Перейти к содержимому
Социология религии. Социолого-религиоведческий портал

Рекомендованные сообщения

Синелина Юлия Юрьевна, д.соц.н., профессор, ученый секретарь ИСПИ РАН.


О некоторых проблемах интерпретации феноменов религиозного сознания и поведения в отечественной социологии религии.


sinelina.jpgНужна ли конфессиональная социология, православная социология, или можно действовать в поле светской, имея в виду социологию православия? Мое мнение, что социологии православия достаточно для того, чтобы работать в теме изучения православия, что нет необходимости выделять как отдельную структуру конфессиональную социологию. Хотя Валентина Федоровна Чеснокова считала, что православная, конфессиональная социология вполне возможна…


Специфика работы социологов православия в том, что не всегда готовы отвечать на вопросы те же представители духовенства, монашества. В этой ситуации конфессиональная принадлежность исследователей является очень важной, что не мешает социологии православия существовать в рамках светской науки. Человек, работающий в социологии православия, тоже может быть православным, это в значительной степени облегчает ему доступ к собиранию материала.


Когда Пояс Богородицы прибыл в Москву, было много различных высказываний, в том числе профессиональных социологов. И возникла потрясающая ситуация, когда профессиональные религиоведы и социологи, будучи светскими людьми, оценивали это событие исключительно с точки зрения языческого проявления веры. Была принята точка зрения, что люди пришли получить какие-то блага, физическое здоровье, например, решить какие-то свои проблемы. А вопрос веры оказался в стороне. Факт, что многие люди пришли по своей вере, поклониться Богородице, остался не очень понятным светским социологам.


Это та ситуация, когда социолог, будучи православным, лучше понимает суть. Мария Сеньчукова, заместитель редактора портала «Православие и мир», вместе с коллегами-добровольцами провела исследование, которое подтвердило гипотезу, что на самом деле таких людей, которые пришли получить какую-то выгоду, было очень мало. То есть имел место реальный феномен веры.


Но оказалось, что значительная часть общества не готова к тому, что у нас есть православные. Ведь есть привычная точка зрения, что православные у нас – номинальны и свою религиозность никак не проявляют. И наши исследования показывают, что доля православных воцерковленных людей достаточно значительная. Может быть, это не так заметно в повседневной жизни, но, тем не менее, эти люди есть и в этой ситуации они проявились.


Должен быть диалог, люди должны друг друга слышать. Было бы правильно православным социологам выносить темы на обсуждение светским социологам. Чтобы прояснить ситуацию и в том числе выслушивать возражение светских коллег. Нужны дискуссия, выработка какой-то адекватной картины.


 


Выступление на круглом столе «Социология православия: актуальные проблемы» (26 января 2012 г., Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет)


http://sreda.org/ru/2012/sotsiologiya-pravoslaviya-aktualnyie-problemyi/1386


Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...

Важная информация