Перейти к содержимому
КНИГИ: Колотов В.Н. Технологии использования религиозного фактора в управляемых локальных конфликтах (СПб., 2013) Подробнее... ×
Социология религии. Социолого-религиоведческий портал
mbogachev

Международная научная конференция "Современные подходы к ...

Рекомендованные сообщения

13-14 ДЕКАБРЯ: Международная научная конференция "Современные подходы к изучению религии". Москва

Философский факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Богословский факультет Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета при поддержке журнала "Религиоведческие исследования" и портала "Religious-Life.Ru" проводят Международную научную конференцию "Современные подходы к изучению религии".

Примерные направления работы конференции:

— История формирования различных подходов в рамках наук о религии

— Методы и подходы к изучению современных религиозных процессов

— Современные подходы к исследованию новых религиозных движений

— Религиозность в современном мире

— Религия в Соединенных Штатах Америки (Круглый стол)

— Отечественные традиции изучения религии (Круглый стол)

Оргкомитет приглашает религиоведов, философов, культурологов, политологов, историков, социологов, востоковедов и иных специалистов в областях, связанных с изучением религиозных традиций, принять участие в работе конференции в качестве докладчиков или слушателей.

Докладчикам следует до 10 сентября 2013 г. предоставить оргкомитету в качестве заявки по адресу religion.conf2013@gmail.com:

1) тему доклада, тезисы (300 – 500 слов) и список литературы;

2) Curriculum Vitae (место работы/учебы, степень/должность, список публикаций и выступлений на научных мероприятиях).

Слушателям следует до 01 июля 2013 г. предоставить оргкомитету в качестве заявки по адресу religion.conf2013@gmail.com Curriculum Vitae (место работы/учебы, степень/должность, список публикаций и выступлений на научных мероприятиях).

Рабочие языки конференции – русский и английский языки.

Оргкомитет оставляет за собой право отбора докладчиков и слушателей.

Регламент обсуждения доклада: презентация доклада (15-20 минут), свободная дискуссия (5-10 минут). Лекции, доклады и иные материалы, представленные на конференции, будут опубликованы.

Адрес для переписки: religion.conf2013@gmail.com

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Автор: О.В. Копылов

13-14 декабря 2013 года в Москве прошла Международная научная конференция «Современные подходы к изучению религии». Организаторы конференции: Философский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова и Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (ПСТГУ).

В первый день работы конференции прошло пленарное заседание и работали две секции: 1. История религиоведения (модераторы М.М. Шахнович, И. Н. Яблоков); 2. Методология религиоведения (модераторы К.М. Антонов, В.В. Винокуров).

На пленарном заседании были заслушаны приветствия Владимира Васильевича Миронова, декана философского университета МГУ им. М.В. Ломоносова и священника Константина Польскова, проректора по научной работе ПСТГУ. В приветственных словах обоих руководителей научных институций основная тематика была акцентирована на реализацию с помощью подобных конференций возможности диалога между верующими и светскими учеными, обмена и распространения опыта в сфере изучения религии.

В рамках пленарного заседания были зачитаны доклады:

- Антонова Константина Михайловича, об итогах исследовательского проекта, основная цель которого была рассмотреть методологические проблемы изучения религиоведения в советскую эпоху. К.М. Антонов в докладе указал, что изучение советского периода существования религиоведения во многом достаточно проблематичная и трудная задача. С одной стороны, современное российское религиоведение имеет свои истоки в советском религиоведение, с другой, современный исследователь религии, должен критически относиться к результатам своих непосредственных предшественников;

- Аринина Евгения Игоревича, рассказавшего о концепции «природы» религии в рамках концептуального похода Н. Лумана и перспективах интеграции этого концептуального похода в современном религиоведении;

- Апполонова Алексея Валентиновича, который выступил с докладом о проблеме десекуляризации в современной России;

- Григорьева Людмила Ильинична рассказала о проблемах, которые стоят на пути исследователя новых религиозных движений, подкрепляя свое выступление фактическими данными, которые этот крупный российский исследователь привезла специально на конференцию;

- Филипович Людмила Александровна, являясь представителем украинских исследователей религии, в рамках пленарного доклада, рассказала о современной ситуации, которая сложилась в Украине, и как проявляют себя различные украинские религиозные организации на Майдане. Украинский ученый высказала мнение, что та ситуация, которую высказывают российские СМИ на самом деле далека от действительности. Киевляне, особенно молодые граждане Украины, в действительности выступают не против власти, а против того уровня жизни, который им предлагают современные политики;

- Шахнович Марианна Михайловна в своем докладе раскрыла тему, которую исследователь условно обозначил, как «новое Просвещение». По мнению ученого разговоры о постсекулярной ситации, которые последнее время муссируются, как средствами СМИ, так и сами учеными, в действительности построены на спекулятивной основе. В реальности мы можем наблюдать продолжение процесса, который начался с начала Просвещения и продолжается до сих пор;

- Яблоков Игорь Николаевич на пленарном заседании обрисовал актуальные проблемы современного религиоведения и указал пути решения этих проблем.

В дальнейшем работа на конференции продолжилась в двух секциях. В секции 1 "История религиоведения", выступили 11 исследователей из различных регионов нашей страны и Украины.

Наибольшую дискуссию вызвали выступления молодых исследователей Колкуновой Ксении Александровны и Носачева Павла Георгиевича.

Тема доклада Ксении Колкуновой «Может ли религиоведение изучать не религию?». В своем докладе молодой исследователь, опираясь на современные зарубежные исследования, обосновывает возможность расширения предметного поля религиоведения, и включает в него различные формы свободомыслия, которые, по мнению молодого ученого есть формы квазирелигиозности. Марианна Михайловна Шахнович оппонируя докладчику, критически высказывает мнение, что под термином «квазирелигия» нельзя понимать исторические формы свободомыслия. Марианну Михайловну, поддержали Игорь Николаевич Яблоков и Зорина Павловна Трофимова.

Павел Георгиевич Носачев выступил с докладом «Генезис религиоведения и проблема «отверженного знания», в котором молодой исследователь, опираясь на исследование В. Я. Ханеграафа, указывает на проблему отказа религиоведения от исследования эзотерических и оккультных феноменов, в терминологии Павла Георгиевича это «отверженное знание». Указывая, что для современного религиоведения эзотерические и оккультные феномены являются «отверженным знанием», исследователь предложил новый метод изучения этих феноменов, который, по мнению Павла Георгиевича, позволит более объективное и глубокое понимание «отверженного знания. Марианна Михайловна Шахнович уточняя спорные моменты доклада, критически взглянула на метод изучения, предложенный П. Г. Носачевым. М.М. Шахнович заметила, что предложенный П.Г. Носачевым метод, в действительности ничем не отличается от практики, которую проводят эзотерики и оккультисты. А следовательно исследователь использующий такой метод ничем не отличается от адептов эзотерики и оккультизма.

Во второй день научной конференции работали две секции: 3 "Религиозность в современном мире" и 4 "Конкретные вопросы изучения религии".

В секции 3 "Религиозность в современном мире" (модераторы: Х. Хоффман и М.Ю. Смирнов), прозвучали доклады разных исследователей, среди которых можно выделить две основные темы: методологические проблемы науки о религии и религиозное образование.

По первой теме выступали Хенрик Хоффман из Ягеллонского университета, Польша, который рассказал о проблемах понимания и трансляции терминологии религиоведения. В докладе Х. Хоффмана, указывалось, что проблема терминологии и внутреннего содержания религиоведения не всеми учеными воспринимается как научная проблема, по его мнению, «некоторые религиоведы не считают это значимым, а некоторые эту проблему ставят во главе угла науки». Сам Хоффман относит себя ко второй категории ученых, и в докладе на фактическом материале показывает, что даже само наименование науки, которая изучает религиозные феномены в различных школах и институциях мира ставит перед научным сообществом такие вопросы: какие исследования можно отнести к религиоведческой проблематике? Как исследователь изучающий религиозные феномены может идентифицировать себя?

В качестве реплики Игорь Николаевич Яблоков поддержал польского коллегу и указал, что в своем докладе, зачитанном в первый день конференции, поднимались смежные вопросы.

Так же по первой теме, были заслушаны доклады Ксиора Кшиштова «Героическая религиозность vs. терапевтическая религиозность», Анны Ксежек «Подход Жака Ваарденбурга к изучению религии», Марины Сергеевны Киселевой «Современные методологические проблемы истории религии», Елены Николаевны Медведевой «Проблема метода психодиагностики индивидуальной религиозности». С богословской точки зрения проблемы изучения психологии религии раскрыл Андрей Александрович Тумин.

Близкую проблематику, к первой теме секции, в своем докладе озвучил Роман Николаевич Лункин. В своем выступлении российский исследователь религии рассказал о полевых исследованиях, и возможности которая появляется в случае, изучения религиозной жизни в отдельном регионе. В качестве примера таких исследований Р.Н. Лункин представил трехтомное информационно-аналитическое издание «Атлас современной религиозной жизни России» и новое исследование, которое дополняет и углубляет «Атлас», «Религиозно-общественная жизнь российских регионов», первый том, которого уже возможно приобрести.

По второй теме секции выступила Елена Михайловна Мирошникова с докладом «Перспективы религиозного образования в современном мире». Исследователь рассказала, что на сегодняшний день в лондонском издательстве выпустили аналитическо-энциклопедическое издание «Религиозное образование в современном мире», которое рассматривает традиции религиозного образования по всему миру. Указывая, на трудности с религиозным образованием в нашей стране, исследователь указала на поспешность и не продуманность введение в государственных школах РФ предмета «Основы религиозных культур и светской этики».

В качестве реплики Е.Н. Мирошникову поддержала Зорина Павловна Трофимова, указав, что в современной российской школе нельзя делить детей по конфессиональному признаку, что приведет к еще более тяжкой ситуации в сфере конфессионально-национальной напряженности, которая и без того, наблюдается ряде регионов страны.

По теме религиозного образования, в секции, выступил Олег Владимирович Копылов, который кратко рассказал о результатах исследования по введению в школах г. Перми курса «Основы религиозных культур и светской этики», проведенном в августе-октябре 2012 года.

На завершающем этапе работы секции, участники попросили Х. Хоффмана кратко рассказать о той ситуации в сфере религиозного образования, которая сложилась в Польше. Х. Хоффман отметил, что несмотря на то, что население Польши является во многом моноконфессиональным (католики) и в школах за религиозное образование отвечают священнослужители, проблемы с каждым годом множатся. Одна из основных проблем это отход преподавателей от догматически-каноничского обучение и ориентация на светские нормы и правила, которые требует от преподавателя государство.

Во второй половине второго дня в рамках конференции прошли два круглых стола: 1. Современные подходы к исследованию новых религиозных движений; 2. Отечественные традиции изучения религии.

На круглом столе 1 "Современные подходы к исследованию религиозных движений", Татьяна Александровна Фолиева сделала доклад о методе фиксации религиозности с помощью скрипт-теории на примере анализа Свидетелей Иеговы.

Продолжая круглый стол слово взял Михаил Юрьевич Смирнов, который предложил очертить круг вопросов по изучению НРД, которые следует решить исследователю новой религиозности:

- Что хочет узнать исследователь, берясь за изучение НРД?

- Нужно ли научное исследование самому предмету изучения?

- Как происходить социокультурная адаптация новых религий?

- Возможно ли опираться на опыт зарубежных исследователей НРД при изучении новых российских религий?

Следом за М.Ю. Смирновым слово взяла Людмила Ильинична Григорьева. Рассказав о ситуации с НРД, которая сложилась в Красноярском крае, Людмила Ильинична раскрыла проблемы нормативизма, которые появляются при неправильном исследовательском подходе к изучению НРД.

Заканчивая обзор научной религиоведческой конференции, прошедшей в Москве, скажем, что научное мероприятие состоялось и позволило ученым из разных регионов страны узнать много нового, возникшего в последние годы в рамках научного знания о религии. Особо стоит сказать, что несмотря на то, что данная конференция показала широкое поле проблем, над которым работают современные исследователи религии, все же религиоведение, как область научного знания, способная помочь в стабильном функционировании общества, не востребована чиновничьим корпусом. Об этом с сожалением высказывались многие участники конференции.

http://blog.religiopolis.org/kopilov/2013/12/18/%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F-%C2%AB%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%85%D0%BE%D0%B4%D1%8B-%D0%BA-%D0%B8/

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

благодарю за столь ценную информацию! :thumbup:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Некоммерческая исследовательская служба "Среда" тоже предоставила отчет по прошедшей конференции.

13-14 декабря конференция "Современные подходы к изучению религии"

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

×

Важная информация