Jump to content
Социология религии. Социолого-религиоведческий портал

Послесловие к Дню Победы: куда уйдет «Бессмертный полк»? Интервью с проф. И.И. Куриллой


Serjio
 Share

Recommended Posts

Иван Курилла

16 May 2016
 

День Победы никуда и никогда не денется из истории. Останется в ней навсегда. Но меняется восприятие прошлого. Меняются граждане. Меняется общество. Об этом разговор с Иваном Куриллой, доктором исторических наук, профессором Европейского университета в Санкт-Петербурге

Черника: Иван Иванович, в ряде своих недавних публицистических работ Вы говорите, что сейчас в стране есть общенародный праздник, в котором люди участвуют не по принуждению, а ритуалы появляются снизу, а не сверху. Давайте уточним: какой это праздник? Что празднуется?

Иван Курилла: Праздник – День Победы, и тут нет двойного дна. Великая отечественная война была тяжелейшим испытанием, трагедией для народа, и ее окончание и победа стали праздником, который россияне в наибольшей степени (другого такого праздника нет) считают важным.

Черника: Как праздновать? Как скорбеть в этот день?

Иван Курилла: Это вопросы, которые, как мы видим в последние годы, стали разделять людей, хотя мне представляется, что они менее важны, чем объединяющая людей память о войне. Дело в том, что за несколько десятилетий сформировались ритуалы 9 мая. Неформальная, непарадная (в прямом смысле слова, т.е. та, что была кроме военного парада) часть этого дня была сфокусирована на ветеранах. Это был день их встреч, день, в который фронтовики надевали ордена и выходили на улицу, и это было, ощущалось как правильное дело. Но вот поколение ветеранов стало уходить; их все меньше, здоровье уже не то, и некоторое время назад в этой ритуальной стороне праздника обнажилась пустота: не может этот день был просто Днем парада. В Дне Победы всегда были «слезы на глазах», но где они теперь? Несколько лет мы видели попытку «заместить» ветеранов «реконструкторами», переодетыми в военную форму, но стало очевидно, что это не то. И вот новая инициатива  – акция «Бессмертный полк» – очень точно попала в эту потребность, заполнив то, чего лишился день Победы с уходом ветеранов.

Знаю, что не всем нравится «Бессмертный полк» (и по совсем разным причинам), но тут я бы сказал, что празднуют и скорбят люди по-разному, и я бы не навязывал другим своих правил в этом очень личном выборе. Важно то, что людей по-прежнему объединяет потребность в этот день актуализировать память – личную и общую.

Черника: Георгиевские ленты, «Бессмертный полк», телесмотрение военного парада на Красной площади, песенные концерты, приемы у губернаторов и президента, залпы салюта – однопорядковые вещи?

Иван Курилла: Нет, конечно. Можно по-разному их разделить, но главное, по-моему, это отличие «бюрократического» праздника, организованного государством, в котором люди –  зрители и «потребители» – это то, что касается парада, салюта, торжественных приемов, и вот как раз того, что люди сделали сами, где связали что-то личное с этим праздником. Конечно, я говорю о «Бессмертном полке». «Проблема» георгиевских лент, раз Вы их упомянули, заключается в том, что им придают разное значение люди, следящие за политикой, за использованием символов, и те, кто специально за ними не следит (а таких подавляющее большинство). Для первых георгиевская лента – символ лоялизма, поддержки, например, аннексии/воссоединения Крыма и сепаратистов/ополченцев Донбасса, для вторых ничего подобного в ленточке нет, это украшение на день Победы, не более того.

Черника: Когда Вы говорите, что «Бессмертный полк» – шествие не ветеранов, а их потомков, которые таким образом восстанавливают личную связь с историей и со страной, то сразу возникает вопрос: значит ли это, что Вы не хотите замечать официальную сторону происходящего, милитаризацию общественного сознания?

Иван Курилла: Конечно, я замечаю и официальную сторону, и милитаризацию общественного сознания, Вижу, что память о войне государство использует очень активно для укрепления своей легитимности. Но сам «Бессмертный полк» как раз не милитаризация, и хорошо, что он появился …

Черника: Иван Иванович, Вы бы встали в один ряд «Бессмертного полка» с внуком Вячеслава Молотова?

Иван Курилла: Начну с того, что в этом году я наблюдал за «Бессмертным полком» на Невском проспекте в Петербурге. В какой-то момент в нем обнаружились транспарант КПРФ, знамя с изображением Сталина и его портрет, а также человек, кричащий ему «славу». Однако эта группа промелькнула за пару минут, а шествие шло и шло по Невскому еще пару часов. В этом людском море политическая провокация просто утонула. Полагаю, что уже метрах в тридцати никто и не видел транспаранта со Сталиным, и уж точно уверен, что никто (опять же, кроме этой небольшой группы) не считал, что он идет под «сталинским знаменем». Это значит, что я не могу повлиять на то, что кто-то вынес портрет Молотова, а кто-то икону Николая II, но это не значит, что остальные участники «идут с ними в общем строю» или как-то присоединяются. Каждый участвует лично, несет что-то свое. Это оказывается важным именно для каждого участника как индивида, а не для представителя «массы». Гораздо более странно отказываться поддержать хорошую инициативу только потому, что к ней примазался кто-то, нам неприятный или кому, по нашему мнению, там не место.

Черника: Однако если есть что-то, что разделяет граждан, то почему это общенародный день? Где объединение на основе общей потребности?

Иван Курилла: Снова начну с того, что память о войне объединяет россиян. Есть множество исследований, которые показывают, что нет ни одного другого исторического события, символа или ценности, к которой россияне относились бы настолько близким образом, все остальное раскалывает общество гораздо глубже. Разделять людей стало излишнее рвение нынешнего политрежима идентифицировать себя с этой памятью, переопределить единство в отношении войны в единую поддержку себя. Именно этим объясняется стремление «перехватить» популярную инициативу и бюрократизировать ее (мы помним историю акции «Бессмертный полк»: как она из региональной инициативы распространилась по городам и весям, а в этом году увидели попытку ее присвоения какими-то бюрократическими структурами), пройти в первых рядах так, чтобы идентифицировать себя с народным шествием. На это часть людей, критически относящихся к нынешней власти, отреагировала бурным отрицанием самой инициативы, что мне представляется эмоциональной ошибкой. Ответственность за такой раскол, считаю, лежит, прежде всего, на власти, которая политизировала этот праздник, но она – и на тех оппозиционерах, которые поддались этой политизации, подхватили её, и готовы зачислить миллионы прошедших в «Бессмертном полку» в лоялисты. И те, и другие в данном случае несут свою долю вины.

Черника: Через год или два «Бессмертный полк» полностью перейдет в социальные сети и в Instagram? Вы обратили внимание, что уже сейчас фотосохранение «семейного дела» и «слезы на глазах» надежно дигитализируются и архивируются?

Иван Курилла: Не берусь предсказывать. Я бы так прочертил «генеалогию» «Бессмертного полка» (не как конкретного проекта, а как популярного массового движения): уже не раз замечено, что в последние годы резко вырос интерес людей к своей родословной и к истории своей малой родины; мы видим просто огромный всплеск генеалогических и краеведческих проектов по всей стране; люди проводят конкурсы, ходят на самодеятельные экскурсии, читают и слушают открытые лекции. Мне представляется, что есть потребность связать свою собственную историю, семейную память с «большой историей», найти свое место в этой картине, детализировать ее. И проект «Бессмертный полк» оказался очень созвучным этому интересу. Люди увидели, как их семейные истории вписываются в большое полотно. Если это мода, которая должна пройти, то, может быть, и «Бессмертный полк» превратится в небольшой флеш-моб. Но я не уверен, что это можно назвать модой; и если я прав, то какие-то детали общенациональной акции будут, конечно, меняться (возможно, частично она и уйдет в цифровую форму), и количество участников может оказаться меньше (не исключаю, что в этом году мы видели пик численности), но найденный формат продержится долго.

Читать статью | © Черника

http://www.ponarseurasia.org/ru/article_20160516_Kurilla 

 

  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
 Share

×
×
  • Create New...

Important Information