КопылОВ Опубликовано: 29 марта, 2016 Жалоба Share Опубликовано: 29 марта, 2016 Материал подготовлен по итогам "НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ "МЕДИАОТВЕТСТВЕННОСТЬ" (26.02.2016)" Речь пойдет о двух феноменах, которые имеют отношение, с одной стороны, к медиа, с другой - к дискурсу и практикам православных верующих в современной России. Начать стоит с объяснения терминов в подзаголовке. "Негативная идентификация" означает определение себя по отношению к "врагу". Скажем, православный может определять себя как того, кто сражается против "жидомасонов". "Радикальный" православный - тот, кто для борьбы с ними готов прибегнуть к насилию, будь то вербальному, реальному или символическому. Это может быть представитель субкультуры и маргинал, но это совсем не обязательно. 1 Проклятия Если сложить все вместе, получается, что медиа каким-то образом позволяют православным выражать свою ненависть или применять насилие. С одной стороны, это может быть язык вражды (hatespeech) в интернете. С другой - в середине 2000-х отдельные группы православных активистов начали организовывать перформансы, цель которых - символическое изгнание "врага" с сакрального пространства Святой Руси. Ключевая роль СМИ здесь прекрасно видна на фото Православный язык вражды разделяет большую часть характеристик языка вражды вообще: как правило, для него существуют определенные места (сайты, форумы, группы в социальных сетях), его проявления носят коллективный характер и по степени агрессивности варьируются в зависимости от "фонового" уровня ненависти на ресурсе. Есть, однако, и некоторые отличия. ~ Отказ от анонимности Как принято считать, популярность языка вражды в интернете связана с его анонимностью: личность пользователя скрыта его никнеймом, аватарой и той историей, которую он сам о себе рассказывает. Это позволяет ему чувствовать себя безнаказанным. Православные этой возможностью часто пренебрегают, так что даже на самых радикальных ресурсах принято иногда указывать полное имя (т.е. имя своего небесного покровителя) и предоставлять информацию об убеждениях и месте жительства. Источник: сайт "Москва - третий Рим""Пользователь: помилуй нас Полное имя: Иван Место жительства: Белая Русь, г. Минск Немного о себе: Аз, недостойный и многогрешный раб Божий, иоан, люблю Бога и помазанных его рабов: святых отец наших, царей и пастырей, стоящих в истине за веру православную и русь святую. Наблюдаю и скорблю о том, что веру нашу, православную попирают еретики, а по сути волки". ~ Перфомативность Язык вражды оперирует не денотативными, а перформативными высказываниями. Это означает, что его цель - не описание, а создание реальности. Православные зачастую придают своим постам вид заклинаний, пророчеств или молитв - например, о конце света, о замысле врага или о победе над ним. Вот пример такого рода высказывания. Речь идет о встрече Патриарха с Папой 13 февраля 2016 г., вызвавшей критику церковных консерваторов: Источник: сайт "Москва - третий Рим" Источник: сайт "Москва - третий Рим" ~ Специфика традиции Наиболее очевидная форма языка вражды - это призывы к реальному насилию. Хотя предложить коллегам выйти на улицу с целью избиения оппонентов может кто угодно, для этого придется ответить как минимум на два вопроса - "почему" мы можем это сделать и "как именно" будем бить. Специфика ответов отличает друг от друга разные призывы к насилию. Православные радикалы обычно ссылаются на содержание традиции и священное писание, например: Источник: сайт "Москва - третий Рим" ~ Аморфный враг Классический признак языка вражды - деление людей на "нас" и "их". В этом же заключается и суть негативной идентификации. "Они" - это враг, а враг для каждого свой. Враги православного достаточно специфичны: это "жиды", "масоны", "содомиты", "сектанты", "экуменисты" и прочие темные сущности. Характерной особенностью религиозных образов врага является их аморфность: в силу своей причастности к дьявольскому начале они как бы сливаются друг с другом. Это очевидно еще на одном примере. Источник: сайт "Москва - третий Рим" ~ Ответственность Чем сильнее эсхатологические настроения в том или ином православном сообществе, тем менее оно склонно к насилию. Как правило. Как это ни парадоксально, апелляция к идее божественного возмездия зачастую выступает в качестве альтернативы реальному насилию или призывам к нему. Так, если человек верит, что мир идет ко дну и никто, кроме Грядущего Царя и Божьей Матери с грядущим Антихристом не справится, он будет вести себя мирно. Это явление можно назвать "отчуждением" насилия в пользу высших сил. Однако стоит ему почувствовать некоторую личную ответственность за судьбы Святой Руси, модальность его языка ненависти меняется и от молитв и пророчеств он переходит к практике: Источник: Информационно-аналитический центр "СОВА" 2 Экзорцизмы Выходит так, что социальная ответственность оказывается чревата арестом и карой. В связи с этим прискорбным фактом в середине 2000-х гг. среди православных активистов набирают популярность иные практики, позволяющие действовать в правовых границах (хотя и не всегда). Их мы и будем называть "экзорцизмами".Как это выглядит? Вот несколько примеров акций СПХ (в скобках заметим, что если уж считать художниками группу "Война", Pussy Riot и Петра Павленского, придется считать и их): Источник: CultLook 1 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Рекомендованные сообщения
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.