Jump to content
Социология религии. Социолого-религиоведческий портал

Алексеевский М.Д. Магические заговоры в постсоветской России


Recommended Posts

Магические заговоры в постсоветской России  

Фольклорист Михаил Алексеевский о традиционной крестьянской магии, адаптации магических текстов и влиянии западной эзотерики

 

 

 

 

Исторически сложилось, что в русской культуре традиции, связанные с магией и использованием заговоров, были очень развиты, например, в том же XIX веке, если сравнивать с параллельной европейской традицией. Особенно развитой магическая традиция была в крестьянской среде, так как тогда крестьяне составляли большинство жителей страны. Просвещенная публика к крестьянской магии и заговорам относилась с большим интересом, но при этом воспринимала их, конечно, как суеверия, предрассудки, то, что можно изучать, но с чем нужно бороться.

В советское время отношение было приблизительно таким же. Одновременно возникало ощущение, что заговоры — это обреченный жанр, исчезающая фактура. Показательно, что в 1920-е годы в фольклорных экспедициях часто писали: нам удалось записать несколько десятков былин и, что невероятная удача, удалось зафиксировать два-три заговора, которые, как тогда казалось, исчезнут намного быстрее, чем былины. В реальности, однако, все происходило совершенно по-другому.

Впоследствии советские исследователи долгое время почти не рассматривали тему магии, заговоров в крестьянской культуре. Она была фактически табуирована, и на эту тему не могло появляться никаких публикаций. В годы перестройки ситуация изменилась, и, когда прежние идеологические запреты спали, оказалось, что вот умирающие заговоры и магия прекрасно себя чувствуют и все советское время по деревням, городам и весям продолжали существовать, даже как-то развиваться.

В годы перестройки темы, связанные, во-первых, с магией, а во-вторых, с эротикой и сексом, — эти два табуированных направления оказались невероятно востребованными. Тогда на книжных прилавках и развалах, в электричках, переходах метро и так далее появлялось огромное количество разного рода сборников, в том числе и сборников заговоров. Они стали публиковаться уже не как сборники фольклорных текстов, предназначенные для исследователей, а как руководство к пользованию. Каждый мог купить этот сборник и попытаться применить написанное на практике.

 

Стало понятно, что существует очень серьезный запрос общества на эту прикладную магию — возник большой интерес к этой теме. Это в значительной степени было связано с разного рода социальными, культурными и прочими проблемами, которые переживало общество. В ситуации, когда прежняя советская система ценностей начинает рушиться, не очень понятно, на что опираться, и магия наравне с религией становится одной из возможных отдушин, объясняющих принципы устройства мира. Они давали ответы на вопросы, что с тобой происходит и как можно повлиять на это. Любые беды, например бытовые или семейные, можно было объяснить влиянием черной магии. Использование разного рода заговоров, амулетов и так далее могло стать своего рода панацеей, спасением от самого широкого круга проблем — от болезней до сложного финансового положения.

Показательно, что наиболее востребованной эта магия оказалась среди, условно говоря, униженных и оскорбленных, тех, кто в новых условиях оказался в затрудненном положении. Для них магия стала своего рода возможностью уравнять шансы. Человек думал: «Да, у меня нет денег, да, у меня нет каких-то рычагов влияния, но я могу попробовать решить свои проблемы, прибегнув к магии».

Любопытно, что если в сельской местности в общем и целом традиции, связанные с магией, заговорами, в значительной степени сохранялись на протяжении десятилетий и корнями восходили к довольно отдаленному времени, то жители городов, особенно крупных городов, зачастую переизобретали магию — они были оторваны от традиций народной, крестьянской магии. В этой ситуации сборники магических текстов и заговоров стали для них очень важным пособием и подспорьем.

Фактически у горожанина, который решил прибегнуть к магии, было два варианта действия. Либо он мог обратиться к магическому специалисту, и именно на этой почве появилось огромное количество целительниц, колдуний, экстрасенсов и так далее — людей, которые брались решить проблему с помощью магии и давали объявления в газетах. За довольно крупные суммы они брались решать те или иные проблемы, апеллируя к своему богатому опыту и эксклюзивным знаниям. Либо человек в случае отсутствия средств на этих «специалистов» был вынужден довольствоваться малым и пытаться решать свои проблемы самостоятельно, и сборники с заговорами оказались в этом смысле подспорьем.

Возникала серьезная проблема, связанная с тем, что традиционные магические тексты, существовавшие столетиями, довольно плохо подходили для решения тех актуальных проблем, с которыми сталкивался, например, житель города.

Скажем, важную роль в таком корпусе традиционных магических текстов играли заговоры, связанные с лечением домашнего скота, в первую очередь коровы. Очевидным образом для жителя крупного города заговоры, связанные с коровами, были абсолютно неактуальны, зато потенциально востребованными могли быть заговоры, которые оберегали тебя от штрафа работников автоинспекции и так далее. Понятно, что традиционных магических текстов для борьбы с работниками ГАИ не существовало.

Тогда те люди и коммерческие структуры, которые начали работать в этом направлении, — а эта история довольно быстро коммерциализировалась — столкнулись с необходимостью создания заговоров нового типа, отвечающих потребностям и запросам целевой аудитории. И любопытно, что здесь возникло два возможных направления, в которых можно было двигаться.

Первый путь — брать за основу традиции крестьянской магии и заговоров, которые были уже опубликованы в большом количестве. Действительно, одной из самых успешных стратегий стала адаптация магических текстов под реалии нынешнего времени. Есть большое подозрение, что многие профессиональные фольклористы принимали участие в этих работах, хотя формально никаких доказательств этому нет. Однако если мы сравним тексты этих заговоров из сборников, которые были опубликованы в последние два десятилетия, с корпусом текстов, профессионально собранных фольклористами, то мы увидим, что это достаточно профессиональная, тонкая работа, едва ли это мог осуществить непрофессионал.

 

Тем не менее все эти сборники, как правило, публиковались под каким-то лейблом, брендом, связанным с авторитетным специалистом в области магии. Самая показательная в этом смысле история — это серия книг «Заговоры сибирской целительницы», которая существует с середины 1990-х годов, насчитывает уже несколько десятков книг и параллельно обрастает целой индустрией: появляются журналы, серия косметики от сибирской целительницы и так далее. При этом саму целительницу никто никогда не видел, ее портреты не публикуются, а факты ее биографии можно восстановить только по каким-то косвенным сведениям. Очевидно, что это сконструированный образ идеальной целительницы, который близок и понятен целевой аудитории. Получается своего рода мистификация, творческая игра, направленная на извлечение коммерческой выгоды.

Другим возможным направлением конструирования магических текстов стало обращение к традициям западной эзотерики, что оказалось более востребованным и популярным в мегаполисах, крупных городах, где традиции деревенской магии менее актуальны, а интерес к разного рода западной эзотерической литературе велик. Так появляются странные заговоры, направленные, например, на достижение богатства и сопровождающиеся ритуалами вроде изготовления спа, проведения обрядов спа-процедур богатства и так далее. Эти тексты могут совмещаться с текстами традиционными, в них могут обращаться не только к христианским святым, как это часто происходит в крестьянских магических текстах, но и к каким-то богиням совсем экзотических пантеонов. Например, обращение к традиции вудуизма и так далее.

Для современного молодого, активного горожанина все эти традиции оказываются достаточно равноценными и равно интересными. Не так важно, кто именно тебе поможет, — важно провести обряд. Зачастую магия возникает как своего рода форма психотерапии, самоубеждения, и здесь магические «специалисты», которые практикуют какие-то такие обряды, напоминают скорее бизнес-тренеров или специалистов по повышению мотивации.

Если говорить о самых последних тенденциях, то мы видим, что эта магия начинает проникать не только на страницы печатных изданий, но и в интернет. В настоящее время существует довольно много сайтов, где собираются какие-то магические советы, магические процедуры, появляются заговоры в формате аудиофайлов, которые рекомендуется прослушивать через компьютер, распространять по электронной почте и так далее.

Таким образом, мы видим, что в современной России, казалось бы, старая, архаичная традиция магии оказывается крайне пластичной и может проникать в самые разные медийные среды, поскольку она оказывается востребованной на уровне конкретных пользователей, для которых обращение к магическому специалисту или заговорам становится важным способом решить те или иные жизненные проблемы.

 

 

 

alekseevsky.jpg
Михаил Алексеевский
кандидат филологических наук, руководитель Центра городской антропологии
 
 
  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
 Share

×
×
  • Create New...

Important Information