий. Довид Карпов Раввин. Об истории Хануки. Гость Евгения Сатановского и Сергея Корнеевского в студии «Вестей ФМ» – раввин Довид Карпов. КАРПОВ: Ханука – это праздник прежде всего военной победы. Но дальше мы поймём, что на самом деле главная победа – это победа духа. Потому что, во-первых, военных побед было много, не все мы отмечаем, во-вторых, всё-таки за каждой военной победой стоит именно победа духа, прежде всего. Ну, и наша, я имею в виду российская история, тоже знает много таких побед, когда главным был именно наш дух. САТАНОВСКИЙ: Да, скорее, уже все списали тебя в расход, и вдруг получилось ровно наоборот. КАРПОВ: Ну, например, так, да. САТАНОВСКИЙ: Но единственная у меня просьба: в двух словах расскажи, про что это, потому что не все, кто нас слушает в эфире, знает слово «ханука» совершенно точно, и не все в курсе еврейской истории, а многие и не в курсе русской. Так что в конце концов что-нибудь скажем, про что речь-то. КАРПОВ: Ну, в двух словах. Забегая вперёд, скажу, что есть как всегда интересные параллели между еврейской историей, которая всё-таки насчитывает 3000 лет, и русской истории, по сути, конечно, и вот события Хануки они на самом деле находят некий отголосок и в нашей отечественной истории. Но об этом чуть позже. А вот что касается истории праздника Хануки... Вообще слово «ханука» означает освещение, имеется в виду освещение храма, освещение жертвенника, ну, или в повседневном языке это означает просто новоселье. Можно сказать, что господь бог справил новоселье, потому что Иерусалимский храм был освещён и, соответственно, божественное присутствие снова могло там пребывать. Но речь идёт о том, что... Можно начать, как всегда, от печки, что после того, как распалась империя Александра Македонского, диадохи её дружно поделили, соответственно, образовалось несколько более маленьких империй. Иудея оказалась на территории империи Селевкидов. Ну, это нам не привыкать, потому что Иудея к тому времени уже утратила свою независимость, но... САТАНОВСКИЙ: Так и хочется сказать, как Крым на Украине, но я промолчу. КАРПОВ: Ну, сейчас до Крыма, до Украины может быть ещё доберёмся. Но сначала Ближний Восток. Так вот Александр Македонский – кстати, еврейская традиция хранит очень уважительное к нему отношение – он отнёсся с пониманием к еврейской традиции: не стал устанавливать, как это было принято, свою статую в Иерусалимском храме, не стал насаждать греческую культуру, что, в общем-то, он любил, и в этом плане еврейский народ очень благодарен Александру Македонскому. Это редкий пример такого вот правителя, особенно для того времени. Но когда Александр Македонский умер, и мы оказались под властью Селевкидов, там всё пошло иначе. Был такой Антиох IV, который имел прозвище Эпифан, то есть любитель мудрости, а на самом деле в народе его звали Эпиман, то есть безумный. Он был такой ревностный поклонник греческой культуры. Греческая культура – это в нашем понимании примерно то же самое, что вот западная культура, в которой в принципе ничего плохого нет, так же, как и в греческой культуре, когда её не начинают насаждать силой и когда она не вступает в конфликт со своими национальными ценностями. В данном случае это, безусловно, было так, потому что греческая культура – это языческая культура, и когда он стал устанавливать статуи греческих богов в храме, понятно, что Иудея не могла к этому отнестись спокойно. Полностью слушайте в аудиоверсии. Источник: https://radiovesti.ru/brand/61009/episode/2232173/
×
×
  • Create New...

Important Information