Serjio Posted April 14, 2014 Report Share Posted April 14, 2014 РЕЛ[И]ГИЯ И ОБРАЗОВ[А]НИЕ – значимый проблемный узел современности, в основе которого лежит необходимость рефлексивного переосмысления отношений между данными социальными институтами в контексте их актуализирующегося взаимодействия. Основное противоречие между РЕЛИГИЕЙ И ОБРАЗОВАНИЕМ представляется связанным с исторически длительной СЕКУЛЯРИЗ[А]ЦИЕЙ современных обществ, вследствие которой институт образования вместе с его структурно-функциональными, культурно-смысловыми и субъектно-деятельностными контекстами обрел в целом светский, независимый от религии характер. Вместе с тем в условиях «ПОСТСЕКУЛ[Я]РНОГО [О]БЩЕСТВА» происходит всесторонняя актуализация религиозной тематики, что с необходимостью требует ее конгруэнтной образовательной рефлексии; параллельно происходит усиление социальных позиций религиозных субъектов и их возможностей влиять на образовательные процессы. Соответственно, современная проблема РЕЛИГИИ И ОБРАЗОВАНИЯ проявляется и разрешается в двух важнейших аспектах: 1) объектном (выработка консенсуса в социальной оценке/интерпретации взаимоотношений религии и общества с учетом происходящих изменений) и 2) субъектном (согласование статусных и ролевых позиций светских и религиозных групп в стратегических и тактических контекстах образовательной коммуникации). Поиски теоретического базиса для исследования взаимодействия институтов РЕЛИГИИ И ОБРАЗОВАНИЯ ведутся в междисциплинарном пространстве социологии – богословия – философии. Основное русло методологических рефлексий задается направлением «религиозное образование». Г. Афдал классифицирует последнее как тип практики, «социальной деятельности с авторами, структурами, репертуарами действия, правилами и идеалами». С позиции Э. Райта, религиозное образование означает не только утверждение религиозных основ в обществе, но и поиск «окончательной правды». Цель такого образования – развить критическую «религиозную грамотность», понимаемую как «способность взять ответственность за отношения с религиозными проблемами в информированной, рефлексивной, чувствительной, образной манерах». Г. Ские разрабатывает близкую по содержанию концепцию «культурно-сознательного религиозного образования» как трансдисциплинарной области. В данном качестве проблематика и развитие религиозного образования определяется двумя типами противоречий («напряженностей»): 1) между теорией и практикой; 2) между общественными наукам и богословием. Одним из наиболее употребимых и вместе с тем проблемных концептов, применяемых для описания и анализа взаимодействия РЕЛИГИИ И ОБРАЗОВАНИЯ, является понятие «духовность». Согласно Д. Хею и Р. Найе, континуум значений «духовности» варьируется от «понимания и чувствительности» до «мистического опыта». Диатактическая концепция духовности С. Эррикера выводит ее из отношений между человеком и многими воздействующими на него факторами, что существенно при адресации к проблемным областям опыта. Дж. Пристли утверждал зависимость определения духовности от конкретного учебного плана религиозного образования. Т. Грум предложил универсальную концепцию духовности как врожденного качества, составляющего естественное человеческое предрасположение, которое развивается и выражается через социальные взаимодействия. В этой связи духовность как способность быть человеком рассматривается как первичная в отношении религии. В современной России проблема взаимоотношений РЕЛИГИИ И ОБРАЗОВАНИЯ актуализировалась в начале 1990-х гг. на волне религиозного «бума» в связи с крушением идеократического государства и активизации религиозных агентов в условиях либерального законодательства 1990 г. Первый этап ее разрешения характеризовался спонтанным поиском и экспериментами, в значительной степени основанными на инициативах «снизу» и характеризующимися конфессиональной пестротой. В конце 1990-х – начале 2000-х гг. произошла дифференциация подходов к образовательной рефлексии религии. Наряду с традиционными секулярным и конфессиональным подходами была сформирована концепция и система «конфессионально ориентированного» образования, в наибольшей степени адаптированная к противоречивому сочетанию реалий секуляризованной школы и интересов конфессионально ангажированных субъектов, главным из которых выступила Русская православная церковь Московского Патриархата. Конфессионально ориентированный подход к образовательной рефлексии религии характеризуется синтезом светских и религиозных составляющих во всех основных аспектах образовательной коммуникации. Оно предполагает преподавание преимущественно внекультового содержания конфессиональной культуры в светских учебных заведениях, сочетающее информационно-ознакомительные и воспитательные цели. «В соответствии со светской системой образования, оно выстраивается на базе религиоведческой компоненты социогуманитарного блока образовательного знания. В соответствии с конфессиональной системой образования, акцент делается на воспитательный, ценностно-рациональный эффект транслируемого знания». С.А. Шаронова С.Д. Лебедев Литература: Geir Afdal. Religious education as a research discipline: an activity theoretical perspective // British Journal of Religious Education / 30: 3. P. 199–210. Groome T. Educating for life: A spiritual vision for every teacher and parent. New York: Crossroads, 1998. Hay D., Naie R. The spirit of the child. Rev. ed. London: Jessica Kingsley, 2006. Skeie, G. En kulturbevisst religionspedagogikk [A culturally conscious religious education]. Trondheim: Norges teknisk-naturvitenscapelige universitet, 1998. Wright, A. Religion, Education and Post-modernity. Routledge, 2003. Шаронова, С.А. Социология образования: Учебное пособие. – М.: Издательство ПСТГУ,2011. – 380 с. Лебедев, С.Д. Две культуры: религия в Российском светском образовании на рубеже XX – XXI веков (монография). – Белгород: Изд-во БелГУ, 2005. – 252 с. Лебедев, С.Д. Рефлексивный потенциал православной культуры в России, 1990-2000-е гг.: к социологическому анализу проблемы // Социологический журнал.– 2012.– № 3.– С. 129-142. Лебедев, С.Д. Конфессионально ориентированные практики в российском образовании как социально-политический консенсус // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Политология. Религиоведение». – 2012. – № 4 (9). – С. 120-126. Реутов, Н.Н. Социокультурные практики интеграции светского и религиозного образования. – Белгород: Изд-во БГТУ им. В.Г. Шухова, 2009. – 168 с. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Recommended Posts
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.