Jump to content
Социология религии. Социолого-религиоведческий портал

ЧИСТИЛИЩЕ В ЕССЕНТУКАХ. Парк им. Данте Алигьери на Кавказе


Recommended Posts

ЧИСТИЛИЩЕ В ЕССЕНТУКАХ. Парк им. Данте Алигьери на Кавказе

 

5975463_original.jpguserinfo.gif?v=17080?v=136.5KOT_DE_AZUR, 2016 год
Самая большая скульптура Христа в России стоит в Ессентуках. Когда два года назад 22-метровую конструкцию закончили, вокруг решили создать «некое подобие Нового Иерусалима». Получившееся, правда, больше напоминает пейзажи ада и чистилища из «Божественной комедии» Данте Алигьери.
Идея установить скульптуру Христа Воскресшего пришла в голову епископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта (Курьянов) несколько лет назад. Когда она была реализована, епископ заметил, что территория вокруг монумента «очень похожа на местность Святой земли: гора и аскетичный вид». «И мы решили создать некое подобие Нового Иерусалима», —рассказывал владыка в январе 2014 года.

В итоге на территории построили несколько зданий, а вокруг установили скульптурные группы. Вместе они наводят на мысли о «Божественной комедии». Всё начинается с ада (лучшей его части), а дальше — чистилище, ну, и рай. 
 

 

Link to comment
Share on other sites

Лев и орёл 

При входе в парк посетителей встречают лев и орёл. То, что их по двое, скорее, дань симметрии, а сам выбор зверей может иметь, как минимум, три трактовки.

5975586_original.jpguserinfo.gif?v=17080?v=136.5KOT_DE_AZUR, 2016 год

Во-первых, во время прогулки в лесу, перед тем как спуститься в ад, Данте встречает в лесу льва:

Навстречу вышел лев с подъятой гривой.
Он наступал как будто на меня, 
От голода рыча освирепело 
И самый воздух страхом цепеня.
(Ад, песнь I)

Лев в данном случае обозначает один из главных, по Данте, пороков человека — властолюбие. Победить его поэту помогают Разум и Любовь. Правда, к парку в Ессентуках этот отрывок можно применить лишь отчасти — кроме льва должны быть ещё волчица (корысть) и пантера (похоть). Тут, скорее, речь идёт о другом льве, который появляется уже в чистилище.

5979013_original.jpgИллюстраци к ХХХI песне «Чистилища», Сандро Боттичелли, XV век

Вторая трактовка связана с грифоном, мифическим существом с головой, крыльями и когтями орла и телом льва, которое для средневековой Европы олицетворяло двойственность Христа, его божественную и человеческую природу. Поэтому (а еще потому, что у греков грифоны возили по небу Аполлона) у Алигьери грифон толкает повозку Христа. И, что важно в связи с нашими скульптурами, в глазах Беатриче это существо разделяется надвое:

Сто сот желаний, жарче, чем костёр,
Вонзили взгляд мой в очи Беатриче,
Всё на Грифона устремлявшей взор.

Как солнце в зеркале, в таком величье
Двусущный Зверь в их глубине сиял,
То вдруг в одном, то вдруг в другом обличье. 
(Чистилище, песнь XXXI)

5977174_original.jpgВидение пророка Иезекииля, Маттеус Мериан, 1670 год

Третья версия — тетраморф — крылатое существо, единое с четырьмя лицами (человека, льва, быка и орла), из видения пророка Иезекииля. Иоанн Богослов разделил его и представил в образе стражей четырёх углов Трона Господа (вместо человека у него ангел). В итоге в иконографии ангел, лев, орёл и бык стали символами четырёх Евангелистов. В «Божественной комедии» эти существа встречаются несколько раз и даже идут рядом с «победной колесницей двухколёсной », влекомой тем самым грифоном:

5977404_original.jpgАпостол и евангелист Марк, Эммануил Цанес, 1657 год

Как за звездой звезда в эфире, 
Четыре вслед животных подошло 
<...>
Иезекил видел их, зане
Он зрел их шедших в облаке туманном
<...>
(Рай, песнь XXIX)

Получается, при входе стоят орёл и лев (евангелисты Иоанн и Марк). Эта версия отчасти подтверждается тем, что дальше в парке встречаются два бутафорских быка (Лука) и пара ангелов (Матфей).

5979885_original.jpguserinfo.gif?v=17080?v=136.5KOT_DE_AZUR, 2016 год
 
Link to comment
Share on other sites

Христиане до Христа 

За оградой вдоль дорожки, ведущей к храмам, выставлены бюсты античных философов Аристотеля, Платона, Гомера, Фукидида. Этих же личностей встречает Данте, попадая после тёмного леса в первый круг ада. 

5976531_original.jpguserinfo.gif?v=17080?v=136.5KOT_DE_AZUR, 2016 год

Идея о добродетельных язычниках, «христианах до Христа», которые не знали истинного бога, но вели праведную жизнь, окончательно сформировалась к Возрождению, когда переосмыслялось античное культурное наследие. По Фоме Аквинскому, их души помещены в лимб, находящийся между адом и раем. 

5977816_original.jpg«Лимб — невинные души», Гюстав Доре, XIX век

У Данте лимб — первый круг ада, где на курортных условиях живут некрещёные младенцы, великие философы и воины вроде предводителя троянского войска Гектора и «хищноокого Цезаря»:

Мы поднялись на холм, который рядом,
В открытом месте, светел, величав, 
Господствовал над этим свежим садом. 

На зеленеющей финифти трав
Предстали взорам доблестные тени
И я ликую сердцем, их видав. 
(Ад, песнь IV)

5980580_original.jpguserinfo.gif?v=17080?v=136.5KOT_DE_AZUR, 2016 год

За тропинкой с бюстами начинается комплекс зданий. Он включает три часовни (ещё одна внутри статуи Христа), а перед дорожкой, поднимающейся к холму со статуей Христа стоит воскресная школа. Видимо, для тех, кто, выйдя из мирского ада, должен искупить свои грехи и пройти через чистилище, прежде чем попасть в рай.
 
 
Link to comment
Share on other sites

Восхождение 
 

5980720_original.jpguserinfo.gif?v=17080?v=136.5KOT_DE_AZUR, 2016 год

Во время дороги наверх путника ждут сцены с медведями (символизирует прожорливость и алчность), рыбами (земные блага, которыми дьявол прельщает человека) и другими скульптурами-метафорами. 

 

5981311_original.jpg 5980958_original.jpg POSTAV, 2014 год

 

В конце пути к вершине холма, на котором стоит Христос, предстоит ещё одна остановка. Арка с мостками для новобрачных. Место, спланированное для проведения свадебных фотосессий, напоминает о том, как Вергилий, доведя Данте до Эдема, оставляет его для встречи возлюбленной Беатриче. И дальше уже влюбленные продолжают путь вместе. 


5980388_original.jpguserinfo.gif?v=17080?v=136.5KOT_DE_AZUR, 2016 год

<...>Теперь своим руководись советом:
Все кручи, все теснины мы прошли.
<...>
Пока не снизошёл счастливый взор
Той, что в слезах тогда пришла за мною,
Cиди, броди — тебе во всем простор.
(Чистилище, песнь XXVII)

Ну, а в конце пути на вершине — Христос. Он, как завещал поэт, стоит в окружении ангелов, однако без Девы Марии.

5981552_original.jpguserinfo.gif?v=17080?v=136.5KOT_DE_AZUR, 2016 год

​Работали над скульптурой Спасителя два брата-архитектора Виктор и Юрий Жоглины, жители Кисловодска. К ним и обратился за помощью епископ. Архитекторы выполнили не только эскиз, но и практически всю работу, которую обычно отдают строителям. В итоге скульптура возводилась около двух лет. Всего архитектурный ансамбль возвысился над землей на 20 метров, 10 — сама скульптура, и ещё 10 — постамент. Высота статуи Иисуса в Рио-де-Жанейро — 38 метров, в том числе пьедестала — 8 метров. Новая святыня в Ессентуках находится на Боргустанском шоссе (пос. Кирпичный). От автовокзала туда по расписанию ходит муниципальный автобус № 10.

 

 

Источник: http://www.livejournal.com/magazine/1396103.html

 
Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
 Share

×
×
  • Create New...

Important Information