Serjio Posted August 5, 2020 Report Share Posted August 5, 2020 eLIBRARY ID: 42580925 СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩНОСТИ КОСТИНА Н.Б.1 1 Уральский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Тип: статья в журнале - научная статья Язык: русский Том: 9 Год: 2020 Страницы: 11-17 ЖУРНАЛ: СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ В ОБЩЕСТВЕ ПОЗДНЕГО МОДЕРНА Издательство: Белгородский государственный национальный исследовательский университет (Белгород) ISSN: 2411-2089 КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНАЯ ПАРАДИГМА, РЕЛИГИОЗНАЯ ОБЩНОСТЬ, ДОКТРИНАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ, РЕЛИГИОЗНЫЕ ДОГМАТЫ И ИНСТИТУТЫ, SUBJECT-SUBJECT PARADIGM, RELIGIOUS COMMUNITY, DOCTRINAL COMMUNITY, RELIGIOUS DOGMAS AND INSTITUTIONS АННОТАЦИЯ: В условиях активизации религиозной жизни в российском обществе конца ХХ - первых десятилетий ХХI в. возросло влияние различных конфессиональных объединений на жизнь россиян. Данные социологических исследований свидетельствуют о том, что граждане позитивно оценивают такие стороны этого процесса как участие религии в сохранении нравственных ценностей, национальных традиций, формировании патриотизма у молодежи, возможность найти ее посредством гармонии с окружающим миром. В статье обосновывается методологическая значимость общностного подхода для анализа функционирования религии в современном обществе, поскольку он позволяет выйти за пределы ее «внутреннего» анализа, выявить ее роль для социальных групп, отношение общества и государства к религии, ее самой - к различным сторонам социально-культурной действительности. На базе этого подхода выявлена специфика религиозных общностей, заключающаяся в единстве двух составляющих - религиозной доктрины и религиозной деятельности. Процесс формирования и трансформации религиозных общностей рассматривается в рамках субъект-субъектной парадигмы, которая позволяет понять взаимодействия и отношения в рамках конфессиональных общностей по обеим линиям: «верующие - священнослужители», «единоверцы, последователи конфессии - члены конфессиональной общности (вне зависимости от степени доктринальной приверженности)». На основании теоретического анализа доказывается, что объединение в религиозную общность обусловлено приверженностью одним и тем же доктринальным идеям, следованием одним и тем же религиозным институтам, предполагает осуществление совместной деятельности, направленной на достижение общих целей. В статье выделены три типа социальных общностей - нормативные, нормативно-целевые, доктринально-целевые, обосновано, что религиозные общности относятся к последнему виду, и могут быть как устойчивыми, так и ситуативными. В основе доктринального единства религиозной общности - субъект-субъектное взаимодействие как входящих в нее акторов, так и вера в реальность взаимодействия последних с высшими силами, осуществляемое посредством пророков и их учеников. Иерархия субъект-субъектного взаимодействия выстроена четко, опирается на догматы, приверженность доктринальным идеям регулируется, контролируется и охраняется посредством религиозных институтов. Н.Б. Костина. Субъект-субъектный подход к исследованию....pdf Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Recommended Posts
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.