Перейти к содержимому
Социология религии. Социолого-религиоведческий портал

Москвин О. Бунт в хакасской колонии имеет религиозный оттенок


Рекомендованные сообщения

Бунт в хакасской колонии имеет религиозный оттенок

Текст: Олег Москвин
 

m823434.jpg Фото: кадр из видео 
 


 

 

 

В Хакасии вспыхнул тюремный бунт – самый массовый в этом году. Заключенные-мусульмане потребовали, чтобы им разрешили молиться в любое время, однако внутренний распорядок колоний подобного не предполагает. Это первый случай такого рода за последнее время, но эксперты говорят, что проникновение радикального ислама в тюрьмы уже превращается для России в угрозу национальной безопасности.

 

Исправительная колония общего режима № 35 находится в пригороде Абакана, поселке Молодежный. Здесь содержатся отбывающие первый срок. Как сообщает Управление федеральной службы исполнения наказаний (УФСИН) по Республике Хакасия, волнения здесь начались в ночь с воскресенья на понедельник и продолжались в общей сложности семь часов. В 22.30 «группа осужденных оказала неповиновение законным требованиям администрации», более 100 человек забаррикадировались в одном из помещений.

На место действия выехало руководство УФСИН по Хакасии, которое в течении шести часов вело переговоры. Они не принесли успеха. В результате была проведена силовая операция. «В 05 часов 50 минут преступники задержаны и изолированы. Пострадавших нет», – сообщает республиканское УФСИН. Там утверждают, что волнения вызвали «отрицательно характеризующиеся заключенные», один из которых недавно вернулся из карантина. Сообщается, что из-за бунта был разгромлен один из корпусов исправительной колонии. Всего в бунте участвовало 242 заключенных. Это примерно половина тех, кто находился в колонии.

На специально созванной пресс-конференции в Абакане подробности бунта журналистам рассказали участники переговоров с заключенными – начальник УФСИН по Республике Хакасия Ярослав Бажан, председатель Общественной наблюдательной комиссии Валерий Доможаков и уполномоченный по правам человека в республике Чистотин. По их словам, заключенные выдвинули массу требований. Некоторые из них участники пресс-конференции охарактеризовали как «дурацкие». Например, заключенные требовали разрешить им курить где захотят, не застегивать верхнюю пуговицу, не иметь на одежде опознавательных нашивок. «Я хочу выйти на крыльцо и курить с чашкой чая», – цитирует слова одного из заключенных информационное агентство «Хакасия».

На пресс-конференции подчеркивалось, что подоплека бунта – чисто уголовная. Колония № 35 – «красная», то есть вся власть там находится у администрации. А бунт, по словам работников УФСИН, пытались организовать недавно прибывшие в колонию – один из Москвы и еще четверо из Горного Алтая и Хакасии.

Тем не менее в хакасском бунте было и нечто новое. Заключенные колонии требовали, чтобы им дали совершать мусульманские молитвы в любое время, а не тогда, когда разрешено распорядком. При этом заключенные кричали: «Аллах акбар!»

Представители УФСИН не склонны видеть в этих требованиях какой-то намек на экстремизм, тем более что половина заключенных – мусульмане, уроженцы Средней Азии и Кавказа. Кстати, инициаторы бунта осуждены отнюдь не за экстремизм, а по чисто уголовным статьям – мошенничество, угоны, кражи. Однако некоторым напоминанием о том, что тюремная субкультура в России меняется, события в Хакасии, безусловно, могут стать. Речь идет о феномене так называемых тюремных джамаатов. С недавних пор осужденные в российских колониях стали группироваться не только на основе уголовных традиций. Это связано с появлением в колониях «идейных» заключенных – приверженцев радикальной националистической идеологии, а также ваххабитов. О том, насколько широко распространены ваххабитские джамааты в тюрьмах, существуют противоречивые данные.

Так, руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований Раис Сулейманов еще несколько лет назад заявлял в интервью «Интерфаксу», что распространение радикальных религиозных идей среди российских заключенных уже начинает представлять угрозу национальной безопасности страны. В качестве примера он приводил пресеченную деятельность радикалов в колониях Ульяновской области. ФСИН, в свою очередь, существование тюремных джамаатов отрицает.

Правозащитники, как близкие к ФСИН, так и считающиеся ее критиками, говорят о том, что жалобы заключенных на нарушение их прав на свободу вероисповедания встречаются наименее часто. «Руководство ФСИН всегда находится во взаимодействии со всеми религиозными официальными конфессиями», – сказал газете ВЗГЛЯД председатель комиссии по безопасности Общественной палаты Антон Цветков. По его словам, «если по этой линии идут нарушения со стороны администрации колонии, их всегда жестко пресекают». Другое дело, что, как утверждает Цветков, вопросы религии иногда используются в колониях «в провокативных целях: когда нет проблемы, но ее пытаются создать» сами заключенные. 

Если говорить об исламе, то в колониях и тюрьмах, по данным ФСИН, функционирует 61 мечеть и свыше 200 молельных комнат, а количество мусульманских общин приближается к тысяче. Стоит, разумеется, оговориться – речь идет об официальных общинах. Тюремные власти явно настроены на то, чтобы заключенные окормлялись представителями традиционных религиозных течений и строго под контролем администрации. В том числе и с этой целью постепенно вводится новый для тюремной системы России институт – помощников по делам верующих при управлениях ФСИН. 

В последнее время в соцсетях то и дело появляются сообщения о том, что на находящихся в тюрьме мусульман, придерживающихся радикальных взглядов, усиливается давление администрации. В какой-то мере это в начале года признала и сама ФСИН. «С учетом актуальности террористической угрозы подразделения УИС (уголовно-исполнительной системы) ориентированы на активизацию работы в данном направлении. На причастность к деятельности террористических организаций проверяются все лица, независимо от вероисповедания и ранее совершенных преступлений», – цитирует заявление пресс-бюро службы РИА «Новости».

По данным ФСИН, на профилактическом учете как лица, изучающие, пропагандирующие либо распространяющие экстремистскую идеологию, состоят порядка 800 заключенных. Всего же в пенитенциарных учреждениях страны находится порядка 644 тыс. человек.

В тюремных волнениях религиозные радикалы до сих пор никак себя не проявляли. Более того, вопросы соблюдения прав верующих заключенных – участников массовых выступлений в местах лишения свободы, казалось, вообще не волновали. За прошедший год было несколько крупных (с сотнями участников) бунтов в колониях – в Нижегородской, Новосибирской, Смоленской областях и в Башкортостане. Во всех из них какие-либо требования, связанные с религией, со стороны заключенных не звучали. Чаще всего участники бунтов ставят в вину администрации исключительно избиения и жестокий режим содержания, но никак не нарушения их прав как верующих. Так что, чем бы ни были требования бунтовщиков в ИТУ № 35 в Хакасии, это нечто новое для российской тюремной системы.

 

 
 

* Организация, в отношении которой судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности"

 

Источник: http://vz.ru/incidents/2016/7/25/823434.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 7 months later...

Страна из трех букв

АУЕ: Кто стоит за криминализацией подростков, вводит их в преступное пространство, или Хроники новой пионерии

Алексей Тарасов

Обозреватель

 

Исламский след

Судя по всему, где-то в Конституции есть секретная статья о том, что Сибирь — это именно то место, где исправляют преступников. В Сибирь продолжают собирать осужденных со всей западной России. Почему Москва, Чечня, Дагестан не строят для своих земляков тюрьмы и лагеря?

Ну так люди не помои, которые можно выплеснуть за Урал. Они к вам вернутся — помоями в соцсетях, онлайн-каналах, а значит, в душах ваших детей.

Это в далеком прошлом можно было отводить регионам/континентам роль каторжных. Россия и поныне сохраняет тот же порядок вещей, а значит, получит обратку — объективно сложившуюся субкультуру этих мест, их региональную идею — АУЕ, становящуюся для юности на наших глазах идеей национальной.

Между тем именно благодаря притоку чужаков в этом отдельном, но не закрытом сибирском мире, сработали механизмы саморегуляции, гомеостаз. Воровской касте, АУЕ на этих просторах сейчас способны противостоять лишь исламисты в зонах («тюремные джамааты»). Прошлым летом «Новая» (№ 81 от 27 июля 2016) писала о бунте в 35-й колонии Абакана. Раньше органы ретушировали, насколько это возможно, национальные и религиозные мотивы в любых ЧП, но, комментируя это восстание, сразу заявили о мусульманском следе, о криках «Аллаху акбар!» прячущих свои лица в тряпках заключенных.

Для пенитенциарной системы Хакасии тема эта, очевидно, больная: республика не мусульманская, но 50 % ее зэков — мусульмане. Исламисты или те, кто выбрал себе эту маску (а их все больше), отказываются работать, отрицают и режим, и воровские законы. Страдает и лагерная экономика, и давний порядок вещей, «понятия». Мусульмане признают единственным законом для себя положения шариата. Кому это понравится? И теперь руками самих заключенных пытаются восстановить статус-кво, но каков будет в реальности исход этой битвы, пока неясно.

В феврале этого года стало известно о новом эпизоде войны воров с исламистами. В колонии соседней с Хакасией Тувы вор в законе Руслан Гегечкори (Шляпа Младший), сын вора Роланда Гегечкори и внук вора Ноя Гегечкори, получил нокаутирующий удар в челюсть, нехорошо отозвавшись о чеченцах. После этого обидчик вора и еще семеро выходцев с Кавказа ушли молиться в тюремную мечеть. Гегечкори собрал свою шатию, два десятка, и ворвался туда же. Состоялось побоище и разгром мечети.

 

Источник: https://www.novayagazeta.ru/articles/2017/06/16/72816-strana-iz-treh-bukv

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 3 weeks later...

«Раскоронация» во имя «системы»

Лишение Руслана Гегечкори (Шляпа младший) титула «вора в законе» вызвало негативную реакцию у ряда влиятельных «законников», в том числе — у его врагов.

 

Ряд влиятельных «воров в законе» посчитали, что «раскоронация» Руслана Гегечкори (Шляпа младший) — шаг в пользу Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН). По их мнению,  в сложившихся условиях разбираться с законником надо было после его освобождения. Именно Шляпа невольно стал инициатором конфликта в местах лишения свободы  между «законниками» и представителями кавказских диаспор, исповедующих ислам.

Как уже рассказывал «Росбалт», после инцидента в колонии в Туве, когда Шляпа младший с подручными избили выходцев из Северного Кавказа и погромили тюремную мечеть, Гегечкори  перевели в СИЗО Ачинска, а потом — в тюремную больницу в Красноярске. Сделано это было не случайно. По словам источника агентства, знакомого с ситуацией, ФСИН решила проучить Гегечкори. В это время в тюремной больнице находился злейший враг (по логике тюремщиков) Шляпы Младшего: «вор в законе» Бадри Когуашвили (Бадри Кутаисский). В свое время Гегечкори и члены его клана были среди тех «криминальных генералов», кто поставил подписи под «малявой» о «раскоронации» Бадри. Позже, на самой большой сходке «законников» последних лет, которая прошла в Ереване, Когуашвили был признан «членом семьи», то есть — «вором в законе».

Однако Бадри никого интереса к прибывшему «врагу» не проявил. Зато «разобраться» с Гегечкори решили два других «законника» — Константин Борисов (Костыль) и Сулхан Мжавия (Сулхан). По данным «Росбалта», они  попытались заручиться поддержкой также находившегося в больнице «криминального генерала» Юрия Усояна (Юра Лазаревский), но тот категорически отказался. В результате на свет появилась «малява» о «раскоронации» Гегечкори, подписанная только Костылем и Сулханом. Примечательно, что многие влиятельные «воры в законе», в независимости от их отношения к Шляпе младшему, такой поступок восприняли негативно. В частности, Костыль и Сулхан явно рассчитывали на полную поддержку со стороны Бадри, но ее не получили. Наоборот, он осудил их поступок. Когуашвили высказался, что, «воры в законе», находясь в заключении, должны бороться с «системой». И Шляпа, каким-бы он ни был, это делал. А его «раскоронация» сыграла исключительно в пользу «системы». Все вопросы с ним надо было решать после освобождения.

После того, как Гегечкори остался без титула, его жизни стала грозить серьезная опасность. Когда Шляпа прибыл в СИЗО Ачинска,  к нему долгое время не допускали адвокатов, уверяя, что он от них отказался. А когда защитники попали к клиенту, то, по их уверению, увидели на его теле следы пыток и избиений. Более того, адвокаты, ссылаясь на свои источники, полагают, что в местах лишения свободы готовится покушение на Гегечкори из-за событий в колонии Тувы, ему постоянно поступают угрозы расправы. Теперь же Гегечкори «вором в законе» не является, и представители Кавказа могут попытаться с ним поквитаться — как с рядовым арестантом.

«Росбалт» подробно рассказывал об инциденте, произошедшем в одной из колоний Тувы. У прибывшего туда для отбытия срока Руслан Гегечкори, по словам источников «Росбалта», возник конфликт с группой выходцев из Чечни и Дагестана. В ходе беседы он весьма нелестно отозвался обо всей чеченской нации в целом, возникла драка, Шляпа младший получил несколько ударов. После ее окончания кавказцы ушли молиться в мечеть. А вскоре туда ворвался Гегечкори вместе с несколькими десятками других заключенных. В результате его обидчики были зверски избиты, также оказалась разгромлена и сама мечеть. Новость об этом, быстро распространившись среди кавказских диаспор, вызвала бурю негодования. И обычные люди, и «авторитетные» выходцы из Чечни и Дагестана пообещали просто так инцидент не оставить. Причем речь шла о том, что спрос будет не только с Руслана, но и с его отца — влиятельного «вора в законе» Роланда Гегечкори (Роланд Шляпа), а также других мафиози, пытающихся помешать вендетте.

«Руслан попытался было хоть как-то исправить ситуацию. Пообещал, что выходцев из Чечни и Дагестана в колонии больше никто не тронет. их религиозные чувства задевать не станут. Но такое заявление только усугубило ситуацию, и желающих поквитаться с кланом Гегечкори не убавилось», — рассказывал ранее источник агентства, знакомый с ситуацией.

Представители «воров в законе», связанные с кланом Гегечкори, активно пытались найти человека («криминального генерала» выходца из Чечни), который мог бы «разрулить» ситуацию. Общими усилиями удалось добиться, что на уровне криминального мира тему было решено считать «закрытой». Однако известно, что большая группа уроженцев Чечни, в том числе высокопоставленных, инцидент в тувинской колонии прощать не захотела.

Юрий Вершов

 

Источник: http://www.rosbalt.ru/moscow/2017/07/04/1627737.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Система нацелилась на «воров в законе»

Руслан Гегечкори переведен в одну из самых строгих колоний, ориентированную на то, чтобы мафиози отказывались от титулов или шли на сотрудничество.

Криминальный авторитет Руслан Гегечкори (Шляпа младший) переведен в одно из самых строгих мест системы исполнения наказаний — минусинскую крытую колонию. По данным «Росбалта», там ФСИН уже подготовлена целая программа по «перевоспитанию» гангстера. Именно Шляпа невольно стал инициатором конфликта в местах лишения свободы  между «законниками» и представителями кавказских диаспор, исповедующих ислам. В Минусинске может оказаться еще один «законник» — Сергей Асатрян (Осетрина младший). Правда, его отправка в колонию отложена из-за тяжелой болезни.

Как рассказал «Росбалту» источник, знакомый с ситуацией, выполнение программы по «перевоспитанию» Руслана Гегечкори началось сразу после того, как его из колонии в Туве перевели в СИЗО Ачинска. Там к нему перестали пускать адвокатов (позже они узнали, что в изоляторе «вору в законе» угрожали убийством выходцы с Кавказа). Когда защитники все же попали к клиенту, на его теле были синяки и повреждения.

Затем Гегечкори перевели в тюремную больницу в Красноярске. Там как раз находился «законник» Бадри Когуашвили (Бадри Кутаииский), а Шляпа младший и члены его клана в свое время подписали «маляву» о раскоронации Бадри. Позже она на сходке была признана несостоятельной. По замыслу ФСИН, влиятельный Когуашвили непременно посчитается с Гегечкори. Но тот не стал этого делать, решив, что в данной ситуации расправа со Шляпой будет только на руку «системе». Зато «разобраться» с Гегечкори решили два других «законника» — Константин Борисов (Костыль) и Сулхан Мжавия (Сулхан).  Они подписали «маляву» о «раскоронации» Шляпы младшего. Что и было нужно ФСИН.

В колонию в Минусинске Гегечкори отправился уже не «вором в законе». Эта зона славится тем, что там всеми процессами управляет руководство колонии и подконтрольные ему заключенные, а роль «воров в законе» сведена к минимуму. Данная тюрьма «заточена» под то, чтобы мафиози, не выдержав тяжких условий, либо отказывались от титулов, либо шли на сотрудничество с администрацией. В частности, подконтрольные сотрудникам колонии зеки всячески провоцируют «законников» на конфликты, чтобы у администрации были предлоги официально сделать жизнь гангстеров невыносимой. Однако определенные опасения на счет того, стоил ли жестко поступать с «ворами в законе»,  у сотрудничающих с администрацией колонии есть. В криминальном мире за это предусмотрено наказание в виде «смертной казни». А вот если под «прессс» попадает человек без титула, то руки у них совсем развязаны. Ожидается, что уже в ближайшее время сокамерниками Шляпы младшего могут стать выходцы с Кавказа, которые не забыли ему инцидент в тувинской колонии.

У отбывавшего в Туве срок Руслан Гегечкори возник конфликт с группой выходцев из Чечни и Дагестана. В ходе беседы он весьма нелестно отозвался обо всей чеченской нации в целом, возникла драка, Шляпа младший получил несколько ударов. После ее окончания кавказцы ушли молиться в мечеть. А вскоре туда ворвался Гегечкори вместе с несколькими десятками других заключенных. В результате его обидчики были зверски избиты, также оказалась разгромлена и сама мечеть.

 

Юрий Вершов

 

 

Источник: http://www.rosbalt.ru/moscow/2017/07/11/1629694.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...

Важная информация