Перейти к содержимому
Социология религии. Социолого-религиоведческий портал

Иванеев С. Вечность несовременна: Какую культуру брать на вооружение


Рекомендованные сообщения

ВЕЧНОСТЬ НЕСОВРЕМЕННА   

 

Отклик на статьи «Адепты гибридной войны»«Приказ и молитва»

 

Сергей ИВАНЕЕВ

 

rel-sciens.jpg Какую культуру брать на вооружение

 

Реальность нашего времени при всей сложности своего содержания укладывается в общий фундаментальный принцип эволюционизма: «существовать» всегда означает «развиваться». Для общества, в том числе российского, это требует постоянных поисков ресурсов, способных обеспечивать инновационные изменения. Для постиндустриальной фазы развития общества одним из важнейших ресурсов информационной основы развития становится знание, освоение принципиально новых технологий и универсальная позиция экономии времени. Эти факторы определяют некий контекст, в котором общей нормой деятельности и основой обеспечения устойчивости общественной среды является нахождение оптимального способа организации, принятие инновационных решений, сокращение промежуточных звеньев, которые неизбежно возникают в процессе перехода от условий к заданным результатам и др.

Актуальность этих факторов остается весьма значимой и в сфере военной организации государства.

К сожалению, сегодня приходится нередко наблюдать наличие в законотворческом процессе антиконституционных тенденций -  то есть, противоречащих правовым основам светского государства, где принцип отделения религии и религиозных объединений от государства гарантированы Конституцией РФ. Для военной сферы, как разновидности государственной службы, это означает, что религиозные объединения не участвуют в организации и осуществлении военной службы, не оказывают какого-либо влияния на деятельность военнослужащих.

Поэтому вызывает особое сожаление, что популярный среди военнослужащих еженедельник «ВПК» не остается вне этого «тренда» антиконституционных тенденций и представляет значительные объемы для публикации сомнительных в своей научной обоснованности материалов. В частности, посвященных поиску врагов среди «неправильно мыслящих» и «неправильно верующих» соотечественников. В качестве яркого примера такого явления можно привести две «антисектантские» статьи - Андрея Хвыли-Олинтера «Адепты гибридной войны» и Василия Микрюкова «Приказ и молитва»[ii], где авторы как ни странно единым фронтом выступили против так называемых «деструктивных сект». При этом, основная идеологическая направленность обеих публикаций явно не преследует цели реализации свободы совести и свободы вероисповедания в органах военного управления, а всего лишь избирательно порочит некие избранные религиозные сообщества.

В науке о религии – научном религиоведении, общепризнанным является тот постулат, что любая религия с позиции ее последователей является «единственно истинной». Это означает заведомую невозможность для представителей религиозных организаций формулировать объективистские оценки в адрес других религий. Поэтому первое, что бросается в глаза в упомянутых публикациях, это выступление с оценкой определенных вероисповеданий представителя Русской православной церкви Московского патриархата бывшего работника МВД, а ныне протоиерея Хвыли-Олинтера и явно склонного к религиозно-фундаменталистским взглядам доктора педагогических наук В. Микрюкова.

Чтобы мои оппоненты не записали меня, человека секулярного сознания, в «сектозащитники» или «пятую колонну Запада», напомню, что ранее я неоднократно в СМИ раскрывал правовой механизм захвата киевской хунтой власти на Украине. Там допускались не только грубые нарушения демократических принципов, но и норм национального и международного права, начиная с попрания Конституции Украины, грубых массовых нарушений прав украинских граждан, включая неправомерное применение о отношении них насилия и дискриминации по языковому и национальному признакам, поддержку националистических идей, бесконтрольное распространение оружия среди экстремистских группировок, дискриминацию по признакам гражданства, возраста, пола в вопросе пересечения государственной границы и т. п.

За последние годы проведено множество конференций и круглых столов на тему секуляризма и религиозной свободы, обеспечения баланса интересов, прав и обязанностей верующих и неверующих, соблюдения прав религиозных меньшинств и т.д., что особого смысла поднимать эти вопросы на страницах популярного издания нет.

Единственная моя цель - это показать, что ориентация на Церковь в армии контрпродуктивна в силу того, что падение доверия к религиозным структурам и их роли в позитивных перспективах для нашей страны для общества в целом вполне очевидно. Очевидно и то, что в органах военного управления специализированное конституционно-правовое просвещение военнослужащих с использованием достижений научного знания и воспитания общепринятому светскому, разумному поведению намного важнее, чем целенаправленное навязывание некоей избранной конфессиональной ориентации – православия.

Убежден, что в объективной полемике с оппонентами позиции, которой я придерживаюсь в этом вопросе, я одержал бы победу не потому, что оказался бы лучшим спорщиком, а лишь потому, что заведомо не правы критикуемые мною пропагандисты религиозно-клерикальной идеологии в армии и на флоте.

В России, Украине и Беларуси, как известно, наиболее распространенной религией является православное христианство. Послушные своим церковным пастырям православные верят в существование Бога, в спасительную миссию Иисуса Христа, «…во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь» (формула Символа веры Никео-Цареградского собора). Но, как убедительнейшим образом свидетельствует практика, нет Бога, не было какой-то спасительной для душ и телес верующих спасительной миссии Иисуса Христа, а православная церковь является единой, святой и апостольской лишь на взгляд ее адептов.

Более того, православная религиозная пропаганда, которую берут на вооружение клерикальные помощники по работе с верующими военнослужащими в Вооруженных Силах Российской Федерации, зачастую содержит в себе дух черносотенства, противореча задачам, поставленным Президентом Российской Федерации на заседании Коллегии Министерства обороны Российской Федерации 20 марта 2012 года.

Руководство Минобороны России надеется, что с приходом в воинский коллектив помощников командира по работе с верующими военнослужащими будет организовано духовное просвещение, активизировано патриотическое и нравственное воспитание военнослужащих и социальная работа. Ожидается, что в результате должно существенно меняться к лучшему морально-психологическое состояние личного состава, оздоравливаться нравственный климат в воинских коллективах, что в конечном итоге приведет к укреплению воинской дисциплины, уменьшению числа суицидальных проявлений, неуставных взаимоотношений и иных правонарушений.

Однако, для примера используемой в войсках помощниками командира по работе с верующими военнослужащими литературы, отнюдь не прививающей «любовь к ближнему», возьмем рекомендованные к публикации Издательским Советом РПЦ ИС 11-116-1697 «Вопросы священнику Даниилу Сысоеву» (-М.: Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева», 2013-192 с.).

Необходимо заметить, что трагически погибший Д. Сысоев являлся  священнослужителем Русской православной церкви, настоятелем московского храма святого апостола Фомы на Кантемировской, основателем Школы Православного Миссионера, радикально настроенным в плане нетерпимости в отношении других религий и мировоззрений.

На странице 78 миссионер прямо закладывает в сознание православных христиан тот тезис, что «Человек, который не верит в Спасителя, он уже не хороший человек».

Нет смысла цитировать откровенно уничижительные высказывания священника в отношении мусульман, иудеев, христиан-протестантов или коммунистов, а также отрицания им научной картины мира. Подобного рода тексты встречаются в каждой религиозной структуре, т.к. любое религиозное сообщество, как результат антагонистических социальных условий, в своей практике имеет (и сохраняет) недружелюбное, а то и откровенно негативное отношение к другим религиям. Получая гипертрофированные формы, такое отнощение (вероненавистничество) может экстраполироваться на целые сообщества, находящиеся и вне данного религиозного сообщества.

Необходимо уточнить, что принципиальное различие между религиозной и светской культурами коренится в объективных свойствах консервативного и нового, постоянно эволюционирующего общества, где, как свидетельствует о том история нашей цивилизации, значимость «посюстороннего», определяющего все сферы жизни человечества, неуклонно усиливается.

Поэтому, если религия имеет дело с трансцендентным миром, акцентируя ценности, символы и отношения, выведенные за пределы «мира земного» и подразумевает контекст «абсолютной вечтности» вечности, а не пространственно-временной объективности, то светское общество с его мировоззрениями и культурой выступают как основы активного познания и освоения действительности земных реалий. Если в религиозной культуре базовой основой является представление о сакральном, священном, то в действительности светского мира это представление свое значение теряет.

По мнению одного из крупнейших российских религиоведов доктора философских наук, профессора МГУ им. М.В. Ломоносова Зульфии Тажуризиной, «светская культура – это бесконечно многообразный богатейший пласт творческой деятельности человечества. Её обычно определяют, как культуру секулярную, нецерковную, нередко – как внерелигиозное состояние сознания, культуру, свободную от религиозного влияния. В целом это верно, хотя, на мой взгляд, не полно. В светской культуре можно обнаружить, по крайней мере, три сферы: это, во-первых, индифферентная по отношению к религии культура с тенденцией к автономному нерелигиозному существованию (научные исследования, художественные произведения, реалистически отражающие жизнь, политические учения, свободные от апелляций к сверхъестественному и т.д., – эти формы культуры заключают в себе вольнодумный потенциал).

Во-вторых, это культура, ориентированная на критику религии и её институтов, – это многообразные проявления свободомыслия. Среди них – скептицизм, антиклерикализм, рационализм, агностицизм, натурализм, стихийный и философский материализм, а также атеизм, который понимался А.В.Луначарским как «законченное светское миросозерцание».[iii] И, наконец, это внецерковная культура, не свободная от религиозно-мистических настроений и идей (например, романы Ф. Мориака, М.де Унамуно или Д.С.Мережковского, или философия Вл.Соловьева).

Таким образом, светская культура характеризуется свободным развитием науки, научного знания, различных видов искусства и художественного творчества. В социально-политической, нравственной и государственной сферах развитие светской культуры означает отделение церкви и религии от государства или подчинение их светской власти, примером чего в истории России может служить упразднение Петром I патриаршества и учреждение Синода для управления делами русской православной церкви. В связи с этим становление светской культуры сопровождалось распространением светского образования, книжного дела, появлением светских учебных заведений, образцами которых на Западе и в России стали университеты»[iv].

Светская культура сложилась как пространство осуществления всех сторон жизни людей, сформированных коллективной человеческой деятельностью, но не как копирование, повторение прошлого, а как освоение будущего: здесь именно время, а не пространство стало внутренним движителем данного общества, способом его самоосознания, самоопределения и саморазвития.

Среди различных направлений философии культуры (в первую очередь, светской), в которых рассмотрены ее сущность, функции, коммуникации, язык, «механизмы» действия, символика и т.д. на основе информационного, структурного, коммуникативного, ценностного, семиотического, игрового, деятельностного подходов – наиболее универсально и глубоко раскрывает особенности этой культуры именно деятельностная ее модель.

И здесь выявляется, что культура (в нашем контексте городская, светская) – это некий способ общественного бытия и самоосуществления людей как субъектов.  А так как субъекты всегда должны проектировать, находить новое соизмерение с внешней реальностью и снова выходить за его границы – трансцендировать, то культура как пространственно-временная атмосфера функционирования субъектов и межсубъектных отношений, существует лишь в динамике. Этому не противоречат культурные нормы, традиции, которые фиксируют устойчивость норм поведения, отношений и др.  Эти нормы выражают то социально-культурное пространство, на основе которого осваивается и изменяется социокультурное время.

Таким образом, культура соединяет образование и общество в векторе инновационности тем, что освобождает субъекта от привязанности к конкретной деятельности, или отношений, нормам которых этот субъект должен следовать, открывая его собственное пространство в качестве арены для самореалиации, соединяя свое содержание (пространство) с субъектностью личности (коллектива, общности). Но образование выходит в пространство культуры как источник его ближайшей востребованности, формируя таких отдельных субъектов (специалистов, граждан, личностей), которые оказываются в состоянии следовать нормам городской культуры – сохранять и развивать ее собственную внутреннюю инновационность.

Культура открывает такие направления развертывания субъектности, как пространство, время, смысл, символы, жанры, стили, структура деятельности, понимание, коммуникации, диалог и партнерство, цели и идеалы. Но главное – культура выступает источником, формой и результатом постоянного обновления мира, в котором обновляется и образовательная среда. Культура формирует и поддерживает ценностные ориентиры науки, знания, творчества, всех базовых свойств человека-субъекта. Она гарантирует своим содержанием постоянное разделение должного и фактического, возможного и действительного, она разделяет (и вместе с тем связывает) нормативное и фактическое, символическое и реальное.

Она универсальна и многопланова, но при этом исключает опору на трансцендентное начало, обретая ее в самом человеке. Поэтому она всегда гуманистична. Исследователи подчеркивают, что «светская культура всегда секулярна и не однопланова, поскольку она исходит из идеологического многообразия»[v], и вместе с тем, «мировоззренческая нейтральность светской культуры позволяет ей следовать за общественным прогрессом во всех сферах, что придает светской культуре динамичный и интернациональный характер»[vi].

Но дело здесь не столько в «мировоззренческой нейтральности» светской культуры, которая всегда связана с системой ценностей, определенной картиной мира, основанной на науке, искусстве, политических отношениях и др., сколько в основаниях динамики светской (городской) культуры: она продуцируется в процессе общественного воспроизводства, соответствуя требованиям и нормам развития общества, и в этом отношении гораздо более динамична, инновационна, чем этническая, народная или любая локальная религиозная культура.


[iii] Луначарский А. В. Об атеизме и религии. (Сборник статей, писем и других материалов). М., 1972. С. 296.

[v]Мозговой С.А. Светское как мировоззренчески нейтральное // Социология – 2006. №1. – С. 75  (74-76 с.).

[vi]С. М. Алейникова религиозная и светская культура: социологический аспект взаимодействия/ Байдаров Е.У. и др. Духовно-нравственное воспитание на основе отечественных культурно-исторических и религиозных традиций и ценностей: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Жировичи, 27 мая 2010 г. / Нац. акад. наук Беларуси, Ин-т философии, Белорус. Экзархат Моск. Патриархата Рус. Правосл. Церкви; — Минск: Беларус. Навука, 2010        С.     — 389 с.,

 

 

Статья публикуется в авторском варианте.

 

Источник: "Военно-промышленный курьер" (в сокращении)

 

 

Источник: http://religiopolis.org/publications/10617-vechnost-nesovremenna.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...

Важная информация