Jump to content
Социология религии. Социолого-религиоведческий портал

Предсказания, колдовство, спиритизм… - верить или не верить?


Victor
 Share

Recommended Posts

Пресс-выпуск №2964
2964.jpg

Предсказания, колдовство, спиритизм… - верить или не верить?

Вера в паранормальные явления, характерная для времен перестройки, пошла на спад. Но отдельные экзотические верования не сдают позиций.

МОСКВА, 30 октября 2015 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса о том, что какие явления россияне относят к разряду сверхъестественного, и что считают реальным.

За четверть века позиции россиян относительно вопросов веры в приметы, предсказания,колдовство и прочие «чудеса» стали более определенными, и сместились скорее в сторону скептицизма. Исключение составляют предсказания, колдовство и общение с духамиТак, сегодня более половины опрошенных (55%) считают возможным предсказывать будущее (38% в это не верят), тогда как в 1990 г. доли верящих и неверящих составляли, соответственно, 43% и 21%, а 36% не могли дать определенного ответа.

Также со времен перестройки больше стало тех, кто полагает, что некоторые люди имеют колдовские силы и способны наводить порчу (с 37% в 1990 г. до 48% в 2015 г.). Среди женщин (58%), жителей малых городов (50%) данные ответы фиксируются чаще, чем среди мужчин (36%), москвичей и петербуржцев (38%). При этом возросла и доля неверящих (с 33% до 44%), а число тех, кто не определился со своим мнением, сократилось (с 30% до 8%).

Приметам как 25 лет назад, так и сегодня, верит половина наших сограждан (50%), женщины в два раза чаще, чем мужчины (62% против 36%). Одновременно стало заметно больше тех, кто не воспринимает их всерьез (с 26% до 42%) – на фоне снижения доли затруднившихся с 24% до 8%. Вера граждан в астрологические прогнозы осталась на уровне начала «нулевых» (33% в 2000 г. и 31% в 2015 г., среди женщин – 41%, среди 18-24-летних – 42%), при этом доля сомневающихся возросла (с 56% до 62%).

В целом можно отметить, что в наши дни вера в сверхъестественное большинству россиян скорее чужда. Многие паранормальные явления сегодня кажутся куда менее реальными, чем в начале 90-х. Сильно пошатнулось доверие к «народным целителям»: с 1990 по 2015 гг. доли тех, кто верит в возможность излечения болезней гипнозом или биополем сократились, соответственно, с 63% до 41% и с 49% до 35%. Те, кто мог видеть трансляции «лечебных» сеансов по телевизору, склонны больше верить в реальность подобных явлений, чем нынешние молодые люди.

Возможность передачи мыслей на расстоянии 25 лет назад не вызывала сомнений у 41%, сегодня – у 28% (не верили в это ранее 26%, в настоящее время – 64%). В телекинез (возможность перемещать предметы усилием мысли) в начале 90-х верили 24%, сегодня – 19%. Наконец, наибольшее недоверие вызывают спиритические сеансы: общение с душами умерших сегодня считают возможным только 16% опрошенных (в 1990 г. – 10%).

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ 17-18 октября 2015 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,5%.

 

logo.png

 

(советую кликнуть по эмблеме, т.к. в источнике есть интересная таблица)

Link to comment
Share on other sites

Нельзя быть христианином и верить в сглаз

Известные пастыри об опросе ВЦИОМ, согласно которому 55% россиян считают возможным предсказывать будущее …

sueveriya_200_auto.jpg

 
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, отметил, что есть суеверия, а есть пророчества, которые могут быть сделаны на основе житейских знаний. «А самые важные и ценные сделаны на основе духовного опыта, - пояснил он. - Пророки были, есть и будут, и не надо в одну кучу мешать Кашпировского и молитвенную старицу, которая действительно имеет дерзновение пророчествовать. Церковь наша рождала пророков и будет рождать до конца света. А пророчества не от Бога – это всяческие оккультисты, маги и прочие Кашпировские, которые тоже были, есть и будут». 
 
«Но все же я сомневаюсь, что результаты опроса верны, - признался отец Александр. - Мне кажется, у нас мракобесов и суеверов меньше. Другое дело, что некоторые люди прикрываются молитвами, Церковью, благодатными явлениями и пророчествуют недобросовестно, не от Бога. Так что надо отличать одно от другого». 
 
«Мне часто приходилось принимать исповедь, - мол, ходили к гадалке. Ну, кайся, раб Божий, а не покаешься, получишь полную коробочку разных скорбей. Есть люди, которые убеждены в силу примет и идут этим путем, часто даже по легкомыслию, они за это страдают, и приходится им испить очень горькую чашу», - заключил пастырь.
 
Протоиерей Михаил Дудко, главный редактор газеты «Православная Москва», сказал: «Православная, церковная вера действует на все чувства человека, охватывает все его существо. На Литургии присутствует все, что может усладить взор, слух, обоняние: церковная архитектура, живопись, пение, благовония… Люди, которые считают себя верующими, но не имеют привязанности к конкретному приходу или Церкви, вынуждены удовлетворять свои потребности в вере различными способами - в первую очередь при помощи суеверий. На них, кстати, была мода во все времена. Сначала популярным становится что-то одно, потом люди убеждаются: это не приносит ничего, кроме обмана, увлекаются другим, третьим... Эта мода, как и обычная, подвержена всплескам и угасаниям. Так что ничего удивительно, когда на смену уже поднадоевшему приходит что-то новое, что еще не распробовали». 
 
«Хорошо, если суеверия безвредны. Но часто они наносят вред здоровью, психике людей, - отметил отец Михаил. - Я много раз становился свидетелем тому, как люди, отправившиеся лечиться к целителям, запустили болезнь, а вдобавок получили различные психологические травмы и потом жаловались, что их даже наяву посещают видения. Мы, священнослужители, часто сталкиваемся с последствиями такого «лечения». Иногда уже невозможно ничего сделать, а иногда требуется долгая и кропотливая работа, чтобы вывести человека из этого состояния».
 
Протоиерей Константин Головатский, священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодёжного клуба «Встреча», председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, считает, что «результаты соцопроса неутешительные: хотя Церковь уже много лет пытается проводить просветительскую работу, объясняя людям, что нужно отказываться от суеверий, они продолжают верить во что и кому попало». «Дело в том, что суеверным быть легко: псевдовера не требует духовных усилий. Поэтому суеверия по-прежнему широко распространены в народе», - объяснил он. 
 
«Некоторые из них связаны с оккультной практикой, что уже и совсем нехорошо. Есть в духовном мире и темная сторона, с которой человек тоже может соприкоснуться. Об этом свидетельствует Церковь. Поэтому оккультизм – не просто заблуждение, возникающее из-за отсутствия серьезного религиозного опыта, а опасное общение, которое может навредить человеку – вплоть до болезни и более серьезных вещей, не всегда объяснимых», - предостерег отец Константин. 
 
«Есть еще один род суеверий – приметы. Они появились в результате жизненного опыта, наблюдений человека (бывают народные приметы), но чаще не имеют под собой никакой почвы. Суеверные люди пытаются связать вещи, друг с другом никак не связанные. Да, такие суеверия вроде бы безобидны. Тем не менее, все они подменяют традиционные ценности. Если бы человек более серьезно относился к вере, предрассудки не имели бы для него никакого смысла», - убежден пастырь.
 
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, уверен, что «все суеверия вредны - какие больше, какие меньше, сказать сложно. Все они уводят человека от реальной жизни в псевдореальность. А уровень суеверий у нас остается высоким, потому что на то есть причины». 
 
«В каждом печатном издании обязательно имеется астрологический прогноз – кто-то на этом очень хорошо наживается. Возникают также естественные вопросы к нашей системе образования - что же это такое: XXI век, а чуть ли не половина людей верит во всякую ерунду? А заодно к нашим средствам массовой информации, которые навязывают эти суеверия тем, кто их читает, слушает или смотрит. Нужно серьезно пересмотреть политику в отношении СМИ. Тогда все станет на свои места», - заключил отец Александр.
 
Священник Михаил Артеменко, клирик Свято-Владимирского храма пос. Разумное Белгородского района Белгородской области, психолог, руководитель семейно-консультационного центра св. блгв. кн. Петра и Февронии в пос. Разумное, подчеркнул: «Суеверия – пустая вера». «"Не поминай имени Господа Бога твоего всуе", - напомнил пастырь, - то есть понапрасну. Вот и суеверия – вера понапрасну, пустая трата времени». 
 
«Почему же у нас так много суеверных? – вопрошает отец Михаил. - Да потому, что у человека всегда было желание обвинить в своих неудачах в невзгодах кого-то: "Сглазили, испортили, подлили, подсыпали". Человек всегда что-то планировал, поэтому появились прогнозы. И он верит в них. Многие действительно готовы верить во что угодно, только бы не заниматься внутренней, духовной жизнью. Им удобнее, когда все построено на торговых отношениях. Желание кому-то заплатить, чтобы кто-то что-то сказал, прочитал, сделал – лишь бы не сам этот человек. К сожалению, порой такое же магическое отношение у многих и к Православной Церкви. Люди приходят освятить кулич, яблоки или воду, не понимая смысла этого действия, суеверно относятся к этим освященным яблокам, свечам, освященной воде, не задумываясь о духовной составляющей. Это полуязыческое суеверное мышление. И в последнее время людей с таким мышлением все больше - люди отошли от духовной жизни. Осталась лишь вера в приметы, так как проще обвинить в злобе, гневливости черную кошку, нежели себя».
 
Иерей Вячеслав Кочкин, благочинный Адамовского округа Орской епархии, руководитель отдела по взаимодействию с лечебными учреждениями Орской епархии, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы п. Адамовки, считает, что «этот социологический опрос показывает, что наши сограждане активно интересуются миром нереального, потустороннего. Попытки проникнуть в тайное, неведомое у людей были и несколько лет назад, и сейчас. Но одно дело – телекинез или передача мыслей на расстоянии. Это, быть может, и не связано со сверхъестественной силой, и когда-то станет предметом научного интереса. Исцеление гипнозом и другими способами психолингвистического программирования тоже можно косвенно отнести к науке. А вот ответы по поводу спиритических сеансов вызывают интерес. Общение с духами умерших предполагает, что люди верят в существование души». 
 
«Что касается народных целителей – некоторые из них активно применяют знания в области мануальной терапии, старинные, проверенные веками способы лечения травами, и к суевериям это трудно отнести. Вера же наших сограждан в магов, колдунов, экстрасенсов астрологии заставляет задуматься. Даже в лихие 90-е на телевидении не было такого засилья всего этого. А сейчас в СМИ идет активная пропаганда, - возмущен отец Вячеслав. - Обратите внимание: каждая мало-мальски уважающая себя газета или журнал обязательно печатает астрологический прогноз, его показывают и на центральных каналах. При этом у нас всегда подчеркивают, что религия отделена от государства. Между тем суеверия это хоть и «суетная вера», но вера, то есть религия». 
 
«Нас, православных, обвиняют, что мы стремимся появиться везде, где только можно. Но, обратите внимание: на каждом канале есть передача про людей с экстрасенсорными возможностями, кое-где открыто, в прямом эфире "колдуны, маги в четвертом и пятом поколении" принимают заявки на "исцеление". Это почему-то нашу "просвещенную" общественность, которая ратует за либеральные ценности и свободу совести, не смущает. С нами, с "мракобесами", они активно борются, а настоящее засилье мракобесия не вызывает никакой реакции. Я не знаю, почему у противников Православия такая двойственная позиция», - признался пастырь.
 
«Когда читаешь такие социологические исследования, конечно, стремишься довести до людей истинную значимость суеверий. Некоторые из них уже на уровне рефлексов – постучать по дереву, поплевать через левое плечо. Человек, быть может, уже не осознает этого, - тем не менее, даже такие "безобидные" суеверия наносят вред душевному состоянию. А если он осознанно стремится к познанию всего, что связано с оккультизмом? И свой интерес он без труда удовлетворит - такого ассортимента оккультной литературы, думаю, не было даже в 90-х. Народ ею интересуется, а кто его направляет? Все это нужно объяснить людям. Я всегда говорю: пусть ваше сердце обратится к Единому Богу. Вы обретете радость, счастье и покой – то, что так упорно ищете», - заключил отец Вячеслав. 
 
Иерей Иоанн Воробьев, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы, полагает, что в гаданиях и предсказаниях есть вещи более или менее безобидные. «Если человек стучит по дереву, это ему не принесет особого вреда, да и сам человек не очень хорошо понимает эту привычку, - отметил он. - А вот обращение к экстрасенсам, колдунам и вера в гороскопы приводит к тому, что человек быстро становится зависим от суеверий. То есть он незаметно теряет свою свободу, им манипулирует кто-то другой, а сам человек этого даже не замечает». 
 
«Суеверия всегда в России были, в советское время они только распространились: религию искоренили, остались люди простые и доверчивые, им знаний не хватает. Так что чаще всего верят из-за ограниченности знаний и культурного воспитания. Вдобавок у нас с суевериями не просто не борются, а наоборот: увлечение мистикой и гаданиями культивируется. Полно бесплатных газет, где контакты колдунов, гороскопы, - посетовал пастырь. - Все это приносит большой доход. Чтобы суеверий стало меньше, государство должно дать установку, что все эти шарлатаны и обманщики вредны для общества, они на человеческом доверии зарабатывают деньги». 
 
«Под видом хорошего и доброго может быть совсем нехорошее и недоброе - дьявол часто прикрывается таким невинным образом. Примеров тому множество. Есть мошенники, которые утверждают, что лечат молитвой, "с помощью икон и веры". Это само по себе должно настораживать – лучше подальше держаться от таких людей и идти в храм. Те старцы, которые действительно святые, всегда находятся при храме. И они не заманивают обещаниями излечить молитвой за плату», - заключил отец Иоанн.
 
Священник Антоний Скрынников, главный редактор официального сайта Ставропольской и Невинномысской епархии, преподаватель Ставропольской духовной семинарии, настоятель храма в честь святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Ставрополе, подчеркнул, что «любое суеверие удаляет нас от Христа. Нельзя быть христианином и верить в сглаз, порчу, гороскоп, стучать по дереву, сплевывать через плечо, бояться безобидной черной кошки. Христианство - религия выбора: либо Христос, либо все остальное. Что по некоторым "позициям" наблюдается рост, неудивительно: массовые псевдонаучные фильмы об НЛО, экстрасенсах, магах, разные ток шоу с приглашением шарлатанов-"медиумов" дают результат – вот такую статистику».
 
  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
 Share

×
×
  • Create New...

Important Information