Jump to content
Социология религии. Социолого-религиоведческий портал

Victor

Администраторы
  • Content Count

    16782
  • Joined

  • Last visited

  • Days Won

    601

Victor last won the day on September 15

Victor had the most liked content!

Community Reputation

2568 самый лучший

2 Followers

About Victor

  • Rank
    Контент-менеджер
  • Birthday 01/01/2001

Информация

  • Пол
    Мужчина
  • Город
    Токио

Recent Profile Visitors

5858 profile views
  1. «5781 год от сотворения мира – число условное» Евгений Сатановский Ведущий программы "От трех до пяти"… Сергей Корнеевский Ведущий. Довид Карпов Раввин. Еврейский Новый год Рош ха-Шана и библейский календарь. Гость Евгения Сатановского и Сергея Корнеевского в эфире «Вестей ФМ» – раввин Довид Карпов. КАРПОВ: Обычный календарь, по которому мы живём, ведёт отсчет от некой условной даты. Библейский календарь ведет отсчет от сотворения мира. И тут, конечно, могут возникнуть разные вопросы, неужели наш мир насчитывает чуть меньше, чем 6 тысяч лет? Вообще-то, мир насчитывает существенно больше. Но надо понимать, что время с точки зрения науки – категория относительная, и весь вопрос в том, как его считать. Надо понимать, что это число 5781, конечно, в большой степени условное. Источник: https://radiovesti.ru/brand/61009/episode/2442027/
  2. «Такого Ураза-байрама Турция еще не видела» Евгений Сатановский Ведущий программы "От трех до пяти"… Сергей Корнеевский Ведущий. Иван Стародубцев Эксперт по Турции, обозреватель, бл… Как коронавирус сказывается на праздновании Ураза-байрама в Турции? Какова статистика заболеваемости и выздоровления? Гость Евгения Сатановского и Сергея Корнеевского в эфире «Вестей ФМ» – эксперт по Турции, обозреватель, блогер Иван Стародубцев. СТАРОДУБЦЕВ: Такого Ураза-байрама, который сейчас в Турции наблюдается, не было во всей новейшей истории Турции, может быть, и не было никогда. Вся страна четвертый день находится на полном карантине. Единственные, кого он не касается, это пожилые люди, которым вчера разрешили на несколько часов появиться на турецких улицах. Также в программе: грядущее столетие установления дипотношений между Советской Россией и Турецкой Республикой. Источник: https://radiovesti.ru/brand/61009/episode/2394023/
  3. Администрация сайта поздравляет Романа Витальевича Шиженского с Днём Рождения! Пусть знания о мифах, религиях и прочей духовности будут фундаментальны и мощны, как мировое древо!
  4. «В библейских мифах описаны природные катастрофы» Евгений Сатановский Ведущий программы "От трех до пяти"… Сергей Корнеевский Ведущий. Александр Городницкий Океанолог, путешественник, писатель… О библейском мифе об исходе евреев из Египта и многом другом. Гость Евгения Сатановского и Сергея Корнеевского в эфире "Вестей ФМ" – океанолог, путешественник, писатель, поэт Александр Городницкий. ГОРОДНИЦКИЙ: Евреи выходят из Египта – 600 тысяч человек. Надо прямо сказать, что сомнительно, что-то многовато. Фараон посылает за ними карательное войско – 800 колесниц. Что-то маловато получается. Вообще, с числительными у древних непорядок. <...> Войско египтян нагоняет уходящих евреев, и Моисей обращается к богу, и бог сотворяет чудо: вода отступает, евреи проходят посуху по этому дну, а когда колесницы кидаются вслед, приходит стена воды и топит войско фараона. Что это такое? Это типичная картина цунами! * * * ГОРОДНИЦКИЙ: Исход из рабства – вечная тема человечества. Полностью слушайте в аудиоверсии. Источник: https://radiovesti.ru/brand/61009/episode/2260391/
  5. «Бог не спасает идиотов» Евгений Сатановский Ведущий программы "От трех до пяти"… Сергей Корнеевский Ведущий. Об особой опасности коронавируса для слишком истово верующих и о многом другом. В студии «Вестей ФМ» Евгений Сатановский и Сергей Корнеевский. САТАНОВСКИЙ: Самая угрожаемая категория – это ортодоксы, посещающие храмы. Вы можете проклясть 10 тысяч раз за ограничительные меры всех, кто только вам не понравиться, или вам захочется его проклясть. Это ради бога. Но дело в том, что у нас вот церкви не закрыли, да. Идея о том, что верующий человек верит, что его-то бог спасет, это идея для веры правильная. Но как говорят арабы: "На Аллаха надейся, а верблюда привязывай". Господь не спасает идиотов! Ну, никак не спасает. Можете считать, что господь бог вам говорит устами карантинных чиновников или людей, которые говорят о медицинских мерах. И хотя начальство наше теперь сплошь верующее... Ну лет 30 оно было там партийным, комсомольским, лет 30 назад все были атеистами сплошь, а теперь все сплошь вдруг верующие. И им поэтому делать то, что положено в таких ситуациях, как-то неудобно... Не закрыты храмы, особенно православной церкви. Это кончается массовой эпидемией и смертью огромного количества верующих людей именно потому, что там много пожилых людей. И любые обряды, хоть вы мощи целуете, хоть икону, хоть мезузу, к которой евреи прикасаются в синагоге и потом целуют руку – точно так же дураки дураками. Вот сейчас вся Большая Бронная синагога слегла из-за гостей из Латвии, которые... Все же к одной мезузе должны были прикоснуться, ну все и прикоснулись... И раввин Ицхак Коган в тяжелейшем состоянии. И буддистского дацана это касается, и мечети, всех! Ребята, это смертельно опасно. Да, наверное, великое дело... Кажется, что для веры вот мощи святые привели, уж не знаю, чьи... В Санкт-Петербурге 80 тысяч человек их посетило, наверное, и к ним приложились... Поймите одну простую вещь: вы в этой ситуации представляете угрозу не для людей типа меня, черт со мной, я вообще атеист, помру так помру.... Но для ваших близких, для ваших родных, для тех, кто с вами ходит в этот храм, вообще-то говоря, для настоятеля его. Хоть бы даже он сто раз вам сказал – и он вам скажет, люди-то храбрые: да, да, конечно, вы все здесь желанные гости... А если что-то случится? Мы знаем, как это произошло у христиан сейчас в Южной Корее. Полностью слушайте в аудиоверсии. Источник: https://radiovesti.ru/brand/61009/episode/2257628/
  6. «Господь для идиотов не трудится» Евгений Сатановский Ведущий программы "От трех до пяти"… Сергей Корнеевский Ведущий. Евгений Сатановский о том, как обеспечивается соблюдение карантина в Израиле и Палестине. Полностью слушайте в аудиоверсии. ВЫПУСК СОКРАЩЁН В СВЯЗИ С ОБРАЩЕНИЕМ ПРЕЗИДЕНТА. Источник: https://radiovesti.ru/brand/61009/episode/2257145/
  7. «Верующих трудно убедить не собираться толпами» Евгений Сатановский Ведущий программы "От трех до пяти"… Сергей Корнеевский Ведущий. Коронавирус на Ближнем Востоке. В студии «Вестей ФМ» Евгений Сатановский и Сергей Корнеевский. САТАНОВСКИЙ: Понятно, что если коронавирус в Европе, коронавирус в Америке, в Израиле, по-русски говоря, поставил всех на уши, притом что чем ортодоксальнее местное население, чем традиционнее оно, тем хуже. Какой веры верующие, значения никакого не имеет. Я сталкиваюсь напрямую, учитывая моё собственное происхождение, с трагичными и жуткими совершенно результатами, которые всё это в еврейской среде порождают. Вот сейчас там... Ну, потому что вы как на праздник добьётесь того, чтобы верующий еврей не собирался в синагоге? Правильный ответ: почти никак. Вы можете его арестовывать, вы можете чего угодно с ним делать, он последние пару тысяч лет потому и верующий, он веры не сменил, его не то, что своя, родная полиция или даже и армия разогнать не могла, его... КОРНЕЕВСКИЙ: Гестапо работало, да. САТАНОВСКИЙ: Слушайте, инквизиция с ними не справилась! Действительно, CC с гестапо с ним не справились, римские легионы. Ну никто не справился! Не случайно назвал Сенека евреев попросту, по-русски говоря, упрямые, как ослы. Ну, мы такой народ. Вот до ишачьей пасхи ты объясняй – нет, ты не объяснишь. Одного авторитета, который был бы у всех – да нету его. У каждой группы свои авторитеты или вообще полное их отсутствие. Вот ортодоксам говорит правительство: "Да нельзя! Нельзя собираться на совершеннолетие, бар-мицву праздновать, свадьбы! Ничего нельзя вам вашими толпами по 100, 150, 200, 300, а на праздники – это тысячи... Нельзя". А они говорят: "А в гробу мы тебя видели, правительство". Вы чего, ребята? Надо заполнять анкеты по возвращении в аэропорт: откуда вы приехали. "Да в гробу мы видели ваши анкеты. Пошли вон". Надо регистрироваться... Толпа прорвала кордон – куда ты их зарегистрируешь? А её снаружи ещё такая же толпа встречает. Опаньки! Разбежались по всей стране. Это, кстати, дошло и до нас. У нас половина синагоги на Бронной слегла, потому что какие-то гости были на праздновании Пурима. Внезапно появились из Прибалтики, с Латвии. В синагоге на Бронной. Гость пришёл – нельзя его выгнать! Ну как? Его надо напоить, накормить. Он иностранец – странник. Праздник! Накормили, напоили – половина слегла, как минимум. Раввин в тяжелейшем состоянии, Изя Коган, ему сильно за 70 лет. Полностью слушайте в аудиоверсии. Источник: https://radiovesti.ru/brand/61009/episode/2257118/
  8. Некоторым церковным «топ-менеджерам» не хватает милосердия Евгений Сатановский Ведущий программы "От трех до пяти"… Сергей Корнеевский Ведущий. О варварской ликвидации новым священником Свято-Казанского женского монастыря в Колюпанове Тульской области приюта для животных и многом другом. В студии "Вестей ФМ" Евгений Сатановский и Сергей Корнеевский. САТАНОВСКИЙ: Когда эффективные менеджеры приходят в отрасль, отрасль умирает, людей выкидывают на улицу, никто о них не заботится, потому что эффективным менеджерам лучше знать, что эффективно для них, для их кармана, для их бизнеса. Когда эффективные менеджеры приходят в сферу духовную, результат тот же, но касается он вещей вроде как нематериальных, но... Завод закрыли – понятно, отрасль загнулась – понятно. А здесь? Ну что такого сделали! Ну, вот конкретный топ-менеджер... Называть его священником? Наверное, кто хочет, может называть его священником... Он топ-менеджер. КОРНЕЕВСКИЙ: Почему вы думаете, что он топ-менеджер? САТАНОВСКИЙ: Для этого монастыря... КОРНЕЕВСКИЙ: Здесь он оказался выше настоятельницы, такого обычно не бывает. САТАНОВСКИЙ: Мне тоже это странно, но это произошло. А вы понимаете: вот живет пожилой директор, а приходит к нему молодой зам по финансам, например. Никогда не видели? Я видел. А вот в какой-то момент, оказывается, что все у него. Я в синагогах это видел. Вы думаете, в церкви иначе? Нет. Молодой, крепкий зам по финансам, человек, у которого реально... Да он в бараний рог свернет кого угодно, даже и находящегося по формальным признакам человека выше него по статусу. А неважно! На эту тему Рязанов в свое время снимал фильм "Старые клячи". Вы можете быть кем угодно, хоть академиком, хоть профессором, хоть настоятелем монастыря, хоть директором завода, когда к вам пришел молодой, нахрапистый, и сильно уверенный в своих действиях человек, который может вызвать бригаду братков с джипами, вы что сделаете? Понятно, да! Ничего. В данном случае, помолитесь, пожалуетесь... Но вот в данном случае письмо-обращение к патриарху подписали ну уж очень известные люди. Я даже не думал, что это вызовет настолько серьезный отклик. Повторяю, здесь нет никакого желания влезать в дела церкви, мне это вообще не должно ни по какому поводу: ни по этническому, ни по конфессиональному. Но поскольку мы же все время говорим о возвращении к истокам, о морали, о нравственности, о том, что раньше плохо было без духовности, а мы сейчас возрождаем духовность, говорим о духовных скрепах. А милосердие – это духовная скрепа. Милость к тварям божьим – это тоже духовная скрепа. Да уж какая точно есть. Также в программе: мировая политика и экономика. Полностью слушайте в аудиоверсии. Источник: https://radiovesti.ru/brand/61009/episode/2256515/
  9. Материал размещён на сайте фонда "Здравомыслие" администратором. При клике на "источник" в конце текста открывается форма входа во ВКонтакте.
  10. Приветствую Вас, Виктор Викторович! :)

    1. Victor

      Victor

      Здравствуйте, Сергей Дмитриевич! ^_^

  11. Владислав Иноземцев Конец эпохи. Что идет на смену противостоянию науки и религии в обществе XXI века 5 НОЯБРЯ 2019 10:57 Сегодня как религия, так и наука стремительно маргинализируются, уходя на периферию общественной жизни. И их место все уверенней занимает новая сила Россия — страна во всех отношениях особенная; это недавно подтвердил, например, президент РАН А. Сергеев, заявивший, что ряд важнейших «интегрирующих целей» развития нашего общества «возможно [достичь], если мы объединим усилия науки и усилия Русской православной церкви…» Не будем касаться вопроса о том, выпадут ли, по мнению выдающегося физика, из коллективного созидательного процесса атеисты или приверженцы иных традиционных для России конфессий, — остановимся на соотношении науки и религии в современных обществах, теме самой по себе непростой. Последние несколько сот лет в евроцентричном мире были ознаменованы крайне сложными отношениями между верой и знанием. Хотя, начиная с раннего Средневековья, значительная часть европейских интеллектуалов формировалась в лоне Церкви или была ее служителями, а сами выдающиеся богословы прямо указывали, что «Священное учение есть наука» (St. Thomas Aquinas. Summa theologiae, Prima Parte, 2; 2), по мере социального прогресса религия и наука становились антиподами. С одной стороны, этот процесс был обусловлен тем, что ученые постепенно подрывали традиционную христианскую картину мира — от обоснования утверждения о том, что Земля не находится в центре Вселенной, до открытия эволюционных процессов развития жизни. Прогресс человечества был невозможен без развития технологий, а оно шаг за шагом разрушало основы того мировоззрения, которое было сформулировано в годы расцвета Римской империи. С другой стороны, что, на мой взгляд, было еще более важным, социальные мыслители рискнули отказать Церкви в определении норм общественного устройства с созданием теории естественного права. Появление человека в статусе создателя правовых норм на основе согласия с ему подобными радикально изменило место религии и Церкви в жизни христианских обществ (чего отчасти не случилось в мусульманских) и отодвинуло ее на обочину общественной жизни. Наука очевидно выиграла от подобной трансформации, тем более что секуляризация общества шла наиболее быстрыми темпами именно тогда, когда прогресс знания и технологий был наиболее заметен. XVIII и XIX века радикально изменили облик планеты, доказав, что именно рациональность и технологический прогресс являются теми факторами, которые определяют возможность доминирования над миром. Кроме того, духовное сословие в периоды революционных перемен повсеместно воспринималось как воплощение устаревшего социального порядка, а его праздный характер фокусировал на нем всю силу мести революционных сил — по большей части несправедливой и чрезвычайно жестокой. В какой-то мере можно говорить, что на этой длинной волне утверждения идей рационализма и прогресса наука и сама превратилась в некий объект поклонения: с начала ХХ столетия и до конца его второй трети имена великих ученых и инженеров с восторгом повторялись людьми в самых разных точках планеты. Однако в то же время стали появляться и первые признаки озабоченности общества происходящей «технотpонизацией», воплотившиеся в разного рода мрачных утопических образах будущего. Сегодня, на мой взгляд, даже в самых успешных с точки зрения развития технологий обществах не приходится говорить о науке как о новой религии (хотя в последнее время такие разговоры приходится слышать, например, в контексте обсуждения фанатичной борьбы за спасение Земли от климатических изменений, сторонники которой используют научные аргументы в качестве своеобразного «символа веры»). Причина такого положения вполне понятна: сама современная наука слишком инструментализирована, чтобы даже отдаленно напоминать религиозный культ. В то время как научное знание искореняло религиозные предрассудки, мир казался относительно легко постижимым, а величайшие открытия либо быстро приходили в жизнь миллионов людей (паровая машина, бензиновый двигатель, электричество, радио, современные средства связи и обработки информации), либо символически изменяли облик мира (создание ядерного оружия, старт космической эры), либо казались постижимыми для среднеобразованного человека (теория относительности, принципы строения вещества, основы теории генетики и многое другое). Сегодня же знание стало столь специализированным и глубоким, что элементы универсализма практически полностью исчезли, а это превратило науку из своего рода культовой деятельности в ремесленную (в данной констатации, хочу подчеркнуть особо, нет ничего уничижительного). Фрагмент обложки журнала «Puck», Джозеф Кеплер, 1902Фото: Library of Congress/Wikimedia Commons Масштабное столкновение веры/религии и просвещения/науки, которое было центральным вектором европейской истории XVI–XIX столетий, привело не столько к победе одной из сторон, сколько к десакрализации обеих. Последние десятилетия стали временем огромного увеличения не только числа неверующих людей, но и количества банально необразованных. В первом случае причиной, скорее всего, стала утрата традиционной связи религии с этикой по мере секуляризации нравственной доктрины и развития гражданского общества, ставящего в центр мироздания человека. Во втором важнейшим фактором выступали и выступают растущая непостижимость современного горизонта научного поиска и прогрессирующая инструментализация научных достижений. Ни в религиозной, ни в научной сфере подавляющее большинство людей не могут вообразить себя в роли актора, в то время как роль потребителя мало кого вдохновляет. Свечка в храме, поставленная пару раз в год, и дежурные слова о важности свободы научного поиска — это практически все, что большинство современных жителей евроцентричного мира готовы себе позволить. Наиболее очевидным бенефициаром смертельной схватки веры и рационализма стала гуманистическая правовая культура, начавшая формироваться на заре эпохи Просвещения и сумевшая как сочетать в себе элементы религии и науки, так и со всей возможной решимостью отвергать принципы и той, и другой. Взяв от христианства идею равенства всех человеков, эта культура «забыла» о том, что такое равенство трактовалось отцами Церкви как равенство перед Господом, — результатом явились предпосылки современного демократического общества, носителем власти в котором выступают люди, свободные в своем политическом выборе. Взяв от науки принцип рационализма, она сделала своей высшей целью минимизацию зла, приносимого одними членами общества другим, — итогом стало формирование правовых максим, которые не могут быть оспорены даже в ходе реализации демократических процедур. И по мере того, как религия сдавала свои позиции нравственного эталона, а наука даже не стремилась их перехватить, доктрина естественных прав (или, в ее современном воплощении, прав человека) быстро превратилась в новый источник норм поведения. В данном своем качестве она сыграла неоценимую положительную роль — не меньшую, на мой взгляд, чем внесшая в историю идеи целеполагания и прогресса христианская доктрина в Средние века и чем заложившая основы рационального освоения и преобразования мира наука в Новое время, — но в то же время она довольно быстро прошла путь, аналогичный пути от веры к церкви и от служения знанию к научным иерархиям. Сегодня наиболее передовые общества действительно находятся на некоем распутьи — и нельзя не заметить, что и религия, и наука выступают в лучшем случае на отдаленной периферии главных дискурсов, но никак не задают тон. Возьмем вопрос о различных сексуальных ориентациях. Борьба за одинаковые права представителей любой из них является, на мой взгляд, воплощением самой благой идеи из всех существовавших: все люди совершенно равны (и следует заметить, что речь тут идет действительно о равенстве, а не, как в случае с мультикультурализмом, о коллективных преференциях). Религия в этом споре с бóльшим или с меньшим упорством защищает «традиционные» ценности; наука же методично изобретает все новые методы обеспечения комфортного существования тех, кто их не разделяет. Результат легко предсказать: привычные семейные отношения будут разрушены с такой же неотвратимостью, с какой были разрушены античные политические системы. Или коснемся популярной темы «базового дохода»: и христианская религия, учившая, что «в поте лица своего будешь ты добывать хлеб свой», и традиционная экономическая наука здесь «отдыхают»; основной дискурс находится исключительно в рамках концепций прав человека, и его результат тоже не вызывает сомнений. Базовый доход в большинстве развитых стран будет введен, а творцы новых технологий обеспечат средства невиданного повышения производительности, которая сделает наделение нового праздного класса предметами первой необходимости менее накладным, чем его вовлечение в какую-либо полезную деятельность. Конечно, если главный отечественный ученый и главный российский поп найдут точки взаимного интереса и сольются в едином творческом порыве, за них останется только порадоваться. Но проблема состоит в том, что они не способны ничего изменить в процессе формирования контуров будущего общества. Церковь и наука, я повторю, сегодня находятся на периферии общественных перемен в развитых странах. Первая может концентрировать ретроградную энергию, объединяя (что она всегда и делала) тех, кто не хочет перемен или боится их. Ее наивысшим успехом может быть переработка этой энергии в некие позитивные импульсы, корректирующие скорость и направление общественного прогресса, но в любом случае в такие, которые будут данный прогресс замедлять, но не смогут ему воспрепятствовать. Вторая будет использовать нескончаемые любопытство и энергию поиска (что она тоже делала многие столетия), консолидируя тех, кто полагает развитие знания искупающим любые порождаемые им проблемы. Ее достижения будут проявляться в устранении материальных и технических препятствий для реализации самых смелых социальных экспериментов, хотя сами эти эксперименты будут ставить те, кто имеет к науке минимальное отношение. При этом я бы даже сказал, что именно «равноудаленность» религии и науки от социальных процессов выступает и будет выступать подтверждением современности того или иного общества. Мир XXI века — это мир перемен такого масштаба, которых человечество не знало в своей истории. Религия и наука в равной степени ответственны за такое положение вещей. Первая долгое время сдерживала общество в неких «рамках», которые с ходом времени стали настолько тесными, что теперь не размываются, а скорее взрываются так, как взрывается воздушный шар, проткнутый сразу в нескольких местах. Видимый подъем «консерватизма» и «традиционности» похож на естественное уплотнение оставшихся стенок шарика, из которого выпущен воздух: они намного толще и прочнее, чем у надутого шара, но они через несколько мгновений упадут на пол и будут рано или поздно сметены в мусорный бак. Вторая на протяжении нескольких веков накапливала свой огромный потенциал и сегодня выплескивает его на людей в экспоненциально нарастающих объемах и в таких формах, которые никто не в силах отвергнуть. Мгновенный обмен информацией по всему миру, увеличение продолжительности жизни на десятки лет, реализация утопического принципа «каждому по потребностям» — все это будет обеспечиваться по мере того, как общество сочтет данные новации необходимыми для собственного развития. На каждом новом витке попытки вмешательства и священников, и ученых в определение общесоциальной повестки дня будут смотреться столь же смешно, как попытка применить установления Трулльского собора в российском уголовном судопроизводстве или намекнуть свидетелям глобального потепления о недоказанности его прямой связи с экономической деятельностью человека. Эпоха религиозных обществ кончилась или заканчивается; пятьдесят или сто лет на фоне тысячелетий человеческой истории — не срок, раньше или позже это станет очевидным. Эпоха технотронных обществ не состоялась — и не признавать этого станет невозможно уже очень скоро, по мере того как нерациональные решения станут доминировать в общественной повестке дня. Хорошо это или плохо, я не берусь судить, но новое состояние общества безусловно является воплощением свободы, к утверждению идеалов которой веками шло человечество. Процесс этот, вне зависимости от того, насколько он нам нравится или нет, столь объективен, что стремиться противостоять ему могут только безумцы, а остальным я бы советовал получить максимальное удовольствие от стремительного набора скорости, с которой мы отправляемся в неизвестное будущее. Источник: https://snob.ru/entry/184764/
  12. Поклонская променяла голову на тыкву? Почему современные политики так легко меняют свои убеждения? Зачем Наталья Поклонская поддерживает хэлуин и тем самым уничтожает свой имидж? Источник: https://rusprav.tv/poklonskaya-promenyala-golovu-na-tykvu-99860/
  13. «Ханука – праздник победы духа» Евгений Сатановский Ведущий программы "От трех до пяти"… Сергей Корнеевский Ведущий. Довид Карпов Раввин. Об истории Хануки. Гость Евгения Сатановского и Сергея Корнеевского в студии «Вестей ФМ» – раввин Довид Карпов. КАРПОВ: Ханука – это праздник прежде всего военной победы. Но дальше мы поймём, что на самом деле главная победа – это победа духа. Потому что, во-первых, военных побед было много, не все мы отмечаем, во-вторых, всё-таки за каждой военной победой стоит именно победа духа, прежде всего. Ну, и наша, я имею в виду российская история, тоже знает много таких побед, когда главным был именно наш дух. САТАНОВСКИЙ: Да, скорее, уже все списали тебя в расход, и вдруг получилось ровно наоборот. КАРПОВ: Ну, например, так, да. САТАНОВСКИЙ: Но единственная у меня просьба: в двух словах расскажи, про что это, потому что не все, кто нас слушает в эфире, знает слово «ханука» совершенно точно, и не все в курсе еврейской истории, а многие и не в курсе русской. Так что в конце концов что-нибудь скажем, про что речь-то. КАРПОВ: Ну, в двух словах. Забегая вперёд, скажу, что есть как всегда интересные параллели между еврейской историей, которая всё-таки насчитывает 3000 лет, и русской истории, по сути, конечно, и вот события Хануки они на самом деле находят некий отголосок и в нашей отечественной истории. Но об этом чуть позже. А вот что касается истории праздника Хануки... Вообще слово «ханука» означает освещение, имеется в виду освещение храма, освещение жертвенника, ну, или в повседневном языке это означает просто новоселье. Можно сказать, что господь бог справил новоселье, потому что Иерусалимский храм был освещён и, соответственно, божественное присутствие снова могло там пребывать. Но речь идёт о том, что... Можно начать, как всегда, от печки, что после того, как распалась империя Александра Македонского, диадохи её дружно поделили, соответственно, образовалось несколько более маленьких империй. Иудея оказалась на территории империи Селевкидов. Ну, это нам не привыкать, потому что Иудея к тому времени уже утратила свою независимость, но... САТАНОВСКИЙ: Так и хочется сказать, как Крым на Украине, но я промолчу. КАРПОВ: Ну, сейчас до Крыма, до Украины может быть ещё доберёмся. Но сначала Ближний Восток. Так вот Александр Македонский – кстати, еврейская традиция хранит очень уважительное к нему отношение – он отнёсся с пониманием к еврейской традиции: не стал устанавливать, как это было принято, свою статую в Иерусалимском храме, не стал насаждать греческую культуру, что, в общем-то, он любил, и в этом плане еврейский народ очень благодарен Александру Македонскому. Это редкий пример такого вот правителя, особенно для того времени. Но когда Александр Македонский умер, и мы оказались под властью Селевкидов, там всё пошло иначе. Был такой Антиох IV, который имел прозвище Эпифан, то есть любитель мудрости, а на самом деле в народе его звали Эпиман, то есть безумный. Он был такой ревностный поклонник греческой культуры. Греческая культура – это в нашем понимании примерно то же самое, что вот западная культура, в которой в принципе ничего плохого нет, так же, как и в греческой культуре, когда её не начинают насаждать силой и когда она не вступает в конфликт со своими национальными ценностями. В данном случае это, безусловно, было так, потому что греческая культура – это языческая культура, и когда он стал устанавливать статуи греческих богов в храме, понятно, что Иудея не могла к этому отнестись спокойно. Полностью слушайте в аудиоверсии. Источник: https://radiovesti.ru/brand/61009/episode/2232173/
  14. «Восточная Европа живет бок о бок с мусульманами уже несколько веков» Евгений Сатановский Ведущий программы "От трех до пяти"… Сергей Корнеевский Ведущий. Владимир Исаев Профессор Института стран Азии и Аф… О христианском влиянии на ислам, об исламе в Восточной Европе и о современном арабском мире. Гость Евгения Сатановского и Сергея Корнеевского в студии «Вестей ФМ» – профессор Института стран Азии и Африки МГУ Владимир Исаев. КОРНЕЕВСКИЙ: А в арабском мире празднуют Новый год вот в таком ключе, как у нас? Потому что Рождество – это, наверно, странно у них праздновать, да? ИСАЕВ: Нет, они празднуют, естественно, мусульманский Новый год, это тоже понятно. Но... КОРНЕЕВСКИЙ: А когда у них мусульманский Новый год? ИСАЕВ: Дело в том, что он двигается, он же по лунному календарю, поэтому он двигается. САТАНОВСКИЙ: Весной, можно сказать осторожно. КОРНЕЕВСКИЙ: Это очень хорошо. ИСАЕВ: А что касается нашего Нового года – да, празднуют. Как-то, ну, вот это... Дело в том, что, давайте говорить уже честно, Ближний Восток если брать, его сердцевину, это, в общем, подступы к Иерусалиму, то есть подступы к христианству. И христианские традиции, как бы ни менялось отношение… А отношение меняется, естественно, и количество христиан падает, об этом мы тоже неоднократно говорили. Ну, вот самый простой пример. Возьмём, скажем, такие места, как, например, тот же самый Вифлеем, и вообще вот эту территорию, которая находится под властью палестинской администрации. Я сейчас не делю на Сектор Газа и на западный берег. САТАНОВСКИЙ: Да я ещё помню, когда там народу было процентов 90 христиан. ИСАЕВ: Нет. Ну, там не 90 было, но хорошо под 40 было. САТАНОВСКИЙ: В далёкие-далёкие времена... ИСАЕВ: В Ираке сейчас осталась одна десятая от того количества, которое было ещё в 2010 году. Скажем, а вот на тех территориях, которые сейчас управляются палестинской администрацией, где было где-то 38-39% всего лишь, ну, 10 лет назад, а сейчас там меньше 10%. В общем, христиане бегут, и вот то, о чём мы в прошлый раз с вами говорили, что некоторые страны Восточной Европы, где, в общем-то, христианский компонент, он ещё возник достаточно давно. В чём разница между, скажем, той же Восточной Европой и Западной Европой? Для Западной Европы в основном это пришельцы. Для Восточной Европы они тоже пришельцы, но слишком давно. И поэтому Восточная Европа, и наша страна тоже, живёт с мусульманами уже несколько веков. После того прежде всего усилился вот этот исход мусульман, прежде всего тех, кого мы называем в нашей истории татаро-монголами, после того, как Тохтамыш потерпел поражение от Тамарлана, и Золотая Орда рассыпалась. И эти люди, естественно, они вынуждены были мигрировать. Но ведь тогда мигрировали не просто, так сказать, люди мужеского пола, как это сейчас происходит, например, в Западную Европу в основном идут люди... Мужчины в основном. КОРНЕЕВСКИЙ: Крепкие мужчины. ИСАЕВ: Совершенно верно. КОРНЕЕВСКИЙ: Потому что захватывать идут же на самом-то деле. ИСАЕВ: Естественно, и это вызывает очень серьёзное... КОРНЕЕВСКИЙ: Опасение? ИСАЕВ: ...Опасение среди местного населения. КОРНЕЕВСКИЙ: Но у вас, а не у них. ИСАЕВ: Да, конечно. КОРНЕЕВСКИЙ: А мне кажется, они такие все благостные: надо помогать, надо помогать. САТАНОВСКИЙ: Не все. ИСАЕВ: А тогда шло обозами. То есть семьями люди уходили. И поэтому в прошлый раз мы, например, говорили о том: Вот Польша, да? Так там, простите меня, основу кавалерии великого полководца европейского Яна Собеского составляли в основном татарские полки, которые дрались против Османской Империи. И доблестно дрались, за что их и награждали привилегиями и так далее. В общем, потом то же самое практически по всем странам. Возьмите Болгарию, возьмите Венгрию, там тоже очень серьёзная вещь, например. А в Чехии совершенно иначе. Полностью слушайте в аудиоверсии. Источник: https://radiovesti.ru/brand/61009/episode/2233205/
×
×
  • Create New...

Important Information