Перейти к содержимому
Социология религии. Социолого-религиоведческий портал

Эксперты Американской психологической ассоциации предлагают считать веру в Бога психическим расстройством


Рекомендованные сообщения

В ФБ уже написал, здесь повторю. Когда прочитал заметку сразу же вспомнилось: "Подобная манера дискредитировать те состояния духа, которые нам антипатичны, без сомнения, очень распространена. Мы все до известной степени пускаем ее в ход, когда критикуем тех людей, чьи идеи и чувства нам кажутся ненормальными. Но когда другие в свою очередь не хотят видеть в нашем энтузиазме ничего, кроме известных органических состояний, мы чувствуем себя глубоко уязвленными этим, так как знаем о себе, что каковы бы ни были свойства нашего организма, наши душевные состояния имеют цену жизненной правды. И в таких случаях нам хотелось бы заставить замолчать весь этот "медицинский материализм".

Медицинский материализм является лучшим прибежищем для того упрощенного строя мыслей, с которым мы только что встретились. Медицинский материализм воображает, что покончил со св. Павлом, объяснив его видение на пути в Дамаск, как эпилептический припадок. На св. Терезу он с презрением накладывает клеймо истерии и в св. Франциске Ассизском видит только дегенерата. Отвращение Джорджа Фокса к окружавшему его лицемерию и его скорбные порывы к правдивой жизни духа он рассматривает как симптом расстройства кишечника. Глубокое отчаяние Карлейля сводит к катаральному состоянию его желудка. В конце концов, каждое из этих состояний для него только болезнь, самоотравление, вызванное функциональными расстройствами различного рода желез; болезнь, сущность которой физиологи рано или поздно откроют. Медицинский материализм имеет слабость сводить таким образом на нет духовное значение великих личностей". (У. Джеймс Многообразие религиозного опыта)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

 

 

Батюшка

У психиатрии непростые отношения с религией. С одной стороны, психиатрии как дисциплине научной пристало на веру ничего не принимать, посему откровения пророков рассматриваются лишь как материал для ознакомления и с целью повышения общеобразовательного уровня, а относительно самих пророков и мессий было выдвинуто немало предположений, особенно по части психопатологии. С другой стороны, предмет, являющийся объектом внимания психиатров, сам не поддаётся измерению и не может быть представлен к столь же тщательному осмотру и анатомированию, что и бренное человеческое тело. Посему на многие вопросы ответ «Бог его знает» остаётся преобладающим.

 

Сейчас между психиатрией и РПЦ установилось некое подобие негласного перемирия. Психиатры не щурятся пристально на заявления пациентов о том, что они блюдут пост и ходят на литургии, а священники убеждают прихожан из числа наших больных, что господь одобряет не только горячую, от сердца, молитву, но и регулярный, от участкового психиатра, приём лекарств. Более того, у нас при дневном стационаре открыт храм Святого Пантелеймона. Чтобы без отрыва от процесса лечения.

Мне приходилось общаться с разными священниками. Одного даже приходилось лечить. Более же всего запомнилась мне беседа с одним батюшкой. Вы знаете, есть такой тип людей, о которых говорят — породистый. Так вот, батюшка был таков. Высокий, статный, плотно сбитый, крест отклоняется от вертикали на должный солидный градус, борода лопатой, густющая, но главное — взгляд. Такой добрый-добрый. И с лукавой искоркой. И бас. Таким не то что бокалы — чугунки крошить можно! И степенные, экономные движения. Перекрестил — что душу заштопал. Не идёт — шествует. Сразу видно — божий человек. Такому на исповеди и не захочешь, а поведаешь, с кем, когда и сколько раз, не считая размеров взятки, данной-взятой намедни.

Речь зашла о том, какова, с точки зрения церкви вообще и батюшки в частности, причина психических расстройств.

·         Ну, сын мой, с неврастенией всё более-менее понятно. Сие страдание суть наказание души за грех гордыни. Не оценил человек истинного запаса своих душевных сил, возомнил о себе больше, нежели чем на самом деле из себя представляет — вот и растратил лишнего, вот тебе и страдания, и душа комком за грудиной сжалась, и члены затряслись, и сердечко бьётся трепетно, да и от любого звука-блика вздрагивает аки заяц под кустом.

·         А, положим, обсессивно-фобические явления?

·         Это, чадо моё, есть одержимость. Демонические мысли, -

брови святого отца чуть сдвинулись, и я почувствовал лёгкий дискомфорт. На месте демонических мыслей я бы поспешил убраться подальше в геенну огненную, от карающей пудовой десницы подалее.

·         А истерический невроз, батюшка?

·         Истерический невроз, равно как и кликушество, суть необузданный разгул страстей низменных, распущенность и отсутствие внутренней сокровенной строгости к себе. Ох, и беда с такими прихожанками! От иной не знаешь, чего и ожидать — то ли лоб расшибёт, молитву творя, то ли под рясу к тебе полезет — мол, проникся ли отче ея срамною красотищей, тьфу ты, господи прости!

·         А с ипохондриками что? Что по этому поводу думает святая церковь?

·         Церковь, сын мой, знает. Это вы, люди светские, думаете, в том удел души вашей незрячей, чтобы к истине наощупь брести, аки котята слепые, несмышлёные. Ипохондрия сиречь сотворение кумира из своего драгоценного здоровья. Помнишь, чадо, слова о том, что тело — храм? Так вот, храм-то храм, но только лишь как хоромы для души, не более. А до кого-то не дошло слово божье — ну да что ж поделаешь, видать, пока господь мудростью одаривал, эти охламоны в своей хоромине евроремонт делали. Или унитаз импортный ставили.

·         Отче, мы с вами всё о неврозах толковали. А психозы - это что? С бредом, галлюцинациями...

·         А вот это, сын мой, от лукавого. С этим биться и нам, и вам. Нам — молитвой и постом, вам — галоперидолом.

·         То есть, одной лишь молитвой — никак? -

решил я подначить батюшку. Он взглянул на меня очень терпеливо и понимающе — дескать, иной бы огрёб и за меньшее, да что с тебя, материалиста диалектического, возьмёшь, окромя анализа кала на гельминты...

·         Чадо, вот ежели б Богу было угодно чудеса творить направо и налево, да на оленях разъезжать, да каждому подарочек под ёлку ховать — он бы так и делал, да только мудрость его превелика, и чует спаситель — зело велика в народе страсть к халяве, дай вам поблажку — вы не то что Бога, вы как ходить и хлеб насущный добывать разучитесь, а будете только милостей клянчить да адвокатам жаловаться — мол, тут не по списку благодать снизошла да там вовремя елей с манной небесной недопоставили. Дудки! Только потом и кровью, трудом ежедневным да благодарностью превеликой за хлеб насущный. Аминь.

Я даже перекрестился, чем заслужил степенный наклон головы и одобряющий взгляд. Батюшка ушёл, оставив в душе невольное восхищение и белую зависть: бывают же люди!

 

блог добрых психиатров

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...

Важная информация