Jump to content
Социология религии. Социолого-религиоведческий портал
Sign in to follow this  
Serjio

YI ВСЕРОССИЙСКИЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ КОНГРЕСС (ОКТЯБРЬ 2020 г., Тюмень).

Recommended Posts

ROS-logo_80.jpg     Научные задачи Конгресса

 

Актуальность центральной проблемы VI Всероссийского социологического конгресса обусловлена современными российскими реалиями, которые характеризуются универсальным сосуществованием традиций и новаций. Никогда еще наша страна не находилась на таком сложном и комбинированном перекрестке традиций и новаций в экономике и политике, в культуре и образовании, в пространстве и во времени. Россия оказалась вновь перед выбором: вернуться к традиционному изоляционизму страны, провозглашая опасность своего существования в кольце врагов и вырабатывая новую стратегию самосохранения, или искать новаторские пути противостояния санкциям и активизации собственной деятельности.

В таких условиях обращение к традициям, стремление их возвысить, найти в них образец для подражания может сыграть новаторскую роль и подчеркнуть тем самым диалектику традиций и новаций. Об этом свидетельствуют и сами функции традиций и новаций, которые переплетаются, уходят из одного состояния, но тут же переходят в другое. Мы привыкли считать, что традиции живут и сохраняются, пока живут и сохраняются их социальные носители – социальные общности, большие и малые группы. Группы же эти, в свою очередь, живут традициями даже тогда, когда исчезают социальные институты и отношения, их порождающие. Это и есть та главная особенность традиций, которую мы определяем как силу инерции, делающую сами традиции длительными и затяжными.

https://www.ssa-rss.ru/index.php?page_id=470

Особенность всемирно-исторического процесса состоит в том, что выработанные веками и десятилетиями и укоренившиеся в определенной общественной форме традиции не исчезают одномоментно, а способны оказывать длительное и подчас героическое сопротивление наступающим на них новациям.

Однако эти еще недавно казавшиеся незыблемыми традиции в условиях XXI века быстро попадают под пресс новаций, которые возникают буквально на острие стрелы времени, в структуре и в недрах современных IT-технологий, новых коммуникаций, научно-образовательных знаний и с большой скоростью «врезаются» в традиции, ломая их и круша. В то же время эти новации, после того как были нанесены удары по традициям, начинают претендовать на превращение в нечто устойчивое и сохраняющееся какое-то время с претензией на постепенное закрепление в новых традициях. Всякая серьезная новация революционна и разрушительна по отношению к традиции. Но, добившись этой первой своей цели, она не стремится покончить с другими традициями, а нацелена на то, чтобы занять их место.

Сказанное означает, что традиция и инновация есть два взаимодействующих и взаимодополняющих механизма самоорганизации различных социальных систем – от самых простых до самых сложных. Более того, в любой социальной системе мы можем увидеть, как уживаются и в то же время ведут борьбу традиция и новация, как вторая наступает на первую и хочет изменить характер системы за ее счет.

В российском обществе традиции и новации находятся в социально неравном положении. Изучение этого социального неравенства между первыми и вторыми – задача социологической науки. Социологи способны определить, что многое зависит от того, кто и как поддерживает в одном случае новации, в другом – традиции. В этом смысле традиционно и, вместе с тем, новаторски может стоять один и тот же вопрос: что стоит за традицией, а что – за новацией?

Как полагают социологи, за традицией стоит:

  1. стабильность, устойчивость, непрерывность, преемственность, самосохранение;
  2. передача социального и культурного наследства от предшествующих поколений последующим;
  3. адаптация социальных общностей и групп к господствующей социально-экономической системе и культуре;
  4. простое воспроизводство существующего общественного строя и норм, господствующих в нем;
  5. отрицательная обратная связь процессов внутри социальных систем, что поддерживает их структурную устойчивость;
  6. полное соответствие основных компонентов социума друг другу;
  7. определенная ограниченность социального пространства и замедление социального времени.

По мнению социологов, за новацией стоит:

  1. нестабильность, неустойчивость, многовариантность, нелинейность процессов, «перерыв постепенности», новые траектории по «стреле времени», хаосизация социальной системы и ее превращение в более сложную и сверхсложную систему;
  2. пересмотр социально-экономического и социокультурного наследства прошлого и выбор из него того, что соответствует настоящему и будущему;
  3. усиление неполноты соответствия основных компонентов социума и возможность их качественного самоизменения и новой конфигурации социальных сил;
  4. дезадаптация социальных общностей и групп к господствующей социальной системе и культуре, выработка ими новых социальных отношений и ценностей;
  5. расширенное воспроизводство всех социетальных подсистем, интеграция и дифференциация социума;
  6. положительная обратная связь, усиливающая интенсивность процессов новой структурной устойчивости в социуме;
  7. большая открытость социального пространства, ускорение социального времени.

Как явствует из социологических исследований, традиция ответственна за функционирование, новация – за развитие. Вместе же они представляют два механизма, без которых невозможна самоорганизация простых и сложных социальных систем.

Традиции и новации глубоко конкретны и историчны. Нет традиции и новации «вообще» и «как таковых» – в таком виде они существуют только в абстракции. Особенность социологической интерпретации поставленной проблемы в том и состоит, что ее задача – выявить конкретное содержание конкретных традиций и конкретных новаций.

Перед отечественной социологией стоит задача не только исторического изучения генезиса и генеалогии традиций и новаций, но и непосредственной защиты тех традиций и новаций, того «наследства», без которого невозможно дальнейшее существование и развитие нашего общества и человека в нем.

Отношение к традиции и новации становится одной из важнейших ценностей и критерием оценки в общественном сознании перспектив общества. Социологи указывают на целый ряд ожидаемых последствий резкого расслоения российского общества на сторонников активизации традиций в жизни общества и новаторских подходов к его развитию.

Между традициями и новациями в современной России усиливаются противоречия. Эта ситуация обусловлена противоречиями между носителями, субъектами, социальными группами – сторонниками соблюдения традиций (консерваторами, традиционалистами) и инноваторами, приветствующими необходимость внедрения новаторских подходов (особенно в развитие экономики и изменение политического истеблишмента). Один из главных вопросов, стоящих перед социологами в этой связи, – вопрос о соотношении, пропорциях первых и вторых.

Проблема перед социологией состоит в определении и обосновании границы между традиционным и инновационным обществом. Причем речь идет не только об обществе в целом, но и о регионах, где соотношение традиционного и новаторского может быть совсем не таким, как в Москве.

Не менее значим этот вопрос и относительно позиции власти – к чему она тяготеет больше? Что стоит за разделом общества на традиционалистов и новаторов? Какие перспективы развития общества связаны с креном в сторону одних или других?

В целом деления на традиционалистов и новаторов многомерны по сферам своего проявления в жизни социума и в политическом, и в экономическом, и в социо-культурном, и в социально-этническом, территориальном, профессиональном и т.д. разрезе. Тем самым, тема Конгресса и подготовленные публикации по ней позволят объединить усилия социологов России, в том числе почти 5 тысяч членов РОС, работающих в рамках 39 исследовательских комитетов РОС и 74 его территориальных отделений. Доклады на Конгрессе будут объединены в научный сборник «Социология и общество: традиции и новации», который будет опубликован в электронном варианте в формате РИНЦ к началу работы Конгресса.

ВСК-VI сосредоточит внимание на социологическом содержании глобальных вызовов для России и ее регионов – таких процессов и проблем глобализации, состояние которых создает угрозы для стабильности, безопасности России и ее регионов и одновременно служит стимулом их развития. Методология социологических исследований глобальных вызовов и их восприятия странами и регионами – научный подход, значимый для многих отечественных исследований в области социологии. Он предполагает, что при изучении конкретного объекта желательно исходить из оценки его состояния и остроты проблем в контексте всех основных уровней его взаимосвязей: муниципальное объединение, регион (субъект РФ), страна (Российская Федерация), мегарегионы (СНГ, Евросоюз, БРИКС и другие), глобальное сообщество. Также предполагается плюрализм методов изучения этих взаимосвязей и интерпретаций получаемых результатов. Вместе с тем, фактическая тематика Конгресса, как обычно, будет сформирована на основе предложений Исследовательских комитетов РОС, СоПСо и других объединений социологов, а также индивидуальных предложений.

Мы обращаемся ко всем потенциальным участникам Конгресса с просьбой дать свои предложения для пленарных и специальных сессий, для секций и круглых столов. Приемлемы и предложения, не отражающие данную концепцию. Необходимо также привлечь зарубежных социологов с докладами о методологии и результатах аналогичных исследований в других странах.

Наиболее концентрированно тема Конгресса должна быть представлена на его пленарных и специальных сессиях. Желательно, чтобы заявленная научная проблематика Конгресса получила отражение также в докладах на секциях и круглых столах.

Программный Комитет VI Всероссийского социологического конгресса (г. Тюмень)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
Sign in to follow this  

×
×
  • Create New...

Important Information