Serjio Опубликовано: 11 января, 2016 Жалоба Share Опубликовано: 11 января, 2016 Дорогие коллеги, с наступившим Новым годом! Мы и в новом году хотим обязательно продолжить наши встречи по социологии религии в Свято-Филаретовском институте. И очень хотели бы всех вас видеть на них! Я понимаю, что мы запаздываем с приглашением, сейчас окончательно договариваемся с докладчиком. Но уже известна дата и тема. Мы приглашаем в СФИ 28 января в 14 часов и предлагаем обсудить тему "Приход и община: особенности социологического изучения". Как всегда, предполагается открытая дискуссия после докладов. Через 2-3 дня, как только окончательно получим подтверждение от докладчиков, я пришлю личное приглашение. Пишу чуть заранее, т.к. думаю, что многие примут участие в семинаре МГИМО 29-30 января и сейчас покупают билеты. Мы были бы очень рады, если бы вы сообщили, сможете ли принять участие в семинаре 28 января в СФИ. С уважением, Маргарита Шилкина, зав. кафедрой религиоведения СФИ 1 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Это популярное сообщение. Serjio Опубликовано: 16 января, 2016 Автор Это популярное сообщение. Жалоба Share Опубликовано: 16 января, 2016 СЕМИНАР «СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ В ПРИХОДСКИХ ОБЩИНАХ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ» Уважаемые коллеги! Приглашаем Вас принять участие в семинаре«Социальный капитал в приходских общинах Русской Православной Церкви(на базе ряда исследований Научной лаборатории «Социология религии» ПСТГУ)» который пройдет в рамках межвузовской научно-практической конференции«Религия в публичном пространстве» 28 января 2016 г. в 18.00 час. Докладчик Е.В. Пруцкова, ПСТГУ В докладе будут рассмотрены возможности использования подхода к анализу религиозности с точки зрения социально-сетевого анализа и применения понятия «социальный капитал». Будут представлены результаты, полученные в ходе исследования «Социальная сеть православной общины» — социологического опроса прихожан 12 православных приходов, проведенного в 2012-2013 г. в сравнении с результатами всероссийского исследования «Ортодокс Монитор». Будет описана разработанная нами методика проведения опроса на выходе после литургии и основные проблемы, возникающие при ее применении. После доклада предполагается общая открытая дискуссия. Начало работы семинара в 18.00 час. в ауд. 1 Свято-Филаретовского института по адресу: Москва, ул. Покровка, д. 29 (метро Курская, Чистые пруды, Тургеневская, Китай-город) Для участия в семинаре до 27 января 2016 г. следует выслать заявку с указанием фамилии, имени, отчества, ученой степени, звания, места работы, должности на адрес mvshilkina@gmail.com, info@sfi.ru К сожалению, оргкомитет не может оплачивать расходы на проезд. По вопросам, относящимся к работе семинара, обращайтесь: mvshilkina@gmail.com , info@sfi.ru +7-903-169-99-19 Шилкина Маргарита Васильевна +7-926-150-52-30 Алиева Анна Борисовна 2 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
КопылОВ Опубликовано: 4 февраля, 2016 Жалоба Share Опубликовано: 4 февраля, 2016 В СФИ ПРОДОЛЖАЕТСЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «РЕЛИГИЯ В ПУБЛИЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ» 03 февраля 2016 • Комментировать 28 января в СФИ прошел третий круглый стол в рамках конференции «Религия в публичном пространстве». В нем приняли участие более 20 специалистов в области социологии религии, в том числе один из инициаторов данной конференции Теодор Шанин – человек, внесший значительный вклад в развитие социологии и новых форм академического образования в России, профессор социологии Манчестерского университета, основатель и президент Московской школы социальных и экономических наук. Конференция «Религия в публичном пространстве» – попытка создать площадку для обсуждения подходов к социологическим исследованиям религиозной сферы, выработки общих концептуальных положений (языка исследований), осмысления применяемого инструментария. Конференция проходит в форме серии круглых столов. Отправной точкой для нынешнего разговора стал доклад Елены Пруцковой (Информационно-аналитический центр факультета социальных наук ПСТГУ). Она рассмотрела возможности применения социально-сетевого анализа и понятия «социальный капитал» для исследования религиозности. Автор представила разработанную ею методику проведения опроса людей на выходе из храма после литургии и рассказала об основных проблемах, возникающих при ее применении. Также она предложила сравнить результаты, полученные в ходе проведенного по данной методике исследования «Социальная сеть православной общины» – социологического опроса прихожан 12 православных приходов, с результатами сопоставимого по своей проблематике всероссийского исследования «Ортодокс Монитор». Елена Пруцкова, исследователь Информационно-аналитического центра факультета социальных наук ПСТГУ Понятие социального капитала обозначает выгоды, которые дают социальные взаимосвязи между людьми. Французский социолог Пьер Бурдье связывал его с «принципом социальных воздействий, которые несводимы к набору свойств, принадлежащих данному агенту на индивидуальном уровне» и «особенно заметны в тех случаях, когда различные индивиды получают слишком неравные прибыли при практически равном капитале (экономическом или культурном), – в зависимости от степени, в какой они способны мобилизовать капитал через свою близость к группе». Американский социолог Джеймс Коулман определял социальный капитал как характеристику социальной структуры, как то, что «способствует достижению целей, которые не могли бы быть достигнуты в ее отсутствие, или могли бы быть достигнуты только с более высокими затратами». Как рассказала Елена Пруцкова, зарубежные исследования показывают, что религия – один из важнейших факторов, повышающих накопление социального капитала. Исследований, анализирующих данную проблему в России, ранее не проводилось, но судя по публикациям, доминирующая в России конфессия – православие – скорее всего способствует улучшению качества социальной жизни и развитию гражданского общества. Целью исследования было оценить, насколько включенность человека в приход влияет на социальный капитал – как с точки зрения получения им помощи, так и с точки зрения его возможности помочь другим. Значительная часть проблем, выявленных в ходе обсуждения данного исследования, связана с методологией. Так, в исследовании было рассмотрено два основных уровня социальных сетей прихожан: «эго-сеть» – круг людей, с которыми непосредственно взаимодействует человек (вне зависимости от их отношения к приходу), и «полная социальная сеть приходской общины», опирающаяся на «общую структуру социальных связей на приходе». И принцип, по которому выявляется второй уровень, вызвал вопросы. – Концептуальные сетевые подходы были придуманы, чтобы не оставаться только на уровне рассмотрения институтов и институциональных связей между людьми, – прокомментировала доктор социологических наук Елена Островская, профессор кафедры теории и истории социологии факультета социологии СПбГУ. – То есть кроме реальности институтов есть еще реальность сетевых связей на уровне взаимодействий между людьми. Поэтому мой основной вопрос – о «методологической начинке» данного исследования. Елена Островская, профессор кафедры теории и истории социологии факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета В то же время обсуждение позволило затронуть и вопросы о самих исследуемых явлениях, о точности их понимания социологами. Так, Теодор Шанин, президент Московской школы социальных и экономических наук, отметил: – Социальная работа для наиболее продвинутой части социальных работников имеет очень четкую определенную цель – освободить человека, который попал в рамки социальной работы, от нужды в дальнейшей социальной работе. И мера удачи социальной работы как системы определяется способностью этой системы освободить людей от себя. К сожалению, в России в большинстве мест это до сих пор не понятно. Это также определяет внутренний конфликт задач социального работника и верующего, скажем, священника. Потому что в какой-то мере цель его взаимодействия с прихожанами – удержать, продолжить углубление этой связи между собой и людьми, с которыми он работает, в то время как у социального работника цель – сделать обратное: разорвать эту связь. Очень важный элемент обучения в хорошей школе социальной работы – вопрос о том, как выйти из этой связи, не оставить ее как вечную зависимость. И только если четко поставить вопрос о цели социальной работы, можно определить ее проблемы. Круглый стол вели Маргарита Шилкина, к.ф.н., заведующая кафедрой религиоведения, и Анна Алиева, к.с.н., преподаватель кафедры религиоведения СФИ. В нем приняли участие Лариса Астахова, д.ф.н., заведующая кафедрой религиоведения Казанского госуниверситета и преподаватели этой кафедры д.ф.н., профессор Анатолий Погасий и к.и.н. свящ. Ярослав Бухараев; Ольга Богатова, д.с.н., профессор кафедры социологии Мордовского госуниверситета; Григорий Гутнер, д.ф.н., заведующий кафедрой философии, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин СФИ; Елена Жосул, к.п.н., заведующая кафедрой журналистики и связей с общественностью РПУ св. Иоанна Богослова и Анастасия Митрофанова, д.п.н., заведующая кафедрой политологии РПУ; Галина Макарова, доктор культурологии, академик РНАН, Марийское отделение РНАН (Йошкар-Ола); Ольга Сгибнева, д.ф.н., профессор Волгоградского государственного университета; Андрей Себенцов, религиовед, специалист в области государственно-конфессиональных отношений; Андрей Шишков, научный сотрудник, секретарь кафедры общественных наук Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв. Кирилла и Мефодия; Сергей Щербак, старший преподаватель кафедры религиоведения СФИ; студенты факультета религиоведения СФИ и другие. Автор: СОФЬЯ АНДРОСЕНКО Фото: СОФЬЯ АНДРОСЕНКО ИСТОЧНИК: СФИ 1 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Рекомендованные сообщения
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.