Перейти к содержимому
Социология религии. Социолого-религиоведческий портал

Колезев Д. Бог и покемоны: Несколько штрихов к аресту блогера Руслана Соколовского


Рекомендованные сообщения

Бог и покемоны

Несколько штрихов к аресту блогера Руслана Соколовского

 

Дмитрий Колезев

 
1048504.jpg

История Руслана Соколовского — плохая история, с какой стороны на неё ни смотри. Кроме того, в ней, как это часто бывает с большими и громкими историями, появилось много неясностей и штампов, и наша задача как журналистов — по возможности развеять эти неясности и преодолеть штампы. Поэтому — несколько замечаний.

Во-первых, используемая всеми трактовка о том, что блогер Руслан Соколовский арестован «за ловлю покемонов в Храме-на-Крови» верна лишь отчасти. Дело заведено не за ловлю покемонов, а за размещение Русланом на YouTube нескольких видеороликов, которые кто-то признал оскорбительными для верующих. Сам ролик с записанной на нем ловлей покемонов стал лишь одним из трех эпизодов уголовного дела. Поэтому корректнее говорить, что «арестовали блогера, ловившего покемонов в храме», а не «блогера арестовали за ловлю покемонов».

1048497.jpg

Во-вторых, для понимания контекста важно сказать, что неправильно смотреть на Соколовского как на далекого от политических и общественных тем видеоблогера, который ради шутки зашел в храм половить покемонов, и его за это вдруг схватили. Тема религии — одна из самых важных в, если можно так выразиться, творчестве Соколовского. Он — популярная и активная фигура различных атеистических пабликов и групп. В своем блоге он регулярно обращался к теме религии в форме довольно провокационно сформулированного атеизма. По его словам, ему поступали разного рода угрозы, и он вел постоянную перепалку с православными активистами. Такие эпизоды можно увидеть в некоторых его 

 (осторожно: строго 18+, и слабонервным лучше не смотреть).
1048503.jpgФрагмент того самого видео

Руслан Соколовский даже издавал свой собственный сатирический журнал «Sokolovsky!», который можно скачать в виде PDF или приобрести в бумажном виде на его сайте. У блогера есть видео, в котором он развозит номера своего журнала по Екатеринбургу. Одной из главных тем журнала Руслан указывает критику Церкви и клерикализма, а примером для вдохновения называет издание Charlie Hebdo, известное своими провокационными карикатурами (и трагичными последствиями их публикаций). При этом мне не встретилось в его видео призывов как-то дискриминировать или проявлять агрессию к верующим — хотя, конечно, я посмотрел не все ролики.

1048499.jpg

Приходится делать скидку на возраст Соколовского и его максимализм, но нельзя не признать, что как минимум в нескольких видео он задает актуальные и непростые вопросы, которые связаны не только с верой, но и с устройством страны вообще. Например, приводя цифры размера среднего класса в России (4%), он отмечает, что «всё население России живет в отвратительных условиях», и, по его мнению, единственное, что отвлекает людей — это вера. Он призывает трезво осознать тяжесть положения и подумать о каких-то изменениях.

Соколовский также высказывался о «Платоне» или Роскомнадзоре, ставит вопросы свободы слова в социальных сетях. То есть у нас не просто «дело против блогера», это в каком-то смысле дело против общественного активиста и публициста. 

1048500.jpgПоклонники Соколовского, пришедшие на суд

Не спешите усмехаться в этом месте. Если мыслить категориями медиа, и это в-третьих, Соколовский — довольно успешное СМИ из одного человека: на его канал подписано 273 тысячи пользователей, а число просмотров самых популярных видео перевалило за полмиллиона. В стране есть куда более популярные видеоблогеры (например, Катя Клэп — более 4,7 млн подписчиков), но для молодого провинциального парня (Соколовский родом из Шадринска, не так давно перебрался в Екатеринбург) это очень приличный результат. Можно сказать, что Соколовский популярнее подавляющего большинства екатеринбургских СМИ. И его провокационный формат, и содержание его видео оказались востребованы у аудитории. Насколько известно, видеоблогинг был главным источником его доходов, Руслан также помогал своей матери-инвалиду. Формально его нельзя назвать журналистом или публицистом, но если у нас есть человек, который регулярно обсуждает общественно-политические вопросы с аудиторией почти в 300 тысяч человек, — то разве это не публицистическая журналистика? Пусть и в своеобразном формате 2016 года.

1048501.jpg

В-четвертых, для осознания феномена Соколовского надо понимать в целом феномен «молодежного видеоблогинга» и «молодежного Рунета» (звучит ужасно по-стариковски, но что делать). Людям старшего поколения (даже моего — хотя я старше Руслана всего на девять лет) довольно трудно принять ту карту допустимого и недопустимого, которая существует в этой области Рунета. Блог Соколовского, как и многие другие явления этого мира, наполнен провокациями, нарочитыми скандалами, мистификациями и нецензурной лексикой. Можно сказать, что провокация — его главный «творческий метод», что роднит его деятельность с некоторыми представителями современного российского искусства (в том числе, наверное, с арт-группой «Война» и Pussy Riot, без этих сравнений тут не обойтись). Вот некоторые названия его видео: «Я — расист», «Патриарх Кирилл, ты п…», «Детское порно от минкульта». (Заголовки не всегда следует воспринимать буквально — например, в ролике «Я — расист» Соколовский выступает «против любой расовой дискриминации», но также и против «обратной дискриминации», когда представителям национальных меньшинств дают те или иные квоты и привилегии только на основании принадлежности к меньшинствам. Он объясняет, что неправильно считать всех людей одинаковыми: например, статистически кенийцы бегают лучше прочих, хотя это не говорит о том, что какой-нибудь европеец не может бегать лучше кенийца).

Таким образом, Руслан Соколовский — чуть более сложное явление, чем просто «видеоблогер, ловивший покемонов в Храме-на-Крови». Мне лично не особо симпатична его провокационная манера, я не разделяю его вульгарного отношения к религии и верующим, но нужно отдавать себе отчет в том, что это неглупый молодой человек с активной жизненной позицией. Да, с точки зрения традиционного, «несетевого» общества, он явно заигрался. Но я уверен, что неправильно сажать в тюрьму человека за его слова, если эти слова не несут прямой общественной угрозы. На мой взгляд, те слова, которые произносит Руслан, при всей их провокационности, такой угрозы не несут.

Теперь — о том, кого оскорбил Руслан Соколовский. По словам его адвоката Станислава Ильченко, следствие не представило никаких заявлений от потерпевших или оскорбленных верующих, которые призывали бы наказать Руслана. Побочным сюжетом рядом с историей Руслана стал поступок сотрудников агентства «URA.Ru», которые в своей заметке о Соколовском сделали приписку, что обратились в правоохранительные органы с просьбой проверить высказывания блогера на соответствие уголовному кодексу. Позднее сотрудник СМИ Андрей Гусельников заявил, что на самом деле никакого обращения не было, а приписку сделали по настоянию юристов, чтобы обезопасить СМИ от претензий со стороны Роскомнадзора. По словам адвоката Ильченко, действительно, в деле пока не фигурирует никаких заявлений от редакций, и, по его данным, проверка действий Руслана прокуратурой началась до публикации заметки «URA.Ru». Тем не менее, на мой взгляд, было заявление или нет, СМИ о нем сообщило, и этот поступок мог создать более комфортную атмосферу для возбуждения уголовного дела и ареста блогера. Но это, повторюсь, уже побочная история.

1048502.jpgАдвокат Станислав Ильченко

Кого же оскорбил Соколовский, и откуда взялось его дело? Инсайда нет, трудно сказать точно, но можно предположить следующее. Скорее всего, после первых публикаций СМИ о том, что видеоблогер ловил покемонов в храме, прокуратура и полиция начали проверку по факту, которая наверняка бы закончилась вполне гуманно, если бы дискуссия вокруг этого поступка не стала быстро развиваться. Почувствовав растущий интерес аудитории и СМИ, Руслан Соколовский опубликовал еще несколько видео на эту тему, в которых продолжил провокационно критиковать церковь и правоохранительные органы. Тема стала очень широко обсуждаться в социальных сетях и других медиа, Соколовского резко критиковало известное своей «православной» позицией «Телевизионное агентство Урала». Вышли сюжеты на федеральных каналах. Шум стоял нешуточный. Это могло привести к более внимательному изучению многочисленных роликов Соколовского — может быть, следователями, а может быть, и какими-нибудь влиятельными православными людьми хоть в Москве, хоть в Екатеринбурге. Поняв, что речь идет не просто о нашкодившем блогере, а о последовательном «враге веры православной», парня решили для острастки наказать по полной программе. (Это, повторюсь, мое предположение)

Только вот что из этого получится? История еще более спорная, чем с Pussy Riot: те хоть устроили реальную провокацию в храме, а парень просто ходил со смартфоном, никому не мешал, а потом сделал про это видео. Да, видео издевательское. Можно ли сажать человека в тюрьму за издевательское видео, даже если оно нас обижает? Конечно, нельзя.

Наверное, в каком-то смысле Соколовский — последователь Pussy Riot. И это как раз очень важно учитывать, думая о его поступках и возможном наказании. Я почти уверен, что если бы в свое время власть и церковь не пошли на показательно строгое наказание участниц панк-группы, отношения интеллигенции и Церкви сейчас не были бы так сложны, а значит, не существовало бы и воинствующего атеиста Руслана Соколовского (или, по крайней мере, он не был бы так популярен, а его поступки не привлекали бы такого внимания). Как мы видим, в данном случае строгость наказания вовсе не останавливает желающих пошутить в храме, наоборот, их становится больше, все больше людей пытаются пробовать систему на прочность. Это самозакручивающаяся спираль конфликта, и чем сильнее сейчас попытаются наказать Соколовского, тем хуже в конечном счете будет для самой Церкви и самого общества. 

Кроме того, люди не могут не прийти к невольному сравнению Соколовского, который сидит в тюрьме за видеоролики, и людей, которые находятся на свободе, хотя их подозревают в куда более серьезных преступлениях (или даже уже осудили за таковые). «Побороли преступность», «Нашли главного врага» — это сейчас очень популярный комментарий к истории Руслана, и, думаю, такое мнение звучит не только в Facebook.

Сейчас Церковь может пойти двумя путями. Первый: требовать наказания видеоблогера «по всей строгости закона». В таком случае, в свою очередь, возможны два варианта развития событий. Первый — Руслана Соколовского удастся осудить и посадить в тюрьму на 2-3 года. Второй — следствие не сможет ничего доказать, и парня выпустят из СИЗО через 4-6 месяцев. И в том, и в другом случае история будет дополнительным раздражителям для общества, добавит недоверия в отношениях между интеллигенцией, правоохранительными органами, Церковью. Возможно, выйдя из СИЗО или потом из лагеря, Руслан Соколовский больше не будет заниматься своими видеопровокациями, но почти уверен, что других желающих потроллить РПЦ лишь прибавится. А тысячи из числа его подписчиков решат, что Соколовский был абсолютно прав, представляя Церковь как сборище озлобленных недалеких людей. Его подписчики - это, в основном, школьники, будущее нашей страны.

Есть второй вариант — попросить следствие о снисхождении к молодому человеку. Если бы митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл обратился бы к следователям с таким ходатайством, уверен, они бы смогли отпустить Соколовского из СИЗО под домашний арест или подписку о невыезде. Или суд второй инстанции мог бы смягчить меру наказания, увидев отношение представителей епархии. От христиан ждешь именно такого поступка. И в этом случае доверие людей к Церкви бы, напротив, выросло. Даже те, кто относится к ней критично, увидели бы, что РПЦ умеет прощать и ищет в обществе мира, а не конфликта.

Пользуясь случаем, обращаюсь к митрополиту Екатеринбургскому Кириллу: Ваше Высокопреосвященство, проявите христианскую доброту и не позвольте этой истории превратиться в нечто более опасное. Увидьте в этом возможность продемонстрировать людям лучшие стороны Церкви.

Я уверен, что оскорбить можно лишь тех, кто внутренне готов оскорбляться. В желании посадить человека в тюрьму за видеоролик чувствуется злоба и внутренняя слабость. В умении прощать чувствуется сила.

 

Рубрика «Мнение» выражает точку зрения конкретных людей. Она может не совпадать с точкой зрения редакции.

 

P. S. Уже после публикации колонки Znak.com удалось пообщаться с митрополитом Екатеринбургским и Верхотурским Кириллом, который сейчас находится в Кишиневе. Тот заявил, что будет просить об освобождении Руслана Соколовского на поруки, если блогер захочет принять такую помощь. Владыка надеется, что в случае освобождения Соколовский примет участие в работе епархиальных служб милосердия.

 

 

Источник: https://www.znak.com/2016-09-03/neskolko_shtrihov_k_arestu_blogera_ruslana_sokolovskogo

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...

Важная информация