Перейти к содержимому
Социология религии. Социолого-религиоведческий портал

Рекомендованные сообщения

Сегодня, в день похорон Даниила Валентиновича, мы публикуем прощальное слово его друга и коллеги, профессора Матвея Григорьевича Писманика.


 


Дорогие родные Даниила Валентиновича!


Уважаемые его коллеги, друзья, питомцы и почитатели!   


 


Не имея  возможности лично  проводить в последний путь этого бесконечно мне дорогого, человека, –  непременного  участника Пермских научных Форумов,  –  прошу,   в час скорбного прощания выслушать мое краткое последнее слово.  


Как это часто бывает, при его жизни окружающие  не вполне понимали  действительного масштаба  скромного среди нас современника. Уразумеем же, при его смерти –  над его гробом.      


            


Свою преданную семью и нас безвременно покинул очень нужный для отечества высоко порядочный,  мудрый, добрый и верный Гражданин. 


 


Что не менее важно: Даниил Валентинович  был действительно   выдающимся служителем науки. Ученым  с мировым именем. Философом, наделенным  подлинными и обширными знаниями. Религиоведом, постигавшим свой таинственный предмет глубинами  собственной души и искусно примирявшим религию с наукой.  Культурологом,  умело  оперирующим дефинициями универсума.  Изобретателем  около десятка новых  понятий-терминов в тезаурусе большой науки. Автором  более полутысячи научных публикаций, в числе которых около сорока фундаментальных  монографий.  Педагогом для тысяч благодарных студентов, воспитателем нескольких десятков  талантливых докторов и кандидатов наук. Не стану перечислять многих других его заслуженных научных ипостасей. Но обязательно назову его, на мой взгляд, все  еще недооцененную перспективнейшую концепцию и школу   «Синтетическая парадигма в философии».  


 


Провожая этого дорогого уникума  в  последний путь, с печалью скажем: «Пусть будет ему земля пухом». Пообещаем, коллеги и друзья, внимания его осиротевшим родным. Пообещаем себе,  коллеги, –  верной  памяти этой Личности, сбережению и развитию Его  трудов. Хорошо бы вскоре издать сборник теплой памяти о Нем.


 


 


От  имени Пермских гуманитариев  профессор М.Г. Писманик


 


Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 month later...

Памяти Даниила Валентиновича Пивоварова.

 

 

         Российская философия, религиоведение,  культурология  и искус-ствоведение  утратили одного из наиболее выдающихся своих исследователей. 7 января сего года, в День Рождества Христова, на 73 году жизни скоропостижно  скончался ученый с мировым именем, заслуженный деятель науки, доктор философских наук, заведующий кафедрой религиоведения Уральского государственного университета, почетный профессор Даниил Валентинович Пивоваров.                                                                                                            

 

Он родился 29 октября 1943 г. в Шанхае в семье русских  эмигрантов, занесенных на чужбину трагическими событиями отечественной истории. В Китае его отец  смог стать успешным предпринимателем, владельцем собственного парохода, но очень тосковал по отчизне. Даниил Валентинович рассказывал мне, что отец, весьма желая стать гражданином Отечества, подарил пароход  советскому правительству,  в 1947 г.  смог вместе с семьей вернуться на родину и поселился в Свердловске. Сын в  1961 году закончил здесь среднюю школу и на три года был призван на службу ракетные войска.  Будучи примерным солдатом, активно участвовал в военном спорте, внес  и реализовал несколько важных военно-технических изобретений.                                                

 

Вернувшись из армии в Свердловск,  Даниил Валентинович  поступил в Уральский университет  на первый набор только что открытого философского факультета. Закончил его с отличием, был принят в аспирантуру и  досрочно завершил ее с защитой кандидатской диссертации по теме "Некоторые аспекты практической проверки истинности научной теории."  В 1970 года  с  должности ассистента началась и по день смерти продолжилась его преподавательская и научная деятельность  в Уральском университете.  В основной круг  его  научных интересов  вошли   философские проблемы онтологии, гносеологии, религии, культуры и искусства. В 1987 г. он защитил докторскую диссертацию  по теме "Операционный аспект идеального отражения". В 1986 г. Д.В. Пивоваров основал и возглавил в университете кафедру религиоведения. В 1977-78 гг.  он проходит стажировку по программе Британского совета на философском факультете Кембриджского университета (Англия).  В 1989 году в качестве визитинг-профессора (по программе Фулбрайта)  читает лекции  в Чикагском Северо-Западном университете (США).                                               

 

В Уральском университете он был в числе особенно любимых студентами  преподавателей,  читал основные авторские курсы по об-щей философии и философии религии.  Вел также ряд оригинальных спецкурсов   "Проблема идеального", "Теория рефлексии Гегеля", "Основные категории онтологии", "Операциональный аспект научного знания", "Визуальное мышление в изобразительном искусстве", "Религия как социальная связь", "Знание и вера в науке и религии".  В энциклопедический круг его непосредственных  научных исследований входят: идеальное и идеал;  операциональный аспект знания;  метод экстраполяции;  визуальное мышление в науке и изобразительном искусстве; неравновесные системы;  элементарный объект и элементаристский подход;  диалектика субъекта и объекта; структура и содержание культуры;  религия в основании культур; иррациональное в бытии и познании; вера и знание; наука и религия.                                                                                                                                     

 

Д.В. Пивоваров –  автор более полутысячи  научных публикаций, в том числе, около 40 фундаментальных монографий, написанных единолично либо в соавторстве. Среди этих монографий     "Проблема носителя идеального образа: операционный аспект" (1986);   "Неравновесные системы: целостность, эффективность, надежность" (1991); «Образ элементарного объекта и элементаристский  подход» (1989); "Зримая сущность (визуальное мышление в изобразительном искусстве" (1991); "Диалектика субъекта и объекта" (1993),  "Основные категории онтологии" (2006); «Синтетическая парадигма в философии» (2011).  Теме религии посвящены добротно аргументированные книги: «История и философия религии» (2000), «Душа и вера» (2003), "Язык религии" ( 2006), "Философия религии" (2006), «Онтология религии» (2009), «Праксиология религии» (2010),  «Идея  Бога в философии религии» (2012),  «Вера бахаи» (2014), «Наука и религия. Гносеологические очерки» (2014).  Его научные труды хорошо известны ученой  общественности, широко цитируются, отмечены многочисленными  премиями и наградами.                                                                           

 

Д.В. Пивоваров построил оригинальную концепцию «Синтетическая теория идеального» и стал основателем особенно, на наш взгляд, перспективного направления в гуманитарном знании  «Синтетическая парадигма в философии». Он создал свою научную школу,  подготовил 14 докторов и 30 кандидатов наук, многие из которых стали известными учеными. Ввел в научный  оборот ряд новых терминов-понятий "объект-язык и субъект-язык", "виртуал", "диалектико-логический алгоритм", "асциент", "арт-философ",  «симфоника толерантности», "faith-вера" и "belief-вера".

 

В его мироощущении и стиле  мышления удивительно гармонично  воссоединились вера в Бога, вера в человека и вера в науку. Не во всем можно согласиться  с  его подходом к религии и пониманию ее места в отечественной и мировой культуре.  Однако  примем его веское соображение: «культура…не бывает ни чисто религиозной, ни чисто светской, но в той или иной мере содержит внутри себя религиозные и светские компоненты».    

                                                                                                  

Российское науковедение, скорее всего, оценит весьма позитивно  вклад Д.В. Пивоварова в философию, культурологию и искусствоведение. Но безо всякого сомнения, его книги относительно сакрального феномена культуры уверенно войдут в классику отечественного религиоведения.  Им особенно свойственен увлеченный личный интерес незаурядного верующего ученого к трепетной теме, его стремление к предельной объективности, четкости и к онагляживанию теории,  а также солидное  знание минувших и современных религиозных ситуаций, проблем и аргументов. Весьма характерно для этих книг и ныне особенно ценимое вдумчивое, поистине интеллигентное уважение к оппонентам.                                                                                           

 

В начале 1990-х гг.  Д.В. Пивоваров  осуществил пионерское исследование мировоззренческих основ новой мировой религии - бахаи. Оригинальна и вполне конструктивна его интегральная концепция религии как сакральной связи человека с абсолютом.  Плодотворны обращения к зарубежным исследованиям религии,  многочисленны  экскурсы- переосмысления  ряда теологических построений. Креативна, а на сегодня особенно актуальна предложенная Д.В. Пивоваровым методология мировоззренческой толерантности и креативного проведения  научной дискуссии между приверженцами религии и сторонниками материалистического миропонимания.  Конструктивную действенность этой методологии Даниил Валентинович блестящим образом  демонстрировал самолично, активно участвуя в регулярно организуемых с 2002 г. Пермских форумах-диалогах между отечественными и зарубежными  религиоведами и теологами.  Его доклады  и выступления в дискуссиях особенно эффективно поддерживали заинтересованность сторон в успешном продолжении диалогов  и соблюдении атмосферы толерантности. Эти мероприятия активно содействовали утверждению взаимопонимания и гражданского  сотрудничества между верующими и нерелигиозными россиянами.                                                                             

 

Даниил Валентинович был жизнелюбивым, открытым, высококультурным, доброжелательным и удивительно скромным человеком. Что еще особо важно – он был настоящим гражданином  и  преданным патриотом  Отечества.  Так, он отклонял лестные предложения переехать в зарубежные научные центры.  Приведу еще один, тоже  красноречивый для  этой  личности штрих.  Замечательный интеллектуал был совершенно чужд «звездной болезни» и не чурался физического труда. С улыбкой, однажды он поведал мне, что  его большим увлечением наряду с музыкой, живописью и чеканкой, являются столярно-плотницкие занятия. И все ремонтные работы по дому он выполняет сам…                                                                                                                     

 

Безмерно жаль, что так преждевременно ушел из жизни и науки наш особо выдающийся и действительно достойный русский интеллигент.

 

 

 

9 февраля 2016 г.  Профессор Пермского государственного института культуры М.Г. Писманик.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...

Важная информация