Jump to content
Социология религии. Социолого-религиоведческий портал

Религиоведение в контексте старого Кракова


Recommended Posts

Религиоведение в контексте старого Кракова

В столице польских королей обсудили вопросы межрелигиозного диалога и демократических ценностей

Андрей Мельников

Ответственный редактор приложения "НГ-Религии"

 

19-6-3.jpgВыступления религиоведов звучали в мемориальном актовом зале Ягеллонского университета. Фото предоставлено оргкомитетом конференции

 

В рабочие дни недели древний, туристический центр Кракова тих, почти безлюден. Однако в начале ноября узкие улочки готического города огласились разноязыкой речью, преимущественно русской. Многолюдная делегация прошествовала от королевского замка к старинным корпусам Ягеллонского университета, и с многочисленных портретов на фасадах домов за движением гостей польского города благожелательно наблюдал Кароль Войтыла, он же Папа Римский Иоанн Павел II. Здесь господствует культ польского Понтифика, бывшего архиепископом Кракова, а полгода назад причисленного к сонму католических святых. Загадочные пришельцы проявляли к Папе Войтыле  интерес. И вообще с особым вниманием приглядывались к доминиканским и францисканским костелам, коллегиумам и греко-католическим церквам, попадающимся на их пути.

Этот особенный интерес к религиозной жизни католической страны легко объяснить. 4 ноября в древней столице королей Речи Посполитой открылась международная конференция религиоведов «Религия в контексте глобализации». Для участия в форуме прибыли представители науки из 14 государств, в том числе стран СНГ. Религиоведы, завершив свои дискуссии, прогуливались в эти дни по улицам Кракова. Специальную экскурсию по городу для гостей провел Хенрык Хоффман, заведующий кафедрой истории религий Института религиоведения Ягеллонского университета. Университет выступил в роли главного организатора конференции. Наиболее представительными были делегации из России и Украины, что неудивительно: наши государства переживают возрождение религиозности и продолжают болеть соответствующими подростковыми болезнями.

Я поинтересовался у профессора Екатерины Элбакян, которая была одним из организаторов конференции от России, насколько вообще возможна сегодня глобализация в области религии, в условиях, когда страны отгораживаются друг от друга. Какая уж тут глобализация? Научиться бы вести нормальный разговор с теми, кто мыслит иначе! Незадолго до конференции прозвучало предложение ввести в России ограничения для религиозных организаций с центрами за границей, в крайнем случае предложив им наладить диалог с преобладающей духовной традицией и подстраиваться под ее требования.

«Межрелигиозный диалог необходим, – ответила Екатерина Элбакян. – Он должен вестись в светском пространстве, где нет давления одного из участников диалога на другого (то есть одной конфессии на другую), и регулироваться нормами светского права и общепринятой в обществе морали». Религиовед рассказала о том, что религиозному сознанию присуще удвоение мира на мир «здешней реальности» и потусторонний, соответственно все отношения оно выстраивает в вертикальном (человек–Бог) и горизонтальном (человек-человек) измерении. «Вертикализм» – это сугубо религиозные отношения, регулируемые догматикой и конфессиональными нормами, а «горизонтализм» – это отношения в обществе. «Реальный диалог, достигающий значимых социальных целей, возможен только в горизонтальном срезе – социальное служение религиозных организаций, их существование в обществе и реагирование на общественные процессы и т.д. В вертикальном срезе он сразу же прекращается, поскольку любая религия истинной считает только свою веру, только свой путь к Богу», – подвела итог Элбакян.

Надо сказать, что в дискуссиях представителей науки о религии был проявлен полнейший «горизонтализм». Участники форума были совершенно свободны в своих высказываниях, в том числе тех, которые касались острых вопросов религиозной жизни в их странах. Этот демократизм особенным образом оттеняло то обстоятельство, что торжественное открытие конференции состоялось в мемориальном актовом зале Королевского Ягеллонского университета, под портретами почтенных ученых мужей в мантиях и академических шапочках, а также Коперника и Иоанна Павла II. Готические интерьеры университетского корпуса не давали участникам форума забыть, что они находятся в стенах одного из старейших университетов Европы, основанного в середине XIV века королями Речи Посполитой. Интересно, что при основании университета из 11 кафедр 8 были правоведческими, а богословская появилась позже. Конференция, полное название которой звучит так: «Религия в контексте глобализации: правовые аспекты функционирования религиозных организаций», соответственно в основном была посвящена правоведческим вопросам.          

 

Краков–Москва

 

НГ-Религии

  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
 Share

×
×
  • Create New...

Important Information