Jump to content
КНИГИ: Эмиль Дюркгейм. Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии (на русском языке) Read more... ×
МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАВОВАЯ ПОДДЕРЖКА УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА Read more... ×
Международная научная конференция «Будущее социологического знания и вызовы социальных трансформаций (к 90-летию со дня рождения В.А. Ядова)» Read more... ×
IX Международная научная конференция «Социология религии в обществе Позднего Модерна: межконфессиональные, межинституциональные, межкультурные аспекты" (Белгород, 17-18 октября) Read more... ×
Социология религии. Социолого-религиоведческий портал

Recommended Posts

Сегодня, в день похорон Даниила Валентиновича, мы публикуем прощальное слово его друга и коллеги, профессора Матвея Григорьевича Писманика.


 


Дорогие родные Даниила Валентиновича!


Уважаемые его коллеги, друзья, питомцы и почитатели!   


 


Не имея  возможности лично  проводить в последний путь этого бесконечно мне дорогого, человека, –  непременного  участника Пермских научных Форумов,  –  прошу,   в час скорбного прощания выслушать мое краткое последнее слово.  


Как это часто бывает, при его жизни окружающие  не вполне понимали  действительного масштаба  скромного среди нас современника. Уразумеем же, при его смерти –  над его гробом.      


            


Свою преданную семью и нас безвременно покинул очень нужный для отечества высоко порядочный,  мудрый, добрый и верный Гражданин. 


 


Что не менее важно: Даниил Валентинович  был действительно   выдающимся служителем науки. Ученым  с мировым именем. Философом, наделенным  подлинными и обширными знаниями. Религиоведом, постигавшим свой таинственный предмет глубинами  собственной души и искусно примирявшим религию с наукой.  Культурологом,  умело  оперирующим дефинициями универсума.  Изобретателем  около десятка новых  понятий-терминов в тезаурусе большой науки. Автором  более полутысячи научных публикаций, в числе которых около сорока фундаментальных  монографий.  Педагогом для тысяч благодарных студентов, воспитателем нескольких десятков  талантливых докторов и кандидатов наук. Не стану перечислять многих других его заслуженных научных ипостасей. Но обязательно назову его, на мой взгляд, все  еще недооцененную перспективнейшую концепцию и школу   «Синтетическая парадигма в философии».  


 


Провожая этого дорогого уникума  в  последний путь, с печалью скажем: «Пусть будет ему земля пухом». Пообещаем, коллеги и друзья, внимания его осиротевшим родным. Пообещаем себе,  коллеги, –  верной  памяти этой Личности, сбережению и развитию Его  трудов. Хорошо бы вскоре издать сборник теплой памяти о Нем.


 


 


От  имени Пермских гуманитариев  профессор М.Г. Писманик


 


  • Upvote 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Памяти Даниила Валентиновича Пивоварова.

 

 

         Российская философия, религиоведение,  культурология  и искус-ствоведение  утратили одного из наиболее выдающихся своих исследователей. 7 января сего года, в День Рождества Христова, на 73 году жизни скоропостижно  скончался ученый с мировым именем, заслуженный деятель науки, доктор философских наук, заведующий кафедрой религиоведения Уральского государственного университета, почетный профессор Даниил Валентинович Пивоваров.                                                                                                            

 

Он родился 29 октября 1943 г. в Шанхае в семье русских  эмигрантов, занесенных на чужбину трагическими событиями отечественной истории. В Китае его отец  смог стать успешным предпринимателем, владельцем собственного парохода, но очень тосковал по отчизне. Даниил Валентинович рассказывал мне, что отец, весьма желая стать гражданином Отечества, подарил пароход  советскому правительству,  в 1947 г.  смог вместе с семьей вернуться на родину и поселился в Свердловске. Сын в  1961 году закончил здесь среднюю школу и на три года был призван на службу ракетные войска.  Будучи примерным солдатом, активно участвовал в военном спорте, внес  и реализовал несколько важных военно-технических изобретений.                                                

 

Вернувшись из армии в Свердловск,  Даниил Валентинович  поступил в Уральский университет  на первый набор только что открытого философского факультета. Закончил его с отличием, был принят в аспирантуру и  досрочно завершил ее с защитой кандидатской диссертации по теме "Некоторые аспекты практической проверки истинности научной теории."  В 1970 года  с  должности ассистента началась и по день смерти продолжилась его преподавательская и научная деятельность  в Уральском университете.  В основной круг  его  научных интересов  вошли   философские проблемы онтологии, гносеологии, религии, культуры и искусства. В 1987 г. он защитил докторскую диссертацию  по теме "Операционный аспект идеального отражения". В 1986 г. Д.В. Пивоваров основал и возглавил в университете кафедру религиоведения. В 1977-78 гг.  он проходит стажировку по программе Британского совета на философском факультете Кембриджского университета (Англия).  В 1989 году в качестве визитинг-профессора (по программе Фулбрайта)  читает лекции  в Чикагском Северо-Западном университете (США).                                               

 

В Уральском университете он был в числе особенно любимых студентами  преподавателей,  читал основные авторские курсы по об-щей философии и философии религии.  Вел также ряд оригинальных спецкурсов   "Проблема идеального", "Теория рефлексии Гегеля", "Основные категории онтологии", "Операциональный аспект научного знания", "Визуальное мышление в изобразительном искусстве", "Религия как социальная связь", "Знание и вера в науке и религии".  В энциклопедический круг его непосредственных  научных исследований входят: идеальное и идеал;  операциональный аспект знания;  метод экстраполяции;  визуальное мышление в науке и изобразительном искусстве; неравновесные системы;  элементарный объект и элементаристский подход;  диалектика субъекта и объекта; структура и содержание культуры;  религия в основании культур; иррациональное в бытии и познании; вера и знание; наука и религия.                                                                                                                                     

 

Д.В. Пивоваров –  автор более полутысячи  научных публикаций, в том числе, около 40 фундаментальных монографий, написанных единолично либо в соавторстве. Среди этих монографий     "Проблема носителя идеального образа: операционный аспект" (1986);   "Неравновесные системы: целостность, эффективность, надежность" (1991); «Образ элементарного объекта и элементаристский  подход» (1989); "Зримая сущность (визуальное мышление в изобразительном искусстве" (1991); "Диалектика субъекта и объекта" (1993),  "Основные категории онтологии" (2006); «Синтетическая парадигма в философии» (2011).  Теме религии посвящены добротно аргументированные книги: «История и философия религии» (2000), «Душа и вера» (2003), "Язык религии" ( 2006), "Философия религии" (2006), «Онтология религии» (2009), «Праксиология религии» (2010),  «Идея  Бога в философии религии» (2012),  «Вера бахаи» (2014), «Наука и религия. Гносеологические очерки» (2014).  Его научные труды хорошо известны ученой  общественности, широко цитируются, отмечены многочисленными  премиями и наградами.                                                                           

 

Д.В. Пивоваров построил оригинальную концепцию «Синтетическая теория идеального» и стал основателем особенно, на наш взгляд, перспективного направления в гуманитарном знании  «Синтетическая парадигма в философии». Он создал свою научную школу,  подготовил 14 докторов и 30 кандидатов наук, многие из которых стали известными учеными. Ввел в научный  оборот ряд новых терминов-понятий "объект-язык и субъект-язык", "виртуал", "диалектико-логический алгоритм", "асциент", "арт-философ",  «симфоника толерантности», "faith-вера" и "belief-вера".

 

В его мироощущении и стиле  мышления удивительно гармонично  воссоединились вера в Бога, вера в человека и вера в науку. Не во всем можно согласиться  с  его подходом к религии и пониманию ее места в отечественной и мировой культуре.  Однако  примем его веское соображение: «культура…не бывает ни чисто религиозной, ни чисто светской, но в той или иной мере содержит внутри себя религиозные и светские компоненты».    

                                                                                                  

Российское науковедение, скорее всего, оценит весьма позитивно  вклад Д.В. Пивоварова в философию, культурологию и искусствоведение. Но безо всякого сомнения, его книги относительно сакрального феномена культуры уверенно войдут в классику отечественного религиоведения.  Им особенно свойственен увлеченный личный интерес незаурядного верующего ученого к трепетной теме, его стремление к предельной объективности, четкости и к онагляживанию теории,  а также солидное  знание минувших и современных религиозных ситуаций, проблем и аргументов. Весьма характерно для этих книг и ныне особенно ценимое вдумчивое, поистине интеллигентное уважение к оппонентам.                                                                                           

 

В начале 1990-х гг.  Д.В. Пивоваров  осуществил пионерское исследование мировоззренческих основ новой мировой религии - бахаи. Оригинальна и вполне конструктивна его интегральная концепция религии как сакральной связи человека с абсолютом.  Плодотворны обращения к зарубежным исследованиям религии,  многочисленны  экскурсы- переосмысления  ряда теологических построений. Креативна, а на сегодня особенно актуальна предложенная Д.В. Пивоваровым методология мировоззренческой толерантности и креативного проведения  научной дискуссии между приверженцами религии и сторонниками материалистического миропонимания.  Конструктивную действенность этой методологии Даниил Валентинович блестящим образом  демонстрировал самолично, активно участвуя в регулярно организуемых с 2002 г. Пермских форумах-диалогах между отечественными и зарубежными  религиоведами и теологами.  Его доклады  и выступления в дискуссиях особенно эффективно поддерживали заинтересованность сторон в успешном продолжении диалогов  и соблюдении атмосферы толерантности. Эти мероприятия активно содействовали утверждению взаимопонимания и гражданского  сотрудничества между верующими и нерелигиозными россиянами.                                                                             

 

Даниил Валентинович был жизнелюбивым, открытым, высококультурным, доброжелательным и удивительно скромным человеком. Что еще особо важно – он был настоящим гражданином  и  преданным патриотом  Отечества.  Так, он отклонял лестные предложения переехать в зарубежные научные центры.  Приведу еще один, тоже  красноречивый для  этой  личности штрих.  Замечательный интеллектуал был совершенно чужд «звездной болезни» и не чурался физического труда. С улыбкой, однажды он поведал мне, что  его большим увлечением наряду с музыкой, живописью и чеканкой, являются столярно-плотницкие занятия. И все ремонтные работы по дому он выполняет сам…                                                                                                                     

 

Безмерно жаль, что так преждевременно ушел из жизни и науки наш особо выдающийся и действительно достойный русский интеллигент.

 

 

 

9 февраля 2016 г.  Профессор Пермского государственного института культуры М.Г. Писманик.

  • Upvote 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
Sign in to follow this  

×

Important Information